Миссионерская православная газета. 2015 г. № 11. Ноябрь.

С О Б Ы Т И Я 4 Яиссионерскдя православная газета № 11 , н о я б р ь 2015 В П А Л О М Н И Ч Е С К О М Ц Е Н Т Р Е М У Р М А Н С К О Й М И Т Р О П О Л И И ПРИ Т Р И Ф О Н О В С К О М Х Р А М Е С О С Т О Я Л С Я С Е М И Н А Р « А Р Х И В Н Ы Е Д О К У М Е Н Т Ы К А К О С Н О В Н О Й И С Т О Ч Н И К И З У Ч Е Н И Я Ж И З Н И П О Д В И Ж Н И К О В Б Л А Г О Ч Е С Т И Я » Новомученики Кольского Севера На семинаре выступали исто­ рики, краеведы, родственни­ ки репрессированных. Все эти люди уже много лет вкла­ дывают душу в благородное дело. Они ищут и собирают материалы о священниках и мирянах, пострадавших в период гонений на Церковь в СССР. Открыл семинар и пред­ ставил участников руково­ дитель комиссии по канони­ зации протоиерей Василий Вольский. О перспективах сотрудни­ чества священнослужителей и историков с Мурманским областным госархивом рас­ сказала главный архивист отдела научного использова­ ния и публикации архивных документов ГАМОАнастасия Александровна Матвеева. Священно- мученик архиепи с коп Антоний ( Быс тров) Внимание собравшихся особенно привлек доклад протоиерея Василия Воль­ ского на тему «Священному- ченик Антоний (Быстров). архиепископ Архангельский и Холмогорский, как святи­ тель Церкви Христовой (по материалам ГАМО)». Священномученик Ан­ тоний (Быстров) известен гораздо меньше, чем святой Лука Крымский. Но он так­ же до конца нес крест своего архиерейского служения в 20-е и 30-е годы, когда само по себе и епископство, и мо­ нашество было поводом для ареста, ссылки или расстрела. Протоиерей Василий вос­ полнил наши пробелы в зна­ нии церковной истории XX века: — Будущий архиепископ Архангельский родился 8 ок­ тября 1858 года. В миру —Бы­ стров Николай Михайлович. Вырос в селе возле Сольвыче- годска Вологодской губернии в семье священника Михаила Ивановича Быстрова, слу­ жившего в Никольской церк­ ви. Родители священномуче- ника Антония были людьми милостивыми и страннолю­ бивыми, они давали пищу и ночлег странникам. Один из таких странников начал у Быстровых рассказывать об обителях и иноческой жизни. В это время взор его остано­ вился на мальчике. Старец что-то прозревал и в конце беседы сказал родителям: «А он у вас будет архиереем», что и сбылось через много лет. Бе- Галина СИ РО ТИНСКАЯ седа странника о монашестве глубоко запала в сердце юно­ го Николая, и он стал стре­ миться к иночеству. Не буду полностью изла­ гать яркого и увлекательного повествования отца Василия о жизни священномучени- ка Антония, приведу только сведения о последнем этапе его жизни. В 1927 году епископ Анто­ ний получил указ из Священ­ ного Синода о возведении его в сан архиепископа всего Се­ верного края, в который, кро­ ме Архангельской губернии, входили еще Вологодская, Северо-Двинская губернии и автономная область Коми. 4 декабря 1930 года состо­ ялось чаепитие в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вместе с влады­ кой разделили праздничную трапезу ссыльные еписко­ пы Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов), весь клир церкви, все ссыльные свя­ щенники, кто был на бого­ служении. Не знал владыка, что эта праздничная трапеза в его жизни последняя, как и Рождество и Крещение того года. Арестовали его 23 января 1931 года. Плохое питание, вопиющая антисанитария подорвали и без того сла­ бое здоровье архипастыря. 16 июля 1931 года врач тю­ ремной больницы констати­ ровал наступление смерти. Тюремная камера стала по­ следним пристанищем архи­ епископа Антония (Быстро­ ва). Тело было предано земле на Вологодском кладбище. Спустя некоторое время вла­ дыка был перезахоронен на Ильинском кладбище, как свидетельствовала народная молва, со всеми почестями, какие смогли оказать в ту тяжкую годину любимому архипастырю. Священник Конс тантин Мелетиев: пра вда о с ледс т вии Кандидат исторических наук Юлия Петровна Барди- лева в своем докладе «След­ ственные дела репресси­ рованного духовенства как исторический источник (по материалам УФСБ Мурман­ ской области) еще раз оста­ новилась на фактах из жизни подвижника Кольского края, настоятеля Благовещенской церкви Колы протоиерея Константина Мелетиева. Отец Константин родился 20 мая 1884 года в семье свя­ щенника. Учился в 1894—1906 годах в Архангельске, снача­ ла в духовном училище, по­ том в духовной семинарии. Окончил семинарию по вто­ рому разряду (на «хорошо»). В августе 1909 года был ру­ коположен во диакона, по­ том во пресвитера. В 1909 году отец Константин стал одновременно настоятелем Благовещенского собора, законоучителем Кольского одноклассного приходского училища, заведующим Киль- динской приходской школой. Кроме того, он впоследствии был благочинным всего на­ шего края. В советский период отец Константин приложил мно- го усилий, чтобы старинный Благовещенский храм Колы (единственный в то время ка­ менный храм на всем Коль­ ском полуострове) не закры­ ли. Действительно, закрыть этот храм смогли только по­ сле ареста священника. К отцу Константину во время следствия применя­ ли пытки, как и к тысячам людей, прошедшим через советскую мясорубку. Одна из самых страшных пыток состояла в том, что подслед­ ственному несколько ночей подряд попросту не давали спать. В ходе изнурительных ночных допросов отца Кон­ стантина пытались уличить в развёртывании агитации контрреволюционного и ан­ тисоветского характера. Од­ нако священник настаивал, что никакой агитационной работы не проводил. И все же 3 сентября 1937 года на допросе многие пун­ кты обвинения отец Кон­ стантин подписал. Однако, подписывая «признание», отец Константан принял весь удар на себя: он ничего не подписал против проходив­ шего с ним по одному делу члена церковной двадцатки Немчинова, не добились от протоиерея Константина и показаний «о соучастии в ан­ тисоветской деятельности» верующих мирян или иерар­ хов Православной Церкви. Священник никого не огово­ рил. Обвинительное заключе­ ние, утвержденное 26 сентя­ бря 1937 года заместителем начальника Мурманского окружного отдела НКВД г. Мурманска содержало такой вот перечень «пре­ ступных деяний», якобы совершенных отцом Кон­ стантином: враждебное от­ ношение к советской власти, систематическая контррево­ люционная агитация, иска­ жение сущности сталинской Конституции, активизация деятельности церковной двадцатки путем вовлечения в нее молодежи, организация нелегального сборища веру­ ющих у поселкового совета. О законном суде и судо­ производстве тогда и речи не было для многих и многих людей. Второпях и непра­ ведно судили особые «трой­ ки», судебные органы «че­ кистов». Вот и следственное дело отца Константина было направлено на рассмотрение тройки УНКВД Ленинград­ ской области. В протоколе её заседания от 4 октября 1937 года записан окончательный приговор —расстрел. Время исполнения точно не указа­ но, скорее всего, протоиерей Константин Мелетиев был расстрелян 5 или 9 октября 1937 года. Убитый чекистами батюшка был похоронен на Левашовском кладбище. Отец Константин пока еще не прославлен в лике святых. Даже памятной до­ ски нет на том храме, ради сохранения которого он по­ шел на такие жертвы. Сам Спаситель сказал: «По пло­ дам их узнаете их». Что нам до того, какое вранье нарисо­ вал в своих протоколах жули­ коватый следователь, какие подписи подделал! Главное, что протоиерей Константин отдал жизнь за Христа, а храм Благовещения в Коле стоит, его давно уже вернули верую­ щим, там совершаются бого­ служения. Отец Алек сий Красильников и отец Але к с ий Суворов Юлия Петровна приве­ ла еще несколько примеров беззаконных деяний совет­ ских следователей: «Яркий пример произвола советских органов — дело отца Алек­ сия Красильникова из Ковды и отца Алексия Суворова в Кандалакше. Их (а также еще нескольких человек) аресто­ вали в 1933 году. В обвинении говорилось, что некоторые из арестованных по делу по­ казали, что они имели на­ мерение организовать взрыв моста на реке Ковда, прове­ сти ряд диверсионных актов на строительстве Нивастроя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz