Миссионерская православная газета. 2015 г. № 7. Июль.

М иссионерская православная газета №7 , ИЮЛЬ 2015 С О Б Ы Т И Я 15/28 июля Р усская П равославная Церковь вспоминает Крестителя Руси - святого равноапостольного князя Владимира Начало на стр. 1 В новостях показывают украинского ополченца, а у него на груди не крест, а дуля висит. Говорит: — У меня бабушка языч­ ница, она мне посоветовала на шею надеть дулю, поэтому меня ничто не возьмет. Языческая тема проника­ ет в умы, в сознание нашего воинства, и даже передового. Хотя на самом деле, ничего привлекательного в этом нет. Как говорит известный бого­ слов-миссионер отецАндрей Кураев, если вы обращаетесь к демоническому миру, то рискуете получить обслужи­ вание по полной программе. Результатом бывает как ми­ нимум — психиатрическая лечебница, но обычно че­ ловек накладывает на себя руки, и в военной среде это тоже присутствует, довольно обычное дело, к сожалению. Князь Владимир от язы­ чества решил отказаться, и сделал это категоричным образом: мы знаем, как он поступил с Перуном. Впо­ следствии, что интересно, отменяется в России смерт­ ная казнь. По сути дела, мы — первая европейская стра­ на, которая отменила смерт­ ную казнь, хотя европейцы обычно кичатся своей ци­ вилизованностью. Священ­ ники греческие уговаривали князя, чтобы он ввел смерт­ ную казнь — разбойников много развелось. Велико­ британия, например, еще в XIX веке вешала подростков за воровство, причем самым беспощадным образом, по­ тому что самое ценное у бри­ танца —это деньги, и самое страшное преступление — украсть. А у нас получается. еще в IX веке была отменена смертная казнь. Что касается письменных памятников. Есть источ­ ники («Повесть временных лет», несколько других ви­ зантийских источников), из которых мы черпаем инфор­ мацию о князе Владимире. Допустим, эти исторические письмена могли подвергаться цензуре, но против народно­ го сознания (а народ назы­ вал князя «Владимир Красно Солнышко») не попрешь. Он вошел в сознание народа не как дремучий язычник, который убил собственного брата, чтобы княжить, а как человек, который совершен­ но изменил свой внутренний духовный мир, свое сердце. Как апостол Павел из гони­ теля христиан стал апосто­ лом, так и князь Владимир из грубого язычника стал рав­ ноапостольным для великой Руси. Приведу пример из жиз­ ни спецназа. Группа вои- нов-профессионалов трени­ руется в Хибинах —это горы на Кольском полуострове, горнолыжный курорт, туда и президент довольно часто прилетает. В этой группе ока­ зался язычник, при этом все крещеные, и язычник тоже. Некоторые даже исповеду­ ются и причащаются в храме, то есть являются вполне во- церковленными людьми. Так вот, молодой человек, испо­ ведующий язычество, в своё время снял крест, надел аму­ лет, говоря своим собратьям: — Вы, христиане, приняли веру евреев, а я —веру пред­ ков, которые верили в Перуна и были сильны. Все аргументы о вере Су­ ворова, адмирала Ушакова, других полководцев, с кото­ рыми мы были непобедимы­ ми, проходили мимо ушей. Перед одной из трениро­ вок в горах, когда бойцы но­ чевали в палатке, он попросил одного верующего офицера, старшего среди них, который молился за всех поимённо: —Не молись за меня, не занимайся пустым делом. На следующий день, ког­ да они лазили по скалам, этот убеждённый язычник сорвал­ ся, причем страховка подвела в том месте, где никак не мог­ ла подвести. Слава Богу, не разбился, но пришлось дол­ гое время пролежать в госпи­ тале. Когда старший собрат его навещал, тот спросил: —Ты исполнил тогда мою просьбу не молиться за меня? —Да, я прекратил молить­ ся за тебя перед теми учени­ ями. —Так молись за меня сно­ ва. Таким образом, Господь вразумил воина, отрекшегося от своего крещения. Многие либерально на­ строенные политики, финан­ сируемые с Запада, говорят о том, что князь Владимир крестил дружину и народ на­ сильственным образом. Это ложь, поскольку в то время общество было другим —па­ триархальным, никаких дис­ сидентствующих людей не было. Князь Владимир вос­ принимался как отец народа, поэтому пример князя был для всех примером, пусть где-то и неосознанно. С хри­ стианством были знакомы все язычники, но когда князь крестился, за ним пошла вся дружина, а потом и весь на­ род. Никакого насильствен­ ного крещения не было, и невозможно было насиль­ ственно крестить, люди были свободного духа. Хотя князь Владимир и был отцом, но если бы он не устраивал дружину, его могли и убить. Тем не менее, авторитет кня­ зя был настолько велик, что дружинники приняли кре­ щение. Князь был отцом для дружины, и для всего наро­ да, командир — тоже отец для воинов. Это сохрани­ лось в нашем воинском менталитете. Наш владыка Митрополит Симон, управ­ ляющий Мурманской и Мончегорской епархией, неоднократно служил на от­ крытом воздухе Литургию в воинских частях. Как-то он решил совершить Литургию на самой отдаленной заставе —это Екатерининская заста­ ва, граница с Норвегией, но игумен близлежащего мона­ стыря не смог подготовить личный состав к приезду Владыки. Добираться туда тоже очень тяжело. Но мы приехали, стали готовиться. Но как воспринимали наш приезд воины? В выходной день приехали какие-то бо­ родатые мужики, одеваются в яркие одежды, говорят, что Литургию будут служить. Все бойцы заставы не имели ни малейшего представления о богослужениях Церкви. Владыка спрашивает: —Вы будете молиться? Нашелся смелый сер­ жант, говорит: —Да мы вообще не по­ нимаем, что происходит, не хотим, у нас выходной, теле­ визор хотим посмотреть, мы вас не ждали. Было неудобно перед Владыкой, но он вошел в ситуацию, понял, что ребята совсем неподготовленные. Говорит мне: —Отец Андрей, построй личный состав, поговори, что такое Исповедь, Литур­ гия, постарайся это сделать за 10 минут. Конечно, в 10 минут я не уложился, но удалось доне­ сти пограничникам простым языком важные вещи. Что интересно, с нами был под­ полковник, главный воспи­ татель пограничного отряда, человек нецерковный, он пошел первый на исповедь, а за ним другие офицеры, и так воины пошли исповедо­ ваться все как один. Ника­ кого принуждения не было. Все были допущены до При­ частия, с удовольствием слу­ шали проповедь Владыки и были потрясены до глубины души. Наши сердца, хотя многие из нас и вышли из атеистической советской среды, остались чуткими к божественным реалиям. Нужно находить слова, мо­ литвы, чтобы достучаться до сердец нашего воинства. Если командир будет стремиться стать отцом для своих подчинённых, а воен­ ный священник —духовным отцом Российского воин­ ства, то в итоге мы получим непобедимую Армию и Во­ енно-морской Флот. Протоиерей Андрей АМЕЛИН Духовное наследие благоверного князя Владимира в деле воспитания Российского воинства 22 с е н т я б р я 2015 г о д а в г. М о н ч е г о р с к е с о с т о я т с я Х! Т р и ф о н о в с к и е о б р а з о в а т е л ь н ы е чт ения « П р а в о с л а в и е - ц и в и л и з а ц и о н н ый выбор р у с с к о г о С е в е р а » Чтения организованы Министер­ ством образования и науки Мурман­ ской области совместно с Мурман­ ской и Мончегорской епархией и посвящены 1000-летию преставле­ ния равноапостольного князя Вла­ димира. Заявки на участие в Трифо­ новских чтениях направлять в срок до 7 сентября 2015 года по адресу: г. Мурманск, ул. Советская, д. 9А, ГОУ ДПО «Мурманский област­ ной институт повышения квали­ фикации работников образования и культуры». E-mail: iro51@iro51.ru Просим информацию о проведении Трифоновских чтений довести до сведения заинтересованных лиц. 28 июня 2015 г. члены к л у б а «Кол яне» , с т а р о ж и л ы , к р а е в е д ы , и с т о р и к и с о б р а л и с ь в К о л е , чтобы в с помни т ь к о л ь с к о г о с т а р ц а , п р е д с т а в и т е л я с а м о г о д р е в н е г о р о д а в Ко л е - Ф и л о с о ф а С т е п а н о в и ч а С у с л о в а ( 1862 - 1940) . Философ Степанович всю жизнь прожил в Коле. В возрасте 3-х лет он ос­ леп. По воспоминаниям современников Философ Степанович был очень религиозным человеком. Рядом с его домом нахо­ дилась часовня в честь прп. Трифона Печенгско- го, за которой семья Сусловых приглядыва­ ла. Во время гонений на Церковь, Философ про­ должал не только усердно молиться Богу, но его дом стал духовным центром в Коле, не только для ко- лян и жителей близлежа­ щих поселков. В 1938 г. с Философом Степановичем встреча­ лись сотрудники Мур­ манского областного краеведческого музея, за­ писавшие от него различ­ ные старинные предания. Скончался Философ Суслов в 1940 г. и был похоронен на старинном Кольском кладбище, не­ далеко от уже разрушен­ ной к тому времени Тро­ ицкой кладбищенской церкви. Долгое время его могила была ничем не обозначена. Сохранил­ ся лишь надмогильный холм и остатки деревян­ ной ограды. И только в 2014 г., совершенно слу­ чайно старожил Колы Тамара Александровна Кузнецова вспомнила про его захоронение и по­ казала это место на клад­ бище. Вскоре коляне со­ брали денежные средства и установили на могиле кольского старца камен­ ный памятник. 28 июня 2015 г., в 75-ю годовщину со дня смерти Философа Степановича, собралось более 30 чело­ век —колян и мурманчан, чтобы вспомнить свое­ го земляка. Настоятель Кольской Благовещен­ ской церкви о. Андрей послужил на кладбище литию. В информацион­ н о -п р о с в е ти те л ь с к о м центре «Благовещение» о Философе Степанови­ че рассказали: профес­ сор, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Президент­ ской библиотеки Павел Викторович Федоров и старожил Колы, который помнит старца Филосо­ фа Валентин Сергеевич Лопинцев. Мероприятие посетили глава муници­ пального образования г. Кола С. В. Чукарева и глава администрации п. Мурмаши А. В. Аку­ ленко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz