Миссионерская православная газета. 2015 г. № 6. Июнь.
6 Миссионерская православная газета и ю н ь 2015 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О 26 мая 2015 года состоялось заседание комиссии Общественной палаты Мурманской области по вопросам гуманитарной сферы, развития гражданского общества, межнациональных отношений в формате круглого стола. Заместитель секретаря Общественной палаты, пред седатель комиссии, ведущий круглого стола Бакшевни- ков Николай Александрович обозначил заявленную тему важной для России и Мур- За поцелуй я, не робея Готов, еврейка, приступить — И даже то тебе вручить, Чем можно верного еврея От православных отличить. Но половина студентов не представления о правилах религиозного приличия или, когда политик, или админи стратор, купец или офицер не учитывает особенностей национально-религиозного менталитета... школа —вуз». Представители Минобр науки поблагодарили митро полита Симона за тесное и активное сотрудничество на ниве духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Епархией была проведена огромная и пло дотворная работа по внедре нию курса ОРКСЭ: закупка О преподавании основ религиозных культур и светской этики манской области и предло жил обсудить проблемы и перспективы преподавания в школе курса «Основы рели гиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образова тельном стандарте (ФГОС) начального общего образо вания в разделе требований к структуре основных образо вательных программ и реали зуется в 4-х классах общеоб разовательных организаций (в объеме 34 учебных часов — 1 учебный час в неделю в те чение всего учебного года) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председа теля Правительства Россий ской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) и Пра вительства Российской Фе дерации от 28 января 2012 г № 84-р. Он включает шесть модулей («Основы право славной культуры», «Основы исламской культуры», «Ос новы буддийской культуры», «Основы иудейской культу ры», «Основы мировых рели гиозных культур», «Основы светской этики»), из которых ученики по выбору родителей (законных представителей) изучают одно направление. Первым докладчиком вы ступил член Общественной палаты Мурманской области, настоятель храма Владимир ской иконы Божией Матери пгт. Мурмаши Мурманской и Мончегорской епархии Рус ской Православной Церкви игумен Александр (Болдов- ский), который обратил вни мание на особую значимость изучения Основ религиозных культур в школах и привел не которые примеры. — Как преподаватель те ологии в университете, я сталкиваюсь с вопиющим незнанием основ религиоз ных верований. Например, всем известно стихотворение А.С. Пушкина «Ревекке»: Христос воскрес, моя Ревекка! Сегодня следуя душой Закону Бога-человека, С тобой целуюсь, ангел мой. А завтра к вере Моисея понимает смысла этих иро ничных строк. А для пони мания Пушкина достаточно было бы простых, отнюдь не богословских знаний религи озной культуры. Или еще одна история: одесские туристы шли по стамбульским переулочкам, пробираясь к рынку. И вдруг увидели участок тротуара, весь заставленный обувью. Обувь хоть и поношенная, но в целом еще годная, —ре шили они. На Привозе, если поставить соответствующую цену — и такая обувь пой дет. Тем более, что здесь-то ее можно взять вообще зада ром. Это, наверное, какой-то праздник у турок, решили они. Праздник, в который те расстаются со старой обу вью и дарят ее всем нуждаю щимся. Хороший праздник. Гуманный. И нам прибыль ный... Набили они этим секонд-футом свои сумки и ушли. Вот только через квартал они были задержа ны полицией. Оказывается. обувь была оставлена перед порогом мечети. В мечеть же по исламским канонам надо входить босиком (подражая Моисею, снявшему обувь у Купины Неопалимой). Не знание религиозной культу ры привело этих одесситов к неприятностям анекдотиче ского толка. Но история по казывает, что все может быть куда серьезнее: когда инове рец по равнодушию и незна нию, по снобизму или просто спьяну нарушает местные Игумен Александр пред ложил активнее задейство вать выпускников теологиче ского факультета МГТУ как квалифицированных препо давателей модуля Православ ной культуры. Председатель местной религиозной организации мусульман г. Мурманска Биккеняев Раил Фаритович посетовал на нехватку ква лифицированных педагогов мусульманской культуры. Член совета Обществен ной палаты, заместительпред седателя комиссии, дирек тор Мурманской областной общественной организации «Еврейский благотворитель ный центр» Раскина Диана Ароновна выступила против расширения преподавания «Основ религиозной культу ры и светской этики» по го дам обучения в школе. Вместе с тем, результаты исследования, проведенно го по поручению Минобр науки в начале 2015 года, показали, что более полови ны опрошенных родителей школьников поддерживают расширение преподавания курса ОРКСЭ на 2-й — 10-й классы. Представитель сооб щества православных педа гогов Хибиногорского благо чиния, учитель гимназии №1 г. Апатиты М. А. Воробьева передала просьбу родителей учащихся школ и гимназии, детских дошкольных учреж дений гг. Апатиты и Кировск о расширении модуля ОПК по маршруту «детский сад — учебников для школ, методи ческих и наглядных пособий, обучение учителей на под готовительных курсах, про ведение Трифоновских чте ний, областных семинаров и родительских конференций, выступление священников на общешкольных роди тельских собраниях во всех школах региона. Митропо лит Симон провел личные встречи с директорами и за вучами всех школ в рамках круглых столов, семинаров и консультаций. Представители еврей ской организации высказали претензии на давление пра вославной веры и озвучили желание убрать курс ОРКСЭ из школ. Работники образо вания ответили, что обязаны удовлетворять потребитель ский спрос, который исхо дит от родителей учащихся. Жаркую полемику подыто жил настоятель Свято-Ни- кольского кафедрального собора Мурманской и Мон чегорской епархии протоие рей Геннадий Буздуган: — Какую я вижу проблему в сегодняшней дискуссии — это непонимание грани меж ду культурой и воцерковле- нием. Когда я жил в Сеуле, то с удовольствием изучал буддийскую культуру и не обижался, что все изучают не православие, а буддизм. Ибо понимал, что буддизм —род ная религия, родная культура корейского народа, среди ко торого мне приходится жить. И я проявил уважение к лю дям. Мнедействительно было интересно понять, чем живут люди, и каковы их духовные истоки. Курс ОПК не ставит своей целью воцерковление. Верить нельзя заставить. Тут ключевое слово — образо вание. Для русского народа духовные истоки упираются в православие. Так историче ски сложилось, что Русское государство, русский народ образовались под влиянием православной веры. Русская культура создана православ ным христианством. Возь мем, к примеру, русский ал фавит. Корни его —в Церкви. Учасьпо книгам, читая книги, мы пожинаем плоды прекрас ного сеяния древнерусских просветителей, восприняв ших письменность от перво учителей славян — Кирилла и Мефодия, создателей сла вянской азбуки. Без знаний основ православной культу ры нельзя понять Пушкина и Лермонтова, Гоголя, Досто евского, Тютчева и многих других русских классиков, которые были воспитаны в православной традиции, и евангельские ценности ощу тимо присутствуют в их про изведениях. Православная духовность питала и русскую музыку. Возьмите, к примеру, выдающуюся героико-тра гическую оперу М. И. Глин ки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), народные музы кальные драмы —М. П. Му соргского, эпические оперы Н. А. Римского-Корсакова и др., постичь которые глу боко возможно только через призму православной рели гиозной культуры. Знамен ный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» — по трагедии А. К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются не превзойденными творени ями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично слива ются с музыкальным языком XX в. Протоиерей Геннадий Бу- здуган призвал всех разгра ничить понятия воцерковле- ния и культуры и понять, что главная задача курса ОПК — образовательная. В завершении работы все пришли к решению дальней шего обсуждения данного вопроса на местах и выра ботке совместных позиций. Письменные предложения можно присылать в комис сию Общественной палаты Мурманской области по во просам гуманитарной сфе ры, развития гражданского общества, межнациональных отношений. М арина ВОРОБЬЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz