Миссионерская православная газета. 2015 г. № 10. Октябрь.

Миссионерская православная газета № 10, о к т я б р ь 2015 П Р И З В А Н И Е П ар ам о н ар ь - от д р е в н е гр е ч . «при­ ставник», «привратник», «придвер- ник» - служ и тель пр аво славн о й Ц еркви. Он ж е кан д и ло вж и гатель, па- р а е к к л и си а р х. Он ж е - алтар н и к. А л тар н и к, проходя по хр ам у, мимо б л аго го вей н о стоящ и х отроков, при­ тягивая взоры оных, н е се т честной к р е ст для сп а с е н и я душ и св о е й и м о лящ его ся в п р аво слав н ы х ц ерквах н а р о д а Бож иего. А л тар н и к - т.е . с л у ­ ж итель а л та р я — и м еновани е о трока или муж чины -мирянина, п о м огаю ­ щ его свящ ен н о служ и телям в а л та р е в ч асы со вер ш ен и я Бого служ ени я и подготовки к нему. А лтарн ики п р и зва­ ны пр еж д е всего на то, чтобы хр анить по рядок и ч и стоту во С вятая Святы х, ведь а л та р ь - это ч асть Ц ар ств а Бо- ж иего на зе м ле. Служим не за страх, а за совесть Послушание пономаря, (или как раньше говорили — дьячка), является не менее почетным в Церкви, чем слу­ жение священническое. Помощник священника обязан знать порядок совер­ шения Богослужения, легко ориентироваться в чинопо- следовании Таинств, уметь читать по церковнославян­ с к и . и прочая и прочая. Таковых помощников в алтаре может быть и не один —тогда у каждого бу­ дет свой вид послушания. Один — кадило начищен­ ное подает, другой —заранее припасенный уголь, ладан, вино для совершения евха­ ристии приготовит, третий — записки приносит и т.п. Помимо «бытовой» помо­ щи священнику, пономарь украшает алтарь и личным служением, зазывая прихо­ жан на службу колокольным звоном, предшествуя с заж­ женными свечами выходу священнослужителей и вы­ носу святынь, читает часы и шестопсалмие, создавая (вместе с хором) молитвен­ ное настроение в храме... По поводу монотонно­ го однообразия церковного чтения мы знаем множество нелепых светских поговорок. На самом деле, подобное де­ ликатное невмешательство и произнесение текста молит­ вы, не проявляющее эмо­ ций чтеца, создает у каждого молящегося на службе соб­ ственный (персональный, приватный) внутренний мо­ литвенный настрой. Вкушая плод церковного послушания, познаются раз­ личные особенности, прису­ щие внутренней церковной жизни. Например, немногие миряне знают о том, что даже пыль из алтаря выбрасывают в специально отведенное ме­ сто. Вода, в которой мылась алтарная утварь, выливается так же в специальное отве­ денное (не попираемое) ме­ сто. ПодсеньюТриФОнд приглашает впаломнические поездки по святым местам ТРИФОНОВ ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Печенга,Луостари) ХИБИНОГОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТЫНИ ТЕРСКОГО БЕРЕГА ЛАПЛАНДИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СОЛОВЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ, ШАМОРДИНО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА РОДИНУ ТРИФОНА ПЕЧЕНГСКОГО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ГРУЗИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КРЫМА ИЕРУСАЛИМ - СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ ГОРА АФОН Телефон: 28-75-22, 8-911-301-15-02, poli@trifon.ru При всемвидимомивнеш­ не не замечаемом изобилии многообразных «функций и обязанностей» помощи свя­ щеннослужителю основным и фундаментальным у ал­ тарника является его личная любовь к молитве церковной и чтению слова Божия. Без этого краеугольного камня пономарь превращается в дотошного пунктуального исполнительного ассистен­ та. «Алтарник...» — трепет­ ный взор отрока-прихожа- нина пребывает уже не на земле, но на небе. «Алтарник...» — шепчет помысел юному мужу и, по- тупив очи долу, не смея взор поднять на святого Ангела, парящего между клиросом и колокольней, в молитве взывает к Богу: да управит стопы его многогрешного по словеси Своему ... в алтарь на служение Богу.. Все лица мужеского пола с рождения посещающие церковные службы, входя в возраст отроческий, мечта­ ют помогать прислуживать в алтаре. Все. Но не у каждого хва­ тает «пороху» духовного ре­ шиться на таковое. Мир начинает рвать мо­ лодого человека на части. Хочется одеваться в рокер- ское рваное шмотье, слушать «свободолюбивые песни», незаметно съезжая в пошлую распущенность. Служитель же алтаря должен быть опря­ тен и чист, причем, не толь­ ко внешним видом, но всем своим поведением. И пове­ дением внутренним. Как бы ни старалось юное создание внешне соблюдать нормы духовной жизни, даже через силу и, сцепив, в полном смысле слова, зубы —двоим господам служить невозмож­ но. И когда наступает момент серьезного выбора между «свободой» мира и Христо­ вым игом, последнее кажет­ ся молодому человеку, уже впустившему в себя лживый смертоносный дух, тяжкой ношей. Современный человек, решающий жить по запове­ дям Евангелия, уже только одним этим своим решени­ ем начинает злить врага рода человеческого. Решающий же стать свя­ щенником или помощни­ ком ему, является воином, который будет ежедневно и еженощно вести битву за спасение своей души. И, если спасет свою душу, то, по слову преподобного Се­ рафима, вокруг него тысячи спасутся. «Помогающий священ­ нику в алтаре может легко стать священником сам. Это хороший трамплин для карьеры!» — деловито про­ изнесла новоначальная прихожанка храма. Слово «карьера» в данном разгово­ ре нас «немного» удивило. Действительно, алтарни­ ки часто впоследствии ру­ кополагаются в священный сан. Часто, но не всегда. Для рукоположения в сан суще­ ствуют канонические нор­ мы, которые для отдельных людей могут являться непре­ одолимыми препятствиями, вследствие тех или иных сложившихся личных обсто­ ятельств. Например, кандидат в иереи должен выбрать либо монашеский путь спасения своей души либо спасаться через создание семьи. Выбор ставленнику не­ обходимо сделать до приня­ тия сана. Брак должен быть венчанным и единственным. Пастырь должен стать при­ мером для пасомых, начиная с элементарных человече­ ских взаимоотношений. Ведь после перехода в веч­ ность, по слову псалмопевца, он иереем будет Богу и Хри­ сту. Лю дмила КРЫМОВА Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главный редактор С. В. Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 10.11.2015. Цена свободная. Тираж 7.000экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz