Миссионерская православная газета. 2014 г. № 9. Сентябрь.

М иссионерская православная газета № 9 , СЕНТЯБРЬ 2014 Л У Г Д У Х О В Н Ы Й 27 сен тяб р я - день п раздн ован ия Ц ерковью Воздвижения Ч естного и Ж ивотворящ его К р е ста Господня Слава, Господн, ннкогда не нзнемогающен снле Креста Твоего! Даждь мне, Господн, люкнтн всякого клнжнего своего, как секя, всегда н нн н з -з а чего на него не озлокляться н не ракотать днаволУ Даждь мне распять мое самолюкне, гордость, люкостяжанне, маловерне н прочне страстн. Да кУдет нам нмя: взанмная люковь, да верУем н Уповаем, что для всех нас Господь, да не печемся, не кеспоконмся нн о чем. да кУдешь Ты, Боже наш, еднным Богом сердца нашего н кроме Текя ннчто. Да кУдем мы междУ сокою в еднненнн люквн, якоже подокает, н все разделяющее нас дрУг от дрУга н от люквн отлУчающее да кУдет У нас в презреннн, как прах, попнраемын И з д н е в н и к а о т ц а И о а н н а К Р О Н Ш Т А Д С К О Г О помнить, что этим только я и за­ служиваю себе милость Владыки, иначе мне давно не надлежало бы и жить. Ближнего надо еще более лю­ бить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душев­ ной, в опасности, тогда-то и надо помилосердовать и помолиться О христианском прощении окнд Если бы нам задали вопрос: какое главное различие между языческой и христианской жизнью, —можно было бы ответить не задумываясь: в язычестве было обычаем прези­ рать и ненавидеть своих ближних, а христианство заповедует любить даже врагов и прощать причиня­ емые нам обиды. Времена языче­ ства, по-видимому, давно прошли, однако, присматриваясь к печаль­ ным явлениям нашей жизни, мы находим возможным спросить: не осталось ли среди нас язычества? Подлинно ли мы — христиане, а не язычники по своей жизни? И не оправдываем ли мы часто своего языческого поведения такими рас­ суждениями: «С волками жить —по волчьи выть. Сам я человек добрый и не желаю никому зла. Но что же делать, когда другие злы и стара­ ются причинить мне всякий вред. Поневоле приходится защищаться и отплачивать за обиды, отстаивая свою честь и благоденствие». Но разве мы, христиане, можем забыть величайший образец, кото­ рому мы должны следовать? Раз­ ве можем мы забыть, как Господь наш учил нас братской любви, учил прощать обиды до седмижды се­ мидесяти раз, как Он заповедовал любить врагов, благословлять про­ клинающих, благотворить ненави­ дящим и молиться за обижающих (ср.: Мф. 5, 44)? Разве можем мы за­ быть, как, перенеся терпеливо все­ возможные оскорбления и муки, в минуту невообразимого ужаса, омрачившего небо и всколебавше­ го землю, Сын Божий обращался к Небу не с воплем естественной муки при страшной казни, пред­ стоявшей Ему, не сотворившему ни одного греха, но с мольбой беско­ нечной любви за зверских и безжа­ лостных убийц: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23, 34)! Можем ли мы забыть все это? Мы быстры на зло и медленны на добро. Вот я хочу быть добрым к врагу и выразить на деле свою доброту. Но прежде чем я успею в сердце сделаться добрым, я уже зол, уже огненная стрела злобы палит мои внутренности; хочу быть терпеливым, но прежде чем я утвержу свое сердце в терпении, я делаюсь раздражителен, нетер­ пелив; хочу быть смиренным, но сатанинская гордость нашла уже во мне просторный уголок; хочу быть ласковым, —между тем, когда нужно оказать ласку, я оказываюсь грубым... Брат! Ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных тебе от него, — вот о нем и приложить к нему цели­ тельный пластырь — слово ласки, вразумления, обличения, утеше­ ния, прощения, любви. Все гре­ хи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, так и тебе средство избавиться от вну­ тренней тесноты: представь м но­ жество своих грехов и живо вооб­ рази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, со­ грешения твои, — ты, между тем, не хочешь простить ближнему н е­ скольких вспышек страсти, воз­ бужденных в нем диаволом. Вздох­ ни, если можешь, поплачь о своем безумии, осуди только непременно себя, никак не ближнего, —и вот от Владыки готово тебе помило­ вание: теснота внутренняя как дым исчезнет, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты будешь опять ходить в пространстве серд­ ца. Чтобы не помнить тебе злобы против ближнего, а от души про­ щать его. Вспомни, что ты сам не чужд злобы, равно как и всех дру­ гих страстей. Признавай немощи и страсти ближнего за свои соб­ ственные: «Прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4, 32). Буду же я неми­ лосердно гневаться на себя, и про­ щение обид и погрешностей ближ­ него против меня, непотребного, считать за особенное счастие, да и мне долготерпеливый, щедрый и милостивый Господь простит хотя некоторые согрешения. Я должен надо смотреть на них. Их надо ле­ чить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей. Но горе и беда нам, нашему самолюбию, когда будем увеличивать этот пла­ мень новым адским пламенем, своею собственною злобою и раз­ дражительностью, и будем, таким образом, помощниками духов зло­ бы, усиливающихся во всякое вре­ мя производить всякое душевное запаление в людях посредством многоразличных страстей. Ты ненавидишь врага? Ты глуп! Почему? Потому что, когда враг тебя гонит, ты еще сам себя вну- тренно гонишь, ибо скажи, не го­ нение ли, не самое ли жесткое го­ нение —мучить себя ненавистью к врагу? Люби врага —и ты будешь премудр. Духом вражды, злобы, ненависти не служи диаволу и зла не умножай злом, царства вражия не распространяй в царстве Хри­ стовом. Побеждай благим злое. А злом зла не победишь, как огнем огня не уничтожишь. Злоба всег­ да мечта диавола. Любовь —всегда истина Божия, и чадо Божие. Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торже­ ствует над неблагодарным и зло­ нравным родом человеческим: так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро!» Только неверие наше может внушить нам опасение, что мы м о­ жем много потерять, прощая оби­ ды. «Сохрани кроткое и миролю ­ бивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитро- стию или же как либо ненамерен­ но лишает тебя последнего рубля. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше все­ го земного и тленного, что любовь твоя николиже отпадает (ср.: 1Кор. 13, 8). Говори: Бог упование мое, или: «упование мое — Отец, при­ бежище мое —Сын, покров мой — Дух Святой — Троица Святая». А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лиш а­ ют не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, жел­ чи, горьких упреков, ропота, ино­ гда проклятий! Боже праведный! И этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах, в нас, когда мы знаем слово нашего Спасите­ ля: «Не зависит жизнь человека от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Вообще множество случаев м о­ жет представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовер­ шенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет на­ шей жизни и на несколько м еся­ цев. Да притом огорчением и раз­ дражением не поправляется дело, а, напротив, более расстраивается чрез наше расстройство. Лучше же быть всегда спокойным, ров­ ным, всегда исполненным любви и уважения к больному нравствен­ но человечеству или, говоря чест­ нее, к ближним, к родным своим и подчиненным нам. Ведь человек не Ангел, да притом уже жизнь-то наша сложилась так, что ежеднев­ но и невольно грешим, хотя бы и не хотели. А кто из нас не хочет, чтобы к нему относились снисходитель­ но и терпеливо в его нуждах, прет­ кновениях и падениях, неисправ­ ностях, опущениях? А где любовь, там благодать Бо- жия и всякое добро, там спокой­ ствие, там довольство. Наконец, чтобы поддержать в себе в минуту искушения истинно христианское настроение и чув­ ства, будем чаще взирать на крест нашего Искупителя: он скорее все­ го напомнит нам о любви к ближ­ нему, о снисхождении и прощении обид. «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме любви, распя­ той за нас». Насилуемый врагом всякого до­ бра —диаволом и увлекаемый стра­ стями, я изобразил на себе крестное знамение и сказал внутренно: силе благодати Твоей ничто не может противиться, —и насилие преста­ ло, смущение и теснота прошли, место их заступила тишина и спо­ койствие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz