Миссионерская православная газета. 2014 г. № 6. Июнь.

ЛУ Г Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2014 7 И Ю Л Я - Р О Ж Д Е С Т В О Ч Е С Т Н О Г О С Л А В Н О Г О П Р О Р О К А П Р Е Д Т Е Ч И И К Р Е С Т И Т Е Л Я Г О С П О Д Н Я И О А Н Н А Иоанн Предтеча — идеал праведности в теле человеческом Праздник, замечательный пото­ му, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудес­ ным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родите­ лей, наградой за веру и упование, за праведность и благочестие, за терпение и преданность воле Бо- жией. Святой пророк, чье чудес­ ное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иор­ дане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Событие это отраженно в пер­ вой главе Евангелия от Луки: пра­ ведные родители святого Иоанна Крестителя —священник Захария и Елизавета, жившие в древнем городе Хевроне, —достигли ста­ рости, но не имели детей, так как Елизавета была неплодна. Однаж­ ды святой Захария совершал бого­ служение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, сто­ явшего по правую сторону жерт­ венника кадильного. Он предска­ зал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Цер­ ковью Спасителя-Мессии. Заха­ рия смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости воз­ можно иметь сына, и просил зна­ мения. Оно было дано ему, явля­ ясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела. Святая Елизавета зачала и, бо­ ясь насмешек над поздней бере­ менностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходив­ шаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее ра­ дость. Елизавета, исполнившись Святого духа, первая приветство­ вала Деву Марию как Матерь Бо- жию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и свя­ той Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елизаветы. Настало время, святая Елиза­ вета родила сына, все родствен­ ники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему», —и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Заха­ рия, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес проро­ ческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа. После Рождества Господа на­ шего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, свя­ тая Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как свя­ щ енник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием от­ крыть местопребывание младен­ ца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Правед­ ная Елизавета с сыном продолжа­ ла жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Анге­ лом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился кре­ стить пришедшего в мир Господа. Сами события этого рожде­ ства, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то ло­ гическую цепочку в череде еван­ гельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это...», а верующий... верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, по­ вторяет. Ведь для него: «Ты еси Бог, творяй чудеса», — вполне естественно и жизненно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга со­ мнений и вопросов, столь харак­ терных для человека нынешнего времени при проявлениях Божье­ го промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был правед­ ным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захария не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога. До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник наказывает­ ся! И хотя близко удивительное избавление от наказания, неволь­ но задумываешься: ежели правед­ ника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангель­ ское восклицание: верую, Госпо­ ди! Помоги моему неверию. Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предте­ ча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведно­ сти в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и со­ вершенства. В Н А Ч А Л Е Б Ы Л О С Л О В О . . . «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно». Св. Амвросий Медиоланский 17 мая 2014 года в зале православ­ ного информационно-просвети­ тельского центра «Благовещение» города Колы для воспитанников воскресной школы состоялся пер­ вый конкурс чтецов на церков­ нославянском языке «Раскрою я Псалтирь Святую, свечой лампаду затеплю». Организаторы конкурса опреде­ лили основную цель в привлечении внимания воспитанников к богат­ ствам церковнославянского языка, к важности церковного служения. При этом обязательным было ре­ шение следующих задач: совер­ шенствование навыков чтения церковнославянских текстов; фор­ мирование потребности церков­ нославянского чтения и, конечно, развитие у воспитанников навыков публичного выступления. Конкурс начался с совместной молитвы, а затем всех гостей и участников поприветствовал свя­ щенник Благовещенского храма иерей Роман Новрузов, возглавив­ ший жюри конкурса. Вкачестве слу­ шателей присутствовали родители, бабушки воспитанников, учащиеся Воскресной школы, которые пока делают первые шаги в изучении цер­ ковнославянского языка. Один за другим выходили к ана­ лою юные чтецы. Неторопливо, ровно, лились слова молитвы 102 псалма. Многие из участников чи­ тали не только без ошибок в уда­ рениях слов, но и интонационно выразительно, тем самым проде­ монстрировав понимание смысла псалма. Жюри определило победите­ лей конкурса и приняло решение о присуждении специальных призов. Победителем конкурса признана Исаева Екатерина, второе место за­ няла Кривошеева Ангелина, а тре­ тье место разделили две подружки Искакова Алина и Хруцкая Юлия. Всем остальным участникам кон­ курса вручены замечательные кни­ ги «Псалтирь для детей». Лю бовь МЕЛЬНИК Выспросили, мы ответили.... О б ъ я с н и т е , имеет ли праздник Ивана Купала что-то общее с праздником Иоанна Предтечи, и можно ли его отмечать как право­ славный праздник? Что он вообще обозначает? «Купала» —не церковный празд­ ник! 7 июля православные христи­ ане празднуют Рождество честно­ го славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ку­ пала —один из главных праздников древних язычников-славян. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала — праздник Ярилы — божества солнца. Язы­ ческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце —это не про­ сто традиция всех язычников, это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль —«умирает», и надо его «по­ кормить». Во всех солярных куль­ тах в этот день обязательно прино­ сились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древ­ ние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, соглас­ но языческим поверьям, —кратчай­ ший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры —это остаточное явление древних куль­ тов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер. Выбрать человеческую жертву иногда не решался дажежрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-ни­ будь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву. Интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер, о том, что они изображают потенциально­ го мертвеца? Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Пам­ филова монастыря, который, опи­ сывая эти «празднества» «во градех и в селех» еще в ХУ1 веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, яко же сущий древний идолослужителие бесов­ ский праздник сей празднуют». К сожалению в современное неоязычество вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, ко­ страми и игрищами не видим тот, кто управляет языческим игрищем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz