Миссионерская православная газета. 2014 г. № 11. Ноябрь.

2 М исси онерска я православная газета № 1 1 , н о я б р ь 2014 К И С Т О К А М ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ «Основы религиозной культуры и светской этики» в свое время вызвал в обществе нем а­ ло жарких споров. С весны 2010-го он преподавался в 19 регионах в качестве эксперим ента. С 1 сентября 2012-го его изучают повсеместно. Сам предмет заявлен М инобразования как свет­ ский, преподаю т его также светские педагоги. Пред­ мет изучается один год по одному уроку в неделю и только в четвертом классе. Он состоит из пяти моду­ лей, одним из которых является «Основы православной культуры» (ОПК). Ученики или их родители могут по сво­ ему желанию выбирать интересующ ий модуль. Пришло время рассказывать детям о вечных истинах Опыт преподавания ОПК в разных регионах разный. Там, где выбирают его (а схо­ жие предметы не первый год изучают и в Белоруссии, и в школах Крыма), учителя от­ мечают трудно поддающий­ ся анализу, но очевидный результат — успеваемость в школах и по этому предмету. и по всем остальным предме­ там школьного цикла растет. Да и в целом в стране за эти годы стали всё реже гово­ рить о насильственном наса­ ждении православия — вера предков по сути своей не мо­ жет быть чуждой русскому сердцу. Тем более, когда це­ лью уроков является не за­ манивание в храм, но самое общее знакомство с истори­ ей, культурой и основными ценностями нашей веры. В школах нашего района родители выбирают осно­ вы светской этики. Русская православная церковь хочет помочь педагогам и родите­ лям понять важность знания постулатов православия. Пищу для размышлений такого рода дала встреча, которая прошла в админи­ страции района 11 октября. Митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, на­ стоятели православных хра­ мов городов Полярные Зори и Ковдор вместе с педагога­ ми и директорами школ, с родителями, чьи дети по­ сещают воскресную школу, обсуждали, каким образом и для чего преподавать осно­ вы православной культуры. Прежде схожий разговор на эту тему состоялся в Канда­ лакшском и Кольском райо­ не, в Мурманске. «Школы области в пре­ подавании ОПК запазды­ вают, — считает митропо­ лит. —Между тем для этого есть все возможности. Мы на 60 процентов обеспечены учебниками и учебными по­ собиями (обучение ведется по предложенному Мини­ стерством образования и на­ уки России единому для всех школ учебнику «Основы И нна КОПТЕВА православной культуры» ав­ тора Андрея Кураева —прим. авт.). Учителя ссылаются на неготовность преподавать то, чего не знают. Но знания прибывают по принципу: уча других, учишься сам, о чем знает каждый учитель. И задача заучить предмет досконально не ставится — важно посеять зерна тех знаний и чувств, без кото­ рых невозможно воспитать ответственного, зрелого, умеющего любить и прощать человека. Критерии оценки здесь, на мой взгляд, вто­ ричны». Россия на сегодня страна атеистическая, и ситуация, когда религия преследова­ лась государством, в неда­ леком прошлом. Но элемент религиозного воспитания очень важен еще по одной причине: без пристального внимания со стороны семьи и общества дети теряются. Один из примеров тому — ситуация на Украине, когда сначала был Майдан и его призывы к всяческим сво­ бодам.А потом одуревших от вседозволенности молодых людей призывали в армию, к которой они были совер­ шенно не подготовлены — ни физически, ни морально. И сопротивление семей это­ му. И вагоны неопознанных трупов, братские могилы, полная бессмысленность человеческих смертей. Мы видим, с одной стороны, свободу, неопределенность, некий разгул. А дальше — следствие этого разгула. Вопрос стоит не в том, чтобы плавать по поверхно­ сти жизни, куда понесет или куда хочется, а в том, чтобы иметь позицию. Быть ос­ мотрительным. Знать, чув­ ствовать, куда тебя ведут, и куда можно идти, а куда — нет. Речь идет о духовном стержне человека. И знание основ православия — это лишь первый шаг. III К о л ь с к и е о б р а з о в а т е л ь н ы е ч т е н и я , п о с в я щ е н н ы е 7 0 0 - л е т и ю п р е п о д о б н о г о С е р г и я Р а д о н е ж с к о г о Ты не один, в стремлении сеять доброе и вечное Кольские образовательные чтения —совместный про­ ект Храма Благовещения Пресвятой Богородицы и Отдела образования ад­ министрации Кольского района. В зале собрались Посмотреть праздничное мероприятие пришли пред­ ставители общественных организаций и прихожане Кольского храма. Волнение, охватившее всех присутствующих пе- ства Российского. Концерт получился про­ никновенный, душевный, красной нитью проходила тема глубокой духовной связи народа и Отечества. Завораживающие голоса мамы и дочки Екатерины и Софии Челноковых, ис­ полнивших песню «У моей России», разнеслись по всему Центру культуры, и чувство сопричастности родной земле заставляло сердце сжиматься от бла­ годарности, что ты здесь, среди своих. До глубины души тро­ нула всех нас инсцениро­ ванная встреча мальчика с иноком: слова молитвы, прочитанной под музыку воспитанником Воскрес­ ной школы Павлом Ра- зинковым, звучали как от­ кровение. Приятно удивил концертный номер —«Без молитвы нету битвы», ис­ полненный ансамблем «Веснянка» детской му­ зыкальной школы № 1 г. Мурманска (руководи­ тель Ирина Зайцева). И, конечно, весь праздник особо украсили выступле­ ния хора Благовещенско­ го храма под управлением Ивана Зайцева. Сегодня мы все понима­ ем, что путь современного просветителя тернист, ка­ менист, извилист, но неу­ гасимая свеча, зажженная преподобным Сергием Ра­ донежским, будет на всю ребята из образовательных учреждений района, пе- ред началом, мгновенно сгладилось приездом ми­ трополита Симона, кото­ рый и открыл этот праздник единения, веры, надежды, любви и радости. Из рассказа ведущих о житии преподобного уз­ нали о подвигах и великой миссии «игумена земли Русской». Нравственный подвиг преподобного Сер­ гия Радонежского помог нам осознать, что являет­ ся главной целью нашей дагоги, краеведы, истори- жизни, нашего общества, ки и священнослужители. истории нашего государ­ жизнь верным и надежным светильником. Праздник закончился, но мы не спешили уходить, делились впечатлениями и дети, и взрослые. После такого праздника выходишь на улицу и лю­ бишь весь мир! Меняется твое мироощущение, миро­ восприятие, миропонима­ ние. Меняется образ мыс­ ли, образ речи, образ языка. И ты знаешь, что не один в своем стремлении «сеять разумное, доброе, вечное»! Л ю б о в ь М Е Л Ь Н И К

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz