Миссионерская православная газета. 2015 г. № 1. Январь.
М исси оне рская православная га з е та ^ П Р О Б У Ж Д Е Н И Е Д У Ш И №1 , ЯНВАРЬ 2015 / 14 февраля — Вселенская родительская сУ Уважаемая редакция! Год назад у меня умерла мама, кото рую я очень любила, да и как можно не любить своих роди телей ?Похоронив ее, старалась делать все, что мне совето вали знакомые и друзья. Часто ходила в церковь и общалась со священниками. Ставила свечки, пыталась молиться за упокой души, но в последнее время стала замечать, что меня стали посещать мысли: нужно ли все это? Помогает ли это моей маме ?Может это все напрасно ?Стали появляться ка кие то сомнения, что ли... Гоню эти мысли, но они не дают мне покоя! Подскажите, пожалуйста, как мне справиться с этими мыслями, да и вообще, что нужно делать, чтобы помочь нашим родным, которых уже нет с нами ?Правильно ли я делала ?Да и откуда вообще пошла эта традиция ?Очень надеюсь на Ваш совет! Спасибо. Кристина Слободяник В нашей Церкви от дней св. апостолов не было вре мени, когда бы христиане не молились за своих усопших братьев и притом при совер шении важнейшего из своих богослужений. Первая Ли тургия была составлена св. апостолом Иаковом, братом Господним, и в ней находится следующая молитва: «Госпо ди, Боже духов и всякия пло ти, помяни православных, ко торых мы помянули, от Авеля праведного и до сего дня, Сам упокой их в селении живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, внедрахАвраама, и Исаа ка, и Иакова, Святых Отец на ших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где при- сещает свет лица Твоего и ос вещает всегда». Молитва церковная есть такая всемогущая сила, кото рая проходитнебеса, восходит к самому Престолу Вседержи теля, нисходитдажедо бездны ада и изводит оттуда узников на свободу. Ибо она прино сится Отцу Небесному во имя возлюбленного Единород ного Сына Его, пребезмерно великою жертвою принесен ною Им за грехи всего мира на Кресте, пред предлежа щим на Престоле пречистым Телом Его, за нас ломимым во оставление грехов. Она сопут- ствуется и подкрепляется мо литвами всех святых, болееже всемогущею молитвою Чест нейшей Херувимов, Матери Божией. Вот что говорит св. Иоанн Дамаскин об избрании Богомживых для ходатайства: «По смерти таких Господь возбудит их родственников, ближних и друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к ока занию им помощи». Чем же мы можем увериться, что Го сподь услышит нашу молитву за умерших, что Он простит им грехи, что Он упокоит их со святыми? «Если вы во время молитвы или после молитвы за умершего бываете покойны насчет участи умершего; если сердце ваше уверяет вас, что молитва ваша за умершего услышана, - будьте уверены, что умерший ваш по коен там. Спокойствие наше во ланием душа твоего сродни ка, быть может, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодейству ющему помянуть ее при ве ликом и страшном священно действии и сам помолишься о ней вместе со всей Церковью. Ибо таким только образом она может участвовать в при носимой умилостивительной Жертве. Какой отрадой и уте шением преисполнится она, когда призванная в храм Бо жий поминовением, она пред станет здесь пред Престолом Божиим с ликом ангельским, будет умолять Господа со всей ные от мира видимого, уда ленные от суеты житейской, жаждут этого слова как ман ны небесной. Посещая клад бище, воспойте священные песни Давидовы, разные другие молитвы —это доста вит усопшим несказанное удовольствие и отраду, или же прочтите с молитвенным воспоминанием об умерших Святое Евангелие —вы обра дуете их более, нежели радует нас самая приятная весть о неожиданном счастье. Такая небесная беседа с умерши ми и для нас живущих есть лучшее утешение в мире: она Их долги - твоя забота, Благо, можно отдавать... время молитвы есть признак спокойствия того, о ком моли тесь. Ты скажешь: ‘‘Я не имею этого спокойствия, я молюсь и сомневаюсь; я прошу об умершем и с беспокойством думаю, услышал ли Бог мо литву мою; прошу об упокое нии его со святыми, но все не уверен в его спокойствии там. Что мне делать?’’ Скажи мне: продолжишь ли молиться об умершем при всей своей неуверенности в силе этой молитвы, и бу дешь ли, пока жив, молиться об умершем, несмотря на все твои сомнения и недоумения? Если продолжишь молиться, не перестанешь молиться, то будь уверен, что Господь молитву твою услышит. Да это одно, что ты не перестанешь молиться, что ты не отступаешь просить, - это одно довольно тебя вполне уве рить, что Бог молитву твою слы шит и по молитве твоей сделает. У тебя нет полной веры при мо литве? Но есть постоянство, и за это постоянство Бог непременно услышит тебя. Иным Бог дает за веру: “По вере вашей будет вам”. а тебе Бог сделает по молитве твоей за то постоянство, за то, что ты все просишь Его. Когда Бог не хочет услышать, тогда Он и молиться не дает, тех Он не пускает с прошениями к Себе. Цари и владыки земные могут отказать тому просите лю, которому они сами позво ляют являться к себе в дом с прошениями, но Бог, Отец наш Небесный, так никогда не делает; если уж Он дозво лит тебе ходить в церковь мо литься, если дозволяет с про шениями к Себе являться, то это так, что рано ли, поздно ли, но непременно услышит твою молитву, исполнит твое прошение. Коли у тебя доста нет усердия молиться, то будь уверен —у Бога достанет ми лости помиловать». С каким претрепетным же Молитесь друг за друга На каждый день и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех днесь пред Тобой представш их!», ибо каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей зем ле и души их становятся пред Богом; и сколь многие из них расстались с землей в грусти и тоске никому неведомо; никто не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе. И вот, может быть, с другого конца земли вознесется твоя молитва за уп о ко й ... Сколь умиленно душе, ставшей в стра хе перед Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за нее молитвенник, что осталось на земле человеческое существо его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уж ты столь пожалел его, то тем более пожалеет Он, бесконечно более милостивый, чем ты, и простит его тебя ради. Церковью о помиловании, просить о прощении грехов своих и о добром ответе на Страшном суде Христовом! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ее часть, вместе с другими, опустится во Свя тую Чашу, погрузится в Свя тейшую Кровь Сына Божия с молитвою священнодейству ющего: «Омый, Господи, гре хи поминавшихся зде Кровию Твоею!» Вот бесценная услуга, вот неизъяснимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим родным своим каждый день, если за хочешь быть внимательным и сострадательным к их загроб ной участи. Хотите ли когда беседовать с умершими вашими?.. Бесе дуйте с ними посредством Слова Божия. Это такое все могущее слово, которого слу шает и которому повинуется все, что на небесах и на земле и под землею, которое слы шат и сущие во гробе. Души умерших, уединен оживляет сердце, возвышает душу, просветляет разум, при водит весь дух наш в восторг небесный. «О! насколько мы были бы чище, возвышеннее и совершен нее и сердцем и душою, если бы чаще беседовали таким образом с умершими братиями наши ми! Какое отрадное и для них, и для себя свидание с ними мы приготовили бы себе на случай собственной смерти! Вот что мы можем сделать умершим сродни кам нашим», - говорит святитель Димитрий Херсонский. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Тай нами поминовение об усопших: апостолы знали, что велика бы вает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Не напрас но бывают моления, не напрасно милостыня: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы получи ли пользу друг от друга, ибо бла готворение живых в память усоп ших спасает тех и других. Если усопший грешен, то мы своей лю бовью, заботой много можем ему помочь и из места мрака и скорби Екота перевести его в светлый мир без граничного счастья, а если усоп ший праведен, то сам он, находясь пред Престолом Божиим, ответит на нашу любовь горячей молит вой о нашей душе, находящейся еще в земной жизни». По учению нашей Церк ви, праведники находятся в состоянии предначатия бла женства, а грешники —в со стоянии предначатия муче ния. Теперешний век — это промежуточное время между двумя пришествиями Хри стовыми, и настоящая жизнь каждого человека есть, следо вательно, то время, в которое Христос пришел спасти мир, а не судить его. Время судить — впереди, тот будущий век, в который последует воскресе ние мертвых и окончательное последнее решение загробной участи каждого человека. На стоящая наша жизнь, несмо тря на все скорби, которыми она переполняется, должна возбуждать в живущих на земле чувство величайшей благодарности к Богу за воз можность испросить проще ние грехов себе и умершему. Святая Церковь наша, кото рая ежедневно сама молится с приношением Бескровной Жертвы о всех православных христианах, дает нам пример любви и памяти об усопших. До Страшного суда есть время помогать друг другу и изменять загробное состоя ние наших отшедших. Всем усопшим, за которых при носится Бескровная Жертва, этим самым приношением за- глаждаются грехи, и усопшие получают возможность пере ходить в лучшее состояние. После Бескровной Жерт вы могучим средством к из- глажению грехов усопшего служит милостыня. Св. Ио анн Златоуст говорит: «Почти умершего милостыней и бла- готворениями, ибо это послу жит к избавлению от вечных мук». Если вы бедны, — не смущайтесь, помните, что лепта бедной вдовы была в очах Спасителя дороже всех богатых вкладов. Один пра ведник говорит так: «Если ты идешь в церковь и у тебяденег мало и берет тебя раздумье: дать ли нищему, или свечу поставить —то лучше дай ни щему, а сам будь свечой Богу: гори верой и свети любовью ко всему Божьему миру. «Бог есть любовь», —говорит лю бимый ученик Христа. Спа ситель же Сам о Себе сказал, что Он есть жизнь, следова тельно, жизнь есть любовь, а любовь есть жизнь. Как вечна жизнь, так вечна и любовь, она бессмертна, «она никогда не отпадает», —учит апостол Павел. Подготовил диакон Сергий ГЕЙЗАТУЛИН по материалам книги А. В. Фомина «Загробная жизнь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz