Миссионерская православная газета. 2015 г. № 6. Июнь.

Л У Г Д У Х О В Н Ы Й Миссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2015 12 июля 2015 го д а - д е н ь святы х п ер в о в ер хо в ны х а п о с то л о в П е тр а и П авла Петр и Пдвел - ош з окрдщенил согрешающих День святых первоверховныхапостолов Петра и Павла назван в честь апосто­ лов, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с раз­ ницей в один год. КОГДА БЫЛ УСТАНОВЛЕН ПЕТРОВ ПОСТ? Установление Петрова поста относит­ ся к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого по­ ста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом по­ ститесь; справедливость требует и ра­ доваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». ПОЧЕМУ ЭТОТ ПОСТ НА­ ЗВАН АПОСТОЛЬСКИМ? Этот летний пост, который сейчас мы называем П е­ тровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изну­ рении, часто в бдении, в го­ лоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. 11) готовились ко всемирной проповеди Еван­ гелия. По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает кре­ пости, ибо научает велико­ му любомудрию, человека соделывает ангелом, да еще укрепляет против сил бесте­ лесных... тот, кто молится, как должно, и притом по­ стится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становит­ ся легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, уми­ лостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. По- этому-то апостолы всегда почти постились». ПОЧЕМУ ПЕТРОВ ПОСТ СЛЕДУЕТ ЗА ДНЕМ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ? День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,— один из вели­ чайших праздников. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайско­ го новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступи­ ла благодать Святого Духа, законополагающего, подаю­ щего силы к исполнению За­ кона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати. Мы не постимся в П я­ тидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христиа­ нина. Итак, во время П я­ тидесятницы мы питаемся Господом, с нами общаю­ щимся. Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали свя­ тым постом, чтобы, выходя на брань против духовно­ го развращения, иметь для этого оружие в воздержа­ нии, которым можно было бы умертвить греховные во­ жделения, ибо невидимые наши противники и бес­ плотные враги не одолеют нас, если мы не будем пре­ даваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездействен­ ным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине уста­ новлен неизменный и спа­ сительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесше­ гося на небеса, и после при­ нятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым по­ ставили то, чтобы все под­ виги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воин­ ство Христово ограждено от всех соблазнов греха свя­ тым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте пре­ имущественно в настоящее время, в которое заповеду­ ется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протек­ ших от воскресения Хри­ стова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве». ПОЧЕМУ АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ НАЗЫВА­ ЮТСЯ ПЕРВОВЕРХОВ­ НЫМИ? По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христо­ вых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4, 1). Облеченные равной си­ лой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадца­ ти престолах возле Сына Че­ ловеческого (Мф. 19, 28). Хотя некоторые апосто­ лы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и дру­ гие, ни один из них не был главным и даже превосходя­ щим честью остальных. Но так как вДеяниях апо­ стольских преимущественно повествуется о трудах апо­ столов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, бла­ гоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих на­ зывают первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предна- чавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудив­ шегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11,5); одно­ го —за твердость, другого — за светлую мудрость. Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы —служители Его (Кол. 1, 18). Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозван­ ного, был рыбак. Он был же­ нат, имел детей. По выраже­ нию св. Иоанна Златоуста, это был человек пламен­ ный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Госпо­ ду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апо­ столов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29—31). В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Сво­ ей Божественной славы на Фаворе, Своей Божествен­ ной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефси- манском. Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отре­ чение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскрес­ шего. Апостол Петр был вы­ дающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Христу тысяч людей. По слову апостола Петра, об­ личаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5—10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исце­ лялись (Деян. 9, 3—34) даже от прикосновения к ним од­ ной тени проходящего апо­ стола (Деян. 5, 15). Апостол Петр был рас­ пят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать разли­ чие между своими страда­ ниями и страданиями свое­ го Божественного Учителя. Чудесна история обра­ щения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл. Савл, воспитанный в законе иудейском, нена­ видел Церковь Христову, и даже выпросил у синедрио­ на власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал Церковь, входя вдомы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, при­ шел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дама­ ску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты го­ нишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепе­ те и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано бу­ дет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами нико­ го не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 1—9). Упорный гонитель хри­ стианства становится неу­ томимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступ­ ки, слова, послания Пав­ ла — все свидетельствует о нем, как избранном сосу­ де благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гоне­ ние, ни голод, ни опасности, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу. Он совершал непрестан­ ные путешествия в разные страны для проповеди Еван­ гелия иудеям и особенно язычникам. Эти путеше­ ствия сопровождались про­ поведью, чудесами, неусып­ ным трудом, неистощимым терпением и высокой свято­ стью жизни. За свои труды апостол претерпел неисчис­ лимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апосто­ лом Петром он принял муче­ ническую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом. Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум. Материал подготовил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz