Миссионерская православная газета. 2015 г. № 6. Июнь.

6 Миссионерская православная газета и ю н ь 2015 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О 26 мая 2015 года состоялось заседание комиссии Общественной палаты Мурманской области по вопросам гуманитарной сферы, развития гражданского общества, межнациональных отношений в формате круглого стола. Заместитель секретаря Общественной палаты, пред­ седатель комиссии, ведущий круглого стола Бакшевни- ков Николай Александрович обозначил заявленную тему важной для России и Мур- За поцелуй я, не робея Готов, еврейка, приступить — И даже то тебе вручить, Чем можно верного еврея От православных отличить. Но половина студентов не представления о правилах религиозного приличия или, когда политик, или админи­ стратор, купец или офицер не учитывает особенностей национально-религиозного менталитета... школа —вуз». Представители Минобр­ науки поблагодарили митро­ полита Симона за тесное и активное сотрудничество на ниве духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Епархией была проведена огромная и пло­ дотворная работа по внедре­ нию курса ОРКСЭ: закупка О преподавании основ религиозных культур и светской этики манской области и предло­ жил обсудить проблемы и перспективы преподавания в школе курса «Основы рели­ гиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образова­ тельном стандарте (ФГОС) начального общего образо­ вания в разделе требований к структуре основных образо­ вательных программ и реали­ зуется в 4-х классах общеоб­ разовательных организаций (в объеме 34 учебных часов — 1 учебный час в неделю в те­ чение всего учебного года) во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председа­ теля Правительства Россий­ ской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) и Пра­ вительства Российской Фе­ дерации от 28 января 2012 г № 84-р. Он включает шесть модулей («Основы право­ славной культуры», «Основы исламской культуры», «Ос­ новы буддийской культуры», «Основы иудейской культу­ ры», «Основы мировых рели­ гиозных культур», «Основы светской этики»), из которых ученики по выбору родителей (законных представителей) изучают одно направление. Первым докладчиком вы­ ступил член Общественной палаты Мурманской области, настоятель храма Владимир­ ской иконы Божией Матери пгт. Мурмаши Мурманской и Мончегорской епархии Рус­ ской Православной Церкви игумен Александр (Болдов- ский), который обратил вни­ мание на особую значимость изучения Основ религиозных культур в школах и привел не­ которые примеры. — Как преподаватель те­ ологии в университете, я сталкиваюсь с вопиющим незнанием основ религиоз­ ных верований. Например, всем известно стихотворение А.С. Пушкина «Ревекке»: Христос воскрес, моя Ревекка! Сегодня следуя душой Закону Бога-человека, С тобой целуюсь, ангел мой. А завтра к вере Моисея понимает смысла этих иро­ ничных строк. А для пони­ мания Пушкина достаточно было бы простых, отнюдь не богословских знаний религи­ озной культуры. Или еще одна история: одесские туристы шли по стамбульским переулочкам, пробираясь к рынку. И вдруг увидели участок тротуара, весь заставленный обувью. Обувь хоть и поношенная, но в целом еще годная, —ре­ шили они. На Привозе, если поставить соответствующую цену — и такая обувь пой­ дет. Тем более, что здесь-то ее можно взять вообще зада­ ром. Это, наверное, какой-то праздник у турок, решили они. Праздник, в который те расстаются со старой обу­ вью и дарят ее всем нуждаю­ щимся. Хороший праздник. Гуманный. И нам прибыль­ ный... Набили они этим секонд-футом свои сумки и ушли. Вот только через квартал они были задержа­ ны полицией. Оказывается. обувь была оставлена перед порогом мечети. В мечеть же по исламским канонам надо входить босиком (подражая Моисею, снявшему обувь у Купины Неопалимой). Не­ знание религиозной культу­ ры привело этих одесситов к неприятностям анекдотиче­ ского толка. Но история по­ казывает, что все может быть куда серьезнее: когда инове­ рец по равнодушию и незна­ нию, по снобизму или просто спьяну нарушает местные Игумен Александр пред­ ложил активнее задейство­ вать выпускников теологиче­ ского факультета МГТУ как квалифицированных препо­ давателей модуля Православ­ ной культуры. Председатель местной религиозной организации мусульман г. Мурманска Биккеняев Раил Фаритович посетовал на нехватку ква­ лифицированных педагогов мусульманской культуры. Член совета Обществен­ ной палаты, заместительпред­ седателя комиссии, дирек­ тор Мурманской областной общественной организации «Еврейский благотворитель­ ный центр» Раскина Диана Ароновна выступила против расширения преподавания «Основ религиозной культу­ ры и светской этики» по го­ дам обучения в школе. Вместе с тем, результаты исследования, проведенно­ го по поручению Минобр­ науки в начале 2015 года, показали, что более полови­ ны опрошенных родителей школьников поддерживают расширение преподавания курса ОРКСЭ на 2-й — 10-й классы. Представитель сооб­ щества православных педа­ гогов Хибиногорского благо­ чиния, учитель гимназии №1 г. Апатиты М. А. Воробьева передала просьбу родителей учащихся школ и гимназии, детских дошкольных учреж­ дений гг. Апатиты и Кировск о расширении модуля ОПК по маршруту «детский сад — учебников для школ, методи­ ческих и наглядных пособий, обучение учителей на под­ готовительных курсах, про­ ведение Трифоновских чте­ ний, областных семинаров и родительских конференций, выступление священников на общешкольных роди­ тельских собраниях во всех школах региона. Митропо­ лит Симон провел личные встречи с директорами и за­ вучами всех школ в рамках круглых столов, семинаров и консультаций. Представители еврей­ ской организации высказали претензии на давление пра­ вославной веры и озвучили желание убрать курс ОРКСЭ из школ. Работники образо­ вания ответили, что обязаны удовлетворять потребитель­ ский спрос, который исхо­ дит от родителей учащихся. Жаркую полемику подыто­ жил настоятель Свято-Ни- кольского кафедрального собора Мурманской и Мон­ чегорской епархии протоие­ рей Геннадий Буздуган: — Какую я вижу проблему в сегодняшней дискуссии — это непонимание грани меж­ ду культурой и воцерковле- нием. Когда я жил в Сеуле, то с удовольствием изучал буддийскую культуру и не обижался, что все изучают не православие, а буддизм. Ибо понимал, что буддизм —род­ ная религия, родная культура корейского народа, среди ко­ торого мне приходится жить. И я проявил уважение к лю­ дям. Мнедействительно было интересно понять, чем живут люди, и каковы их духовные истоки. Курс ОПК не ставит своей целью воцерковление. Верить нельзя заставить. Тут ключевое слово — образо­ вание. Для русского народа духовные истоки упираются в православие. Так историче­ ски сложилось, что Русское государство, русский народ образовались под влиянием православной веры. Русская культура создана православ­ ным христианством. Возь­ мем, к примеру, русский ал­ фавит. Корни его —в Церкви. Учасьпо книгам, читая книги, мы пожинаем плоды прекрас­ ного сеяния древнерусских просветителей, восприняв­ ших письменность от перво­ учителей славян — Кирилла и Мефодия, создателей сла­ вянской азбуки. Без знаний основ православной культу­ ры нельзя понять Пушкина и Лермонтова, Гоголя, Досто­ евского, Тютчева и многих других русских классиков, которые были воспитаны в православной традиции, и евангельские ценности ощу­ тимо присутствуют в их про­ изведениях. Православная духовность питала и русскую музыку. Возьмите, к примеру, выдающуюся героико-тра­ гическую оперу М. И. Глин­ ки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), народные музы­ кальные драмы —М. П. Му­ соргского, эпические оперы Н. А. Римского-Корсакова и др., постичь которые глу­ боко возможно только через призму православной рели­ гиозной культуры. Знамен­ ный распев главенствует в хоровом цикле Свиридова «Царь Федор Иоаннович» — по трагедии А. К. Толстого. «Песнопения и молитвы», написанные на церковные тексты, но предназначенные для светского концертного исполнения, являются не­ превзойденными творени­ ями Свиридова, в которых старинные литургические традиции органично слива­ ются с музыкальным языком XX в. Протоиерей Геннадий Бу- здуган призвал всех разгра­ ничить понятия воцерковле- ния и культуры и понять, что главная задача курса ОПК — образовательная. В завершении работы все пришли к решению дальней­ шего обсуждения данного вопроса на местах и выра­ ботке совместных позиций. Письменные предложения можно присылать в комис­ сию Общественной палаты Мурманской области по во­ просам гуманитарной сфе­ ры, развития гражданского общества, межнациональных отношений. М арина ВОРОБЬЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz