Миссионерская православная газета. 2015 г. № 3. Март.
4 М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га зе та № 3 , м а р т 2015 П Л О Д Ы И К О Р Н И К А Н Д А Л А К Ш А Роль семьи в изучении курса «Основы православной культуры» ВСЯ НАША история, литера тура и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христиан ства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о про исхождении многих совре менных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православия. Во многих регионах Рос сии дети уже не первый год изучают основы православ ной культуры, и уже нако плен большой педагогиче ский опыт преподавания этого модуля. Цель —систе матическое изучение ребён ком православной христиан ской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоз зренческом и нравственном измерениях. Содержание курса не только не противоречит об щепризнанным в нашем обществе нравственным ценностям и нормам, за крепленным в Конституции России и законе РФ «Об об разовании», но и оказывает положительное воздействие на их формирование у детей. Это воспитание российской гражданственности, патрио тизма, любви к семье, приро де, историческому прошлому нашей Родины. Модуль «Основы право славной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего 34 урока и только приоткры вает ребёнку основы пра вославной традиции. Этот мир древний и одновремен но современный. Мир Бо жественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Это и Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радо нежский и Серафим Саров ский, а также святые нашей Кольской земли. И вместе с ними — наши недавние со временники, почитаемые Церковью за дела милосер дия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях хри стианского духа говорится на уроках православной культу ры. Школьники знакомятся с символическим языком пра вославной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, дол гу и ответственности челове ка в обществе. Среди основных тем кур са: «Во что верят православ- ные христиане», «Добро и зло в православной традиции», «Любовь к ближнему», «Ми лосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и дру гие святыни», «Православ ный календарь», «Христиан ская семья и её ценности»... Изучение основ право славной культуры в школе сегодня — это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и тра диций русского и других на родов России, для которых Православие — традицион ная религия. Это приобще ние к вечным, данным Богом христианским нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви. Как быть, если в классе 25 человек, и все 25 человек выбрали изучение модуля «Основы православной куль туры»? А это очень здорово! Значит, родители будут пер выми помощниками учителя и своих детей. Проанализировав воспи тательную работу с 1го по 4ый класс, я пришла к выводу, что вести подготовку к изучению курса «Основы православной культуры» для детей нужно с первого класса. У нас первой ступенью послужил социаль ный проект «У кого мы учим ся доброте». А затем иссле довательский проект «Семь чудес моей малой Родины», в работе над которым нео ценимую помощь оказывали родители. И родители ребенка, из бравшие для него изучение данного курса, уже к четвёр тому классу знают, как вни мательно и бережно нужно относиться к его чувствам и эмоциям, связанным с этим предметом, всегда стараются уделить время на общение по вопросам изучения Право славия. Безусловно, помощь ро дителей учителям в препода вании ОПК в школах может быть максимальной в прове дении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий, как это происходит у нас. Дополнительными заня тиями по модулю являются экскурсии в храмы, посеще ние музеев древнерусского искусства, встречи с пред ставителями православного духовенства. Уроки и допол нительные занятия предус матривают взаимодействие учителя с семьями школьни- ков, совместное изучение и освоение ценностей и тради ций Православия. А все это во многом зави сит от формирования у роди телей устойчивого понима ния того, что только опора на отечественные традиции и культуру сможет дать пра вильные ориентиры в обра зовании и воспитании моло дого поколения в российской школе. Главную цель введения предмета ОПК (по опросам анкетирования) родители ви дят в духовно-нравственном воспитании ребенка, получе нии им систематических зна ний о культуре и традициях своей семьи, своего народа, истории страны. Большин ство их отмечает, что дети стали более внимательно и уважительно относиться к вере, проявляют больше ин тереса к духовным вопросам и нравственной тематике. В то же время мы взаи модействуем со священнос лужителями РПЦ, консуль тируемся у них, приглашаем священника на отдельные уроки или проводим меро приятия в школе с его участи ем, что очень целесообраз но для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, напри мер, в форме экскурсий в ближайший храм, проводят ся с участием родителей уча щихся, а также в качестве до полнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ. Ольга Лукаш ова, МБОУ СОШ № 1 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz