Миссионерская православная газета. 2014 г. № 9. Сентябрь.
М иссионерская православная газета № 9 , СЕНТЯБРЬ 2014 Л У Г Д У Х О В Н Ы Й 27 сен тяб р я - день п раздн ован ия Ц ерковью Воздвижения Ч естного и Ж ивотворящ его К р е ста Господня Слава, Господн, ннкогда не нзнемогающен снле Креста Твоего! Даждь мне, Господн, люкнтн всякого клнжнего своего, как секя, всегда н нн н з -з а чего на него не озлокляться н не ракотать днаволУ Даждь мне распять мое самолюкне, гордость, люкостяжанне, маловерне н прочне страстн. Да кУдет нам нмя: взанмная люковь, да верУем н Уповаем, что для всех нас Господь, да не печемся, не кеспоконмся нн о чем. да кУдешь Ты, Боже наш, еднным Богом сердца нашего н кроме Текя ннчто. Да кУдем мы междУ сокою в еднненнн люквн, якоже подокает, н все разделяющее нас дрУг от дрУга н от люквн отлУчающее да кУдет У нас в презреннн, как прах, попнраемын И з д н е в н и к а о т ц а И о а н н а К Р О Н Ш Т А Д С К О Г О помнить, что этим только я и за служиваю себе милость Владыки, иначе мне давно не надлежало бы и жить. Ближнего надо еще более лю бить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душев ной, в опасности, тогда-то и надо помилосердовать и помолиться О христианском прощении окнд Если бы нам задали вопрос: какое главное различие между языческой и христианской жизнью, —можно было бы ответить не задумываясь: в язычестве было обычаем прези рать и ненавидеть своих ближних, а христианство заповедует любить даже врагов и прощать причиня емые нам обиды. Времена языче ства, по-видимому, давно прошли, однако, присматриваясь к печаль ным явлениям нашей жизни, мы находим возможным спросить: не осталось ли среди нас язычества? Подлинно ли мы — христиане, а не язычники по своей жизни? И не оправдываем ли мы часто своего языческого поведения такими рас суждениями: «С волками жить —по волчьи выть. Сам я человек добрый и не желаю никому зла. Но что же делать, когда другие злы и стара ются причинить мне всякий вред. Поневоле приходится защищаться и отплачивать за обиды, отстаивая свою честь и благоденствие». Но разве мы, христиане, можем забыть величайший образец, кото рому мы должны следовать? Раз ве можем мы забыть, как Господь наш учил нас братской любви, учил прощать обиды до седмижды се мидесяти раз, как Он заповедовал любить врагов, благословлять про клинающих, благотворить ненави дящим и молиться за обижающих (ср.: Мф. 5, 44)? Разве можем мы за быть, как, перенеся терпеливо все возможные оскорбления и муки, в минуту невообразимого ужаса, омрачившего небо и всколебавше го землю, Сын Божий обращался к Небу не с воплем естественной муки при страшной казни, пред стоявшей Ему, не сотворившему ни одного греха, но с мольбой беско нечной любви за зверских и безжа лостных убийц: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23, 34)! Можем ли мы забыть все это? Мы быстры на зло и медленны на добро. Вот я хочу быть добрым к врагу и выразить на деле свою доброту. Но прежде чем я успею в сердце сделаться добрым, я уже зол, уже огненная стрела злобы палит мои внутренности; хочу быть терпеливым, но прежде чем я утвержу свое сердце в терпении, я делаюсь раздражителен, нетер пелив; хочу быть смиренным, но сатанинская гордость нашла уже во мне просторный уголок; хочу быть ласковым, —между тем, когда нужно оказать ласку, я оказываюсь грубым... Брат! Ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных тебе от него, — вот о нем и приложить к нему цели тельный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утеше ния, прощения, любви. Все гре хи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, так и тебе средство избавиться от вну тренней тесноты: представь м но жество своих грехов и живо вооб рази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, со грешения твои, — ты, между тем, не хочешь простить ближнему н е скольких вспышек страсти, воз бужденных в нем диаволом. Вздох ни, если можешь, поплачь о своем безумии, осуди только непременно себя, никак не ближнего, —и вот от Владыки готово тебе помило вание: теснота внутренняя как дым исчезнет, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты будешь опять ходить в пространстве серд ца. Чтобы не помнить тебе злобы против ближнего, а от души про щать его. Вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех дру гих страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои соб ственные: «Прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4, 32). Буду же я неми лосердно гневаться на себя, и про щение обид и погрешностей ближ него против меня, непотребного, считать за особенное счастие, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения. Я должен надо смотреть на них. Их надо ле чить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда будем увеличивать этот пла мень новым адским пламенем, своею собственною злобою и раз дражительностью, и будем, таким образом, помощниками духов зло бы, усиливающихся во всякое вре мя производить всякое душевное запаление в людях посредством многоразличных страстей. Ты ненавидишь врага? Ты глуп! Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты еще сам себя вну- тренно гонишь, ибо скажи, не го нение ли, не самое ли жесткое го нение —мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага —и ты будешь премудр. Духом вражды, злобы, ненависти не служи диаволу и зла не умножай злом, царства вражия не распространяй в царстве Хри стовом. Побеждай благим злое. А злом зла не победишь, как огнем огня не уничтожишь. Злоба всег да мечта диавола. Любовь —всегда истина Божия, и чадо Божие. Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торже ствует над неблагодарным и зло нравным родом человеческим: так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро!» Только неверие наше может внушить нам опасение, что мы м о жем много потерять, прощая оби ды. «Сохрани кроткое и миролю бивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитро- стию или же как либо ненамерен но лишает тебя последнего рубля. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше все го земного и тленного, что любовь твоя николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8). Говори: Бог упование мое, или: «упование мое — Отец, при бежище мое —Сын, покров мой — Дух Святой — Троица Святая». А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лиш а ют не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, жел чи, горьких упреков, ропота, ино гда проклятий! Боже праведный! И этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах, в нас, когда мы знаем слово нашего Спасите ля: «Не зависит жизнь человека от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Вообще множество случаев м о жет представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовер шенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет на шей жизни и на несколько м еся цев. Да притом огорчением и раз дражением не поправляется дело, а, напротив, более расстраивается чрез наше расстройство. Лучше же быть всегда спокойным, ров ным, всегда исполненным любви и уважения к больному нравствен но человечеству или, говоря чест нее, к ближним, к родным своим и подчиненным нам. Ведь человек не Ангел, да притом уже жизнь-то наша сложилась так, что ежеднев но и невольно грешим, хотя бы и не хотели. А кто из нас не хочет, чтобы к нему относились снисходитель но и терпеливо в его нуждах, прет кновениях и падениях, неисправ ностях, опущениях? А где любовь, там благодать Бо- жия и всякое добро, там спокой ствие, там довольство. Наконец, чтобы поддержать в себе в минуту искушения истинно христианское настроение и чув ства, будем чаще взирать на крест нашего Искупителя: он скорее все го напомнит нам о любви к ближ нему, о снисхождении и прощении обид. «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме любви, распя той за нас». Насилуемый врагом всякого до бра —диаволом и увлекаемый стра стями, я изобразил на себе крестное знамение и сказал внутренно: силе благодати Твоей ничто не может противиться, —и насилие преста ло, смущение и теснота прошли, место их заступила тишина и спо койствие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz