Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.
6 Миссионерская православная газета № 11 , н о я б р ь 2015 ВЕРА МНЕ СТАЛА О ПО Р ОЙ Н ачало на стр. 4-5 Прихожане вспоминали, что после советского концлаге ря отец Владимир сильно стра дал весь остаток своей жизни. Ноги болели у него так, что он на службе с трудом стоял. Тем не менее батюшка усердно слу жил Богу и ближним. Он умел успокоить. ободрить человека. Люди, приходившие в слезах, после беседы с отцом Влади миром уходили утешенные. Протоиерей Владимир имел большой авторитет не только у прихожан, но и у представителей власти. Пока он был жив, Благовещенскую церковь советским органам никак не удавалось закрыть, хотя посягательств было мно го. Внучка протоиерея Вла димира представила презен тацию: на экране все при сутствующие увидели редкие фотографии протоиерея Вла димира, храмов, монастырей. С е м ья Б о г д а н о в ы х Директор вечерней школы при ИК № 20 поселка Зелено борский Николай Николаевич Богданов прочитал свой до клад «Династия Богдановых на службе Богу и Церкви». Прадед Николая Николаевича, свя щенник из села Княжая Губа Александр Ионович Богданов был расстрелян коммунистами в 1920 году. Дед, Яков Алексан дрович Богданов, был незакон но репрессирован, оторван от жены и детей и много лет про вел в концлагерях на Колыме, откуда ему удалось вернуться домой. Николай Николаевич сказал, что общение с дедом, вернувшимся с Колымы, пе ревернуло его взгляды, так как до этого он был обычным советским школьником, пио нером и о репрессированных родственниках ему не говори ли. Когда он стал учиться на отделении истории МГПИ, то исторические события воспри нимал в ином ракурсе, не так, как представляла их в то время советская историография. П р о т о и е р е й К о н с т а н т и н Щ е к о л д и н Интересным и содержа тельным был доклад главного археографа отдела научно го использования архивных документов ГАМО Дмитрия Анатольевича ЕРМОЛАЕВА «Протоиерей Константин Ще- колдин — просветитель лопа рей». В 1867 году выпускник Архангельской семинарии священник Константин Ще- колдин был направлен в Бо рисоглебскую церковь на реку Паз на границе с Норвегией. Образованный, усердный свя щенник первое время мало что мог сделать для обездоленных, полунищих лопарей, да и сама маленькая церквушка, создан ная некогда преподобным Три фоном Печенгским, пришла в полную ветхость. Распростра нение православия в России, на ее окраинах, за ее предела ми Российские Императоры и члены Царской Семьи считали своим первейшим долгом. Та ких взглядов придерживался и один из младших сыновей Государя Александра Второго Великий Князь Алексей Алек сандрович. Когда он прибыл на реку Паз на корвете «Варяг» и увидел бедственное состояние русского храма, то сразу же принял меры, чтобы исправить положение. После молебна морские офицеры провели под писку и собрали 605 рублей на сооружение приличного храма. Затем Святейший Синод дал на постройку новой Борисо глебской церкви 31.067 рублей 49 копеек. Торжественное ос вящение церкви происходило в воскресенье 25 августа 1874 года. Великий князь Алексей Александрович пожертвовал храму иконы и священниче ские облачения. С этого пери ода начался настоящий расцвет Борисоглебского прихода. В соседней Норвегии су ществовало обязательное об учение детей с 8-летнего воз раста. После неоднократных обсуждений Святейший Синод постановил открыть церковно приходскую школу в Пазрец- ком погосте. Встал вопрос, где ее строить? По советуотца Кон стантина Щеколдина здание срубили не близ церкви Бориса и Глеба, а в зимнем погосте, на берегу реки Колос, соединен ной с рекой Паз. Школа стро илась в расчете на 24 ученика, достаточно просторная и высо кая. Преподаванием безвозмезд но занимался отец Константин и псаломщик Василий Иванов ский... Отец Константин сам носил в школу дрова и топил печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков. Воспитанники отца Кон стантина охотно посещали занятия, хорошо понимали и усваивали материал: «Читают и пишут на русском языке. Большинство знает 3-4 языка: родной, финский, норвежский и русский». «При врожденной впечатлительности и воспри имчивости лопарей учение идет успешно и бойко», —отмечали современники. Оподвижничестве,«энергии и любви к делу отца Констан тина» писали петербургская журнал-газета «Гражданин» и «Московские ведомости». К. Щеколдин был награжден ор денами Святой Анны третьей степени (28 мая 1892 г.), Святой Анны второй степени (31 октя бря 1905 г.) и Святого Влади мира четвертой степени (6 мая 1910 г.). Как преподаватель отец Константин считал необходи мым обучать детей не только на русском, но и на родном языке лопарей. Но для этого нужны были соответствую щие пособия. Возможность издать их представилась лишь в середине 1890-х годов, когда в Архангельске активно дей ствовал Комитет православно го Миссионерского общества, ставивший целью «перевод на местные инородческие наречия богослужебных и иных книг». Щеколдин становится членом переводческой комиссии и по свящает свое свободное время переводу Евангелия от Матфея на лопарский язык. В этом ему постоянно помогала жена Ма рия Козьмовна, безупречно, во всей полноте лексикона, знав шая язык местных лопарей. «За труды по переводу святого Евангелия на лопарский язык» отец Константин был награж ден бархатною фиолетовою скуфьею и удостоен звания «по четного члена Архангельского Комитета православного Мис сионерского общества». В 1895 году Комитет пра вославного Миссионерского общества в архангельской ти политографии издал состав ленную протоиереем Щекол- диным «Азбуку для лопарей, живущих в Кольском уезде Ар хангельской губернии». Дмитрий Анатольевич осо бенно подробно остановился на кончине подвижника. Было ясно, что отец Кон стантин доживает свои послед ние дни. Потому были немед ленно отправлены в Трифонов Печенгский монастырь снача ла письмо, а затем и телеграмма с просьбой поскорее послать в Пазреку иеромонаха. Между тем последняя искра жизни догорала в священнике, и этот светильник, столько лет оза рявший своим духовным све том суровый Север, тихо угас. Посланный к отцу Констан тину иеромонах Иона прибыл с опозданием и не застал уже настоятеля Борисоглебского храма в живых. Тот скончал ся ровно за час до прибытия отца Ионы. Это произошло 18 октября 1916 года. Отец Иона отпел протоиерея Константи на, которого похоронили возле храма (эта могила есть и теперь, кольское духовенство служит там панихиды, туда, в храм и на могилу священника приезжают паломники). Семинар завершился, а работа по изучению жизни и деятельности подвижников Кольского Севера будет про должаться. Как растение не может расти и развиваться без корней, так и мы, современные православные люди, не можем жить духовной жизнью без мо литвенной памяти о священ никах и мирянах, понесших подвиг исповедничества и му ченичества в советское время. На крови новомучеников вы растают сегодня новые церкви. И новые поколения русских людей должны знать о подвиге новомучеников. К О Л А Покров Пресвятой Владычицы нашей Богороди цы и Приснодевы Марии относится к числу великих праздников и празднуется каждый год в один и тот же день. Этому празднику была посвящена став шая уже традиционной Литературная гостиная в православном информационно-просветительском центре «Благовещение». Гостями нашего праздни ка стали и воспитанники школы и их родители, и ученики Воскресной школы для взрослых. Литературный праздник души Отец Андрей по здравил собравшихся с Праздником Покрова Пресвятой Богороди цы и благословил всех после общей молитвы. Ведущая Любовь Лео- нидовна представила гостью —Гумович Вик торию, ученицу Меж- дуреченской СОШ. О таланте этой девочки знают в Кольском рай оне. Она неоднократно принимала участие в мероприятиях, посвя щенных и 70-летию Победы, и праздно ванию юбилея Колы. Вика прочитала внача ле одно из самых лю бимых стихотворений «Бал осени», а потом представила сказку о народе саами и олене Ирвасе. Затем ведущая прочиталаещенесколь ко авторских стихотво рений девочки: «Сер гий Радонежский», «Мурманский Алеша». Присутствующие бла годарили Викторию за каждое прочитан ное произведение и не скрывали удивления от услышанного. Вечер продолжили воспитанники вос кресной школы. Гриша Лихачев выразитель но, с чувством бла гоговения прочитал стихотворение С. Есе нина «Шел Господь». Собравшихся в зале поздравил с праздни ком Покрова Булавин Олег стихотворени ем «Всех с Покровом поздравляю», а Була- Г 9 . вин Дмитрий посвя тил празднику чтение наизусть стихотворе ния «Праздник души». Следующий чтец при ятно удивил всех: ма тушка Ольга Новрузо- ва прочитала отрывок из повести И. Шмелева «Лето Господне». Чте ние прозы было впер вые в Литературной гостиной, но все слу шали, затаив дыхание, ожидая чего-то ново го не только от всего эпизода, но и каждого абзаца, каждой стро ки. Когда чтение было закончено, я думаю, каждый из нас пожалел только об одном, поче му закончилось? Поче му нет продолжения? Откровением, призна нием в любви к Госпо ду прозвучало стихот ворение в исполнении Ольги Лихачевой. Подытожил вечер отец Андрей. Он ска зал, что все строчки, прочитанные сегод ня — это состояние души каждого, трудно признаться в своих чув ствах к литературе, не у каждого это получает ся, но именно в такой камерной обстанов ке, где есть поддержка даже во взгляде, надо пробовать свои силы. Закончилась наша Литературная гости ная, а уходить не хоте лось. Мы сидели и де лились впечатлениями, листали книгу творче ских работ Виктории, строили планы на сле дующую встречу... Лю бовь МЕЛЬНИК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz