Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.

6 Миссионерская православная газета № 11 , н о я б р ь 2015 ВЕРА МНЕ СТАЛА О ПО Р ОЙ Н ачало на стр. 4-5 Прихожане вспоминали, что после советского концлаге­ ря отец Владимир сильно стра­ дал весь остаток своей жизни. Ноги болели у него так, что он на службе с трудом стоял. Тем не менее батюшка усердно слу­ жил Богу и ближним. Он умел успокоить. ободрить человека. Люди, приходившие в слезах, после беседы с отцом Влади­ миром уходили утешенные. Протоиерей Владимир имел большой авторитет не только у прихожан, но и у представителей власти. Пока он был жив, Благовещенскую церковь советским органам никак не удавалось закрыть, хотя посягательств было мно­ го. Внучка протоиерея Вла­ димира представила презен­ тацию: на экране все при­ сутствующие увидели редкие фотографии протоиерея Вла­ димира, храмов, монастырей. С е м ья Б о г д а н о в ы х Директор вечерней школы при ИК № 20 поселка Зелено­ борский Николай Николаевич Богданов прочитал свой до­ клад «Династия Богдановых на службе Богу и Церкви». Прадед Николая Николаевича, свя­ щенник из села Княжая Губа Александр Ионович Богданов был расстрелян коммунистами в 1920 году. Дед, Яков Алексан­ дрович Богданов, был незакон­ но репрессирован, оторван от жены и детей и много лет про­ вел в концлагерях на Колыме, откуда ему удалось вернуться домой. Николай Николаевич сказал, что общение с дедом, вернувшимся с Колымы, пе­ ревернуло его взгляды, так как до этого он был обычным советским школьником, пио­ нером и о репрессированных родственниках ему не говори­ ли. Когда он стал учиться на отделении истории МГПИ, то исторические события воспри­ нимал в ином ракурсе, не так, как представляла их в то время советская историография. П р о т о и е р е й К о н с т а н т и н Щ е к о л д и н Интересным и содержа­ тельным был доклад главного археографа отдела научно­ го использования архивных документов ГАМО Дмитрия Анатольевича ЕРМОЛАЕВА «Протоиерей Константин Ще- колдин — просветитель лопа­ рей». В 1867 году выпускник Архангельской семинарии священник Константин Ще- колдин был направлен в Бо­ рисоглебскую церковь на реку Паз на границе с Норвегией. Образованный, усердный свя­ щенник первое время мало что мог сделать для обездоленных, полунищих лопарей, да и сама маленькая церквушка, создан­ ная некогда преподобным Три­ фоном Печенгским, пришла в полную ветхость. Распростра­ нение православия в России, на ее окраинах, за ее предела­ ми Российские Императоры и члены Царской Семьи считали своим первейшим долгом. Та­ ких взглядов придерживался и один из младших сыновей Государя Александра Второго Великий Князь Алексей Алек­ сандрович. Когда он прибыл на реку Паз на корвете «Варяг» и увидел бедственное состояние русского храма, то сразу же принял меры, чтобы исправить положение. После молебна морские офицеры провели под­ писку и собрали 605 рублей на сооружение приличного храма. Затем Святейший Синод дал на постройку новой Борисо­ глебской церкви 31.067 рублей 49 копеек. Торжественное ос­ вящение церкви происходило в воскресенье 25 августа 1874 года. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму иконы и священниче­ ские облачения. С этого пери­ ода начался настоящий расцвет Борисоглебского прихода. В соседней Норвегии су­ ществовало обязательное об­ учение детей с 8-летнего воз­ раста. После неоднократных обсуждений Святейший Синод постановил открыть церковно­ приходскую школу в Пазрец- ком погосте. Встал вопрос, где ее строить? По советуотца Кон­ стантина Щеколдина здание срубили не близ церкви Бориса и Глеба, а в зимнем погосте, на берегу реки Колос, соединен­ ной с рекой Паз. Школа стро­ илась в расчете на 24 ученика, достаточно просторная и высо­ кая. Преподаванием безвозмезд­ но занимался отец Константин и псаломщик Василий Иванов­ ский... Отец Константин сам носил в школу дрова и топил печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков. Воспитанники отца Кон­ стантина охотно посещали занятия, хорошо понимали и усваивали материал: «Читают и пишут на русском языке. Большинство знает 3-4 языка: родной, финский, норвежский и русский». «При врожденной впечатлительности и воспри­ имчивости лопарей учение идет успешно и бойко», —отмечали современники. Оподвижничестве,«энергии и любви к делу отца Констан­ тина» писали петербургская журнал-газета «Гражданин» и «Московские ведомости». К. Щеколдин был награжден ор­ денами Святой Анны третьей степени (28 мая 1892 г.), Святой Анны второй степени (31 октя­ бря 1905 г.) и Святого Влади­ мира четвертой степени (6 мая 1910 г.). Как преподаватель отец Константин считал необходи­ мым обучать детей не только на русском, но и на родном языке лопарей. Но для этого нужны были соответствую­ щие пособия. Возможность издать их представилась лишь в середине 1890-х годов, когда в Архангельске активно дей­ ствовал Комитет православно­ го Миссионерского общества, ставивший целью «перевод на местные инородческие наречия богослужебных и иных книг». Щеколдин становится членом переводческой комиссии и по­ свящает свое свободное время переводу Евангелия от Матфея на лопарский язык. В этом ему постоянно помогала жена Ма­ рия Козьмовна, безупречно, во всей полноте лексикона, знав­ шая язык местных лопарей. «За труды по переводу святого Евангелия на лопарский язык» отец Константин был награж­ ден бархатною фиолетовою скуфьею и удостоен звания «по­ четного члена Архангельского Комитета православного Мис­ сионерского общества». В 1895 году Комитет пра­ вославного Миссионерского общества в архангельской ти­ политографии издал состав­ ленную протоиереем Щекол- диным «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Ар­ хангельской губернии». Дмитрий Анатольевич осо­ бенно подробно остановился на кончине подвижника. Было ясно, что отец Кон­ стантин доживает свои послед­ ние дни. Потому были немед­ ленно отправлены в Трифонов Печенгский монастырь снача­ ла письмо, а затем и телеграмма с просьбой поскорее послать в Пазреку иеромонаха. Между тем последняя искра жизни догорала в священнике, и этот светильник, столько лет оза­ рявший своим духовным све­ том суровый Север, тихо угас. Посланный к отцу Констан­ тину иеромонах Иона прибыл с опозданием и не застал уже настоятеля Борисоглебского храма в живых. Тот скончал­ ся ровно за час до прибытия отца Ионы. Это произошло 18 октября 1916 года. Отец Иона отпел протоиерея Константи­ на, которого похоронили возле храма (эта могила есть и теперь, кольское духовенство служит там панихиды, туда, в храм и на могилу священника приезжают паломники). Семинар завершился, а работа по изучению жизни и деятельности подвижников Кольского Севера будет про­ должаться. Как растение не может расти и развиваться без корней, так и мы, современные православные люди, не можем жить духовной жизнью без мо­ литвенной памяти о священ­ никах и мирянах, понесших подвиг исповедничества и му­ ченичества в советское время. На крови новомучеников вы­ растают сегодня новые церкви. И новые поколения русских людей должны знать о подвиге новомучеников. К О Л А Покров Пресвятой Владычицы нашей Богороди­ цы и Приснодевы Марии относится к числу великих праздников и празднуется каждый год в один и тот же день. Этому празднику была посвящена став­ шая уже традиционной Литературная гостиная в православном информационно-просветительском центре «Благовещение». Гостями нашего праздни­ ка стали и воспитанники школы и их родители, и ученики Воскресной школы для взрослых. Литературный праздник души Отец Андрей по­ здравил собравшихся с Праздником Покрова Пресвятой Богороди­ цы и благословил всех после общей молитвы. Ведущая Любовь Лео- нидовна представила гостью —Гумович Вик­ торию, ученицу Меж- дуреченской СОШ. О таланте этой девочки знают в Кольском рай­ оне. Она неоднократно принимала участие в мероприятиях, посвя­ щенных и 70-летию Победы, и праздно­ ванию юбилея Колы. Вика прочитала внача­ ле одно из самых лю­ бимых стихотворений «Бал осени», а потом представила сказку о народе саами и олене Ирвасе. Затем ведущая прочиталаещенесколь­ ко авторских стихотво­ рений девочки: «Сер­ гий Радонежский», «Мурманский Алеша». Присутствующие бла­ годарили Викторию за каждое прочитан­ ное произведение и не скрывали удивления от услышанного. Вечер продолжили воспитанники вос­ кресной школы. Гриша Лихачев выразитель­ но, с чувством бла­ гоговения прочитал стихотворение С. Есе­ нина «Шел Господь». Собравшихся в зале поздравил с праздни­ ком Покрова Булавин Олег стихотворени­ ем «Всех с Покровом поздравляю», а Була- Г 9 . вин Дмитрий посвя­ тил празднику чтение наизусть стихотворе­ ния «Праздник души». Следующий чтец при­ ятно удивил всех: ма­ тушка Ольга Новрузо- ва прочитала отрывок из повести И. Шмелева «Лето Господне». Чте­ ние прозы было впер­ вые в Литературной гостиной, но все слу­ шали, затаив дыхание, ожидая чего-то ново­ го не только от всего эпизода, но и каждого абзаца, каждой стро­ ки. Когда чтение было закончено, я думаю, каждый из нас пожалел только об одном, поче­ му закончилось? Поче­ му нет продолжения? Откровением, призна­ нием в любви к Госпо­ ду прозвучало стихот­ ворение в исполнении Ольги Лихачевой. Подытожил вечер отец Андрей. Он ска­ зал, что все строчки, прочитанные сегод­ ня — это состояние души каждого, трудно признаться в своих чув­ ствах к литературе, не у каждого это получает­ ся, но именно в такой камерной обстанов­ ке, где есть поддержка даже во взгляде, надо пробовать свои силы. Закончилась наша Литературная гости­ ная, а уходить не хоте­ лось. Мы сидели и де­ лились впечатлениями, листали книгу творче­ ских работ Виктории, строили планы на сле­ дующую встречу... Лю бовь МЕЛЬНИК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz