Миссионерская православная газета. 2014 г. № 11. Ноябрь.
Миссионерская православная газета ^ П Р О Б У Ж Д Е Н И Е Д У Ш И № 1 1 , н о я б р ь 201 4 / утомлял ее. Захотелось упасть в вос поминания, найти в глубинах памя ти яркий, теплый, светлый момент. Чувство или эмоцию. Но сколько Мария не искала, ей виделись лишь ледяные поляны одиночества, пе чали и скуки, и светлым оставалась только мелодия. Та самая мелодия... В ее душе не оказалось ничего теплее взгляда того мальчишки-ги тариста, глаза которого походили на небесную лазурь. Будние дни в ее одиночестве по хожи один на другой. В квартире несколько календарей —уж не пото му ли, что без них она потеряла бы счет времени среди скуки и серости? Часы отмеряют жизнь, точно разру бая на мелкие ломтики. Часы пробили восемь, Мария мягко прикрыла дверь квартиры, дождавшись щелчка замка. У подъезда боролся с ветром дворник. Сухой снег, за ночь при порошивший дорожки, снова и сно ва заметал только что вычищенные участки. Она прошла мимо, как буд то дворника не было вовсе. Все ли люди в ее жизни теперь стали такими тенями? Или это она — тень, скользящая мимо, не имеющая на душе ничего, кроме холода отчуж дения? Она разучилась смотреть на дру гих, и тогда они перестали ее заме чать. Перед ее взглядом чаще всего мелькали серые тротуарные плитки, брошенные окурки, утерянные мо неты, обертки от жвачек и шокола док. Городской мусор. Мария избе гала взглядов и потому не смотрела сама ни на кого вокруг. И ей не хоте лось ничего больше менять. Она давно уже не чувствова ла боли. Холод в душе отлично ее блокировал. Правда, вместе со счастьем. Но Мария не помнила себя счастливой, а потому не могла грустить по тому, что ей никогда не принадлежало. Ветер отстал от нее на лестни це, ведущей в подземный переход. запутался в поворотах и остался позади. Среди шагов, голосов, гула движения над головой вдруг всплы ли гитарные аккорды. Музыка смея лась и рыдала где-то впереди. Мария ускорила шаг и не заметила этого, стремясь на звук, как бабочки летят на пламя. Мальчишка стоял, слегка при слонившись спиной к стене, скло нив голову над грифом. Волосы мешали рассмотреть выражение его лица. Пальцы его летали по стру нам, меняя аккорды с головокру жительной быстротой, заставляя гитару в его руках стенать и смеяться в истерике. Люди замедляли шаг и останавливались, спохватывались, смотрели на часы и бежали дальше. Мария подошла ближе и замерла, не отводя взгляда. В ее ледяном мире вдруг возник кто-то еще, живой, настоящий. Кто-то кроме ветра, носящего ту да-сюда осколки желаний. Еще ак корд, подтяжка. Мальчик отпустил гриф, оборвав мелодию, гитара сто ном ответила ему. Откинув волосы со лба, музыкант посмотрел прямо на Марию. И улыбнулся. Она вздрогнула, потерявшись в этом взгляде. Сколько было дру гих людей вокруг, но он выбрал ее, и смотрел ей в глаза. И Марии по чудилось, что мальчишка ее жалеет. Будто он прочел все о пустыне в ее душе, и сам, воплощающий солнце и музыку, жалеет ее духовную бед ность. Раньше женщина не позволяла кому бы то ни было себя жалеть, считая, что это унижает ее достоин- Ю р и й К О Б Я К О В , г. М у р ство. Но этот взгляд... Этим небес ным глазам она простила и жалость, и ноющую боль, что поселилась вдруг в сердце, и даже слезы, что снова катились по щекам. Рабочий день пролетел незамет но, Мария поспешила домой, вы брав тот же путь, что и утром. Но в переходе не оказалось гитариста, и не пела его крутобокая подруга. Женщина замедлила шаг, почти остановилась напротив того места, где утром смотрел на нее мальчиш ка. Сердце кольнуло. Мария заку сила губу от подступающей боли и почти побежала дальше. Холод, что так давно стал наркозом ее больной души, теперь не лечил, а только ра нил. На пути к дому Мария замети ла цветочный магазин. В сумерках витрина его казалась особенно пре лестной, будто за дверями затаилось лето. Многочисленные букеты за стеклом выглядели свежо и по-ве сеннему. Женщина толкнула дверь, и прошла внутрь, только после осоз нав, что сделала. Приветливая де вушка тотчас подбежала к ней. —Что вам предложить? Мария покачала головой, огляде ла небольшой магазин. Большинство букетов —из роз. Розы всех цветов и оттенков:почти что черные и ангель- ски-белые, рубиново-алые, розовые, как заря, золотистые и просто жел тые, и даже политые серебряным ла ком. Она безразлично прошла мимо. Каллы стояли в стороне, и их стро гий вид напомнил женщине юность. Нерешительно она потянулась за цветком, коснулась его белизны. —Вот этот, пожалуйста, —прого ворила она, вспомнив о продавщице. Один-единственный цветок Ма рия держала в пальцах, отказавшись заворачивать его в пленку. Ветер пы тался вырвать его и кружился, бил по руке снежной крошкой. Женщина шла по улице, шепча едва слышно: —И ты дарил бы мне каллы. Душа болела, разрывалось от боли сердце. Никогда еще не чув ствовала она себя такой несчастной и такой настоящей. Рухнуло все, во что она убедила себя верить. Разве такой жизни она себе желала в юности? Разве такой она была раньше? Когда душа ее умерла, когда в ней поселились зим ние ветры, снежные равнины? Мария дрожала от холода. Даже дома шаль не спасала ее от мелкой дрожи. Поставив цветок в простень кую вазу, она свернулась калачиком на диване и рыдала, пока сон не унес ее. И ей снилась весна. Сияло солнце, и вековые льды вдруг пробили ручьи. Растаяли сне га, обнажив черную землю, напол ненную влагой. Зеленые иглы тра вы пронзили ее, пробиваясь к свету. Встали цветы, развернув лепестки к небу. м а н с к Весь мир пробуждался, развора чивался, точно и сам был бутоном. Мария смотрела на это со стороны, и никак не могла понять, почему остается непричастной к этому чуду. Отчего каждый миг сияющей всеми красками весны заставляет ее стра дать? И она всю ночь бежала сквозь травы, спотыкаясь, падала, пачка ясь в свежей земле. Поднимаясь с трудом, она отряхивала с колен ко мья грязи и снова бежала вперед. Равнина казалась необъятной, солнечный свет до слез резал глаза. Сочные стебли трав с хрустом ло мались под ее шагами, зеленый сок пачкал одежду. От свежего воздуха, переполненного ароматами весны, кружилась голова. Сердце билось часто-часто, пойманной птицей, оно все торопило, выстукивая: «Вперед, вперед!» Мария слушалась его, и кровь звенела в ушах, и не хватало дыха ния. Она знала внутренним чутьем, что там, за этой равниной будет по бережье. Там ее ждут, и нужно не пременно успеть. Кто ждет, зачем успеть и можно ли опоздать, женщина не знала. По сути, она не понимала — куда бе жит, и лишь в самом конце сна, за несколько мгновений до пробужде ния, Мария поняла, что спешила на звук гитарных аккордов. Снова утро, и снова все идет как всегда. Только сердце не унимается, и ветер стучится в окна остервене ло. Мария сделала кофе и пила его мелкими глотками, торопливо, пока он не остыл. Обжигая язык, каждый глоток заставлял задохнуться, сле зы дрожали на ресницах от такой простой боли. И женщина не могла позволить себе думать, что на самом деле плачет о другом. Восемь часов, последний взгляд в зеркало, щелчок замка. Мария торопилась, а в пальцах ее как вчера вечером дрожал на ве тру белый цветок. Она бежала за толпой, среди теней, и смотрела в небо, свинцово-серое, угрожающе низкое. Когда она вообще послед ний раз видела небо и тучи? Но вот переход, и небо скрывается из виду. И там, среди шороха чужих шагов, голосов и шума, снова —гитара. Мария остановилась в нереши тельности, теперь опасаясь подой ти. Но испанская проникновенная баллада звала, манила с неодоли мой силой. Женщина постаралась скрыться за чужими спинами, не поднимать глаз, только бы этот мальчишка снова не пожалел ее, как вчера, только бы не заметил. А гитарист играл и играл, запроки нув голову, закрыв глаза, и все во круг для него было другим. Он тво рил здесь свой собственный мир из эфемерных звуков музыки. Каждый аккорд, как мазок на картине, что рисовал он, используя вместо холста души тех, кто слушал его в эти ми нуты. Сыпались монеты, люди ухо дили, на их место вставали новые, только Мария так и не сдвинулась с места, и лишь когда мальчишка до играл —бросила в кофр, к монетам и бумажным деньгам, свой белый цветок, так похожий на ее юность. Увядший за день цветок все так же лежал среди россыпи монет. Мальчишка недовольно закусил губу и вытащил погибшую каллу, мягко покачал на ладони. Бросить ее здесь казалось ему кощунством. Он спрятал цветок в нагрудный карман и собрал монеты. Упаковал свою драгоценную гитару. Здесь он уже не появится. Все души, что могли воскреснуть —вос кресли. Их так мало осталось, спо собных разбить льды, ожить и впу стить весну. Долгие годы одиночества пре вращают душу человека в ледяную пустыню. Доверять ли кому-то? Любить? В душе лишь один ответ. И мир для такого человека тоже стано вится пустыней, где обитают лишь чужие тени. Не видя никого вокруг, такие души навсегда прокляты оди ночеством. Мальчик закинул кофр на плечо, медленно двинулся сквозь людской поток. Лампы в переходе тусклые, но он все же смог разобрать среди тысяч теней —свою. Гитара, выгля дывавшая из-за плеча, отобразив шись в тени, казалась крылом. Мария остановилась у цветочно го магазина, глядя сквозь стекло на застывшие в гордой красоте каллы. В душе ее все звенела гитара, пела, стенала, вела за собой. Слезы высох ли, или их выпил ветер, женщина не могла сказать точно. Боль то отсту пала, то накатывала волнами, поч ти до головокружения. И уже было непонятно —то ли это болит душа, то ли это действительно физические ощущения, с которыми раньше Ма рия боролась лекарствами. Мир настоящий, и ветер, и снег, и эти цветы в лучах электриче ского солнца. Только люди вокруг по-прежнему оставались тенями. И Мария с испугом поняла, что она одна, здесь и сейчас, живая и насто ящая, среди сотен и сотен нарисо ванных светом теней. Она так долго спала, и теперь времени у нее было совсем немного. Женщина сорвалась с места, побе жала сквозь толпу. Каждая минута — бесценна, как она раньше не могла понять этого? —Господи, прости меня. Как остро это ощущение: про снуться на закате собственной жиз ни! Пробуждение не спасает от боли, возрождение вообще не может про ходить безболезненно. Но оно того стоит. И рвет струны усталый ангел, путешествуя по дорогам, играя для тех, кто способен услышать. Утоли печаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz