Миссионерская православная газета. 2015 г. № 3. Март.

4 М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га зе та № 3 , м а р т 2015 П Л О Д Ы И К О Р Н И К А Н Д А Л А К Ш А Роль семьи в изучении курса «Основы православной культуры» ВСЯ НАША история, литера­ тура и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христиан­ ства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о про­ исхождении многих совре­ менных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православия. Во многих регионах Рос­ сии дети уже не первый год изучают основы православ­ ной культуры, и уже нако­ плен большой педагогиче­ ский опыт преподавания этого модуля. Цель —систе­ матическое изучение ребён­ ком православной христиан­ ской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоз­ зренческом и нравственном измерениях. Содержание курса не только не противоречит об­ щепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, за­ крепленным в Конституции России и законе РФ «Об об­ разовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патрио­ тизма, любви к семье, приро­ де, историческому прошлому нашей Родины. Модуль «Основы право­ славной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего 34 урока и только приоткры­ вает ребёнку основы пра­ вославной традиции. Этот мир древний и одновремен­ но современный. Мир Бо­ жественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Это и Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радо­ нежский и Серафим Саров­ ский, а также святые нашей Кольской земли. И вместе с ними — наши недавние со­ временники, почитаемые Церковью за дела милосер­ дия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях хри­ стианского духа говорится на уроках православной культу­ ры. Школьники знакомятся с символическим языком пра­ вославной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, дол­ гу и ответственности челове­ ка в обществе. Среди основных тем кур­ са: «Во что верят православ- ные христиане», «Добро и зло в православной традиции», «Любовь к ближнему», «Ми­ лосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и дру­ гие святыни», «Православ­ ный календарь», «Христиан­ ская семья и её ценности»... Изучение основ право­ славной культуры в школе сегодня — это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и тра­ диций русского и других на­ родов России, для которых Православие — традицион­ ная религия. Это приобще­ ние к вечным, данным Богом христианским нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви. Как быть, если в классе 25 человек, и все 25 человек выбрали изучение модуля «Основы православной куль­ туры»? А это очень здорово! Значит, родители будут пер­ выми помощниками учителя и своих детей. Проанализировав воспи­ тательную работу с 1го по 4ый класс, я пришла к выводу, что вести подготовку к изучению курса «Основы православной культуры» для детей нужно с первого класса. У нас первой ступенью послужил социаль­ ный проект «У кого мы учим­ ся доброте». А затем иссле­ довательский проект «Семь чудес моей малой Родины», в работе над которым нео­ ценимую помощь оказывали родители. И родители ребенка, из­ бравшие для него изучение данного курса, уже к четвёр­ тому классу знают, как вни­ мательно и бережно нужно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, всегда стараются уделить время на общение по вопросам изучения Право­ славия. Безусловно, помощь ро­ дителей учителям в препода­ вании ОПК в школах может быть максимальной в прове­ дении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий, как это происходит у нас. Дополнительными заня­ тиями по модулю являются экскурсии в храмы, посеще­ ние музеев древнерусского искусства, встречи с пред­ ставителями православного духовенства. Уроки и допол­ нительные занятия предус­ матривают взаимодействие учителя с семьями школьни- ков, совместное изучение и освоение ценностей и тради­ ций Православия. А все это во многом зави­ сит от формирования у роди­ телей устойчивого понима­ ния того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать пра­ вильные ориентиры в обра­ зовании и воспитании моло­ дого поколения в российской школе. Главную цель введения предмета ОПК (по опросам анкетирования) родители ви­ дят в духовно-нравственном воспитании ребенка, получе­ нии им систематических зна­ ний о культуре и традициях своей семьи, своего народа, истории страны. Большин­ ство их отмечает, что дети стали более внимательно и уважительно относиться к вере, проявляют больше ин­ тереса к духовным вопросам и нравственной тематике. В то же время мы взаи­ модействуем со священнос­ лужителями РПЦ, консуль­ тируемся у них, приглашаем священника на отдельные уроки или проводим меро­ приятия в школе с его участи­ ем, что очень целесообраз­ но для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, напри­ мер, в форме экскурсий в ближайший храм, проводят­ ся с участием родителей уча­ щихся, а также в качестве до­ полнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ. Ольга Лукаш ова, МБОУ СОШ № 1 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz