Миссионерская православная газета. 2015 г. № 10. Октябрь.

Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т В О Миссионерская православная газета № 10, о к т я б р ь 2015 В М О Н Ч Е Г О Р С К Е П Р О Ш Л И XI Т Р И Ф О Н О В С К И Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Ч Т Е Н И Я 22 сентября в г. Мончегор­ ске состоялись ежегодные Трифоновские чтения. Еже­ годный региональный об­ разовательный форум под общим названием «Право­ славие — цивилизационный выбор Русского Севера» спо­ собствует консолидации уси­ лий Церкви и представителей педагогического сообщества в вопросах духовно-нрав­ ственного воспитания под- растающего поколения. В рамках чтений коллеги де­ лятся практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятель­ ности, а также расширяют свое представление о целях и задачах соработничества Церкви и Министерства об­ разования и науки в области просвещения. В своем приветственном слове правящий архиерей. размышляя над темой чте­ ний «Православие —цивили­ зационный выбор Русского Севера», подчеркнул: «Мы говорим сегодня о выборе в пользу Православия от име­ ни всего Севера, более того, говорим в условиях плюра­ лизма мнений. Это накла­ дывает немалую долю ответ­ ственности. Сегодня много религиозных течений, ко­ торые противопоставляются Православию. В этой связи перед нами обнаруживается важная задача сохранения духовной традиции. Выбор... Мы делаем личный выбор, когда создаем семью, когда выбираем проф ессию . И в отношении религии мы го­ ворим о вы боре. Таким об­ разом, выбор —это проявле­ ние человеческой свободы. Но важно понимать, что у нас кроме выбора есть и дан­ ность. Абсолютная данность — это Господь Бог наш. Мы сомневаемся, переживаем, анализируем, но по жизни приходим к выводу: «Без Бога не до порога». Мы понима­ ем, что Он —Начало нашей жизни. Данность, которая от Бога —промысел Божий. Кто-то называет промысел Божий судьбой, но, тем не менее, момент Божествен­ ного присутствия действует в нашей жизни. Если мы гово­ рим о выборе цивилизации, то перед нами стоит, прежде всего, задача поддержать, сохранить, осмыслить, ут­ вердить тот выбор, который сделал когда-то князь Вла­ димир в отношении Право­ славия. Главная цель нашей встречи — укрепить Право­ славную позицию». Иерей Константин ЖДАНОВИЧ Мэр города Мончегорска Д. Г. Староверов, выступая в пленарном заседании, ска­ зал: «Скоординированная работа Церкви и Министер­ ства образования призвана к достижению высокой цели. От наших усилий зависит будущее страны. Очень важ- но, чтобы разговор с детьми о Боге был искренним. Зна­ ние о Православной культу­ ре важно прививать ребенку уже на ступени дошкольного образования. Если дети не будут воспитаны духовно, то никакого будущего у страны не будет». Ольга Зевсовна Решетова, приветствуя участников фо­ рума, выразила мнение: «Мы живем в эпоху, когда фунда­ ментальные нравственные устои человеческого обще­ жития пошатнулись. Важно помнить, что образование призвано не только обеспе­ чивать трансляцию научных знаний, но и формировать ценностные идеалы и ори­ ентиры, а также утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия, что невозможно без учета исторического опыта и Отечественной культурной традиции. Школа и Церковь в сфере воспитания детей и юношества выступают в качестве союзников, каж­ дый из которых располагают собственными уникальными педагогическими возможно­ стями и ресурсами. Сегодня в Арктике решается будущее России. Одержит ли победу русский человек победу на пути духовного пробужде­ ния в современных услови­ ях? Ответ на этот вопрос во многом зависит от нас, лю­ дей, несущих свое служение на ниве Отечественного про­ свещения». По мысли Святейшего Па­ триарха Кирилла, у Церкви и светской педагогики одна задача: воспитать не просто образованного, всесторонне развитого и работоспособ­ ного человека, но и полно­ ценную личность, живущую осмысленно и одухотворен­ но, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не толь­ ко себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству. Сегодня в условиях се- кулярного общества мы на­ блюдаем и широко обсуж­ даем проблемы малолетней преступности, наркомании, агрессии в молодежной сре­ де. Молодые люди легко становятся добычей сектан­ тов. С сожалением мы кон­ статируем снижение уровня интеллектуального развития и общего кругозора у детей и подростков. Подрастаю­ щее поколение дезориенти­ ровано, агрессивно, легко­ мысленно, а главное — оно оторвано от традиции. Мно­ гие педагоги сетуют, что с каждый годом все сложнее становится работать с деть­ ми. Решение этого спектра проблем лежит не только в плоскости политических и социальных реформ. Глу­ бинные корни этих явлений кроются не в материальной, а в духовной сфере. В условиях нравственного релятивизма, кризиса мора­ ли и обнищания нравствен­ ных ценностей Церковь, исполняя свой долг и следуя завету самого Спасителя, идет навстречу обществу с тем, чтобы противостоять тенденциям, способным раз­ рушить целостность челове­ ческой личности. Позиция отмалчивания, замкнутость или нейтральное отноше­ ние к происходящим в мире событиям противоречит са­ мому назначению Церкви в мире. Если Церковь не идет в мир с проповедью евангель­ ской морали, то за нее это делают другие. Тогда в обще­ стве начинают насаждаться традиции, прямо противо­ речащие духу христианской нравственности. При определении поня­ тия «светского государства» важно понять, что светский — не значит антирелигиоз­ ный, светский — не значит лишенный духовной состав­ ляющей. Да, в светском го­ сударстве работает принцип взаимного невмешательства, но Церковь и государство взаимодействуют сегодня в тех сферах и по тем страте­ гическим направлением, где это взаимодействие необхо­ димо. Примером тому явля­ ется и возрождение инсти­ тута военного духовенства, и взаимодействие с системой исполнения наказания, и присутствие Церкви в уч­ реждениях здравоохранения и социального обслужива­ ния... Важнейшей сегодня точкой приложения усилий Церкви и государства явля­ ется сфера образования. Введение ОПК не нару­ шает светский принцип в образовании, так как в своей основе имеет не вероучитель­ ный, а культурологический аспект. Нужно помнить, что мы действуем в правовом поле. У Церкви не стоит за­ дача лоббирования того или иного предмета учебной про­ граммы, но задача улучше­ ния духовно-нравственного климата, что вписывается в парадигму нового «Закона об образовании», 87 статья которого посвящена вопросу преподавания религиозной культуры в светской школе. Преамбула Федерального Закона свидетельствует «об особой роли Православия в истории России, в становле­ нии и развитии ее духовно­ сти и культуры». Школа не может быть от­ делена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педа­ гогики Константин Дмитри­ евич Ушинский: «Необходи­ мыми знаниями для каждого человека признаются: уме­ ние читать, писать и считать, знание оснований своей ре­ лигии и знание своей роди­ ны». Встреча митрополита Симона и министра образо­ вания и науки Мурманской области Н. Н. Карпенко в сентябре 2014 послужила мощным импульсом в реше­ нии вопроса выбора ОПК в четвертых классах общеобра­ зовательных школ региона. После встречи существенно вырос процент выбора ОПК. Сегодня перед нами стоит новая задача — задача ка­ чественного преподавания модуля и подготовки кадров. Основным движущим фак­ тором в этом вопросе явля­ ется уровень взаимодействия Церкви с органами управ­ ления образования, откры­ тость администраций школ и детских садов к конструк­ тивному диалогу. Министр образования и науки Мурманской области Наталья Николаевна Кар­ пенко на встрече с педагога­ ми региона в сентябре 2014 обратилась к педагогическо­ му сообществу: «Курс “Осно­ вы Православной культуры” разработан в соответствии с государственным обра­ зовательным стандартом и отвечает его требованиям. Важность курса состоит в необходимости воспитания полноценной личности. Курс ОПК в высшей степе­ ни является культурологи­ ческим и несет мощнейший воспитательный потенциал. В рамках курса освещают­ ся такие важные темы, как тема родины, гражданина, патриотизма, семьи, добра. Преподавание ОПК — воз­ можность обратиться к исто­ кам. Задача курса —помочь каждой отдельной личности понять, кто ОН, сформиро­ вать правильные представ­ ления об отношении к миру, к ближнему. Если не гово­ рить с детьми о важнейших, смыслообразующих темах и ценностях человеческого бытия, то впоследствии ре­ бенок потеряет способность формировать свою точку зрения по важнейшим обще­ человеческим проблемам. Диалог с ребенком в рамках курса ОПК —приобретение очень ценного жизненного опыта». Образование призвано формировать ценностные идеалы и ориентиры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz