Миссионерская православная газета. 2015 г. № 5. Май.
М исси онерска я православная газета № 5, МАЙ 2015 ОТЗВУКИ ВОЙНЫ 26 апреля в неделю жен- мироносиц в паломническом культурном центре состоялся литературно-музыкальный вечер «Дети войны», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Яркую картину прощания с уходящими на фронт нарисовал прекрасный русский поэт, ветеран войны Булат (во святом Крещении - Иван) Окуджава. И были среди этих провожающих малыши: девочки и мальчики и младенцы на руках у матерей, мало что еще понимая, они тоже прощались со своими отцами, с некоторыми - на несколько лет, со многими - навсегда. Этим ребятишкам сужде но было стать детьми войны. Сегодня они — живая связь поколений, живая память о войне. Наши деды, воевав шие на той войне и уцелев шие, почти все теперь уже ушли в мир иной. Но наши матери и отцы помнят тот период, в их рассказах ожи вает для нас в ярких красках история Великой России и Второй Великой войны. «Мы все войны шальные дети - и г е н е р а л , и рядовой...» Многие современные церковные историки видят, подобно древним летопис цам, причину нападения гитлеровской Германии на Россию в грехах русских людей — разрушении хра мов, осквернении святынь, массовых расстрелах свя щенников и мирян. А из начально —в трагедии нео конченной Россией Первой мировой войны, нарушении присяги военной элитой, а затем и многими офицера ми и солдатами, участием русских людей в революци ях 1917 года (подготовлен ных немецкой разведкой). арестом, а затем расстрелом мученика-царя Николая Второго —Помазанника Бо- жия, и всей царской семьи. В 1915 году Государь стал главнокомандующим Ар мией, заменив на этом по сту Великого князя Николая Николаевича Младшего. Царь лично объезжал фрон товые части, иногда вместе с 14-летним сыном. Стойкий, мужественный правитель, и вместе с тем —усердный мо литвенник, Государь сумел привести русские войска почти к полной победе над Германией. 1916 год ознаме новался Брусиловским про рывом. Не будем забывать (теперь, накануне 100-лет него юбилея), что в том же Галина С И Р О Т И Н С К А Я 1916 Император Николай Второй основал город Ро- манов-на-Мурмане (Мур манск). По Промыслу Бо- жию незамерзающий порт Мурманск (и Ваенга) стал важнейшей базой нашего Флота во время Великой Отечественной войны. Великая П о б е д а - п р ош л о е и н а с то ящ е е Время было действитель но роковое. И тогда у всех русских открылись, нако нец, глаза —никто, как Бог Мы вспоминаем офицеров и рядовых, их подвиги и жертвы на поле брани. Но вспомним же и великих мо литвенников Руси. Один из них —митрополит Москов ский и Коломенский Сергий (Страгородский). Глава пра вительства, Сталин-Джу гашвили пребывал 22 июня 1941 в растерянности, так как ранее был заключен всем известный пакт Молото ва-Риббентропа. У Сталина хватило духу выйти в эфир с обращением к нации толь ко 5 июля. Но был человек, православный пастырь, ко торый отважился сразу при звать народ на битву. 22 июня 1941 года по радио выступил с обращением к русскому (и все еще православному) народу местоблюститель Патриаршего престола ми трополит Московский и Ко ломенский Сергий (Страго- родский): «Вспомним святых во ждей русского народа, на пример, Александра Не вского ,Димитрия Донского, полагавших свои души за на род и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи про стых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наго лову Соловья-разбойника. Церковь Христова благо словляет всех православных на защиту священных гра ниц нашей Родины. Господь нам дарует победу». И пророческие слова ми трополита начали сбываться в первый же, самый тяже лый и трагический год во йны, очистительной грозой грянувшей над Россией 22 июня, в День всех святых, в Земле Российской проси явших. Знаменательно, что контрнаступление под Мо сквой началось 6 декабря 1941 года — в день победи теля немецких рыцарей свя того Александра Невского. А День Победы по Промыс лу Божию пришелся на 6 мая 1945 года —день Пасхи. В этот день русские воины фактически вошли в Берлин, а 9 мая был подписан пакт о капитуляции Германии. 6 мая — это и день покрови теля русских войск Георгия Победоносца (даже имя на шего знаменитого маршала —Георгий Жуков). Вот поче му в Москву на празднование 70-летия Победы прибыла делегация с Афона, которая привезла десницу великому ченика Георгия. В продолжение всей вой ны Сталин шел на уступки: открывались храмы, возвра щались из советских концла герей священнослужители, было разрешено созвать Со бор и избрать Патриарха. Да, русские воины совершали подвиги с оружием в руках. Но за них непрестанно шла молитва. Молились еписко пы и священники, молились матери, жены и сестры, в них не угасла искра веры, а ура ган войны только сильнее раздул это духовное пламя. Подвиг святого Сера фима Саровского повторил старец Серафим Вырицкий, который молился на камне тысячу дней и ночей в окку пированной Вырице о побе де нашей Армии над гитле ровцами. Можно напомнить о факте, который редко при водится в печати. Отбросив все личные обиды, изгнан ный из разоренной Лавры отец Серафим молился о победе над немцами после того, как его сын, Николай Васильевич Муравьев, был репрессирован и расстрелян в начале войны на Урале. А сколько жизней своей молитвой и врачебным ис кусством спас, неустанно проводя операции, святи тель Лука Войно-Ясенец- кий? И он по-христиански простил своих врагов, про стил сталинские тюрьмы и ссылки. Он думал только о том, как помочь изнемога ющей от кровопролитной войны России. С началом войны с фаши стской Германией владыка из ссылки пишет телеграмму на имя Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно- Ясенецкий, отбываю ссыл ку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Явля ясь специалистом по гной ной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Про шу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епи скоп Лука». Его незамедли тельно назначили главным хирургом эвакогоспиталя № 15—15 в Красноярске. Два года он с полной отдачей сам лечил офицеров и солдат. Конечно же, владыка знал об изменении отноше ния государства к Церкви в связи с войной и мировым положением страны, но в то же время в одном из пи сем сыну есть такие стро ки: «Даже если бы не изме нилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова вступить на путь активного служения Церкви. Ибо вы, мои дети, не нуждаетесь в моей помощи, а к тюрьме и ссылкам я привык и не бо юсь их. О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Е го .» . И в другом письме: «Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, кото рая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако и врачебной, и научной рабо ты я не намерен оставлять». «Бьется в теплой печурке о го н ь.» Мурманский поэт Нико лай Колычев свое выступле ние завершил стихами для детей о памятниках солдатам войны. Зал очень тепло их принял, долго аплодирова ли. Слушая их, подумалось: «Да, надо приводить сегодня школьников. Хотя бы част ным образом, не только к памятникам, но и в храмы — к Исповеди и Причастию. Если вырастут маловерны ми —кто же будет защищать Отечество?» Как всегда, укрепило и оживило веру слово благо чинного протоиерея Андрея Амелина. Он поздравил всех с неделей жен-мироносиц, и сказал, что и во время во йны, и в годы гонений на Церковь русские женщины (по сути —мироносицы) не оставили Христа и Россию на Голгофе новых страда ний. Они молились и в уце левших церквях, и дома, со храняя огонек православия. Да и русские воины были верующими. «Я спрашивал ветеранов, —неужели вы во время атаки кричали именно “за Родину, за Сталина”»? И получал ответ: «Что Вы, ба тюшка! Мы кричали «ура» или «мама», а в окопах — шептали «Господи, поми луй». На войне неверующих нет. Завершился вечер празд ничным выступлением поморского хора. Матуш ка Ирина подарила детям войны подарочные наборы с новым номером журнала «Под сенью Трифона». Детям Великой Отечественной Войны Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главный редактор С. В. Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Дата выпуска 25.05.2015. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz