Миссионерская православная газета. 2015 г. № 1. Январь.

М исси оне рская православная га зе та №1 , ЯНВАРЬ 2015 К Р У П Н Ы М П Л А Н О М Диакон Илия СЛАЩЕНКО С древнейших времен до настоящего времени пение является одним из тех уни­ кальных способов выражения человеком глубоких внутрен­ них переживаний, которые дивным сакральным образом преображают восприятие слушателя. В ветхозаветное время синагогальное и храмо­ вое богослужение никогда не мыслилось в отрыве от музы­ кальной составляющей. Пе­ нию и игре на музыкальных инструментах в дохристиан­ ском иудейском обществе уделялось особое, почтитель­ ное место, принимая во вни­ мание традиции и культуру этого народа. Достаточно вспомнить ярчайший пример царя и псалмопевца Давида, который обладал необыкно­ венным музыкальным и поэ­ тическим даром. Его упраж­ нения в молитве проходили в воспевании собственных тек­ стов, сопровождаемых игрой на псалтири (музыкальный инструмент, раннее подобие арфы). Свой талант он раз­ вил до такого совершенства, что был приглашён ко двору царя Саула (умер ок. 1005 до н.э.), помогая ему преодолеть сильнейшую меланхолию, вызванную конфликтом с пророком Самуилом, избрав­ шим и помазавшим Саула, по повелению Божиему, на царство. Этот ярчайший при­ мер является свидетельством сущностного влияния музы­ ки на состояние человека. Евангельское повество­ вание сохранило свидетель­ ство первого христианского песнопения, принесенного на землю ангелами в рожде­ ственскую ночь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). Уже новозаветный обычай употребления песно­ пений за богослужением был освящен Господом на Тайной вечери: «И воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30). (Мк. 14, 26). История христи­ анского пения первых двух веков была ознаменована ду­ хом «импровизации», бази­ рующейся на вдохновенной поэзии псалмов и гимнов, которая создавалась неотрыв­ но от музыки как песнопение в самом ее точном значении. Авторы мелодий и текстов, выражая свой личный опыт Богообщения, явились ис­ тинными богословами, вы­ разившими в звуке и слове суть церковного вероучения. Итак, музыкальный элемент богослужебной традиции яв­ ляется средством более глу­ бокого раскрытия текста. Таким образом, попытаемся выделить основные особен­ ности, присущие церковной богослужебной музыке: 1. Мелодия неразрывно связана с текстом, помогая раскрыть его суть, яснейшим образом донести до сердца молящегося. Накопившийся огромный пласт различной духовной пение музыки от знамени до пар- теса (многоголосное испол­ нение по партиям), дает воз­ можность чутко и обдуманно подойти к подбору музыкаль­ ного материала, примеряя его не только к личным вкусам, но исходя из сложившихся в данную историческую эпоху, в конкретной местности, или даже епархии, приходе, тра­ диций, и из богослужебной необходимости. Здесь на ре­ гента возлагается задача сде­ лать богослужебную музыку служанкой Литургии, давая возможность и духовенству и мирянам сосредоточиться на молитве, не сбивая и не перенося внимание от мо- литвословия к красоте и ис­ кусному исполнению хором песнопения, не дойти до кон- цертности, основанной на са­ молюбовании мотивчиками и сладкими голосами. Ядро и сердцевина богослужения — это происходящее в данный момент у Престола, стиль же, музыкальный материал и внешние формы —лишь сред­ ство для достижения литурги­ ческой гармонии. 2. Богослужебное пение определённым образом обя­ зывает и исполняющих его соответствовать исполняе­ мому, побуждает к праведной жизни и вдохновляет к оной. 3. Церковная музыка зачастую является следстви­ ем зародившейся в опреде­ лённых условиях традиции. Посему и неумелое, безучаст­ ное отношение к богослуже­ нию может стать следствием бездумного копирования «чу­ жих» наработок, что делает церковную музыку неинте­ ресной и скучной. Этого сле­ дует избегать. 4. Храмовое пение ни­ когда не мыслилось «само по себе» и не представля­ ет из себя некий отдельный концертный материал, пре­ подносимый на суд слушате­ лю. Подбирая музыкальный репертуар, ответственный за то человек должен чутко избирать между уставным, узаконенным синодальными изданиями и свободно-твор- ческим, композиторским ма­ териалом. Не стоит забывать, что согласно, пусть даже и скромно исполненное оби­ ходное пение, безусловно, лучше, чем неумелые и по­ шлые попытки исполнения глубоких композиторских творений. 5. Не темп исполнения играет решающее значение, не мажорные или минорные тональные сферы в партес­ ном случае, не выбор гласа или лада (если таковой воз­ можен), но соответствие дан­ ной конкретной ситуации. Например, можно уныло, навевая усталость, нарочито растягивать темпы и тексты, считая это критерием «особо­ го благочестия»; но возмож­ но и динамично исполнить произведение, не потеряв при этом цели соответствия характеру происходящего в данный момент службы. Попробуем теперь, избегая специальной терминологии и сложных форм, посмотреть на сущность исполнения кон­ цертного репертуара. Несмотря на то, что духов­ ная музыка вполне законно заняла своё место в концерт­ ных программах, наряду с музыкой классической, гар­ монично дополняя и внося разнообразие в оную, следует понимать, что в таком случае она при этом перестала яв­ ляться частью литургической жизни. Призванная облекать богослужение ввысокую эсте­ тическую форму, теперь она оставляеттаковую функцию и ставит иные задачи. Основная задача теперь —нести радость и удовлетворение слушателю. Отныне средства музыкаль­ ной выразительности, ма­ стерство исполнителей, уро­ вень подготовки, ложащийся на плечи руководителя, явля­ ются первостепенно важны­ ми, ожидаемыми слушателем, необходимыми для успешной музыкальной деятельности. В концертной среде професси­ онализм и творческая дисци­ плина исполнителей станет ключом к успеху. Место дей­ ствия такого события и его подготовка являются важным критерием для достижения результата. Так, сцены филар­ моний или театров устраива­ ются таким образом, чтобы звук имел наиболее выгод­ ное распространение в про­ странстве, находятся выше уровня зрительного зала или иного места пребывания пу­ блики; зачастую использу­ ются специальные световые и акустические приборы для достижения наилучшего эф­ фекта. Те же элементы мы видим и в храмовом обиходе: алтарная часть, зачастую, на­ ходится уровнем выше кафо- ликона (основное простран­ ство храма); уготованное священнику или дьякону для произнесения молитв место (амвон) имеет исторически устоявшуюся форму, сложив­ шуюся в условиях храмовой практики; при строительстве храма стараются улучшить акустические возможности, используя различные инже­ нерные решения; источни­ ки света, равно как и пение хора и духовенства сопрово­ ждают богослужение и тоже выполняют определенную функцию и так далее. Толь­ ко вот данные элементы ос­ новываются на сакральном фундаменте, имея не столько внешнюю, обеспечивающую благолепие службы, сколько внутреннюю, сущностную необходимость. Утоление музыкальных аппетитов, безусловно, пра­ вильнее поручить сфере кон­ цертной, где каждая деталь произведения профессио­ нально отработана, исполни­ тели прошли долгий процесс обучения и технически под- кованы, что, кстати, совер­ шенно не обязательно в цер­ ковной певческой традиции. Не всегда есть возможность доверить исполнение песно­ пений музыкально грамот­ ным людям, имеющим пусть даже и самые начальные те­ оретические и практические навыки. Зачастую, особенно, в условиях деревни, села, эти обязанности берет на себя че­ ловек или группа людей, наи­ более способные к пению, желающие нести клиросное послушание. С концертной точки зрения, вероятнее всего, такое пение будет со­ вершенно неинтересно, но с литургической — вполне уместно, потому как право­ славное богослужение ста­ вит совершенно иные зада­ чи: приближение человека к Богу, соединение со Хри­ стом в евхаристическом об­ щении и спасение души как конечную цель. Неужели, в условиях даже и полной не­ возможности петь церков­ ные тексты, христианская община лишит себя главно­ го: Тайной вечери со Хри­ стом? Пусть ответ на данный вопрос даст каждый из нас. Может кто-то, прочитав эту скромную статью, захочет чуть ближе прикоснуться к дивному миру православно­ го церковного пения? «В ечер ню ю п е сн ь и с л о в е с н у ю с л у ж б у Т е б е , Х р и с т е , п р и н о с и м ...» Прп. И оанн Д а м а с к и н , сти хи р а на «Господи воззвах» Церковное богослужебное и концертное Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор Сергей Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Дата выпуска 25.01.2015. Цена свободная. Тираж 7.000экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz