Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.

Миссионерская православная газета ^ С О Б Ы Т И Я № 11 , н о я б р ь 2015 5 (Нивской ГЭС),что весь кон­ трреволюционный элемент ориентировался на возмож­ ную финскую интервенцию и присоединение Карелии к Финляндии. В показаниях нет согласованности. Одни обвиняемые говорят о том, что их толкнули на контр­ революционную деятель­ ность местные священники, другие показывают, что сами завербовали священников для выполнения различных И е р о м о н а х Па и с и й ( Р я б о в ) Если же случалось, что даже и в сталинский пери­ од какие-либо следователи выносили более-менее мяг­ кие приговоры, то они сами подвергались взысканиям. Пример тому —дело послед­ него настоятеля Трифонов (Смирнова) стал служить в Мурманске и Коле, где и скончался. Судьба его самого и его семьи была поистине траги­ ческой. С 24 декабря 1926 г. по божников он был преступ­ ником только потому, что сохранил верность Право­ славной Церкви. Во время следствия по делу отца Владимира постра­ дала и его семья. Матушку на строительстве железной дороги. В 1939 году батюшка, уже тяжело больной, вернул­ ся из заключения. Послед­ ние его годы жизни прошли на Мурмане, где он служил в храмах Мурманска и Колы. «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой агитации против советской власти ее мероприятий не вел. Какие имели место разговоры в беседе у Тюрнина, не помню. Записано с моих слов правильно, мне прочитано. Обнорский » заданий по подрыву совет­ ской власти. Усугубляло положение арестованных священников то, что они со­ бирали подписи в своихселах против закрытия церквей. Проводили религиозные бе­ седы среди населения в ответ на атеистические лекции в избе-читальне. В конце кон­ цов арестованных служите­ лей Церкви приговорили к 10 годам концлагерей. Еще одна фальсифика­ ция —сфабрикованное дело священника Вениамина Фе­ доровича БОГОЛЕПОВА. Он был расстрелян в мае 1938 года. Этот священник служил в Княжой Губе, на­ чиная с 1921 года. Один из свидетелей, проходивших по делу, дал показания, что отец Вениамин якобы го­ товил в Княжой восстание с целью перейти на сторону Финляндии. Справка о последующий реабилитации гласит, что приговор священнику был приведен в исполнение 8 мая 1938 года. Но эта справ­ ка хранится в деле. А вот в справке, выданной на руки дочери замученного священ­ нослужителя, говорится о том, что ее отец умер в тюрь­ ме от осложнения, вызван­ ного уремией, 8 мая, но не 1938, а 1939 года. Почему так происходило? На тот момент времени, когда при Хрущеве проходила реабилитация, и МГБ было переименовано в КГБ, по КГБ было дано рас­ поряжение начиная с 1961 года всем ЗАГСам выдавать справки семьям священни­ ков о их естественной смерти от болезней, происшедшей на территории исправитель­ но-трудовых лагерей. Для чего? Для того чтобы снять с себя хотя бы часть ответ­ ственности. Дескать, мы бы их реабилитировали. Попро­ сили бы прощения, если бы они были живы. Но так уж сложились обстоятельства, мы в этом не виновны. Печенгского монастыря ие­ ромонаха Паисия (Рябова). Его кассационная жалоба была услышана, и поначалу вместо высшей меры емудали 10 лет концлагерей. Однако потом власти спохватились, распустили всю тройку, вы­ носившую вердикт, лишили их званий, должностей. Дело пересмотрели, отца Паисия приговорили к смертной каз­ ни. Последний настоятель Трифонов Печенгской оби­ тели был расстрелян в Лева- шовской пустыни подЛенин­ градом 28 декабря 1940 года в день памяти основателя сво­ его монастыря преподобного Трифона Печенгского». Добавлю к рассказу Юлии Петровны, что этот мона­ стырь —самый древний (был основан в 1533 году) и зна­ менитый на Кольском полу­ острове. В конце 90-х годов XX века он был возрожден. Возможно, есть надежда, что настоятеля обители, иеромо­ наха Паисия (Рябова) при­ числят к лику святых. И с п о в е д н и к п р о т о и е р е й В л а д и м и р О б н о р с к и й Внучка репрессирован­ ного священника Ольга Ва­ сильевна Обнорская расска­ зала о своем дедушке и о его земляках, подвергшихся го­ нениям в 1920-е и 30-е годы. Священник Владимир Обнорский вырос, учился в семинарии, создал семью и начал свое служение на Во­ логодчине. Там же начался его крестный путь в лагеря. Уже после концлагерей, после Великой Отечествен­ ной войны, больной и измо­ жденный, но верный Богу и Церкви отец Владимир по благословению архиеписко­ па Архангельского Леонтия 1934 г. отец Владимир слу­ жит настоятелем Устьянской Воскресенской церкви (О. В. Обнорская «Родословная»). Вначале февраля 1932года отец Владимир был аресто­ ван. С 6.02.1932 по 11.01.1933 находился под стражей, затем почти годдлилось следствие. Отца Владимира обвинили в участии в контрреволюци­ онной организации. Сохранились материа­ лы дела, в которых читаем страшные слова: «Обнор­ ского Владимира Алексан­ дровича заключить в кон­ цлагерь сроком на пять лет, считая срок с 23 марта 1934 года». После вынесения приго­ вора допросы продолжались с 28 по 31 марта 1931 года. Батюшка виновным себя не признал: «Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю. Никакой агита­ ции против советской вла­ сти ее мероприятий не вел. Какие имели место разгово­ ры в беседе у Тюрнина (тоже священник — прим. авт.), не помню. Записано с моих слов правильно, мне прочи­ тано. Обнорский». Допрашивали и семнад­ цатилетнего сына священ­ ника Владимира Обнорского Георгия, видимо, надеясь на­ строить его против отца, но тот, как показывают матери­ алы допроса, держался твер­ до. Постановлением тройки ПП ОГПУ Северного края отцу Владимиру был выне­ сен окончательный приговор от 5 апреля 1934 года по ста­ тье 58-10-11 УК («за контр­ революционную агитацию»): пять лет лагерей. Разумеется, это обвине­ ние было ложным. Для без­ Ольгу Николаевну с деть­ ми выгнали из церковного дома, где они жили. Отобра­ ли домашнюю живность, разграбили имущество. Дочь отца Владимира Ксения (мать Ольги Васи­ льевны) вспоминала, как она вернулась из школы до­ мой и ничего не могла по­ нять, подходя к дому: стоит лошадь с телегой, выносят вещи. Кроме этого ужаса, ко­ торый пережила священни­ ческая семья, выброшенная на улицу зимой, чекистами было совершено и другое преступление: безбожники надругались над матушкой. В 24 часа Ольга Николаевна с шестью детьми вынуждена была выехать в город Сокол Вологодской области. Некоторое время осиро­ тевшая семья отца Владими­ ра ютилась в бане, дети спали прямо на холодном полу. Че­ рез полтора года после ареста мужа, в 1936 году, Ольга Ни­ колаевна скончалась, оста­ вив шестерых сирот: Ксе­ нию, Сократа, Вениамина, Елену, Александра, Георгия. Было ей всего 42 года. Хо­ ронили её сами дети: везли гроб на кладбище и опускали в могилу. Старшие дети стали ра­ ботать (например, Ксению отдали в няньки), а младших (Елену и Вениамина) сдали в детский дом, где советская власть всячески старалась воспитать в них ненависть к отцу —священнику. А что же стало с отцом Владимиром? Арестованных священников отправили сна­ чала в Архангельск, а затем в Сибирь. Пять лет он провёл в Бамлаге Амурской области В 1957 году Святейший Патриарх Алексий I награ­ дил протоиерея Владими­ ра Обнорского крестом с украшениями, а 25 апреля 1958 года на 65-году жизни Господь призвал батюшку в Небесные обители. На его похороны собралось столь­ ко народа, что, когда гроб несли на кладбище, то одни уже подходили к могиле, а другие еще не вышли из цер­ ковной ограды (кладбище —через дорогу от Благове­ щенского храма Колы, при­ мерно в ста метрах —прим ред). Собралось всё духовен­ ство Мурманского округа. После этого дочь усопшего протоиерея Владимира Ксе­ нию Владимировну вызвали в райисполком и отругали, что она собрала столько лю­ дей. Сказали, что на демон­ страции столько не ходит. А она никого не собирала, люди сами пришли. Священник Иоанн Ша- стов из Кировска произнёс проповедь памяти усопше­ го, а люди стояли и плакали. Говорил отец Иоанн, навер­ ное, больше часа, рассказал почти всю жизнь протоие­ рея Владимира, напомнил, сколько усопшему священ­ нику пришлось перенести гонений и мук: «Вся желез­ ная дорога (нынешний БАМ —прим. ред.) построена на костях священнослужите­ лей. Многие епископы, ар­ хиепископы, митрополиты отрекались от веры, а отец Владимир не отрекся. И если были у него какие-то личные грехи, то Господь за это его простит». П р о д о лж е н ие н а с т р . 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz