Миссионерская православная газета. 2015 г. № 6. Июнь.
Л У Г Д У Х О В Н Ы Й Миссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2015 12 июля 2015 го д а - д е н ь святы х п ер в о в ер хо в ны х а п о с то л о в П е тр а и П авла Петр и Пдвел - ош з окрдщенил согрешающих День святых первоверховныхапостолов Петра и Павла назван в честь апосто лов, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с раз ницей в один год. КОГДА БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПЕТРОВ ПОСТ? Установление Петрова поста относит ся к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого по ста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом по ститесь; справедливость требует и ра доваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». ПОЧЕМУ ЭТОТ ПОСТ НА ЗВАН АПОСТОЛЬСКИМ? Этот летний пост, который сейчас мы называем П е тровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изну рении, часто в бдении, в го лоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. 11) готовились ко всемирной проповеди Еван гелия. По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает кре пости, ибо научает велико му любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бесте лесных... тот, кто молится, как должно, и притом по стится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становит ся легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, уми лостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. По- этому-то апостолы всегда почти постились». ПОЧЕМУ ПЕТРОВ ПОСТ СЛЕДУЕТ ЗА ДНЕМ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ? День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,— один из вели чайших праздников. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайско го новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступи ла благодать Святого Духа, законополагающего, подаю щего силы к исполнению За кона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати. Мы не постимся в П я тидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христиа нина. Итак, во время П я тидесятницы мы питаемся Господом, с нами общаю щимся. Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали свя тым постом, чтобы, выходя на брань против духовно го развращения, иметь для этого оружие в воздержа нии, которым можно было бы умертвить греховные во жделения, ибо невидимые наши противники и бес плотные враги не одолеют нас, если мы не будем пре даваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездействен ным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине уста новлен неизменный и спа сительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесше гося на небеса, и после при нятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым по ставили то, чтобы все под виги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воин ство Христово ограждено от всех соблазнов греха свя тым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте пре имущественно в настоящее время, в которое заповеду ется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протек ших от воскресения Хри стова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве». ПОЧЕМУ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ НАЗЫВА ЮТСЯ ПЕРВОВЕРХОВ НЫМИ? По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христо вых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4, 1). Облеченные равной си лой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадца ти престолах возле Сына Че ловеческого (Мф. 19, 28). Хотя некоторые апосто лы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и дру гие, ни один из них не был главным и даже превосходя щим честью остальных. Но так как вДеяниях апо стольских преимущественно повествуется о трудах апо столов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, бла гоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих на зывают первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предна- чавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудив шегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11,5); одно го —за твердость, другого — за светлую мудрость. Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы —служители Его (Кол. 1, 18). Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозван ного, был рыбак. Он был же нат, имел детей. По выраже нию св. Иоанна Златоуста, это был человек пламен ный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Госпо ду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апо столов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29—31). В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Сво ей Божественной славы на Фаворе, Своей Божествен ной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефси- манском. Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отре чение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскрес шего. Апостол Петр был вы дающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Христу тысяч людей. По слову апостола Петра, об личаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5—10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исце лялись (Деян. 9, 3—34) даже от прикосновения к ним од ной тени проходящего апо стола (Деян. 5, 15). Апостол Петр был рас пят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать разли чие между своими страда ниями и страданиями свое го Божественного Учителя. Чудесна история обра щения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл. Савл, воспитанный в законе иудейском, нена видел Церковь Христову, и даже выпросил у синедрио на власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал Церковь, входя вдомы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, при шел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дама ску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты го нишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепе те и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано бу дет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами нико го не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 1—9). Упорный гонитель хри стианства становится неу томимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступ ки, слова, послания Пав ла — все свидетельствует о нем, как избранном сосу де благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гоне ние, ни голод, ни опасности, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу. Он совершал непрестан ные путешествия в разные страны для проповеди Еван гелия иудеям и особенно язычникам. Эти путеше ствия сопровождались про поведью, чудесами, неусып ным трудом, неистощимым терпением и высокой свято стью жизни. За свои труды апостол претерпел неисчис лимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апосто лом Петром он принял муче ническую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум. Материал подготовил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz