Миссионерская православная газета. 2015 г. № 5. Май.
М исси онерска я православная га зе та ЛУГ Д У Х О В Н Ы Й № 5, МАЙ 2015 3 Ныне мы, показавшие секя недостойными земли, воз несены на неко. Мы, недостойные земного владычества, возвысились до горнего Царства, взошли выше некес, заняли царский престол. И то самое естество, о т которого ХерУвимы охраняли рай, ныне восседает выше ХерУвимов. Святитель Иоанн ЗлатоУст Утешитель не придет к вам» (Ин, 16,7), —свидетельствует апостол и евангелист Иоанн Богослов. В этих словах — бездна милосердия Божия. В них же —причина нашей ра дости! «Иду уготовать место вам; и если пойду и уготовлю ме- Радость разлУки И е р е й К о н с т а н т и н Ж Д А Н О В И Ч Когда приблизится к концу 40-дневный период светлой радости Воскресения Хри стова, когда в день отдания Пасхи мы обменяемся друг с другом всегда жизнеутверж дающим «Христос Воскресе». тогда будет ниспослана нам земным новая радость —ра дость Вознесения Господня. Праздник этот, как и само христианство, обращен к вечности. По меткому вы ражению протопресвитера Александра Шмемана, это праздник «неба, как наше го подлинного отечества, как царства вечной жизни». Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше «обоженное и одухотворенное» челове ческое естество величайшей чести —«милостивно вознес» его. Вознесение Господне — праздник, известный Церкви с апостольских времен. Бла женный Августин называет «четыредесятницу Возне сения» праздником «древ нейшим и повсеместным». В первые века христианства празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось и происхо дило на пятидесятый день после Пасхи. В обособлен ный праздник Вознесение оформилось лишь к концу IV века, о чем прямо говорится в «Апостольских постановле ниях» (ок. 380 г.). Праздник Вознесения совершается в сороковой день по Пасхе —в день, когда Господь вознесся на небо (Деян.1,1—12; Мк.16, 9-20; Лк.24,36—53). Богодухновенный пес нотворец Иоанн Дамаскин, автор канона на праздник Вознесения, в своем творе нии говорит, что Христос вознесся на небо, как «Перве нец из мертвых, умиротворив всяческая», «избавив от осу ждения человечество», «раз рушив средостение вражды крестом и страстию Своею». Событие Вознесения Го сподня, имеющее в себе без мерную спасительную силу, являет собой естественное завершение земной жизни Спасителя. Преподобный Феодор Студит, размышляя над праздником, говорит, что «вознесение есть завершение домостроительства спасе ния. Ибо, совершив всё, Он, по воле Отца, “вознесся во славе” (1 Тим. 3,16), воскре сив нас с Собою и “посадив на небесах” (Еф. 2, 6) через Свою святую плоть». В продолжение сорока дней, предваряющих Воз несение, Христос является апостолам, «говоря им о Цар ствии Божием» (Деян .1,3). Он повелевает ученикам не отлучаться из Иерусалима, но ждать исполнения обето вания о ниспослании Духа Святого - той благодатной силы, благодаря которой апостолы будут свидетель ствовать о Христе «в Иеру салиме и во всей Иудее и Са марии и даже до края земли» (Деян.1,8). Именно тогда, по свидетельству евангелиста Луки, Господь «отверз им ум к разумению писаний» (Лк. 24,45). Священное Писание так описывает само событие Вознесения. На сороковой день по Своем Воскресении Господь Иисус вывел Своих учеников «из города до Ви фании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда бла гословлял их, стал отдалять ся от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 50-52). О чем эта великая радость, которая продолжается вот уже более двух тысячелетий? Ведь, казалось бы, кончилось земное, ежедневное и столь необходимое общение со Христом, покров Его силы, Его Божества? Почему мы утверждаем, что не грустно нам от разлуки? Потому, что «Христос с нами во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). И наша радость от Его не зримого, но столь ощутимого присутствия в нашей жизни, о том, что мы «не оставлены сиротами» (Ин. 14,8). Разве не можем мы об этом лико вать? Господь восходит от зем ли на небо для того, чтобы устроить нам полезнейшее: ниспослать равного Себе Утешителя - Духа Святого. Как в предвечных тайнах Бо- говоплощения и Воскресе ния, так и в Вознесении ус матриваем мы неизреченную любовь Божию к человеку. «Лучше для Вас, чтобы я по шел; ибо, если Я не пойду, то сто вам, снова приду и возьму вас к Себе: да где я буду, и вы будете» (Ин.14,2-3). Бого человек Христос возносится воспринятой человеческой плотью на небо для того, чтобы уготовать каждому из нас место в вечности! Как отмечал святитель Григорий Палама, «Вознесение при надлежит всем людям - все воскреснут в день Его второ го пришествия, однако воз несены - “восхищены на об лаках” (1Фес. 4, 16-17) будут только те, кто “распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию” (Гал. 5, 24). Человечество наше теперь покоится в недрах Господних! Не об этом ли наше ликова ние?!» «Что стоите и смотрите на небо?» - обращаются небо жители к апостолам в момент Вознесения (Деян.1,11). Ми трополит Московский Фила рет считает, что это обраще ние имеет целью «прекратить бездейственное изумление апостолов и побудить их скорее обратиться к делу, им заповеданному - делу вели кому, святому и несказан но благотворному для всего рода человеческого». Здесь, безусловно, речь идет о про поведи Евангелия. Теперь апостолам предстоит особая миссия - продолжать дело Спасителя, «проповедовать покаяние и отпущение грехов во всех языцех» (Лк. 24,47). Это побуждение обращено и ко всем нам - последовате лям Христа. Ведь мы призва ны свидетельствовать миру о Христе Воскресшем, «быть солью земли и светом миру» (Мф. 5,14). В событии Вознесения во всей полноте раскрыт и осуществлён Божествен ный замысел о человеческой природе. «Бог стал челове ком для того, чтобы человек стал Богом». В этой максиме святителя Афанасия Велико го заключена вся суть хри стианства. Человек призван к богоподобию и к вечной жизни! На небо возносится воспринятая Богом челове ческая плоть, указывая нам путь Божественного восхож дения, устраняя последнюю преграду между небом и зем лей! В празднике Вознесения открывается человеку под линный смысл, цель и ра дость всей жизни! В Ы Ш Е Л В С В Е Т Н О В Ы Й Н О М Е Р Ж У Р Н А Л А П А Л О М Н И Ч Е С К О Г О О Т Д Е Л А М У Р М А Н С К О Й М И Т Р О П О Л И И Центральным материалом номера стали публика ции и фотолетопись ду ховно-культурной миро творческой экспедиции в Крым и Севастополь 2014 года «Духовное единство Севера и Юга России. Преподобный Сергий Ра донежский». Также читайте в этом номере публикации мур манских писателей и кра- еведов: Николая Колы чева, Михаила Орешеты, Надежды Большаковой, Юрия Гутяна, Дмитрия Ермолаева, Павла Федо рова и других. О презентации журна ла будет сообщено допол нительно. Журнал можно приоб рести в Паломническом центре, а также в храмах города Мурманска. Т В О Р Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В В О С К Р Е С Н О Й Ш К О Л Ы П О Б Е Д И Л В М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О М К О Н К У Р С Е На XVIII Международ ном конкурсе рукописной книги авторский коллек тив воскресной школы храма Спас на Водахг. Мур манск под руководством Ольги Бучаевой с книгой о преподобном Трифоне Печенгском - «Апостол лопарей» - занял II место в номинации «Святые зем- ли Кольской». Номинация посвящена 20-летию Мур манской и Мончегорской епархии. Почти три тысячи авто ров от пяти до двадцати лет решили рассказать свою историю обороны Коль ского Заполярья, историю своей семьи, описать свя тыни нашей северной зем ли. География участников обширна: Санкт-Петер бург, Республика Коми, Свердловская область и, конечно, многочисленные города и поселки Мурман ской области. Наталья ГРАЦИАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz