Миссионерская православная газета. 2014 г. № 8. Август.
4 Миссионерская православная газета ^ АВГУСТ2014 Л У Г Д У Х О В Н Ы Й Сопоставление будет по- стью мира», позж е напи- нятным, если окунуться в ш ет автор Сергиева жития атмосферу времени, когда Епифаний Премудрый. жил этот человек. Имен- Не выдержав тягот жизни О дна из главных юбилейно-исторических дат этого года - 700-летие преподобного Сергия Радонежского, величайшего русского святого. Удивительным образом именно в год торжеств в его честь наше общ ество переживает подзабытое чувство гордости за страну. ной и богатстве духовном... Под его духовным п ри смотромподрастаютучени ки. Среди них —большин ство святых того времени: Кирилл и Ф ерапонт Бело зерские, Савва Сторожев- ский, Павел Обнорский. Сергий Нуромский. Они, в свою очередь, основали более 40 монастырей: Ки- рилло-Белозерский, Ва лаамский, Соловецкий и многие другие. каз чудеса, в которых явно проявилась действовавшая в нем сила Святого Духа. Но когда монахов станови лось все больше, и воду на всех приходилось носить издалека, по его молитвам рядом с лаврой внезапно забил источник (сейчас над ним находится Пятницкая часовня). Он воскресил больного сына одного кре стьянина, которого отец н а руках принес к Сергию как Игумен земли русской Инна КОПТЕВА фото Ольги Балагуровой и Лидии Кольцовой н о когда русские люди стонали под тяжестью та таро-монгольского ига, с одной стороны, и были совершенно беззащитны в пору постоянной вражды между русскими князьями с другой, его тихий призыв о мире оказался убедитель нее звона мечей. Двадцатилетним юно - ш ей Варфоломей (имя Сергий он примет позже, при постриге в монахи), сын ростовского боярина Кирилла, выросший в до статке и довольстве, вместе с братом Стефаном уйдет в лес под Радонежем. Им движет любовь к Богу и боль за растерзанную, ра зобщенную русскую зем- в лесной пустыни, Стефан вскоре уйдет. Сергий оста нется жить в лесной глуши один, в компании птиц и зверей. Со временем к нему потянутся другие люди, м о настырь начнет расти. Сер гия, помимо его воли, бра тия назначила игуменом (настоятелем). Но порядки в монастыре он завел иные, чем те, к которым привы к ли н а Руси тех лет. Он отказался от прин ципа, по которому жили монастыри, которые явля лись по сути богадельней, где каждый был сам по себе, собираясь вместе только н а молитву. Вместо этого игу мен ввел общежительный устав. Он категорически за претил монахам побирать ся и приучил их добывать пропитание только своим трудом. И сам Сергий, и его ученики прежде все- вью, «главное чудо препо добного Сергия — он сам. Человек, который ушел из мира — и стал центром Руси. Бежавший любой вла сти —и светской, и церков н ой — он стал абсолютным авторитетом в государстве и Церкви. Сознательно вы бравший для подвигов н е пригодное для нормальной жизни место — он создал вокруг себя огромную лав ру и целый город —Сергиев Посад. Смиренный монах, он мобилизовал и вдохно вил русский народ н а защи ту Отечества». Сергий как никто иной понимал, что пока Русь разобщена и разодрана междоусобицами, пока князья зависят от ханских ярлыков, народ н е сможет осознать себя единым н а родом с едиными ценно стями. Все его «участие в политической жизни» не выходило за рам ки кротких отеческих увещеваний, об ращ енных к тем или иным русским князьям. Он про сил князей о простом: строго руководствоваться в своих делах христиан скими заповедями, не ум ножать горестей народа и страны, н е плодить м е ждоусобицы пред лицом внеш ней угрозы. Именно Сергий стал тем непрере каемым авторитетом, к о торый благословил войско князя Дмитрия Донского н а битву н а Куликовом поле, будучи уверенным в его победе. Благодаря ему стра- лю. Едва ли н е голыми руками они построят н е большую деревянную цер ковь в честь Святой Трои цы (именно н а этом месте теперь стоит знаменитая лавра). Построят, «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистною раздельно го обращают внимание н а сосредоточенную молитву, безмолвие и труд. Живут в такой скудости, что один из посетителей обители го ворит о ней: «Всё худостно, всё нищетно, всё сиротин- ско». Так преподобный по казывает миру, как можно жить в простоте материаль- Он был совершенно осо бой личностью, доселе н е виданной в русской исто рии. И н а своём примере показал, что человек — это огромная сила и потенци ал, и благодаря не каким-то физическим качествам, а именно своим духом. Он никогда не выставлял напо - к своей последней надежде. Благодаря Сергию прозрел ослепший греческий епи скоп; святой исцелил бес новатого человека. Именно Сергий первым из русских святых сподобился видеть Богородицу. Как сказал о нем святейший Патриарх Кирилл в одном из интер н а сплотилась, преодо лела вражду, разделение и ненависть. Так в одной личности произошло уди вительное соединение глубочайшей монашеской отрешенности от страстей м ира и подлинно государ ственного ума, прежде все го заботившегося о народе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz