Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.
Миссионерская православная газета ^ С О Б Ы Т И Я № 11 , н о я б р ь 2015 5 (Нивской ГЭС),что весь кон трреволюционный элемент ориентировался на возмож ную финскую интервенцию и присоединение Карелии к Финляндии. В показаниях нет согласованности. Одни обвиняемые говорят о том, что их толкнули на контр революционную деятель ность местные священники, другие показывают, что сами завербовали священников для выполнения различных И е р о м о н а х Па и с и й ( Р я б о в ) Если же случалось, что даже и в сталинский пери од какие-либо следователи выносили более-менее мяг кие приговоры, то они сами подвергались взысканиям. Пример тому —дело послед него настоятеля Трифонов (Смирнова) стал служить в Мурманске и Коле, где и скончался. Судьба его самого и его семьи была поистине траги ческой. С 24 декабря 1926 г. по божников он был преступ ником только потому, что сохранил верность Право славной Церкви. Во время следствия по делу отца Владимира постра дала и его семья. Матушку на строительстве железной дороги. В 1939 году батюшка, уже тяжело больной, вернул ся из заключения. Послед ние его годы жизни прошли на Мурмане, где он служил в храмах Мурманска и Колы. «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой агитации против советской власти ее мероприятий не вел. Какие имели место разговоры в беседе у Тюрнина, не помню. Записано с моих слов правильно, мне прочитано. Обнорский » заданий по подрыву совет ской власти. Усугубляло положение арестованных священников то, что они со бирали подписи в своихселах против закрытия церквей. Проводили религиозные бе седы среди населения в ответ на атеистические лекции в избе-читальне. В конце кон цов арестованных служите лей Церкви приговорили к 10 годам концлагерей. Еще одна фальсифика ция —сфабрикованное дело священника Вениамина Фе доровича БОГОЛЕПОВА. Он был расстрелян в мае 1938 года. Этот священник служил в Княжой Губе, на чиная с 1921 года. Один из свидетелей, проходивших по делу, дал показания, что отец Вениамин якобы го товил в Княжой восстание с целью перейти на сторону Финляндии. Справка о последующий реабилитации гласит, что приговор священнику был приведен в исполнение 8 мая 1938 года. Но эта справ ка хранится в деле. А вот в справке, выданной на руки дочери замученного священ нослужителя, говорится о том, что ее отец умер в тюрь ме от осложнения, вызван ного уремией, 8 мая, но не 1938, а 1939 года. Почему так происходило? На тот момент времени, когда при Хрущеве проходила реабилитация, и МГБ было переименовано в КГБ, по КГБ было дано рас поряжение начиная с 1961 года всем ЗАГСам выдавать справки семьям священни ков о их естественной смерти от болезней, происшедшей на территории исправитель но-трудовых лагерей. Для чего? Для того чтобы снять с себя хотя бы часть ответ ственности. Дескать, мы бы их реабилитировали. Попро сили бы прощения, если бы они были живы. Но так уж сложились обстоятельства, мы в этом не виновны. Печенгского монастыря ие ромонаха Паисия (Рябова). Его кассационная жалоба была услышана, и поначалу вместо высшей меры емудали 10 лет концлагерей. Однако потом власти спохватились, распустили всю тройку, вы носившую вердикт, лишили их званий, должностей. Дело пересмотрели, отца Паисия приговорили к смертной каз ни. Последний настоятель Трифонов Печенгской оби тели был расстрелян в Лева- шовской пустыни подЛенин градом 28 декабря 1940 года в день памяти основателя сво его монастыря преподобного Трифона Печенгского». Добавлю к рассказу Юлии Петровны, что этот мона стырь —самый древний (был основан в 1533 году) и зна менитый на Кольском полу острове. В конце 90-х годов XX века он был возрожден. Возможно, есть надежда, что настоятеля обители, иеромо наха Паисия (Рябова) при числят к лику святых. И с п о в е д н и к п р о т о и е р е й В л а д и м и р О б н о р с к и й Внучка репрессирован ного священника Ольга Ва сильевна Обнорская расска зала о своем дедушке и о его земляках, подвергшихся го нениям в 1920-е и 30-е годы. Священник Владимир Обнорский вырос, учился в семинарии, создал семью и начал свое служение на Во логодчине. Там же начался его крестный путь в лагеря. Уже после концлагерей, после Великой Отечествен ной войны, больной и измо жденный, но верный Богу и Церкви отец Владимир по благословению архиеписко па Архангельского Леонтия 1934 г. отец Владимир слу жит настоятелем Устьянской Воскресенской церкви (О. В. Обнорская «Родословная»). Вначале февраля 1932года отец Владимир был аресто ван. С 6.02.1932 по 11.01.1933 находился под стражей, затем почти годдлилось следствие. Отца Владимира обвинили в участии в контрреволюци онной организации. Сохранились материа лы дела, в которых читаем страшные слова: «Обнор ского Владимира Алексан дровича заключить в кон цлагерь сроком на пять лет, считая срок с 23 марта 1934 года». После вынесения приго вора допросы продолжались с 28 по 31 марта 1931 года. Батюшка виновным себя не признал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой агита ции против советской вла сти ее мероприятий не вел. Какие имели место разгово ры в беседе у Тюрнина (тоже священник — прим. авт.), не помню. Записано с моих слов правильно, мне прочи тано. Обнорский». Допрашивали и семнад цатилетнего сына священ ника Владимира Обнорского Георгия, видимо, надеясь на строить его против отца, но тот, как показывают матери алы допроса, держался твер до. Постановлением тройки ПП ОГПУ Северного края отцу Владимиру был выне сен окончательный приговор от 5 апреля 1934 года по ста тье 58-10-11 УК («за контр революционную агитацию»): пять лет лагерей. Разумеется, это обвине ние было ложным. Для без Ольгу Николаевну с деть ми выгнали из церковного дома, где они жили. Отобра ли домашнюю живность, разграбили имущество. Дочь отца Владимира Ксения (мать Ольги Васи льевны) вспоминала, как она вернулась из школы до мой и ничего не могла по нять, подходя к дому: стоит лошадь с телегой, выносят вещи. Кроме этого ужаса, ко торый пережила священни ческая семья, выброшенная на улицу зимой, чекистами было совершено и другое преступление: безбожники надругались над матушкой. В 24 часа Ольга Николаевна с шестью детьми вынуждена была выехать в город Сокол Вологодской области. Некоторое время осиро тевшая семья отца Владими ра ютилась в бане, дети спали прямо на холодном полу. Че рез полтора года после ареста мужа, в 1936 году, Ольга Ни колаевна скончалась, оста вив шестерых сирот: Ксе нию, Сократа, Вениамина, Елену, Александра, Георгия. Было ей всего 42 года. Хо ронили её сами дети: везли гроб на кладбище и опускали в могилу. Старшие дети стали ра ботать (например, Ксению отдали в няньки), а младших (Елену и Вениамина) сдали в детский дом, где советская власть всячески старалась воспитать в них ненависть к отцу —священнику. А что же стало с отцом Владимиром? Арестованных священников отправили сна чала в Архангельск, а затем в Сибирь. Пять лет он провёл в Бамлаге Амурской области В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I награ дил протоиерея Владими ра Обнорского крестом с украшениями, а 25 апреля 1958 года на 65-году жизни Господь призвал батюшку в Небесные обители. На его похороны собралось столь ко народа, что, когда гроб несли на кладбище, то одни уже подходили к могиле, а другие еще не вышли из цер ковной ограды (кладбище —через дорогу от Благове щенского храма Колы, при мерно в ста метрах —прим ред). Собралось всё духовен ство Мурманского округа. После этого дочь усопшего протоиерея Владимира Ксе нию Владимировну вызвали в райисполком и отругали, что она собрала столько лю дей. Сказали, что на демон страции столько не ходит. А она никого не собирала, люди сами пришли. Священник Иоанн Ша- стов из Кировска произнёс проповедь памяти усопше го, а люди стояли и плакали. Говорил отец Иоанн, навер ное, больше часа, рассказал почти всю жизнь протоие рея Владимира, напомнил, сколько усопшему священ нику пришлось перенести гонений и мук: «Вся желез ная дорога (нынешний БАМ —прим. ред.) построена на костях священнослужите лей. Многие епископы, ар хиепископы, митрополиты отрекались от веры, а отец Владимир не отрекся. И если были у него какие-то личные грехи, то Господь за это его простит». П р о д о лж е н ие н а с т р . 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz