Миссионерская православная газета. 2015 г. № 10. Октябрь.
Миссионерская православная газета № 10, о к т я б р ь 2015 П Р И З В А Н И Е П ар ам о н ар ь - от д р е в н е гр е ч . «при ставник», «привратник», «придвер- ник» - служ и тель пр аво славн о й Ц еркви. Он ж е кан д и ло вж и гатель, па- р а е к к л и си а р х. Он ж е - алтар н и к. А л тар н и к, проходя по хр ам у, мимо б л аго го вей н о стоящ и х отроков, при тягивая взоры оных, н е се т честной к р е ст для сп а с е н и я душ и св о е й и м о лящ его ся в п р аво слав н ы х ц ерквах н а р о д а Бож иего. А л тар н и к - т.е . с л у ж итель а л та р я — и м еновани е о трока или муж чины -мирянина, п о м огаю щ его свящ ен н о служ и телям в а л та р е в ч асы со вер ш ен и я Бого служ ени я и подготовки к нему. А лтарн ики п р и зва ны пр еж д е всего на то, чтобы хр анить по рядок и ч и стоту во С вятая Святы х, ведь а л та р ь - это ч асть Ц ар ств а Бо- ж иего на зе м ле. Служим не за страх, а за совесть Послушание пономаря, (или как раньше говорили — дьячка), является не менее почетным в Церкви, чем слу жение священническое. Помощник священника обязан знать порядок совер шения Богослужения, легко ориентироваться в чинопо- следовании Таинств, уметь читать по церковнославян с к и . и прочая и прочая. Таковых помощников в алтаре может быть и не один —тогда у каждого бу дет свой вид послушания. Один — кадило начищен ное подает, другой —заранее припасенный уголь, ладан, вино для совершения евха ристии приготовит, третий — записки приносит и т.п. Помимо «бытовой» помо щи священнику, пономарь украшает алтарь и личным служением, зазывая прихо жан на службу колокольным звоном, предшествуя с заж женными свечами выходу священнослужителей и вы носу святынь, читает часы и шестопсалмие, создавая (вместе с хором) молитвен ное настроение в храме... По поводу монотонно го однообразия церковного чтения мы знаем множество нелепых светских поговорок. На самом деле, подобное де ликатное невмешательство и произнесение текста молит вы, не проявляющее эмо ций чтеца, создает у каждого молящегося на службе соб ственный (персональный, приватный) внутренний мо литвенный настрой. Вкушая плод церковного послушания, познаются раз личные особенности, прису щие внутренней церковной жизни. Например, немногие миряне знают о том, что даже пыль из алтаря выбрасывают в специально отведенное ме сто. Вода, в которой мылась алтарная утварь, выливается так же в специальное отве денное (не попираемое) ме сто. ПодсеньюТриФОнд приглашает впаломнические поездки по святым местам ТРИФОНОВ ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Печенга,Луостари) ХИБИНОГОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТЫНИ ТЕРСКОГО БЕРЕГА ЛАПЛАНДИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СОЛОВЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ, ШАМОРДИНО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА РОДИНУ ТРИФОНА ПЕЧЕНГСКОГО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ГРУЗИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КРЫМА ИЕРУСАЛИМ - СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ ГОРА АФОН Телефон: 28-75-22, 8-911-301-15-02, poli@trifon.ru При всемвидимомивнеш не не замечаемом изобилии многообразных «функций и обязанностей» помощи свя щеннослужителю основным и фундаментальным у ал тарника является его личная любовь к молитве церковной и чтению слова Божия. Без этого краеугольного камня пономарь превращается в дотошного пунктуального исполнительного ассистен та. «Алтарник...» — трепет ный взор отрока-прихожа- нина пребывает уже не на земле, но на небе. «Алтарник...» — шепчет помысел юному мужу и, по- тупив очи долу, не смея взор поднять на святого Ангела, парящего между клиросом и колокольней, в молитве взывает к Богу: да управит стопы его многогрешного по словеси Своему ... в алтарь на служение Богу.. Все лица мужеского пола с рождения посещающие церковные службы, входя в возраст отроческий, мечта ют помогать прислуживать в алтаре. Все. Но не у каждого хва тает «пороху» духовного ре шиться на таковое. Мир начинает рвать мо лодого человека на части. Хочется одеваться в рокер- ское рваное шмотье, слушать «свободолюбивые песни», незаметно съезжая в пошлую распущенность. Служитель же алтаря должен быть опря тен и чист, причем, не толь ко внешним видом, но всем своим поведением. И пове дением внутренним. Как бы ни старалось юное создание внешне соблюдать нормы духовной жизни, даже через силу и, сцепив, в полном смысле слова, зубы —двоим господам служить невозмож но. И когда наступает момент серьезного выбора между «свободой» мира и Христо вым игом, последнее кажет ся молодому человеку, уже впустившему в себя лживый смертоносный дух, тяжкой ношей. Современный человек, решающий жить по запове дям Евангелия, уже только одним этим своим решени ем начинает злить врага рода человеческого. Решающий же стать свя щенником или помощни ком ему, является воином, который будет ежедневно и еженощно вести битву за спасение своей души. И, если спасет свою душу, то, по слову преподобного Се рафима, вокруг него тысячи спасутся. «Помогающий священ нику в алтаре может легко стать священником сам. Это хороший трамплин для карьеры!» — деловито про изнесла новоначальная прихожанка храма. Слово «карьера» в данном разгово ре нас «немного» удивило. Действительно, алтарни ки часто впоследствии ру кополагаются в священный сан. Часто, но не всегда. Для рукоположения в сан суще ствуют канонические нор мы, которые для отдельных людей могут являться непре одолимыми препятствиями, вследствие тех или иных сложившихся личных обсто ятельств. Например, кандидат в иереи должен выбрать либо монашеский путь спасения своей души либо спасаться через создание семьи. Выбор ставленнику не обходимо сделать до приня тия сана. Брак должен быть венчанным и единственным. Пастырь должен стать при мером для пасомых, начиная с элементарных человече ских взаимоотношений. Ведь после перехода в веч ность, по слову псалмопевца, он иереем будет Богу и Хри сту. Лю дмила КРЫМОВА Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главный редактор С. В. Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 10.11.2015. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz