Миссионерская православная газета. 2014 г. № 8. Август.
Н О В О М У Ч Е Н И К И Миссионерская православная газета № 8 , А ВГУСТ 2014 ца, своею пляскою во время пиршества так угодила Иро ду и возлежащим с ним, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины мо его царства» (Мк. 6, 22—23). Саломия по наущению ма тери потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу де вицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безум ной просьбы клятва может быть нарушена; но Ирод, слабый по характеру, из бо язни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согла сился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темни цу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голо ву в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а деви ца отдала ее матери своей. Но как гласит предание Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия перехо дила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а го лова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, слов но пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Голову ее, отрезанную острой льди ной, принесли Ироду и Иро- диаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери —жены Ирода четве- ровластника — двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему пораже ние. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (3741 гг.) в гневе сослал Ирода вме стес Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Так Иоанн, великий меж ду пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смер ти и, доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны старать ся всеми силами пребывать верными Господу до по следнего дня и часа, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Подгот овил диакон Сергей ГЕЙЗАТУЛИН Антиминс Свято-Троицкого хр ам а Трифонов Печенгского монастыря Деревья. Травы. Облака в воде... Печальный монастырь на горьком п рахе. Их было сто шестнадцать человек: Работники, послушники, м онахи. Николай Колычев храме Верейского уезда Московской гу бернии. Учил детей в церковно-приход ской школе. Любил людей, был прост, открыт, отзывчив и милосерден. Ни когда не отказывал никому в помощи, и вокруг белизна. Держа горящие свечи, палачи вели отца Александра по направ лению к сельсовету —участь его быларе шена. Им хотелось надругаться над ним, осыпать насмешками, но они не смели, Сто семнадцатый печенгский мученик Александр Смирнов Мощи священномучеников Александра и Феодора были обрете ны 8 октября 1986 года. В 2000 году на Юбилейном Архиерей ском Соборе отец Александр и отец Феодор были прославлены в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе же по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и Высокопреосвященнейшего митропо лита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией матери в городе Реутов Московской области. В 1583 году ученики преподобно го Трифона Печенгского совершили подвиг мученичества. Это самая яр кая страница в многовековой истории Трифонов Печенгского монастыря. Что же касается числа —сто шестнад цать —оно достаточно условное. Это скорее символ, образ подвига. Лопар ское предание сохранило для нас это заветное число. Хотя по официальным документам мучеников было 95. Да разве число имеет какое-то зна чение? Значение имеет только Вера. Любой из нас мог бы стать одним из этих 116 или 95 мучеников. И любой из нас может стать девяносто шестым или сто семнадцатым мучеником. Господь дает каждому такой шанс. И каждый делает свой выбор. Об одном из таких выборов я и хочу поведать... Тот, о ком я хочу рассказать, имеет самое прямое отношение к Трифонов Печенгскому монастырю. И имеет полное право именоваться сто семнад цатым мучеником. Чуть-чуть обратимся к истории и вспомним определение Седьмого Все ленского Собора: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники для немощ ных». И своим седьмым правилом Со бор постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах муче ника, которые полагались под алтарем. 13 декабря 2012 года Владыка Си мон в сослужении множества священ нослужителей провел Чин Освящения Престола храма в честь Святой Троицы Трифонов Печенгского монастыря. В ходе освящения в антиминс были по мещены частицы мощей священно- мученика Александра Смирнова. И теперь на мощах этого святого в мона стыре каждый день совершается Боже ственная Литургия. Новое имя в истории нашей север ной древней обители —новомученик Александр Смирнов. Теперь он наш молитвенник, наш заступник перед Господом. Жизненный путь отца Александра — обычный путь человека, посвятившего свою жизнь служению Богу Родился в 1875 году. Окончил Д у ховную Семинарию. Служил в сельском в ответ пользовался огромной любовью и уважением односельчан. Любил Бога настолько, что после прихода к власти большевиков ничего не стал менять в своей жизни. Как ходил по селу в полном облачении с крестом, так и продолжал ходить. Как носил длинные волосы, так и продолжал носить. Местные власти настойчиво требовали от отца Алек сандра изменить внешний облик. Но он был непреклонным. Возможно, жизнь отца Александра могла бы сложиться по-другому. Он имел редкий, удивительной красоты и силы голос. Каждый раз во время архи ерейских богослужений архипастырь звал батюшку в Москву в кафедраль ный собор. Но как-то не случилось. Да и не хотел отец Александр никуда уез жать. Тут —все родные. Тут он нужен. Так и служил. Тучи начали сгущаться над священ никами в конце 1918 года. Храма в селе было два. И священников тоже было двое. Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов. Вместе жили, вместе служили. Вместе пошли до конца. В ноябре 1918 года в Верейский уезд как бы для наведения порядка был на правлен вооруженный отряд латыш ских стрелков. Но одной из главных целей отряда было уничтожение всех служителей Церкви. 14 ноября 1918 года. День памяти бессребреников, чудотворцев Космы и Дамиана. Радость — престольный праздник в одном из храмов села. Боже ственная Литургия, молебен, трапеза. Ближе к вечеру в село въехал воору женный отряд латышей.Узнав,что отец Александр дома, послали за ним. «Зачем я пойду, я ни в чем не виноват перед властью», —прямо и просто отве тил батюшка. Через полчаса дом наполнился воо руженными латышами. «Собирайтесь, васждет начальник», —потребовали они, и сами стали брать и зажигать свечи потолще. Делать нечего, да будет воля Твоя! Помолившись, отец Александр надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу. Был тихий осенний вечер. Недавно выпал первый снежок, и из тьмы светом, символом земной чистоты, разливалась смутились, въяве ощутив благодатную силу идущего рядом священника. На пути они встретили идущего под конво ем другого священника —отца Феодора. «Вы будете казнены», —объявили им. «Ну что ж, значит надо помолить ся», — сказал отец Александр. «Мо лись», —разрешил начальник отряда. Священники, преклонив колена, ста ли молиться Богу. Блаженна и свята кончина мучени ков, и светозарен непорочный Хри стов жребий! Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мучени ческого венца, и узнав о ближайшей участи палачей, отец Александр ска зал: «Я готов! Теперь делайте со мной, что хотите. Но знайте, что все вы вско ре погибнете». Только лишь он это ска зал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. После довал второй удар шашкой. Но свя щенник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею, дважды проткнули живот до спины штыком и поперек от бока до бока. Но диво! Священник был жив! Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к батюшке вплотную, ударом в сердце умертвил его! Удивительно, но второго священ ника —отца Феодора —они так и не сумели добить. На следующий день рано утром один из местных жителей услышал стоны. Он слез с лошади и увидел ле жащего на снегу отца Феодора. Рядом лежал отец Александр. Пока прихожа нин бегал за подмогой, отец Феодор уже скончался. На третий день состоялось отпе вание и погребение священномуче- ников. Собралось множество наро да. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих пред ставителей. Те шли среди прихожан с белыми знаменами в знак невиновно сти мучеников. Что же касается предсказания отца Александра, оно исполнилось абсо лютно. Через несколько дней весь от ряд карателей был уничтожен в бою. На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшие ся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно че рез год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепи тельной белизны. Вот такая простая в своей истинно сти судьба. Нат алья КОРЖОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz