Миссионерская православная газета. 2015 г. № 3. Март.
Мис с ионе рс к а я авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета № 3 М А Р Т 2015 Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, — говорится в Синакса ре, —превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Свя тая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычай ные дела нашего Спасителя...» По свидетельству святителя Иоан на Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страст ную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, пре терпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добры ми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни наше го оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания идаже освобождали на это время от цепей уз ников в темницах, виновных не в уго ловных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются осо бые службы. Богослужения Страст ной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышен нейшими, вдохновенными песнопе ниями и целым рядом глубоко знаме нательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказа но о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, —все это Святая Церковь сводит в один величествен ный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослу жениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении со бытия последних дней земной жиз ни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благо говением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово гря дущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного вхо да Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страда ний на кресте, и далее —до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направле но к тому, чтобы чтением и песно пениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно со зерцать таинство искупления, к вос поминанию которого мы готовимся. Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготов лению к страстям Христовым. В со ответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь от личает эти дни особенно продолжи тельным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четверое вангелие. Беседы Иисуса Христа по сле входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фа рисеям, развиваются и раскрывают ся во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страст ной седмицы совершились различ ные многознаменательные собы тия, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно вос поминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они соверши лись. Таким образом, Святая Цер ковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно слова ми, которые предлагал Сам Он слу шателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к крест ным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы прида ет характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Бого служение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и на ступают дни иного плача, пронизы вающего все Богослужение, —плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасе ние, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — пе реполняют душу верующего христи анина. Оплакивая безвинно стра ждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погиба ющих. Присутствуя в Страстную седми цу на церковных службах, представ ляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и со- распинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страст ной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, воз вышенными, вдохновенными пес нопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены вос поминанию последних бесед Спа сителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указа ние, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внима ния, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыс лями и чувствами. Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принима ешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всег да пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спаси теля не оставалась для меня бесплод ной; что я должен делать, чтобы дей ствительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требу ется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение запо ведей Господних, покаяние и подра жание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, де лаете ли вы это. Такое размышление (а кто не способен на него?) удиви- тельно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе. Путь Страстной седмицы —путь поста, исповеди и причащения для достойного причащения святыхТаин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапе зе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасите ля. Путь Страстной седмицы —ока зывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непря мым, но на самом деле он чрезвычай но близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеоби лен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел ми лосердия к ближним и на них утвер дит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебре гайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно вос пользуйтесь ей в дни Страстной сед мицы, одев, например, нуждающего ся, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный хри стианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом. Подготовил диакон Сергий Гейзатулин Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении, Страстная седмица
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz