Миссионерская православная газета. 2014 г. № 12. Декабрь.
М иссионерская православная газета № 1 2 , Д Е К А Б Р Ь 2014 П Л О Д Ы И К О Р Н И «ОБ УПОКОЕНИИ поэта Божия Александра» —имен но так подала записку на па нихиду в день смерти поэта одна поморская женщина. Александра Яковлевна За лесская (об этом пишет К. П. Гемп в своей книге «Сказ о Беломорье»). Оказывается истоки гениальности Пуш кина кроются в русской свя тости. Андрей Андреевич Чер- кашин. бывший военный. открыл полное родословное древо Пушкина. Пушкин связан с историей России, с конкретными исторически ми лицами. Например, его небесный покровитель. святой благоверный князь Александр Невский — пря мой его предок в 21-м ко лене. Черкашин установил родственные связи поэта с Л. Толстым, Гоголем, Му соргским, Рахманиновым, Татищевым, Кантемиром, Веневитиновым, Лермонто вым. Н. Н. Гончарова, жена поэта, приходилась ему де- сятиюродной сестрой. Сам А. С. Пушкин писал: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кро ме истории наших предков, такой, какой нам Бог еедал». В начале своих поисков Черкашин обнаружил, что к А. С. Пушкину идут ли нии от семи русских святых князей. Затем, работая в ар хивах, в библиотеке Пско во-Печерского монастыря, Черкашин обнаружил еще 5 святых, идущих по прямой линии. Таким образом, гениаль ность Пушкина идет от рус ского православия. Сделан ное Черкашиным открытие говорит не только о богатом генетическом наследии по эта, но и о духовной связи с русской святостью. Несо мненно небесное покрови тельство святых, их усилен ные молитвы за мятущуюся душу поэта. Ведь Пушкин не был праведником: в нем, как и в каждом из нас, жили две жизни, исключающие друг друга. Но чем более зрел Пушкин духовно, тем ближе подходил он к идеалу искон- лицее он превосходил всех чувственностью, а после, в свете, предался распутствам всех родов... Пушкин пред ставлял тип самого грязного характер. В России влияние духовенства столь же бла готворно, сколько пагубно в землях римско-католиче ских». («Заметки по русской П р о т о и е р е й Ва сил ий ВОЛЬСКИЙ, н а сто я те л ь Т ро иц ко й це р кви г. Полярные Зори Духовные истоки творчества А. С. Пушкина но народному, выраженному в житиях святых. Поэт во многом повторял духовный путь своих предков, порой извилистый и сложный. Остановимся на некоторых моментах из жизни святых— предков Пушкина, которые повторились в его судьбе. Пушкин и Псковская земля навсегда связаны. Здесь родилась великая равноапостольная княгиня Ольга, которая дала свою кровь Пушкину в 30-м ко лене. Современники её на зывали, как пишет препо добный Нестор Летописец, «мудрейшей из людей». По сле разговора с Пушкиным Государь Николай I сказал, что он беседовал с «умней шим человеком России». Многие не знают, что князь Владимир родился на Псковщине. До креще ния был язычником, носил в себе грех братоубийцы и страстного прелюбодея. По каявшись и приняв Святое Крещение, святой князь стал настолько богобоязненным, что не мог казнить даже за коренелых преступников, кормил нищих, заслужив в народе любовь и уважение. По воспоминаниям совре менника Пушкина графа М. А. Корфа, учившегося с поэтом в одном классе, «в Подсенью ТриФОнд приглашает впаломнические поездки по святым местам ТРИФОНОВ ПЕЧЕНГСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Печенга,Луостари) ХИБИНОГОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТЫНИ ТЕРСКОГО БЕРЕГА ЛАПЛАНДИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СОЛОВЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ОПТИНА ПУСТЫНЬ, ШАМОРДИНО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА РОДИНУ ТРИФОНА ПЕЧЕНГСКОГО ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ГРУЗИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ КРЫМА ИЕРУСАЛИМ - СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ ГОРА АФОН Телефон: 28-75-22, 8-911-301-15-02, poli@trifon.ru разврата». Оглядываясь на прожитую жизнь, Пушкин испытывает угрызения со вести: И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. («Воспоминание», 1828 г.) Святой благоверный князь Александр Невский — прямой предок Пушкина в 21-м колене. На предложе ние подчиниться главе Рим ской Церкви и обещание помочь в борьбе с татарами ответил: «Вера русских чи ста и православна, Бог не нуждается в наместниках, главенство папы несовме стимо с апостольским уче нием, признающим Главою Церкви Христовой Единого Господа нашего Иисуса Хри ста». Пушкин, отрицательно относясь к католицизму, счи тал, что именно православие дает русским особый народ ный характер: «... греческое вероисповедание, отделен ное от всех прочих, дает нам особенный национальный истории XVIII века», 1822 г.) Святой князь Ростис лав — предок Пушкина в 21-м колене, сын святого благоверного князя Мстис лава Великого и внук Вла димира Мономаха. Бла женный князь скончался с тихою молитвою на устах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» «Кон чена жизнь», —сказал уми рающий поэт и повторил еще раз: «Жизнь кончена, дыхание прекращается». И, осенив себя крестным зна мением, произнес: «Господи Иисусе Христе!» Святой князь Миха ил Черниговский, предок Пушкина в 23-м колене, погиб в плену Батыя. Со скочив с цепей, убийцы, как звери, схватили его за руки и за ноги и, распростерши по земле, долго и беспощад но били по всему телу, так что и земля обагрилась его кровью. Через 6 веков омо чил своею кровью снежную поляну на Черной речке его потомок А. С. Пушкин. Предками Пушкина по прямой линии являются также известные муромские чудотворцы Петр и Февро- ния, покровители супругов. «Решено, я женюсь», —эти слова Пушкин сказал, когда хотел изменить свою жизнь, полную страстей и метаний, он хотел тихой радости хри стианской семьи. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская дала кровь Пушкину в 17-м колене. Кротостью, добронравием полюбилась она благоверному князю Владимирскому и Твер скому Михаилу, впослед ствии мученику, ставшему жертвой клеветы. Когда нетленное тело более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли оторвать от гроба. Не так ли рыдала Наталья Николаевна в предсмерт ный час поэта? Пушкин просил не допускать ее к себе, чтобы не расстраивать еще больше. Одной из последних за писей поэта была: «Религия. Смерть.» Очевидно, его вну тренний мир заполнили эти два понятия, тесно связан ные в его представлении. Го сподь, спасая его, попустил пройти Пушкину через ог ненное горнило страданий, пережить глубокое нрав ственное потрясение, чтобы покаяться, возродиться ду ховно для вечности и очи ститься от всех греховных пристрастий, тяготивших его душу. Таким очистилищем и явились для него тяжкие предсмертные страдания, последовавшие за его не счастной дуэлью. Бог оста вил поэту еще 2 дня жизни для искупления своего гре ха и достойного приготов ления к вечности. Это была для него подлинно милость Божия (несомненно, по мо литвам его святых предков), которую не мог не оценить он сам. Старший священник Конюшенной церкви отец Петр, исповедавший и при частивший умирающего по эта, вышел глубоко растро ганный и потрясенный и со слезами рассказывал Вязем скому о «благочестии, с коим исполнил Пушкин долг хри стианский». Своему секун данту Данзасу поэт завещал: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христиани ном». Нравственный урок, данный им русскому народу на краю могилы, превосхо дит все, что оставлено им в его бессмертных творениях. «По воле Бога Самого» Пуш кин ушел в мир иной именно так, как это делали его бла гочестивые предки. Всепро щающая любовь и искрен няя вера, ярко вспыхнувшая в сердце поэта на смертном одре, озарили ему путь в веч ность, сделав его неумираю щим духовным наставником для всех последующих поко лений. В генеалогическом дре ве А. С. Пушкина, согласно открытию А. А. Черкашина (кстати, его родственница является прихожанкой на шего храма), 42 святых (12 — по прямой линии и 30 — по боковой). Таким образом, родословие и гениальность поэта неотделимы от рус ского православия, о чем, к сожалению, замалчивалось многие десятилетия отече ственным литературоведе нием. Издательство Мурманскойи Мончегорской епархии Московского Патриархата. Учредитель —Мурманская и Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорская епархия. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор Сергей Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Региональномуправлении Государственного Комитета РФ по печати. Свидетельство орегистрации№ П3448 от 17.12.98г Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви№ 131 от 05.09.2011 г Отпечатано в ООО «Север ГП», г Мурманск, улицаТранспортная, 7А. Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписаниявпечатьпо графику 19ч. 30мин. Дата выпуска 26.12.2014. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz