Миссионерская православная газета. 2015 г. № 5. Май.

М исси онерска я православная га зе та ЛУГ Д У Х О В Н Ы Й № 5, МАЙ 2015 3 Ныне мы, показавшие секя недостойными земли, воз­ несены на неко. Мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего Царства, взошли выше некес, заняли царский престол. И то самое естество, о т которого ХерУвимы охраняли рай, ныне восседает выше ХерУвимов. Святитель Иоанн ЗлатоУст Утешитель не придет к вам» (Ин, 16,7), —свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов. В этих словах — бездна милосердия Божия. В них же —причина нашей ра­ дости! «Иду уготовать место вам; и если пойду и уготовлю ме- Радость разлУки И е р е й К о н с т а н т и н Ж Д А Н О В И Ч Когда приблизится к концу 40-дневный период светлой радости Воскресения Хри­ стова, когда в день отдания Пасхи мы обменяемся друг с другом всегда жизнеутверж­ дающим «Христос Воскресе». тогда будет ниспослана нам земным новая радость —ра­ дость Вознесения Господня. Праздник этот, как и само христианство, обращен к вечности. По меткому вы­ ражению протопресвитера Александра Шмемана, это праздник «неба, как наше­ го подлинного отечества, как царства вечной жизни». Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше «обоженное и одухотворенное» челове­ ческое естество величайшей чести —«милостивно вознес» его. Вознесение Господне — праздник, известный Церкви с апостольских времен. Бла­ женный Августин называет «четыредесятницу Возне­ сения» праздником «древ­ нейшим и повсеместным». В первые века христианства празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось и происхо­ дило на пятидесятый день после Пасхи. В обособлен­ ный праздник Вознесение оформилось лишь к концу IV века, о чем прямо говорится в «Апостольских постановле­ ниях» (ок. 380 г.). Праздник Вознесения совершается в сороковой день по Пасхе —в день, когда Господь вознесся на небо (Деян.1,1—12; Мк.16, 9-20; Лк.24,36—53). Богодухновенный пес­ нотворец Иоанн Дамаскин, автор канона на праздник Вознесения, в своем творе­ нии говорит, что Христос вознесся на небо, как «Перве­ нец из мертвых, умиротворив всяческая», «избавив от осу­ ждения человечество», «раз­ рушив средостение вражды крестом и страстию Своею». Событие Вознесения Го­ сподня, имеющее в себе без­ мерную спасительную силу, являет собой естественное завершение земной жизни Спасителя. Преподобный Феодор Студит, размышляя над праздником, говорит, что «вознесение есть завершение домостроительства спасе­ ния. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, “вознесся во славе” (1 Тим. 3,16), воскре­ сив нас с Собою и “посадив на небесах” (Еф. 2, 6) через Свою святую плоть». В продолжение сорока дней, предваряющих Воз­ несение, Христос является апостолам, «говоря им о Цар­ ствии Божием» (Деян .1,3). Он повелевает ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обето­ вания о ниспослании Духа Святого - той благодатной силы, благодаря которой апостолы будут свидетель­ ствовать о Христе «в Иеру­ салиме и во всей Иудее и Са­ марии и даже до края земли» (Деян.1,8). Именно тогда, по свидетельству евангелиста Луки, Господь «отверз им ум к разумению писаний» (Лк. 24,45). Священное Писание так описывает само событие Вознесения. На сороковой день по Своем Воскресении Господь Иисус вывел Своих учеников «из города до Ви­ фании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда бла­ гословлял их, стал отдалять­ ся от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 50-52). О чем эта великая радость, которая продолжается вот уже более двух тысячелетий? Ведь, казалось бы, кончилось земное, ежедневное и столь необходимое общение со Христом, покров Его силы, Его Божества? Почему мы утверждаем, что не грустно нам от разлуки? Потому, что «Христос с нами во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). И наша радость от Его не­ зримого, но столь ощутимого присутствия в нашей жизни, о том, что мы «не оставлены сиротами» (Ин. 14,8). Разве не можем мы об этом лико­ вать? Господь восходит от зем­ ли на небо для того, чтобы устроить нам полезнейшее: ниспослать равного Себе Утешителя - Духа Святого. Как в предвечных тайнах Бо- говоплощения и Воскресе­ ния, так и в Вознесении ус­ матриваем мы неизреченную любовь Божию к человеку. «Лучше для Вас, чтобы я по­ шел; ибо, если Я не пойду, то сто вам, снова приду и возьму вас к Себе: да где я буду, и вы будете» (Ин.14,2-3). Бого­ человек Христос возносится воспринятой человеческой плотью на небо для того, чтобы уготовать каждому из нас место в вечности! Как отмечал святитель Григорий Палама, «Вознесение при­ надлежит всем людям - все воскреснут в день Его второ­ го пришествия, однако воз­ несены - “восхищены на об­ лаках” (1Фес. 4, 16-17) будут только те, кто “распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию” (Гал. 5, 24). Человечество наше теперь покоится в недрах Господних! Не об этом ли наше ликова­ ние?!» «Что стоите и смотрите на небо?» - обращаются небо­ жители к апостолам в момент Вознесения (Деян.1,11). Ми­ трополит Московский Фила­ рет считает, что это обраще­ ние имеет целью «прекратить бездейственное изумление апостолов и побудить их скорее обратиться к делу, им заповеданному - делу вели­ кому, святому и несказан­ но благотворному для всего рода человеческого». Здесь, безусловно, речь идет о про­ поведи Евангелия. Теперь апостолам предстоит особая миссия - продолжать дело Спасителя, «проповедовать покаяние и отпущение грехов во всех языцех» (Лк. 24,47). Это побуждение обращено и ко всем нам - последовате­ лям Христа. Ведь мы призва­ ны свидетельствовать миру о Христе Воскресшем, «быть солью земли и светом миру» (Мф. 5,14). В событии Вознесения во всей полноте раскрыт и осуществлён Божествен­ ный замысел о человеческой природе. «Бог стал челове­ ком для того, чтобы человек стал Богом». В этой максиме святителя Афанасия Велико­ го заключена вся суть хри­ стианства. Человек призван к богоподобию и к вечной жизни! На небо возносится воспринятая Богом челове­ ческая плоть, указывая нам путь Божественного восхож­ дения, устраняя последнюю преграду между небом и зем­ лей! В празднике Вознесения открывается человеку под­ линный смысл, цель и ра­ дость всей жизни! В Ы Ш Е Л В С В Е Т Н О В Ы Й Н О М Е Р Ж У Р Н А Л А П А Л О М Н И Ч Е С К О Г О О Т Д Е Л А М У Р М А Н С К О Й М И Т Р О П О Л И И Центральным материалом номера стали публика­ ции и фотолетопись ду­ ховно-культурной миро­ творческой экспедиции в Крым и Севастополь 2014 года «Духовное единство Севера и Юга России. Преподобный Сергий Ра­ донежский». Также читайте в этом номере публикации мур­ манских писателей и кра- еведов: Николая Колы­ чева, Михаила Орешеты, Надежды Большаковой, Юрия Гутяна, Дмитрия Ермолаева, Павла Федо­ рова и других. О презентации журна­ ла будет сообщено допол­ нительно. Журнал можно приоб­ рести в Паломническом центре, а также в храмах города Мурманска. Т В О Р Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В В О С К Р Е С Н О Й Ш К О Л Ы П О Б Е Д И Л В М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О М К О Н К У Р С Е На XVIII Международ­ ном конкурсе рукописной книги авторский коллек­ тив воскресной школы храма Спас на Водахг. Мур­ манск под руководством Ольги Бучаевой с книгой о преподобном Трифоне Печенгском - «Апостол лопарей» - занял II место в номинации «Святые зем- ли Кольской». Номинация посвящена 20-летию Мур­ манской и Мончегорской епархии. Почти три тысячи авто­ ров от пяти до двадцати лет решили рассказать свою историю обороны Коль­ ского Заполярья, историю своей семьи, описать свя­ тыни нашей северной зем­ ли. География участников обширна: Санкт-Петер­ бург, Республика Коми, Свердловская область и, конечно, многочисленные города и поселки Мурман­ ской области. Наталья ГРАЦИАНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz