Миссионерская православная газета. 2015 г. № 1. Январь.

Миссионерская авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета № 1 Я Н В А Р Ь 2 0 1 5 Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлева­ ет Вифлеемский вертеп, где Ветхий деньми, как младенец у груди матери. лежал в яслях; он же отверзает иор­ данские источники, гдеТотже Ветхий деньми крещается ныне с грешника­ ми, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, Происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младен­ цев как младенец, для Матери —Сы­ ном, волхвам —как дар пастырям — как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Иоан. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мы­ тарей и грешников. Говоря о необы­ чайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «яви­ лась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех ча­ стях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освяща­ ется полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Еванге­ лие? «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и го­ ворил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел владыку. стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пасты­ ря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника риста­ ний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? «Мне надобно креститься от Тебя», —т.е. преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь препо­ дать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахо­ жусь под бременем прародитель­ ского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал го­ воря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедают грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превы­ шает мои силы; не знаю я, как омы­ вать Свет не умею осветить Солнце Правды. Ночь не освещает дня, зо­ лото не может быть чище олова, гли­ на не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источни­ ка, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свобо­ ду судью. «Мне надобно креститься от Тебя». Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет вра­ ча, и я знаю немощь моего естества! «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покла­ няются и не возглашают трисвятое. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Мои­ сей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади Тебя» (Исх. 33:23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвя­ той главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосхо­ дит мои силы? Не имею я длани, ко­ торою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я ро­ дился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имея возможности гово- рить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Ко­ торого вместил девический ковчег. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы увра­ чевать человека; знаю, что Ты явил­ ся для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты — Камень, отсеченный от горы без посредства рук, —Камень, верующий в Который не будет обма­ нут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я —смертен, Ты же —бес­ смертен ;я —от бесплодной, а Ты —от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты —Се­ кира, лежащая у дерева (Мф. 3:10), Та Секира, Которая подсекает бесплод­ ныедеревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и воз­ вещал, что скоро повсюду откроются источники исцелений, ибо какое ме­ сто останется недоступным для Тво­ их иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикоснове­ ние к краю риз Твоих, от одного Тво­ его повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи сле­ пому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли прихо­ дишь ко мне; Призирает на землю, и она трясется (Мф. 3:14; Пс. 103:32), по водам как по земле ходят, Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «Идет за мною Сильней­ ший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его!» (Мк. 1:7) Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное челове­ колюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвя­ той главе. Что же говорит ему Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Послужи Слову, как глас чело­ веческий, поработай, как раб —Вла­ дыке, как воин —Царю, как глина — Горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь про­ стереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, что­ бы предать Меня на смерть. Оставь теперь, ибо так надлежит. По Свое­ му человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человече­ ский. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и при­ нял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь». О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает под­ виг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победи­ телем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставле­ ние грехов; о Нем Отец свидетель­ ствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божь­ им ради Него; ему отверзлись Небе­ са, а я вхожу в них; пред Ним Кре- щаемым является Горнее Царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня так­ же не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с Небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz