Миссионерская православная газета. 2015 г. № 1. Январь.
Миссионерская авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета № 1 Я Н В А Р Ь 2 0 1 5 Слово святого Иоанна Златоустого на Богоявление Господне Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлева ет Вифлеемский вертеп, где Ветхий деньми, как младенец у груди матери. лежал в яслях; он же отверзает иор данские источники, гдеТотже Ветхий деньми крещается ныне с грешника ми, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, Происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младен цев как младенец, для Матери —Сы ном, волхвам —как дар пастырям — как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Иоан. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мы тарей и грешников. Говоря о необы чайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: «яви лась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех ча стях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освяща ется полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Еванге лие? «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и го ворил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел владыку. стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пасты ря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника риста ний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? «Мне надобно креститься от Тебя», —т.е. преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь препо дать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахо жусь под бременем прародитель ского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал го воря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53:9). Как же, Сам подавая избавление, Ты ищешь очищения? Крещаемые, по обычаю, исповедают грехи свои; Ты же что имеешь исповедать, когда Ты вовсе безгрешен? Зачем Ты требуешь от меня того, чему я не научен? Не отваживаюсь сделать то, что превы шает мои силы; не знаю я, как омы вать Свет не умею осветить Солнце Правды. Ночь не освещает дня, зо лото не может быть чище олова, гли на не может исправить горшечника, море не заимствует струи у источни ка, река не нуждается в капле воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускает на свобо ду судью. «Мне надобно креститься от Тебя». Мертвец не может поднять живого, больной не исцеляет вра ча, и я знаю немощь моего естества! «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф. 10:24). Ко мне не приступают херувимы со страхом, мне серафимы не покла няются и не возглашают трисвятое. Я не имею престолом небо, меня не предуказывала волхвам звезда, Мои сей, угодник Твой, едва сподобился видеть «сзади Тебя» (Исх. 33:23), как же я дерзну прикоснуться ко пресвя той главе Твоей? Зачем повелеваешь Ты мне совершать то, что превосхо дит мои силы? Не имею я длани, ко торою бы мог окрестить Бога: «мне надобно креститься от Тебя». Я ро дился от престарелой, ибо Твоему повелению не могла противоречить природа. Находясь в утробе моей матери и не имея возможности гово- рить сам, я воспользовался тогда ее устами, а теперь сам своими устами, прославлю Тебя Невместимого, Ко торого вместил девический ковчег. Я не слеп, как иудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принял вид раба, чтобы увра чевать человека; знаю, что Ты явил ся для того, чтобы спасти нас; знаю, что Ты — Камень, отсеченный от горы без посредства рук, —Камень, верующий в Который не будет обма нут. Меня не приведут в заблуждение видимые знаки Твоего смирения, и я духом уразумеваю величие Твоего Божества. Я —смертен, Ты же —бес смертен ;я —от бесплодной, а Ты —от девы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я мог только раньше Тебя выступить на проповедь, но не смею крестить Тебя: я знаю, что Ты —Се кира, лежащая у дерева (Мф. 3:10), Та Секира, Которая подсекает бесплод ныедеревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и воз вещал, что скоро повсюду откроются источники исцелений, ибо какое ме сто останется недоступным для Тво их иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикоснове ние к краю риз Твоих, от одного Тво его повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи сле пому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли прихо дишь ко мне; Призирает на землю, и она трясется (Мф. 3:14; Пс. 103:32), по водам как по земле ходят, Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «Идет за мною Сильней ший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его!» (Мк. 1:7) Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное челове колюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвя той главе. Что же говорит ему Господь? «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Послужи Слову, как глас чело веческий, поработай, как раб —Вла дыке, как воин —Царю, как глина — Горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь про стереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, что бы предать Меня на смерть. Оставь теперь, ибо так надлежит. По Свое му человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человече ский. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и при нял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь». О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает под виг, а я получаю почесть; Он воюет с дьяволом, а я оказываюсь победи телем; Он змеиную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь: Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставле ние грехов; о Нем Отец свидетель ствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божь им ради Него; ему отверзлись Небе са, а я вхожу в них; пред Ним Кре- щаемым является Горнее Царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня так же не отвергает. С своей же стороны я прославляю Отца, с Небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz