Миссионерская православная газета. 2014 г. № 6. Июнь.
4 М иссионерская православная газета ИЮН Ь 2014 ЛУГ Д УХОВ НЫЙ Идея празднования Дня семьи, любви и верности вдень памяти святых Петра и Февронии возникла несколько лет назад у жителей города Мурома, где покоятся мощи благо верных супругов. Стараниями общественных организаций, при поддержке государственной власти и лично Светланы Медведевой, которая возглавила попечительский совет празднования, День семьи, любви и верности широко отме чается по всей России и теперь является общероссийским праздником. В 2008 году в России впервые было проведено празд нование Дня семьи, любви и верности. Датой проведения праздника было выбрано 8 июля - день памяти святых Петра и Февронии Муромских, издревле считавшихся на Руси по кровителями христианского брака. му, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети на чинают восприниматься как ненужная обуза. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее сных сил. Блуд неизбежно разрушает гармонию и це лостность жизни человека, нанося тяжкий урон его ду ховному здоровью. Распут ство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к ис тинной любви. Счастье пол нокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким обра зом, грех против целомудрия Отношения мужчины и жен щины не только обнажаются и выставляют напоказ, но и представляются как акт чи сто телесного удовлетворе ния, не связанного с глубо кой внутренней общностью и какими-либо нравствен ными обязательствами. Осуждения заслуживает превращение этих чистых и достойных по замыслу Бо- жию отношений, а также День семьи, любви и верности В XX ВЕКЕ РОССИЯ пере жила череду бурных собы тий, которые ставили наше Отечество на грань исчез новения. Нам довелось пе режить смены государствен ного устройства, поругание святынь, войны, экономиче ские нестроения. Особенно пострадала семья, лишенная высшего религиозного идеа ла. Последствия разрушения этого идеала оказались столь тяжкими, что сегодня есть обоснованная опасность физического вымирания России. В наши дни для многих становится очевидным, что демографический кри зис обусловлен не столько социально-эконом ически ми, сколько духовно-нрав ственными причинами. Яркое тому подтвержде ние —ситуация в развитых странах Европы. Рост мате риального благосостояния граждан в этих государствах не приводит к росту рожда емости. Напротив, можно говорить о существовании противоположной тенден ции. Культ потребления, заб вение традиционных нрав ственных ценностей неиз бежно ведут к деформации института семьи. Создание полноценного супружеско го союза, рождение и вос питание детей уже переста ют быть ценностью в глазах современного человека. От сюда —рост числа разводов, подмена брака временным сожительством, катастро фическое количество абор тов и уклонение супругов от рождения и воспитания детей. При этом в обществе по лучают распространение и культивируются различные извращения, в том числе так называемые «однополые браки», когда под видом то лерантности пропагандиру ется отношение к гомосексу ализму лишь как к одной из форм «сексуальных ориента ций», имеющих равное пра во на публичное проявление и уважение. С церковной точки зре ния, различие между пола ми есть особый дар Творца людям. В «Основах соци альной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейской Соборе РПЦ 2000 г., говорится: «Будучи в равной степени носителями образа Божия и человече ского достоинства, мужчи на и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз ста новится средством продол жения и умножения челове ческого рода. Особенности полов не сводятся к разли чиям телесного устроения. Мужчина иженщина являют собой два различных образа существования в едином че ловечестве. Они нуждаются в общении и взаимном вос полнении». Плодом любви и общности супругов стано вятся дети, рождение и вос питание которых, по право славному учению, является одной из важнейших целей брака. Намеренный отказ от рождения детей из эгоисти ческих побуждений обесце нивает брак и является несо мненным грехом. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерас торжимости православного брака. Семья как домашняя церковь есть единый орга низм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению гре ховного эгоизма и заклады вает основы здоровой граж данственности. Именно в семье, как в школе благоче стия, формируется и креп нет правильное отношение к ближним. А значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в се мье, обретает свое продол жение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопри частности к истории. Поэ тому столь опасно разруше ние традиционных связей родителей с детьми, которо- не могут подменить иные социальные институты. Раз рушение семейных связей неизбежно сопряжено с на рушением нормального раз вития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь. Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутрен него единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии со гласия душевных и теле- влечет за собой и негативные социальные последствия. В книгах и кинофильмах, в средствах массовой инфор мации, а также в некоторых образовательных програм мах подросткам зачастую внушают такое представле ние о половых отношениях, которое крайне унизительно для человеческого достоин ства, поскольку в нем нет места для понятий целому дрия, супружеской верности и самоотверженной любви. Святые Петр и Феврония Муромские - покровители христианского брака Согласно житию этих святых, благо верный князь Петр был вторым сыном Му ромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь бортника Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Девушка была красива, благочестива и мудра и умела лечить недуги. Князь полюбил Февронию и после того, как она его исцелила, женился на ней. После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но невзлюбили Февронию, не желая иметь правитель ницей над собою крестьянку. Бояре потребовали, что бы князь оставил Февронию. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с нею в изгнание. Вскоре в Муроме началась смута, пролилась кровь. Тогда бояре опомнились и решили звать Петра и Февронию обратно. Князь и княгиня вернулись, правили они справедливо и мудро, много заботились о людях и прославились делами благоче стия и милосердия. В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях, с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, а похоронить себя завещали вместе, в одном гробу. Скончались они каждый в своей келье в один день и час 8 июля (по старому стилю стилю 25 июня) 1228 года. Однако, на следующий день они чудесным образом оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе, в одном гро бе, в городе Муроме около соборной церкви Рожде ства Пресвятой Богородицы... самого человеческого тела в предмет унизительной экс плуатации и торговли, пред назначенный для извлечения эгоистического, безличного любовного и извращенного удовлетворения. По этой же причине Церковь неизмен но осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совер шенно отделяющей теле сную близость от личност ной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществи мы лишь в пожизненной брачной верности. Как духовно-разумному существу, человеку необ ходимы ясные ориентиры, определяющие смысл и роль семьи в его собственной жизни. Лучше всего этому могут послужить примеры успешного построения се мьи, явленные в прошлом и являемые в настоящем нашими соотечественни ками. В их жизни воплоща ются черты, которые всегда связывали с идеалом супру жества. А именно: благо честие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Кроме святых Петра и Февронии Муром ских история Русской Пра вославной Церкви знает и другие образцы истинно христианских семей. Они были явлены в жизни свя тых — Михаила Тверского и Анны Кашинской, Дми трия Донского и Евдокии (в иночестве Ефросинии) Московской, Иулиании Вяземской, Ксении Пе тербургской, Царственных страстотерпцев. Знаком ство с житиями этих святых полезно не только в целях изучения отечественной истории и культуры, но и способствует формирова нию у подрастающего по коления идеала семьи, ос нованной на жертвенной любви и взаимной верно сти. По материалам Образовательных Рождественских чтений, подготовил Сергей ГЕЙЗАТУЛИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz