Миссионерская православная газета. 2014 г. № 8. Август.
6 Миссионерская православная газета № 8 , АВГУСТ 2014 Л И К И С В Я Т Ы Х 11 сентября (29 августа ст. ст.) Церковь вспоминает мученическую смерть святого Иоанна Предтечи. Этот день называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, которого Святая Церковь чтит выше всех святых после Богоматери Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя В ПЯТНАДЦАТЫЙ год цар ствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось трид цать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и про поведью покаяния и кре щением возбуждать народ к раскаянию во грехах: ибо наступило время прише ствия Мессии. Повинуясь небесно му голосу, Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на мно голюдных берегах реки Иордана. Давно уже иудеи не слыхали голоса пророков; и пото му, когда явился пророк Иоанн, то со всех сторон народ начал стекаться к нему. «Покайтесь, - говорил Иоанн к собравшемуся народу, - ибо приблизилось Царство Не бесное» (Мф. 3, 2). Людям скупым и своекорыстным он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из своего собственного достатка и имущества; мытарям, или сборщикам податей, которые взыскивали пошлины боль ше надлежащего и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать с народа больше того, что поста новлено законом. Являлись к нему и воины, Иоанн уве щевал воинов воздерживаться от всякого насилия. Так, простую и великую заповедь «люби ближнего как самого себя» умел Иоанн ясно и понятно передавать каждому! (Мф. 11, 11) В царствование Ирода, царя иудейского, жил в го роде Хевроне один благоче стивый священник по имени Захария с женою своею Ели- саветою. Оба они были пра ведны пред Богом и с усер дием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно толь ко возмущало их благочести вую и тихую жизнь: они не имели детей, что у евреев по читалось явным наказанием Божиим за грехи и нередко подвергало бездетных супру гов людским нареканиям. Однажды в храме иеру салимском, вошел он во святилище для каждения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явив шегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, —сказал Ангел, —ибо услы шана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рожде нии его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израиле вых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, ... дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17). Изумление и радость его были так велики, что он не мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. «По чему я узнаю это? — в смущении спросил он Ангела, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ан гел,— и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь мол чать и не будешь иметь воз можности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сде лался нем. Обрадованная благоде янием Божиим, которым снималось с Елисаветы по ношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спо койствии изливать свою ра достную благодарность пред Богом, избавившим ее от на рекания между людьми. Для Елисаветы, наконец, настало время родить; и она, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. Род ные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели на звать новорожденного име нем отца его, т.е. Захариею, так как у евреев был обычай давать новорожденным де тям имя отца или ближайше го из родственников. «Нет, — отвечала на это желание мать младенца, — а назвать его Иоанном». За решением недоумения обратились к отцу и знака ми спрашивали его: как бы он хотел назвать рожден ного сына? Захария потре бовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн— имя ему» (Лк. 1, 60—63). Написанное он про изнес вслух, и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди мо литвы и благочестивых раз мышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жиз ни. Скрываясь в глубине пу стыни, ведя жизнь свобод ную от близких сношений с людьми, ища только обще ния с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело обще ственного служения. Около полугода Иоанн с неутомимою ревностью и постоянно возрастающею славою проповедовал пока- яние и крестил приходив ших к нему иудеев. Наступи ло, наконец, время явиться Самому Тому, о Котором Иоанн проповедовал. И вот, когда проповедью Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был угото ван, когда ожидание ско рого пришествия Мессии достигло высокой степени, тогда выступил Иисус из Назарета и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна. Дух Святый, осенявший Иоанна от чрева матери и руководивший его в служе нии, при появлении Иисуса озарил душу его особенным небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего он (Иоанн) не чувствовал ни при ком из прежде приходив ших к нему для крещения. Зная Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, отличаю щегося необыкновенною чи стотою и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Онто и есть Тот, о Ко тором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и Бог его, Владыка неба и земли, свет истин ный, просвещающий вся кого человека. Иоанн с тре петным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему Владыка. В из умлении и страхе Иоанн ус лышал, что Иисус требует от него крещения. Мое креще ние, думал Иоанн, служит знаком покаяния и следова тельно греховности; как же я могу крестить Того, Кото- рый не сотворил ни одного греха и Сам пришел с неба на землю для того, чтобы ос вободить всех людей от гре ха, проклятия и смерти? Мое крещение служит только приготовлением к принятию Христа; как же я могу кре стить Самого Христа —наше искупление, оправдание и освящение? Поэтому Иоанн смиренно осмелился возра зить Ему: «Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус кротко отве чал Ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14— 15). «Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них исполнить все предпи сания закона. Самому прой ти и для всех освятить путь, ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты и Я призваны». Иисус, войдя в реку Иор дан, был погружен в нее ру кою Иоанна. Когда же Го сподь выходил из воды и в то же время молился, Иоанн увидел разверзающиеся не беса и Духа, как голубя, схо дящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17). Однажды ученики Иоан на в простоте своего сердца жаловались ему, что Иисус, Которого крестил он и Кото рый по обыкновенному по рядку вещей должен был по- читать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последовате лей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учи теля. В ответе своем, испол ненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замеча ет им, что если Иисус начи нает крестить, то на это Он получил власть и повеление свыше: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: не я Христос, но я послан пред Ним». Это было последнее сви детельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело бла годетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое ура зумение тайн Божиих, охот но последовали за Иисусом; это были: Андрей — назван ный Первозванным, Иоанн —возлюбленный ученик Го спода, и Петр. В темницу Иоанн заточен был по приказанию гали лейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, дохо дящее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удо вольствием беседовал с ним. Вскоре однако же Ирод ока зался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злоде яниям он присоединил, на конец, и то, что, вопреки яс ному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, нахо дившегося еще вживых, про гнав от себя свою законную супругу. Иоанн, строгий храни тель закона, ревнитель прав ды и благочестия, не мог спокойно переносить зрели ще соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твое го» (Мк. 6, 18). Голос правды святого мужа оскорбил по велителя и возбудил страш ную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника и своими настойчивыми про исками успела, наконец, в том,что Ироддал приказание заключить Иоанна в темни цу. Вскоре эта злобная жен щина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz