Миссионерская православная газета. 2014 г. № 9. Сентябрь.
Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии М осковского патриархата, издается с 1998 года М и с с и о н е р с к а я авославная газета № 9 С б Н Т Я Б Р Ь 2 0 1 4 21 сентября - день празднования Рождества Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Крит ского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из дву надесятых по времени своего появления в Церкви. С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Ма тери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была от ведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения челове чества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много пред сказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-преж нему закрыты и проч. См.: Ис. 7: 14; Иез. 44: 1-3 и др.). Возвращенное Благословение В НОВОМ Завете содержатся край не скудные сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы. Сведения о событии праздника можно найти в апокрифе II века —Протоевангелии Иакова. Оно повествует о скорби благочестивой иудейской четы в На зарете —Иоакима и Анны, которым Господь не дал потомства. А беспло дие считалось знаком гнева Божия (см., напр.: Ос. 9: 14; Иер. 29: 32). Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славно го мессианского царства. И Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пренебрежение и упреки от своих соотечественников. Во время одного из великих еврейских празд ников, когда Иоаким пришел в Ие русалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следователь но, и благословения Божия». Уби тый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала. И тогда явился в саду ангел Госпо день: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет Игумен Александр БОЛДОВСКИЙ, кандидат богословия славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он по спешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тель цов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи пра ведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для слу жения до совершеннолетия. И дей ствительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда». Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляют ся позднее Господских. Первые упо минания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на ВостокевVвеке —всловахПрокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе —в сакрамен- тарии папы Геласия (492—496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появ ляются поздно —не ранее VIII века. В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только празд ник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит сле дующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник Рождества Богороди цы возник, по-видимому, в Грече ской Церкви и скоро после этого по явился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что празднество совершается и иа- ковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Влады чицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некото рых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм слу жит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до от деления от нее многих еретических течений, то есть в V столетии. Для святого Андрея Критского, составившего на праздник два слова и канон (около 712 г.), Рождество Бо городицы является праздником боль шой торжественности. В каноне он говорит, что в этот день должны «ли- ковствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды». Помечен праздник в Иерусалим ском канонаре VII века, по грузин ской версии —с явными отличиями от других дней. Праздник поимено ван в праздничном Евангелии, ко торое подарено Синайскому мона стырю императором Феодосием III (715—717). В западных месяцесло вах праздник впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII столетия. На Западе, должно быть, пример но в это же время выдвинута версия, связанная с датировкой рассматри ваемого праздника — 8 сентября. Один благочестивый человек не сколько лет подряд в ночь накануне слышал с неба праздничное пение ангелов. На вопрос о причине ему было открыто, что ангелы веселят ся, так как в эту ночь родилась Дева Мария. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы, по примеру небожителей, и на земле праздно валось рождение Святой Девы. Несмотря на упоминания о Рож дестве Богородицы в латинских источниках VII столетия, праздник не был там распространен и долгое время вплоть до XII—XIII веков не имел торжественной службы. Лишь на Лионском Соборе 1245 года папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей Западной Церкви, а папа Григо рий XI (1370—1378) установил для праздника бдение с постом и осо бую службу литургии. Что же касается экзегезы празд ника, то событие Рождества Пресвя той Богородицы заставляло святых отцов задавать вопрос: почему Бо гоматерь, Корень жизни, родилась от неплодной? Ответ, который приводится в многочисленных праздничных гомилиях, поражающих, с одной стороны, строгостью богословской мысли, а с другой —вдохновляющих своими красочными описаниями, совершенно ясен: «Потому что чу десами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить отменьшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышен нее и божественнее, именно: приро да уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Бо городица долженствовала родить ся от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся» (преподобный Иоанн Дамаскин). Продолжение на стр. 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz