Миссионерская православная газета. 2015 г. № 1. Январь.
М исси оне рская православная га зе та №1 , ЯНВАРЬ 2015 К Р У П Н Ы М П Л А Н О М Диакон Илия СЛАЩЕНКО С древнейших времен до настоящего времени пение является одним из тех уни кальных способов выражения человеком глубоких внутрен них переживаний, которые дивным сакральным образом преображают восприятие слушателя. В ветхозаветное время синагогальное и храмо вое богослужение никогда не мыслилось в отрыве от музы кальной составляющей. Пе нию и игре на музыкальных инструментах в дохристиан ском иудейском обществе уделялось особое, почтитель ное место, принимая во вни мание традиции и культуру этого народа. Достаточно вспомнить ярчайший пример царя и псалмопевца Давида, который обладал необыкно венным музыкальным и поэ тическим даром. Его упраж нения в молитве проходили в воспевании собственных тек стов, сопровождаемых игрой на псалтири (музыкальный инструмент, раннее подобие арфы). Свой талант он раз вил до такого совершенства, что был приглашён ко двору царя Саула (умер ок. 1005 до н.э.), помогая ему преодолеть сильнейшую меланхолию, вызванную конфликтом с пророком Самуилом, избрав шим и помазавшим Саула, по повелению Божиему, на царство. Этот ярчайший при мер является свидетельством сущностного влияния музы ки на состояние человека. Евангельское повество вание сохранило свидетель ство первого христианского песнопения, принесенного на землю ангелами в рожде ственскую ночь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Уже новозаветный обычай употребления песно пений за богослужением был освящен Господом на Тайной вечери: «И воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30). (Мк. 14, 26). История христи анского пения первых двух веков была ознаменована ду хом «импровизации», бази рующейся на вдохновенной поэзии псалмов и гимнов, которая создавалась неотрыв но от музыки как песнопение в самом ее точном значении. Авторы мелодий и текстов, выражая свой личный опыт Богообщения, явились ис тинными богословами, вы разившими в звуке и слове суть церковного вероучения. Итак, музыкальный элемент богослужебной традиции яв ляется средством более глу бокого раскрытия текста. Таким образом, попытаемся выделить основные особен ности, присущие церковной богослужебной музыке: 1. Мелодия неразрывно связана с текстом, помогая раскрыть его суть, яснейшим образом донести до сердца молящегося. Накопившийся огромный пласт различной духовной пение музыки от знамени до пар- теса (многоголосное испол нение по партиям), дает воз можность чутко и обдуманно подойти к подбору музыкаль ного материала, примеряя его не только к личным вкусам, но исходя из сложившихся в данную историческую эпоху, в конкретной местности, или даже епархии, приходе, тра диций, и из богослужебной необходимости. Здесь на ре гента возлагается задача сде лать богослужебную музыку служанкой Литургии, давая возможность и духовенству и мирянам сосредоточиться на молитве, не сбивая и не перенося внимание от мо- литвословия к красоте и ис кусному исполнению хором песнопения, не дойти до кон- цертности, основанной на са молюбовании мотивчиками и сладкими голосами. Ядро и сердцевина богослужения — это происходящее в данный момент у Престола, стиль же, музыкальный материал и внешние формы —лишь сред ство для достижения литурги ческой гармонии. 2. Богослужебное пение определённым образом обя зывает и исполняющих его соответствовать исполняе мому, побуждает к праведной жизни и вдохновляет к оной. 3. Церковная музыка зачастую является следстви ем зародившейся в опреде лённых условиях традиции. Посему и неумелое, безучаст ное отношение к богослуже нию может стать следствием бездумного копирования «чу жих» наработок, что делает церковную музыку неинте ресной и скучной. Этого сле дует избегать. 4. Храмовое пение ни когда не мыслилось «само по себе» и не представля ет из себя некий отдельный концертный материал, пре подносимый на суд слушате лю. Подбирая музыкальный репертуар, ответственный за то человек должен чутко избирать между уставным, узаконенным синодальными изданиями и свободно-твор- ческим, композиторским ма териалом. Не стоит забывать, что согласно, пусть даже и скромно исполненное оби ходное пение, безусловно, лучше, чем неумелые и по шлые попытки исполнения глубоких композиторских творений. 5. Не темп исполнения играет решающее значение, не мажорные или минорные тональные сферы в партес ном случае, не выбор гласа или лада (если таковой воз можен), но соответствие дан ной конкретной ситуации. Например, можно уныло, навевая усталость, нарочито растягивать темпы и тексты, считая это критерием «особо го благочестия»; но возмож но и динамично исполнить произведение, не потеряв при этом цели соответствия характеру происходящего в данный момент службы. Попробуем теперь, избегая специальной терминологии и сложных форм, посмотреть на сущность исполнения кон цертного репертуара. Несмотря на то, что духов ная музыка вполне законно заняла своё место в концерт ных программах, наряду с музыкой классической, гар монично дополняя и внося разнообразие в оную, следует понимать, что в таком случае она при этом перестала яв ляться частью литургической жизни. Призванная облекать богослужение ввысокую эсте тическую форму, теперь она оставляеттаковую функцию и ставит иные задачи. Основная задача теперь —нести радость и удовлетворение слушателю. Отныне средства музыкаль ной выразительности, ма стерство исполнителей, уро вень подготовки, ложащийся на плечи руководителя, явля ются первостепенно важны ми, ожидаемыми слушателем, необходимыми для успешной музыкальной деятельности. В концертной среде професси онализм и творческая дисци плина исполнителей станет ключом к успеху. Место дей ствия такого события и его подготовка являются важным критерием для достижения результата. Так, сцены филар моний или театров устраива ются таким образом, чтобы звук имел наиболее выгод ное распространение в про странстве, находятся выше уровня зрительного зала или иного места пребывания пу блики; зачастую использу ются специальные световые и акустические приборы для достижения наилучшего эф фекта. Те же элементы мы видим и в храмовом обиходе: алтарная часть, зачастую, на ходится уровнем выше кафо- ликона (основное простран ство храма); уготованное священнику или дьякону для произнесения молитв место (амвон) имеет исторически устоявшуюся форму, сложив шуюся в условиях храмовой практики; при строительстве храма стараются улучшить акустические возможности, используя различные инже нерные решения; источни ки света, равно как и пение хора и духовенства сопрово ждают богослужение и тоже выполняют определенную функцию и так далее. Толь ко вот данные элементы ос новываются на сакральном фундаменте, имея не столько внешнюю, обеспечивающую благолепие службы, сколько внутреннюю, сущностную необходимость. Утоление музыкальных аппетитов, безусловно, пра вильнее поручить сфере кон цертной, где каждая деталь произведения профессио нально отработана, исполни тели прошли долгий процесс обучения и технически под- кованы, что, кстати, совер шенно не обязательно в цер ковной певческой традиции. Не всегда есть возможность доверить исполнение песно пений музыкально грамот ным людям, имеющим пусть даже и самые начальные те оретические и практические навыки. Зачастую, особенно, в условиях деревни, села, эти обязанности берет на себя че ловек или группа людей, наи более способные к пению, желающие нести клиросное послушание. С концертной точки зрения, вероятнее всего, такое пение будет со вершенно неинтересно, но с литургической — вполне уместно, потому как право славное богослужение ста вит совершенно иные зада чи: приближение человека к Богу, соединение со Хри стом в евхаристическом об щении и спасение души как конечную цель. Неужели, в условиях даже и полной не возможности петь церков ные тексты, христианская община лишит себя главно го: Тайной вечери со Хри стом? Пусть ответ на данный вопрос даст каждый из нас. Может кто-то, прочитав эту скромную статью, захочет чуть ближе прикоснуться к дивному миру православно го церковного пения? «В ечер ню ю п е сн ь и с л о в е с н у ю с л у ж б у Т е б е , Х р и с т е , п р и н о с и м ...» Прп. И оанн Д а м а с к и н , сти хи р а на «Господи воззвах» Церковное богослужебное и концертное Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор Сергей Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Дата выпуска 25.01.2015. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz