Миссионерская православная газета. 2015 г. № 5. Май.
Д А Н Ь П А М Я Т И Я иссионерскал православная газета № 5, МАЙ 2015 И Г У М Е Н И Н Н О К Е Н Т И Й Игумен Иннокентий (Ио сиф Иванович Коляда) родился 20 июля 1905 года в г. Вильнюсе Литов ской ССР в благочести вой христианской семье. В 1916 году семья переез жает в Петербург. Иосиф с ранних лет почувствовал свое призвание к служе нию Церкви Христовой. В 11 лет он уже был пев чим митрополичьего хора. Мать умерла в 1921 году, отец —в блокаду во время ВОВ. В 1923 году после окончания средней шко лы принят послушником на подворье Валаамско го монастыря в Москве. где 26 ноября 1925 года пострижен в монашество с именем Иннокентий. 3 января 1926 года руко- положен в иеродиакона. Обладая прекрасным го лосом. являл пример бла гоговейного диаконского служения. С 1930 по 1934 год служил в рядах Крас ной армии. С 1941 по 1945 год — участник Великой Отечественной войны в составе ансамбля песни и пляски. После демоби лизации был в братстве Троице-Сергиевой лавры. 24 июля 1953 года руко положен в иеромонаха и проходил служение на приходах Тульской епар хии. С 1957 по 1962 год был регентом и солистом хора Троицкого собора Александро-Невской лав ры в Ленинграде. Затем поступил в число братии Псково-Печерского мо настыря. где пробыл до 1971 года. исполняя по слушание регента брат ского хора. После этого служил во Владимирской епархии. а во второй поло вине 70-х годов —в Казан ском храме г. Кировска и в Свято-Никольском храме г. Мурманска. За штат вы шел 2 октября 1978 года. Последние годы жизни исполнял обязанности регента хора Свято-Геор гиевского кафедрального собора в г. Калуге. Отошел ко Господу 21 августа 1981 года. И ерей Александр Фе дорович Кудрявцев (1902 — ?)— свящ ен н и к С в я т о - Н и к о л а е в с к о й церкви г. Мурманска. П ро исходил из народа коми. Имел высшее педагоги ческое образование, знал несколько иностранных язы ков. до войны пре подавал в Архангельске в мореходном училище. Ж ена — Татьяна Наза- рьевна — учительница. До войны член КПСС. Во время войны было тяжелое ранение (контузия). прои зошел пересмотр жизнен ных ценностей и обрете ние веры в Бога. После войны выходит из партии. уволен с преподаватель ской работы. Переезжает в Мурманск. В 1956 г. руко положен в священный сан. В 1964 г. за сопротивление Советской власти был осужден н а 1 год условно. В 1970 г. вышел за штат. Являлся духовником Мур манского округа в составе Архангельской епархии. Супруга умерла раньше него в Мурманске. а отца Александра увез сын. Ког да умер —неизвестно. М а т е р и а л ы п о д г о т о в л е н ы п р о т о и е р е е м В а с и л и е м В о л ь с к и м Они сражались за Родину! П Р О Т О И Е Р Е Й И А К О В Н А Ч И С Протоиерей Иаков Владими рович Начис родился 13 ян варя 1912 года в городе Грива (ныне в черте Даугавпилса) Лифляндской губернии Российской империи. Отец Якова был подрядчиком по строительству, членом цер ковного совета Гривской церкви, брат архимандрита Кирилла (Начиса) и священ ника Александра (+ 1941). После революции семья оказалась в эмиграции в Лат вии в связи с изменением го сударственных границ. В 1931 г. окончил Двин скую правительственную русскую гимназию. Служил псаломщиком у священника Саввы Трубицына в Гривской церкви: разжигал кадило. прислуживал в алтаре, пре успел и в пении на клиросе. и в чтении. В 1935 году был псаломщиком в Салдусской Богоявленской церкви под руководством о. Николая Жунды. Когда о. Николая в 1936 году перевели в Дауга- впилсский собор свв. Бориса и Глеба, за ним вслед перешёл туда и Иаков Начис, который стал регентом, много поста равшись в организации хора из учениц местной гимназии. В 1936 году окончил Риж скую духовную семинарию. Женился на Александре Ци- булевой. 24 июня 1938 года был рукоположен во священ ника епископом Елгавским Иаковом. Назначен в Саус- нейский латышский приход, окормлял также все право славные латышские приходы в Видземе. Около года служил тюрем ным священником вДвинске (Даугавпилсе). Перед самой войной служил настоятелем Ильинской церкви в Лиепае. В 1940 году, когда Латвия была оккупирована совет скими войсками, начались массовые аресты духовен ства, и он едва избежал аре ста. Был предупрежден сво им прихожанином и уехал в Ригу. В 1941—1943 годах вме сте с братом (будущим ар химандритом Кириллом (Начисом)) служил в составе Псковской духовной миссии на оккупированной терри тории СССР, на приходах Ленинградской и Псковской областей. Служил в г. Порхо- ве, в с. Воронцово Псковской обл., с 1942 г. служил в с. Вы бор близ Новоржева. Псков ская миссия была создана в августе 1941 года для возоб новления храмов на терри тории Псковской, Ленин градской и Новгородской областей. Священники, вхо дившие в состав миссии, чле ны их семей чувствовали, что идут на страдания и скорби. Они взяли на себя неимовер но тяжелый труд духовного просвещения в тех областях, где русские люди уже два десятилетия были лишены церковного окормления. Миссия находилась между двумя карающими мечами: чуждыми Православию фа шистами с одной стороны, и разрушителями веры в Бога, коммунистами-безбожника- ми —с другой. С мая по август 1943 г. служил в Ольгинском храме г. Луга благочинным Лужско- го округа. В феврале 1944 г. был эва куирован в Ригу. После ликвидации Мис сии некоторое время служил в г. Лиепае (Курляндия), там же и учительствовал в рус ской гимназии. Остался на родине после прихода совет ских войск. В августе 1945 года аре стован в Лиепае советскими властями. На предваритель ном следствии следователи никак не могли найти «ком промат» на него и, не най дя, отправили в знаменитую тюрьму «Кресты», там и было сфабриковано дело, вымыш лены все пункты обвинения. 18 мая 1946 года военным трибуналом войск МВД Ле нинградской обл. пригово рен к 10 годам лагерей по ст. 58-1а, 58-10 ч.2 УК РСФСР. Срок отбывал в северном лагере Инта (Коми АССР), затем в лагере Абезь (Кож- винский район Коми АССР), где встретил много священ ников и пастырей из Латвии. В частности, встретился там с о. Николаем Трубецким, о. Димитрием Дудко, о. Константином Шаховским, о. Ливерием Вороновым. Отец Иаков не пал духом и даже поддерживал других. Случалось, тайно служил в лагере для узкого доверен ного круга людей Литургию. После освобождения из лагеря в 1955 г. батюшке не сразу разрешили вернуться в родные места, он отбывал ссылку в Коми АССР. Снача ла определили ему для «сво бодного местожительства» далёкий северный угол — село Копчон в окрестностях г. Сыктывкара. В Копчоне служил в единственном в Коми действующем право славном храме. Вместе с ним теперь были жена и дети, которых у него, как и у его отца, было трое: Ростислав, Сергей и Гурий. Однажды в школе потребовали от Серё жи отречения от отца. Сын ответил: «Папу люблю! Ни когда от него не отрекусь!» В 1958 году переехал с семьей в г. Кировск. Служил в небольшом деревянном хра ме —в бывшем бараке, у под ножия Хибинских гор. При содействии отца Иакова у храма появились луковичные купола. МатушкаАлександра говорила: «Такой крепкой веры, как на Кольском Севе ре, мы нигде не встречали». Наконец в 1960 году ба тюшке разрешили вернуться в Латвию.Он начал служить в Кулдиге в Покровском храме (настоятель в 1966 г.), окорм- ляя еще Салдусскую и Ай- зпутскую церкви (1960—1966 гг.). Возведен в сан протоие рея. С 1966 года —настоятель Рижской Покровской церк ви. В 1980-х годах при По кровской церкви о. Иаков создал дружную и активную общину, состоящую, в ос новном, из представителей интеллигенции. В Покров скую церковь приходили из органов НКВД и проверя ли: не готовит ли 75-летний батюшка новый подкоп под Советскую власть. Власти потребовали его перевода на другой приход. В 1987 году переведен в Рижский кафедральный Свято-Троицкий собор. Скончался 7 ноября 1991 года в Риге. Похоронен там на 3-м Лесном кладбище. 17 июня 1992 года был реабили тирован посмертно. В памяти верующих г. Кировска отец Иаков остал ся человеком безупречной честности, пунктуальным, с ровным, спокойным харак тером, прекрасным пропо ведником. Божественную литургию батюшка совершал всегда со страхом Божиим и благоговением, осознавая глубину и непостижимость совершаемого Таинства. Всегда тщательно и вдумчи во прочитывал поданные на родом поминания, старался каждое слово и действие со греть теплом своей души.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz