Миссионерская православная газета. 2014 г. № 11. Ноябрь.
М и с с и о н е р с к а я авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета № 11 НОЯБРЬ 2014 28 НОЯ Б Р Я 2 0 1 4 Г О Д А Н А Ч И Н А Е Т С Я Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К И Й П ОС Т Что бы такого поесть? Не правда ли, та кой вопрос мы задаем во время насту пления какого-либо церковного поста. Зимний ассортимент продуктов вкупе с введенными санкциями еще больше озадачивает всех, кто присоединяется в эти дни к всеобщему церковному воз держанию. После просмотра одной из вигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа. Евангелист Матфей не случайно на чинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Духовное делание кулинарных книг начинает невольно выделяться желудочный сок, поскольку наши предки, оказывается, были совсем не против полакомиться вкусняшками во дни христианских постов. Можно увидеть рецепты таких деликатесных блюд как: осетрина, томленая с овоща ми, постная уха из стерляди с шампан ским, шашлык из сёмги, выдержанный в белом вине, постный фруктовый салат в ананасе и множество других аппетитных блюд. Скорее всего, подобные кулинар ные изыски доступны единицам из чи тателей. Но что бы такого поесть, чтобы здоровье не подорвать и в то же время выдержать пост? Ответ кроется, конечно же, не в кули нарной книге, а в историческом опыте Церкви. Рождественский пост предва ряет собой праздник Рождества Хри стова. Он начинается за 40 дней до это го праздника, поэтому, как и Великий пост, называется четыредесятницей. Этот пост установлен для того, чтобы верующие достойно подготовились к наступлению праздника. Точную дату появления Рождественского поста уста новить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V—VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще пред метом разногласий). Одной из особенностей богослуже ния в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослуже ние: в эти дни Устав предписывает чи тать молитву преподобного Ефрема Си рина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных правед ников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Да ниила и трех отроков —Анании, Азарии и Мисаила. Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Не дели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным под СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть?.. Теперь ищу не того, какова - трапеза, но - произошло ли изменение злого образа мыслей». Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представи телем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхоза ветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в насле дие... Верою обитал он на земле обето ванной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Иса ака... (Евр 11,8-9; 17). Вся жизнь пра- отцев, о которых упоминается в Еван гелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предше ствующее Рождеству. Список праотцев в богослужебных текстах начинается с первозданного Адама, которого Цер ковь прославляет как отца всех людей. Авель прославляется как первый муче ник, пострадавший от «скверноубий ственной руки» своего брата; Ной —как сохранивший невредимым Божий за кон; Авраам —как «друг Божий», удо стоившийся видения Святой Троицы, «якоже есть мощно человеку видети Троицу» (насколько видение Троицы возможно человеку); Исаак —как «об раз Христовы Страсти» (прообраз стра даний Христа). Об Иакове говорится, что он «брася со Ангелом, ум зря Бога наречеся» (боролся с Ангелом и был на речен «умом, видящим Бога»); об Ио сифе — что он был брошен в ров «во образ закланнаго и в рове положеннаго Христа»; об Иове —что он был «кроток, незлобив, прав, совершен, непорочен». Поименно перечислены в каноне Неде ли праотец ветхозаветные праведники и благочестивые женщины, угодившие Богу, а также пророки, «Авраамовы вну- цы» (потомки Авраама), предвозвестив шие Духом Святым Слово Божие, про исшедшее по плоти из колена Иудина. Особое место в службах Недели праотец и Недели святых отец отводится Дани илу и трем отрокам в печи вавилонской как прообразу рождества Христова, не опалившего «утробу Девичу». Пресвятая Богородица в этих службах прославляет ся как плод всего предыдущего развития человеческого рода, как лучшая из жен щин, как Та, Которую предвозвещали пророки и патриархи. Вспоминая в богослужениях Рож дественского поста ветхозаветных пра ведников и грешников, мы тем самым проходим за сорок дней через всю свя щенную историю человечества до со бытия воплощения Сына Божьего. Это история грехопадений и духовных под вигов древнего человечества, история борьбы с грехом таких же людей как мы. Поэтому Рождественский пост для нас —это подготовка к принятию Спа сителя в наш собственный мир, в Цер ковь, во все Божие творение. И, задумы ваясь о том, чтобы такого поесть, решим для себя, что пост —это способ, указан ный нам самим Христом для достиже ния нашей победы над своим греховным началом, а вовсе не кулинарная книга. Одним словом, нам очень нужно оглянуться по сторонам, выйти из сво его приятного вкусного и аппетитного мирка и обнаружить, что человечество создало множество прекрасных вещей помимо кулинарных книг или даже Ти пикона, что человечество состоит не только из православных нашего при хода и врагов Церкви. Гораздо сложнее постом распахнуть окно в мир, чем от казаться от скоромного кушанья. В этом как раз и состоит главная тайна христи анства. И г у м е н А л е к с а н д р ( Б о л д о в с к и й )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz