Миссионерская православная газета. 2014 г. № 11. Ноябрь.
2 М исси онерска я православная газета № 1 1 , н о я б р ь 2014 К И С Т О К А М ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «Основы религиозной культуры и светской этики» в свое время вызвал в обществе нем а ло жарких споров. С весны 2010-го он преподавался в 19 регионах в качестве эксперим ента. С 1 сентября 2012-го его изучают повсеместно. Сам предмет заявлен М инобразования как свет ский, преподаю т его также светские педагоги. Пред мет изучается один год по одному уроку в неделю и только в четвертом классе. Он состоит из пяти моду лей, одним из которых является «Основы православной культуры» (ОПК). Ученики или их родители могут по сво ему желанию выбирать интересующ ий модуль. Пришло время рассказывать детям о вечных истинах Опыт преподавания ОПК в разных регионах разный. Там, где выбирают его (а схо жие предметы не первый год изучают и в Белоруссии, и в школах Крыма), учителя от мечают трудно поддающий ся анализу, но очевидный результат — успеваемость в школах и по этому предмету. и по всем остальным предме там школьного цикла растет. Да и в целом в стране за эти годы стали всё реже гово рить о насильственном наса ждении православия — вера предков по сути своей не мо жет быть чуждой русскому сердцу. Тем более, когда це лью уроков является не за манивание в храм, но самое общее знакомство с истори ей, культурой и основными ценностями нашей веры. В школах нашего района родители выбирают осно вы светской этики. Русская православная церковь хочет помочь педагогам и родите лям понять важность знания постулатов православия. Пищу для размышлений такого рода дала встреча, которая прошла в админи страции района 11 октября. Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, на стоятели православных хра мов городов Полярные Зори и Ковдор вместе с педагога ми и директорами школ, с родителями, чьи дети по сещают воскресную школу, обсуждали, каким образом и для чего преподавать осно вы православной культуры. Прежде схожий разговор на эту тему состоялся в Канда лакшском и Кольском райо не, в Мурманске. «Школы области в пре подавании ОПК запазды вают, — считает митропо лит. —Между тем для этого есть все возможности. Мы на 60 процентов обеспечены учебниками и учебными по собиями (обучение ведется по предложенному Мини стерством образования и на уки России единому для всех школ учебнику «Основы И нна КОПТЕВА православной культуры» ав тора Андрея Кураева —прим. авт.). Учителя ссылаются на неготовность преподавать то, чего не знают. Но знания прибывают по принципу: уча других, учишься сам, о чем знает каждый учитель. И задача заучить предмет досконально не ставится — важно посеять зерна тех знаний и чувств, без кото рых невозможно воспитать ответственного, зрелого, умеющего любить и прощать человека. Критерии оценки здесь, на мой взгляд, вто ричны». Россия на сегодня страна атеистическая, и ситуация, когда религия преследова лась государством, в неда леком прошлом. Но элемент религиозного воспитания очень важен еще по одной причине: без пристального внимания со стороны семьи и общества дети теряются. Один из примеров тому — ситуация на Украине, когда сначала был Майдан и его призывы к всяческим сво бодам.А потом одуревших от вседозволенности молодых людей призывали в армию, к которой они были совер шенно не подготовлены — ни физически, ни морально. И сопротивление семей это му. И вагоны неопознанных трупов, братские могилы, полная бессмысленность человеческих смертей. Мы видим, с одной стороны, свободу, неопределенность, некий разгул. А дальше — следствие этого разгула. Вопрос стоит не в том, чтобы плавать по поверхно сти жизни, куда понесет или куда хочется, а в том, чтобы иметь позицию. Быть ос мотрительным. Знать, чув ствовать, куда тебя ведут, и куда можно идти, а куда — нет. Речь идет о духовном стержне человека. И знание основ православия — это лишь первый шаг. III К о л ь с к и е о б р а з о в а т е л ь н ы е ч т е н и я , п о с в я щ е н н ы е 7 0 0 - л е т и ю п р е п о д о б н о г о С е р г и я Р а д о н е ж с к о г о Ты не один, в стремлении сеять доброе и вечное Кольские образовательные чтения —совместный про ект Храма Благовещения Пресвятой Богородицы и Отдела образования ад министрации Кольского района. В зале собрались Посмотреть праздничное мероприятие пришли пред ставители общественных организаций и прихожане Кольского храма. Волнение, охватившее всех присутствующих пе- ства Российского. Концерт получился про никновенный, душевный, красной нитью проходила тема глубокой духовной связи народа и Отечества. Завораживающие голоса мамы и дочки Екатерины и Софии Челноковых, ис полнивших песню «У моей России», разнеслись по всему Центру культуры, и чувство сопричастности родной земле заставляло сердце сжиматься от бла годарности, что ты здесь, среди своих. До глубины души тро нула всех нас инсцениро ванная встреча мальчика с иноком: слова молитвы, прочитанной под музыку воспитанником Воскрес ной школы Павлом Ра- зинковым, звучали как от кровение. Приятно удивил концертный номер —«Без молитвы нету битвы», ис полненный ансамблем «Веснянка» детской му зыкальной школы № 1 г. Мурманска (руководи тель Ирина Зайцева). И, конечно, весь праздник особо украсили выступле ния хора Благовещенско го храма под управлением Ивана Зайцева. Сегодня мы все понима ем, что путь современного просветителя тернист, ка менист, извилист, но неу гасимая свеча, зажженная преподобным Сергием Ра донежским, будет на всю ребята из образовательных учреждений района, пе- ред началом, мгновенно сгладилось приездом ми трополита Симона, кото рый и открыл этот праздник единения, веры, надежды, любви и радости. Из рассказа ведущих о житии преподобного уз нали о подвигах и великой миссии «игумена земли Русской». Нравственный подвиг преподобного Сер гия Радонежского помог нам осознать, что являет ся главной целью нашей дагоги, краеведы, истори- жизни, нашего общества, ки и священнослужители. истории нашего государ жизнь верным и надежным светильником. Праздник закончился, но мы не спешили уходить, делились впечатлениями и дети, и взрослые. После такого праздника выходишь на улицу и лю бишь весь мир! Меняется твое мироощущение, миро восприятие, миропонима ние. Меняется образ мыс ли, образ речи, образ языка. И ты знаешь, что не один в своем стремлении «сеять разумное, доброе, вечное»! Л ю б о в ь М Е Л Ь Н И К
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz