Миссионерская православная газета. 2015 г. № 7. Июль.
М иссионерская православная газета №7 , ИЮЛЬ 2015 С О Б Ы Т И Я 15/28 июля Р усская П равославная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира Начало на стр. 1 В новостях показывают украинского ополченца, а у него на груди не крест, а дуля висит. Говорит: — У меня бабушка языч ница, она мне посоветовала на шею надеть дулю, поэтому меня ничто не возьмет. Языческая тема проника ет в умы, в сознание нашего воинства, и даже передового. Хотя на самом деле, ничего привлекательного в этом нет. Как говорит известный бого слов-миссионер отецАндрей Кураев, если вы обращаетесь к демоническому миру, то рискуете получить обслужи вание по полной программе. Результатом бывает как ми нимум — психиатрическая лечебница, но обычно че ловек накладывает на себя руки, и в военной среде это тоже присутствует, довольно обычное дело, к сожалению. Князь Владимир от язы чества решил отказаться, и сделал это категоричным образом: мы знаем, как он поступил с Перуном. Впо следствии, что интересно, отменяется в России смерт ная казнь. По сути дела, мы — первая европейская стра на, которая отменила смерт ную казнь, хотя европейцы обычно кичатся своей ци вилизованностью. Священ ники греческие уговаривали князя, чтобы он ввел смерт ную казнь — разбойников много развелось. Велико британия, например, еще в XIX веке вешала подростков за воровство, причем самым беспощадным образом, по тому что самое ценное у бри танца —это деньги, и самое страшное преступление — украсть. А у нас получается. еще в IX веке была отменена смертная казнь. Что касается письменных памятников. Есть источ ники («Повесть временных лет», несколько других ви зантийских источников), из которых мы черпаем инфор мацию о князе Владимире. Допустим, эти исторические письмена могли подвергаться цензуре, но против народно го сознания (а народ назы вал князя «Владимир Красно Солнышко») не попрешь. Он вошел в сознание народа не как дремучий язычник, который убил собственного брата, чтобы княжить, а как человек, который совершен но изменил свой внутренний духовный мир, свое сердце. Как апостол Павел из гони теля христиан стал апосто лом, так и князь Владимир из грубого язычника стал рав ноапостольным для великой Руси. Приведу пример из жиз ни спецназа. Группа вои- нов-профессионалов трени руется в Хибинах —это горы на Кольском полуострове, горнолыжный курорт, туда и президент довольно часто прилетает. В этой группе ока зался язычник, при этом все крещеные, и язычник тоже. Некоторые даже исповеду ются и причащаются в храме, то есть являются вполне во- церковленными людьми. Так вот, молодой человек, испо ведующий язычество, в своё время снял крест, надел аму лет, говоря своим собратьям: — Вы, христиане, приняли веру евреев, а я —веру пред ков, которые верили в Перуна и были сильны. Все аргументы о вере Су ворова, адмирала Ушакова, других полководцев, с кото рыми мы были непобедимы ми, проходили мимо ушей. Перед одной из трениро вок в горах, когда бойцы но чевали в палатке, он попросил одного верующего офицера, старшего среди них, который молился за всех поимённо: —Не молись за меня, не занимайся пустым делом. На следующий день, ког да они лазили по скалам, этот убеждённый язычник сорвал ся, причем страховка подвела в том месте, где никак не мог ла подвести. Слава Богу, не разбился, но пришлось дол гое время пролежать в госпи тале. Когда старший собрат его навещал, тот спросил: —Ты исполнил тогда мою просьбу не молиться за меня? —Да, я прекратил молить ся за тебя перед теми учени ями. —Так молись за меня сно ва. Таким образом, Господь вразумил воина, отрекшегося от своего крещения. Многие либерально на строенные политики, финан сируемые с Запада, говорят о том, что князь Владимир крестил дружину и народ на сильственным образом. Это ложь, поскольку в то время общество было другим —па триархальным, никаких дис сидентствующих людей не было. Князь Владимир вос принимался как отец народа, поэтому пример князя был для всех примером, пусть где-то и неосознанно. С хри стианством были знакомы все язычники, но когда князь крестился, за ним пошла вся дружина, а потом и весь на род. Никакого насильствен ного крещения не было, и невозможно было насиль ственно крестить, люди были свободного духа. Хотя князь Владимир и был отцом, но если бы он не устраивал дружину, его могли и убить. Тем не менее, авторитет кня зя был настолько велик, что дружинники приняли кре щение. Князь был отцом для дружины, и для всего наро да, командир — тоже отец для воинов. Это сохрани лось в нашем воинском менталитете. Наш владыка Митрополит Симон, управ ляющий Мурманской и Мончегорской епархией, неоднократно служил на от крытом воздухе Литургию в воинских частях. Как-то он решил совершить Литургию на самой отдаленной заставе —это Екатерининская заста ва, граница с Норвегией, но игумен близлежащего мона стыря не смог подготовить личный состав к приезду Владыки. Добираться туда тоже очень тяжело. Но мы приехали, стали готовиться. Но как воспринимали наш приезд воины? В выходной день приехали какие-то бо родатые мужики, одеваются в яркие одежды, говорят, что Литургию будут служить. Все бойцы заставы не имели ни малейшего представления о богослужениях Церкви. Владыка спрашивает: —Вы будете молиться? Нашелся смелый сер жант, говорит: —Да мы вообще не по нимаем, что происходит, не хотим, у нас выходной, теле визор хотим посмотреть, мы вас не ждали. Было неудобно перед Владыкой, но он вошел в ситуацию, понял, что ребята совсем неподготовленные. Говорит мне: —Отец Андрей, построй личный состав, поговори, что такое Исповедь, Литур гия, постарайся это сделать за 10 минут. Конечно, в 10 минут я не уложился, но удалось доне сти пограничникам простым языком важные вещи. Что интересно, с нами был под полковник, главный воспи татель пограничного отряда, человек нецерковный, он пошел первый на исповедь, а за ним другие офицеры, и так воины пошли исповедо ваться все как один. Ника кого принуждения не было. Все были допущены до При частия, с удовольствием слу шали проповедь Владыки и были потрясены до глубины души. Наши сердца, хотя многие из нас и вышли из атеистической советской среды, остались чуткими к божественным реалиям. Нужно находить слова, мо литвы, чтобы достучаться до сердец нашего воинства. Если командир будет стремиться стать отцом для своих подчинённых, а воен ный священник —духовным отцом Российского воин ства, то в итоге мы получим непобедимую Армию и Во енно-морской Флот. Протоиерей Андрей АМЕЛИН Духовное наследие благоверного князя Владимира в деле воспитания Российского воинства 22 с е н т я б р я 2015 г о д а в г. М о н ч е г о р с к е с о с т о я т с я Х! Т р и ф о н о в с к и е о б р а з о в а т е л ь н ы е чт ения « П р а в о с л а в и е - ц и в и л и з а ц и о н н ый выбор р у с с к о г о С е в е р а » Чтения организованы Министер ством образования и науки Мурман ской области совместно с Мурман ской и Мончегорской епархией и посвящены 1000-летию преставле ния равноапостольного князя Вла димира. Заявки на участие в Трифо новских чтениях направлять в срок до 7 сентября 2015 года по адресу: г. Мурманск, ул. Советская, д. 9А, ГОУ ДПО «Мурманский област ной институт повышения квали фикации работников образования и культуры». E-mail: iro51@iro51.ru Просим информацию о проведении Трифоновских чтений довести до сведения заинтересованных лиц. 28 июня 2015 г. члены к л у б а «Кол яне» , с т а р о ж и л ы , к р а е в е д ы , и с т о р и к и с о б р а л и с ь в К о л е , чтобы в с помни т ь к о л ь с к о г о с т а р ц а , п р е д с т а в и т е л я с а м о г о д р е в н е г о р о д а в Ко л е - Ф и л о с о ф а С т е п а н о в и ч а С у с л о в а ( 1862 - 1940) . Философ Степанович всю жизнь прожил в Коле. В возрасте 3-х лет он ос леп. По воспоминаниям современников Философ Степанович был очень религиозным человеком. Рядом с его домом нахо дилась часовня в честь прп. Трифона Печенгско- го, за которой семья Сусловых приглядыва ла. Во время гонений на Церковь, Философ про должал не только усердно молиться Богу, но его дом стал духовным центром в Коле, не только для ко- лян и жителей близлежа щих поселков. В 1938 г. с Философом Степановичем встреча лись сотрудники Мур манского областного краеведческого музея, за писавшие от него различ ные старинные предания. Скончался Философ Суслов в 1940 г. и был похоронен на старинном Кольском кладбище, не далеко от уже разрушен ной к тому времени Тро ицкой кладбищенской церкви. Долгое время его могила была ничем не обозначена. Сохранил ся лишь надмогильный холм и остатки деревян ной ограды. И только в 2014 г., совершенно слу чайно старожил Колы Тамара Александровна Кузнецова вспомнила про его захоронение и по казала это место на клад бище. Вскоре коляне со брали денежные средства и установили на могиле кольского старца камен ный памятник. 28 июня 2015 г., в 75-ю годовщину со дня смерти Философа Степановича, собралось более 30 чело век —колян и мурманчан, чтобы вспомнить свое го земляка. Настоятель Кольской Благовещен ской церкви о. Андрей послужил на кладбище литию. В информацион н о -п р о с в е ти те л ь с к о м центре «Благовещение» о Философе Степанови че рассказали: профес сор, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Президент ской библиотеки Павел Викторович Федоров и старожил Колы, который помнит старца Филосо фа Валентин Сергеевич Лопинцев. Мероприятие посетили глава муници пального образования г. Кола С. В. Чукарева и глава администрации п. Мурмаши А. В. Аку ленко.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz