Миссионерская православная газета. 2015 г. № 3. Март.

Мис с ионе рс к а я авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета № 3 М А Р Т 2015 Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, — говорится в Синакса­ ре, —превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Свя­ тая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычай­ ные дела нашего Спасителя...» По свидетельству святителя Иоан­ на Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страст­ ную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, пре­ терпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добры­ ми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни наше­ го оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания идаже освобождали на это время от цепей уз­ ников в темницах, виновных не в уго­ ловных преступлениях. Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются осо­ бые службы. Богослужения Страст­ ной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышен­ нейшими, вдохновенными песнопе­ ниями и целым рядом глубоко знаме­ нательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказа­ но о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, —все это Святая Церковь сводит в один величествен­ ный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослу­ жениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении со­ бытия последних дней земной жиз­ ни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благо­ говением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово гря­ дущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного вхо­ да Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страда­ ний на кресте, и далее —до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направле­ но к тому, чтобы чтением и песно­ пениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно со­ зерцать таинство искупления, к вос­ поминанию которого мы готовимся. Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготов­ лению к страстям Христовым. В со­ ответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь от­ личает эти дни особенно продолжи­ тельным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четверое­ вангелие. Беседы Иисуса Христа по­ сле входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фа­ рисеям, развиваются и раскрывают­ ся во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страст­ ной седмицы совершились различ­ ные многознаменательные собы­ тия, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно вос­ поминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они соверши­ лись. Таким образом, Святая Цер­ ковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно слова­ ми, которые предлагал Сам Он слу­ шателям Своим в эти дни. Подготовляя верующих к крест­ ным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы прида­ ет характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Бого­ служение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и на­ ступают дни иного плача, пронизы­ вающего все Богослужение, —плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасе­ ние, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — пе­ реполняют душу верующего христи­ анина. Оплакивая безвинно стра­ ждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погиба­ ющих. Присутствуя в Страстную седми­ цу на церковных службах, представ­ ляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и со- распинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страст­ ной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, воз­ вышенными, вдохновенными пес­ нопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены вос­ поминанию последних бесед Спа­ сителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указа­ ние, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внима­ ния, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыс­ лями и чувствами. Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принима­ ешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всег­ да пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спаси­ теля не оставалась для меня бесплод­ ной; что я должен делать, чтобы дей­ ствительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требу­ ется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение запо­ ведей Господних, покаяние и подра­ жание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, де­ лаете ли вы это. Такое размышление (а кто не способен на него?) удиви- тельно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе. Путь Страстной седмицы —путь поста, исповеди и причащения для достойного причащения святыхТаин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапе­ зе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасите­ ля. Путь Страстной седмицы —ока­ зывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непря­ мым, но на самом деле он чрезвычай­ но близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеоби­ лен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел ми­ лосердия к ближним и на них утвер­ дит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебре­ гайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно вос­ пользуйтесь ей в дни Страстной сед­ мицы, одев, например, нуждающего­ ся, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный хри­ стианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом. Подготовил диакон Сергий Гейзатулин Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении, Страстная седмица

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz