Миссионерская православная газета. 2015 г. № 5. Май.

Д А Н Ь П А М Я Т И Я иссионерскал православная газета № 5, МАЙ 2015 И Г У М Е Н И Н Н О К Е Н Т И Й Игумен Иннокентий (Ио­ сиф Иванович Коляда) родился 20 июля 1905 года в г. Вильнюсе Литов­ ской ССР в благочести­ вой христианской семье. В 1916 году семья переез­ жает в Петербург. Иосиф с ранних лет почувствовал свое призвание к служе­ нию Церкви Христовой. В 11 лет он уже был пев­ чим митрополичьего хора. Мать умерла в 1921 году, отец —в блокаду во время ВОВ. В 1923 году после окончания средней шко­ лы принят послушником на подворье Валаамско­ го монастыря в Москве. где 26 ноября 1925 года пострижен в монашество с именем Иннокентий. 3 января 1926 года руко- положен в иеродиакона. Обладая прекрасным го­ лосом. являл пример бла­ гоговейного диаконского служения. С 1930 по 1934 год служил в рядах Крас­ ной армии. С 1941 по 1945 год — участник Великой Отечественной войны в составе ансамбля песни и пляски. После демоби­ лизации был в братстве Троице-Сергиевой лавры. 24 июля 1953 года руко­ положен в иеромонаха и проходил служение на приходах Тульской епар­ хии. С 1957 по 1962 год был регентом и солистом хора Троицкого собора Александро-Невской лав­ ры в Ленинграде. Затем поступил в число братии Псково-Печерского мо­ настыря. где пробыл до 1971 года. исполняя по­ слушание регента брат­ ского хора. После этого служил во Владимирской епархии. а во второй поло­ вине 70-х годов —в Казан­ ском храме г. Кировска и в Свято-Никольском храме г. Мурманска. За штат вы­ шел 2 октября 1978 года. Последние годы жизни исполнял обязанности регента хора Свято-Геор­ гиевского кафедрального собора в г. Калуге. Отошел ко Господу 21 августа 1981 года. И ерей Александр Фе дорович Кудрявцев (1902 — ?)— свящ ен н и к С в я т о - Н и к о л а е в с к о й церкви г. Мурманска. П ро­ исходил из народа коми. Имел высшее педагоги­ ческое образование, знал несколько иностранных язы ков. до войны пре­ подавал в Архангельске в мореходном училище. Ж ена — Татьяна Наза- рьевна — учительница. До войны член КПСС. Во время войны было тяжелое ранение (контузия). прои­ зошел пересмотр жизнен­ ных ценностей и обрете­ ние веры в Бога. После войны выходит из партии. уволен с преподаватель­ ской работы. Переезжает в Мурманск. В 1956 г. руко­ положен в священный сан. В 1964 г. за сопротивление Советской власти был осужден н а 1 год условно. В 1970 г. вышел за штат. Являлся духовником Мур­ манского округа в составе Архангельской епархии. Супруга умерла раньше него в Мурманске. а отца Александра увез сын. Ког­ да умер —неизвестно. М а т е р и а л ы п о д г о т о в л е н ы п р о т о и е р е е м В а с и л и е м В о л ь с к и м Они сражались за Родину! П Р О Т О И Е Р Е Й И А К О В Н А Ч И С Протоиерей Иаков Владими­ рович Начис родился 13 ян­ варя 1912 года в городе Грива (ныне в черте Даугавпилса) Лифляндской губернии Российской империи. Отец Якова был подрядчиком по строительству, членом цер­ ковного совета Гривской церкви, брат архимандрита Кирилла (Начиса) и священ­ ника Александра (+ 1941). После революции семья оказалась в эмиграции в Лат­ вии в связи с изменением го­ сударственных границ. В 1931 г. окончил Двин­ скую правительственную русскую гимназию. Служил псаломщиком у священника Саввы Трубицына в Гривской церкви: разжигал кадило. прислуживал в алтаре, пре­ успел и в пении на клиросе. и в чтении. В 1935 году был псаломщиком в Салдусской Богоявленской церкви под руководством о. Николая Жунды. Когда о. Николая в 1936 году перевели в Дауга- впилсский собор свв. Бориса и Глеба, за ним вслед перешёл туда и Иаков Начис, который стал регентом, много поста­ равшись в организации хора из учениц местной гимназии. В 1936 году окончил Риж­ скую духовную семинарию. Женился на Александре Ци- булевой. 24 июня 1938 года был рукоположен во священ­ ника епископом Елгавским Иаковом. Назначен в Саус- нейский латышский приход, окормлял также все право­ славные латышские приходы в Видземе. Около года служил тюрем­ ным священником вДвинске (Даугавпилсе). Перед самой войной служил настоятелем Ильинской церкви в Лиепае. В 1940 году, когда Латвия была оккупирована совет­ скими войсками, начались массовые аресты духовен­ ства, и он едва избежал аре­ ста. Был предупрежден сво­ им прихожанином и уехал в Ригу. В 1941—1943 годах вме­ сте с братом (будущим ар­ химандритом Кириллом (Начисом)) служил в составе Псковской духовной миссии на оккупированной терри­ тории СССР, на приходах Ленинградской и Псковской областей. Служил в г. Порхо- ве, в с. Воронцово Псковской обл., с 1942 г. служил в с. Вы­ бор близ Новоржева. Псков­ ская миссия была создана в августе 1941 года для возоб­ новления храмов на терри­ тории Псковской, Ленин­ градской и Новгородской областей. Священники, вхо­ дившие в состав миссии, чле­ ны их семей чувствовали, что идут на страдания и скорби. Они взяли на себя неимовер­ но тяжелый труд духовного просвещения в тех областях, где русские люди уже два десятилетия были лишены церковного окормления. Миссия находилась между двумя карающими мечами: чуждыми Православию фа­ шистами с одной стороны, и разрушителями веры в Бога, коммунистами-безбожника- ми —с другой. С мая по август 1943 г. служил в Ольгинском храме г. Луга благочинным Лужско- го округа. В феврале 1944 г. был эва­ куирован в Ригу. После ликвидации Мис­ сии некоторое время служил в г. Лиепае (Курляндия), там же и учительствовал в рус­ ской гимназии. Остался на родине после прихода совет­ ских войск. В августе 1945 года аре­ стован в Лиепае советскими властями. На предваритель­ ном следствии следователи никак не могли найти «ком­ промат» на него и, не най­ дя, отправили в знаменитую тюрьму «Кресты», там и было сфабриковано дело, вымыш­ лены все пункты обвинения. 18 мая 1946 года военным трибуналом войск МВД Ле­ нинградской обл. пригово­ рен к 10 годам лагерей по ст. 58-1а, 58-10 ч.2 УК РСФСР. Срок отбывал в северном лагере Инта (Коми АССР), затем в лагере Абезь (Кож- винский район Коми АССР), где встретил много священ­ ников и пастырей из Латвии. В частности, встретился там с о. Николаем Трубецким, о. Димитрием Дудко, о. Константином Шаховским, о. Ливерием Вороновым. Отец Иаков не пал духом и даже поддерживал других. Случалось, тайно служил в лагере для узкого доверен­ ного круга людей Литургию. После освобождения из лагеря в 1955 г. батюшке не сразу разрешили вернуться в родные места, он отбывал ссылку в Коми АССР. Снача­ ла определили ему для «сво­ бодного местожительства» далёкий северный угол — село Копчон в окрестностях г. Сыктывкара. В Копчоне служил в единственном в Коми действующем право­ славном храме. Вместе с ним теперь были жена и дети, которых у него, как и у его отца, было трое: Ростислав, Сергей и Гурий. Однажды в школе потребовали от Серё­ жи отречения от отца. Сын ответил: «Папу люблю! Ни­ когда от него не отрекусь!» В 1958 году переехал с семьей в г. Кировск. Служил в небольшом деревянном хра­ ме —в бывшем бараке, у под­ ножия Хибинских гор. При содействии отца Иакова у храма появились луковичные купола. МатушкаАлександра говорила: «Такой крепкой веры, как на Кольском Севе­ ре, мы нигде не встречали». Наконец в 1960 году ба­ тюшке разрешили вернуться в Латвию.Он начал служить в Кулдиге в Покровском храме (настоятель в 1966 г.), окорм- ляя еще Салдусскую и Ай- зпутскую церкви (1960—1966 гг.). Возведен в сан протоие­ рея. С 1966 года —настоятель Рижской Покровской церк­ ви. В 1980-х годах при По­ кровской церкви о. Иаков создал дружную и активную общину, состоящую, в ос­ новном, из представителей интеллигенции. В Покров­ скую церковь приходили из органов НКВД и проверя­ ли: не готовит ли 75-летний батюшка новый подкоп под Советскую власть. Власти потребовали его перевода на другой приход. В 1987 году переведен в Рижский кафедральный Свято-Троицкий собор. Скончался 7 ноября 1991 года в Риге. Похоронен там на 3-м Лесном кладбище. 17 июня 1992 года был реабили­ тирован посмертно. В памяти верующих г. Кировска отец Иаков остал­ ся человеком безупречной честности, пунктуальным, с ровным, спокойным харак­ тером, прекрасным пропо­ ведником. Божественную литургию батюшка совершал всегда со страхом Божиим и благоговением, осознавая глубину и непостижимость совершаемого Таинства. Всегда тщательно и вдумчи­ во прочитывал поданные на­ родом поминания, старался каждое слово и действие со­ греть теплом своей души.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz