Миссионерская православная газета. 2015 г. № 10. Октябрь.
Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т В О Миссионерская православная газета № 10, о к т я б р ь 2015 В М О Н Ч Е Г О Р С К Е П Р О Ш Л И XI Т Р И Ф О Н О В С К И Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е Ч Т Е Н И Я 22 сентября в г. Мончегор ске состоялись ежегодные Трифоновские чтения. Еже годный региональный об разовательный форум под общим названием «Право славие — цивилизационный выбор Русского Севера» спо собствует консолидации уси лий Церкви и представителей педагогического сообщества в вопросах духовно-нрав ственного воспитания под- растающего поколения. В рамках чтений коллеги де лятся практическим опытом, наработками и материалами по профилю своей деятель ности, а также расширяют свое представление о целях и задачах соработничества Церкви и Министерства об разования и науки в области просвещения. В своем приветственном слове правящий архиерей. размышляя над темой чте ний «Православие —цивили зационный выбор Русского Севера», подчеркнул: «Мы говорим сегодня о выборе в пользу Православия от име ни всего Севера, более того, говорим в условиях плюра лизма мнений. Это накла дывает немалую долю ответ ственности. Сегодня много религиозных течений, ко торые противопоставляются Православию. В этой связи перед нами обнаруживается важная задача сохранения духовной традиции. Выбор... Мы делаем личный выбор, когда создаем семью, когда выбираем проф ессию . И в отношении религии мы го ворим о вы боре. Таким об разом, выбор —это проявле ние человеческой свободы. Но важно понимать, что у нас кроме выбора есть и дан ность. Абсолютная данность — это Господь Бог наш. Мы сомневаемся, переживаем, анализируем, но по жизни приходим к выводу: «Без Бога не до порога». Мы понима ем, что Он —Начало нашей жизни. Данность, которая от Бога —промысел Божий. Кто-то называет промысел Божий судьбой, но, тем не менее, момент Божествен ного присутствия действует в нашей жизни. Если мы гово рим о выборе цивилизации, то перед нами стоит, прежде всего, задача поддержать, сохранить, осмыслить, ут вердить тот выбор, который сделал когда-то князь Вла димир в отношении Право славия. Главная цель нашей встречи — укрепить Право славную позицию». Иерей Константин ЖДАНОВИЧ Мэр города Мончегорска Д. Г. Староверов, выступая в пленарном заседании, ска зал: «Скоординированная работа Церкви и Министер ства образования призвана к достижению высокой цели. От наших усилий зависит будущее страны. Очень важ- но, чтобы разговор с детьми о Боге был искренним. Зна ние о Православной культу ре важно прививать ребенку уже на ступени дошкольного образования. Если дети не будут воспитаны духовно, то никакого будущего у страны не будет». Ольга Зевсовна Решетова, приветствуя участников фо рума, выразила мнение: «Мы живем в эпоху, когда фунда ментальные нравственные устои человеческого обще жития пошатнулись. Важно помнить, что образование призвано не только обеспе чивать трансляцию научных знаний, но и формировать ценностные идеалы и ори ентиры, а также утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия, что невозможно без учета исторического опыта и Отечественной культурной традиции. Школа и Церковь в сфере воспитания детей и юношества выступают в качестве союзников, каж дый из которых располагают собственными уникальными педагогическими возможно стями и ресурсами. Сегодня в Арктике решается будущее России. Одержит ли победу русский человек победу на пути духовного пробужде ния в современных услови ях? Ответ на этот вопрос во многом зависит от нас, лю дей, несущих свое служение на ниве Отечественного про свещения». По мысли Святейшего Па триарха Кирилла, у Церкви и светской педагогики одна задача: воспитать не просто образованного, всесторонне развитого и работоспособ ного человека, но и полно ценную личность, живущую осмысленно и одухотворен но, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не толь ко себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству. Сегодня в условиях се- кулярного общества мы на блюдаем и широко обсуж даем проблемы малолетней преступности, наркомании, агрессии в молодежной сре де. Молодые люди легко становятся добычей сектан тов. С сожалением мы кон статируем снижение уровня интеллектуального развития и общего кругозора у детей и подростков. Подрастаю щее поколение дезориенти ровано, агрессивно, легко мысленно, а главное — оно оторвано от традиции. Мно гие педагоги сетуют, что с каждый годом все сложнее становится работать с деть ми. Решение этого спектра проблем лежит не только в плоскости политических и социальных реформ. Глу бинные корни этих явлений кроются не в материальной, а в духовной сфере. В условиях нравственного релятивизма, кризиса мора ли и обнищания нравствен ных ценностей Церковь, исполняя свой долг и следуя завету самого Спасителя, идет навстречу обществу с тем, чтобы противостоять тенденциям, способным раз рушить целостность челове ческой личности. Позиция отмалчивания, замкнутость или нейтральное отноше ние к происходящим в мире событиям противоречит са мому назначению Церкви в мире. Если Церковь не идет в мир с проповедью евангель ской морали, то за нее это делают другие. Тогда в обще стве начинают насаждаться традиции, прямо противо речащие духу христианской нравственности. При определении поня тия «светского государства» важно понять, что светский — не значит антирелигиоз ный, светский — не значит лишенный духовной состав ляющей. Да, в светском го сударстве работает принцип взаимного невмешательства, но Церковь и государство взаимодействуют сегодня в тех сферах и по тем страте гическим направлением, где это взаимодействие необхо димо. Примером тому явля ется и возрождение инсти тута военного духовенства, и взаимодействие с системой исполнения наказания, и присутствие Церкви в уч реждениях здравоохранения и социального обслужива ния... Важнейшей сегодня точкой приложения усилий Церкви и государства явля ется сфера образования. Введение ОПК не нару шает светский принцип в образовании, так как в своей основе имеет не вероучитель ный, а культурологический аспект. Нужно помнить, что мы действуем в правовом поле. У Церкви не стоит за дача лоббирования того или иного предмета учебной про граммы, но задача улучше ния духовно-нравственного климата, что вписывается в парадигму нового «Закона об образовании», 87 статья которого посвящена вопросу преподавания религиозной культуры в светской школе. Преамбула Федерального Закона свидетельствует «об особой роли Православия в истории России, в становле нии и развитии ее духовно сти и культуры». Школа не может быть от делена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педа гогики Константин Дмитри евич Ушинский: «Необходи мыми знаниями для каждого человека признаются: уме ние читать, писать и считать, знание оснований своей ре лигии и знание своей роди ны». Встреча митрополита Симона и министра образо вания и науки Мурманской области Н. Н. Карпенко в сентябре 2014 послужила мощным импульсом в реше нии вопроса выбора ОПК в четвертых классах общеобра зовательных школ региона. После встречи существенно вырос процент выбора ОПК. Сегодня перед нами стоит новая задача — задача ка чественного преподавания модуля и подготовки кадров. Основным движущим фак тором в этом вопросе явля ется уровень взаимодействия Церкви с органами управ ления образования, откры тость администраций школ и детских садов к конструк тивному диалогу. Министр образования и науки Мурманской области Наталья Николаевна Кар пенко на встрече с педагога ми региона в сентябре 2014 обратилась к педагогическо му сообществу: «Курс “Осно вы Православной культуры” разработан в соответствии с государственным обра зовательным стандартом и отвечает его требованиям. Важность курса состоит в необходимости воспитания полноценной личности. Курс ОПК в высшей степе ни является культурологи ческим и несет мощнейший воспитательный потенциал. В рамках курса освещают ся такие важные темы, как тема родины, гражданина, патриотизма, семьи, добра. Преподавание ОПК — воз можность обратиться к исто кам. Задача курса —помочь каждой отдельной личности понять, кто ОН, сформиро вать правильные представ ления об отношении к миру, к ближнему. Если не гово рить с детьми о важнейших, смыслообразующих темах и ценностях человеческого бытия, то впоследствии ре бенок потеряет способность формировать свою точку зрения по важнейшим обще человеческим проблемам. Диалог с ребенком в рамках курса ОПК —приобретение очень ценного жизненного опыта». Образование призвано формировать ценностные идеалы и ориентиры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz