Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.
С О Б Ы Т И Я 4 Яиссионерскдя православная газета № 11 , н о я б р ь 2015 В П А Л О М Н И Ч Е С К О М Ц Е Н Т Р Е М У Р М А Н С К О Й М И Т Р О П О Л И И ПРИ Т Р И Ф О Н О В С К О М Х Р А М Е С О С Т О Я Л С Я С Е М И Н А Р « А Р Х И В Н Ы Е Д О К У М Е Н Т Ы К А К О С Н О В Н О Й И С Т О Ч Н И К И З У Ч Е Н И Я Ж И З Н И П О Д В И Ж Н И К О В Б Л А Г О Ч Е С Т И Я » Новомученики Кольского Севера На семинаре выступали исто рики, краеведы, родственни ки репрессированных. Все эти люди уже много лет вкла дывают душу в благородное дело. Они ищут и собирают материалы о священниках и мирянах, пострадавших в период гонений на Церковь в СССР. Открыл семинар и пред ставил участников руково дитель комиссии по канони зации протоиерей Василий Вольский. О перспективах сотрудни чества священнослужителей и историков с Мурманским областным госархивом рас сказала главный архивист отдела научного использова ния и публикации архивных документов ГАМОАнастасия Александровна Матвеева. Священно- мученик архиепи с коп Антоний ( Быс тров) Внимание собравшихся особенно привлек доклад протоиерея Василия Воль ского на тему «Священному- ченик Антоний (Быстров). архиепископ Архангельский и Холмогорский, как святи тель Церкви Христовой (по материалам ГАМО)». Священномученик Ан тоний (Быстров) известен гораздо меньше, чем святой Лука Крымский. Но он так же до конца нес крест своего архиерейского служения в 20-е и 30-е годы, когда само по себе и епископство, и мо нашество было поводом для ареста, ссылки или расстрела. Протоиерей Василий вос полнил наши пробелы в зна нии церковной истории XX века: — Будущий архиепископ Архангельский родился 8 ок тября 1858 года. В миру —Бы стров Николай Михайлович. Вырос в селе возле Сольвыче- годска Вологодской губернии в семье священника Михаила Ивановича Быстрова, слу жившего в Никольской церк ви. Родители священномуче- ника Антония были людьми милостивыми и страннолю бивыми, они давали пищу и ночлег странникам. Один из таких странников начал у Быстровых рассказывать об обителях и иноческой жизни. В это время взор его остано вился на мальчике. Старец что-то прозревал и в конце беседы сказал родителям: «А он у вас будет архиереем», что и сбылось через много лет. Бе- Галина СИ РО ТИНСКАЯ седа странника о монашестве глубоко запала в сердце юно го Николая, и он стал стре миться к иночеству. Не буду полностью изла гать яркого и увлекательного повествования отца Василия о жизни священномучени- ка Антония, приведу только сведения о последнем этапе его жизни. В 1927 году епископ Анто ний получил указ из Священ ного Синода о возведении его в сан архиепископа всего Се верного края, в который, кро ме Архангельской губернии, входили еще Вологодская, Северо-Двинская губернии и автономная область Коми. 4 декабря 1930 года состо ялось чаепитие в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вместе с влады кой разделили праздничную трапезу ссыльные еписко пы Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов), весь клир церкви, все ссыльные свя щенники, кто был на бого служении. Не знал владыка, что эта праздничная трапеза в его жизни последняя, как и Рождество и Крещение того года. Арестовали его 23 января 1931 года. Плохое питание, вопиющая антисанитария подорвали и без того сла бое здоровье архипастыря. 16 июля 1931 года врач тю ремной больницы констати ровал наступление смерти. Тюремная камера стала по следним пристанищем архи епископа Антония (Быстро ва). Тело было предано земле на Вологодском кладбище. Спустя некоторое время вла дыка был перезахоронен на Ильинском кладбище, как свидетельствовала народная молва, со всеми почестями, какие смогли оказать в ту тяжкую годину любимому архипастырю. Священник Конс тантин Мелетиев: пра вда о с ледс т вии Кандидат исторических наук Юлия Петровна Барди- лева в своем докладе «След ственные дела репресси рованного духовенства как исторический источник (по материалам УФСБ Мурман ской области) еще раз оста новилась на фактах из жизни подвижника Кольского края, настоятеля Благовещенской церкви Колы протоиерея Константина Мелетиева. Отец Константин родился 20 мая 1884 года в семье свя щенника. Учился в 1894—1906 годах в Архангельске, снача ла в духовном училище, по том в духовной семинарии. Окончил семинарию по вто рому разряду (на «хорошо»). В августе 1909 года был ру коположен во диакона, по том во пресвитера. В 1909 году отец Константин стал одновременно настоятелем Благовещенского собора, законоучителем Кольского одноклассного приходского училища, заведующим Киль- динской приходской школой. Кроме того, он впоследствии был благочинным всего на шего края. В советский период отец Константин приложил мно- го усилий, чтобы старинный Благовещенский храм Колы (единственный в то время ка менный храм на всем Коль ском полуострове) не закры ли. Действительно, закрыть этот храм смогли только по сле ареста священника. К отцу Константину во время следствия применя ли пытки, как и к тысячам людей, прошедшим через советскую мясорубку. Одна из самых страшных пыток состояла в том, что подслед ственному несколько ночей подряд попросту не давали спать. В ходе изнурительных ночных допросов отца Кон стантина пытались уличить в развёртывании агитации контрреволюционного и ан тисоветского характера. Од нако священник настаивал, что никакой агитационной работы не проводил. И все же 3 сентября 1937 года на допросе многие пун кты обвинения отец Кон стантин подписал. Однако, подписывая «признание», отец Константан принял весь удар на себя: он ничего не подписал против проходив шего с ним по одному делу члена церковной двадцатки Немчинова, не добились от протоиерея Константина и показаний «о соучастии в ан тисоветской деятельности» верующих мирян или иерар хов Православной Церкви. Священник никого не огово рил. Обвинительное заключе ние, утвержденное 26 сентя бря 1937 года заместителем начальника Мурманского окружного отдела НКВД г. Мурманска содержало такой вот перечень «пре ступных деяний», якобы совершенных отцом Кон стантином: враждебное от ношение к советской власти, систематическая контррево люционная агитация, иска жение сущности сталинской Конституции, активизация деятельности церковной двадцатки путем вовлечения в нее молодежи, организация нелегального сборища веру ющих у поселкового совета. О законном суде и судо производстве тогда и речи не было для многих и многих людей. Второпях и непра ведно судили особые «трой ки», судебные органы «че кистов». Вот и следственное дело отца Константина было направлено на рассмотрение тройки УНКВД Ленинград ской области. В протоколе её заседания от 4 октября 1937 года записан окончательный приговор —расстрел. Время исполнения точно не указа но, скорее всего, протоиерей Константин Мелетиев был расстрелян 5 или 9 октября 1937 года. Убитый чекистами батюшка был похоронен на Левашовском кладбище. Отец Константин пока еще не прославлен в лике святых. Даже памятной до ски нет на том храме, ради сохранения которого он по шел на такие жертвы. Сам Спаситель сказал: «По пло дам их узнаете их». Что нам до того, какое вранье нарисо вал в своих протоколах жули коватый следователь, какие подписи подделал! Главное, что протоиерей Константин отдал жизнь за Христа, а храм Благовещения в Коле стоит, его давно уже вернули верую щим, там совершаются бого служения. Отец Алек сий Красильников и отец Але к с ий Суворов Юлия Петровна приве ла еще несколько примеров беззаконных деяний совет ских следователей: «Яркий пример произвола советских органов — дело отца Алек сия Красильникова из Ковды и отца Алексия Суворова в Кандалакше. Их (а также еще нескольких человек) аресто вали в 1933 году. В обвинении говорилось, что некоторые из арестованных по делу по казали, что они имели на мерение организовать взрыв моста на реке Ковда, прове сти ряд диверсионных актов на строительстве Нивастроя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz