Миссионерская православная газета. 2014 г. № 6. Июнь.
ЛУ Г Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2014 7 И Ю Л Я - Р О Ж Д Е С Т В О Ч Е С Т Н О Г О С Л А В Н О Г О П Р О Р О К А П Р Е Д Т Е Ч И И К Р Е С Т И Т Е Л Я Г О С П О Д Н Я И О А Н Н А Иоанн Предтеча — идеал праведности в теле человеческом Праздник, замечательный пото му, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудес ным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родите лей, наградой за веру и упование, за праведность и благочестие, за терпение и преданность воле Бо- жией. Святой пророк, чье чудес ное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иор дане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Событие это отраженно в пер вой главе Евангелия от Луки: пра ведные родители святого Иоанна Крестителя —священник Захария и Елизавета, жившие в древнем городе Хевроне, —достигли ста рости, но не имели детей, так как Елизавета была неплодна. Однаж ды святой Захария совершал бого служение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, сто явшего по правую сторону жерт венника кадильного. Он предска зал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Цер ковью Спасителя-Мессии. Заха рия смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости воз можно иметь сына, и просил зна мения. Оно было дано ему, явля ясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела. Святая Елизавета зачала и, бо ясь насмешек над поздней бере менностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходив шаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее ра дость. Елизавета, исполнившись Святого духа, первая приветство вала Деву Марию как Матерь Бо- жию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и свя той Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елизаветы. Настало время, святая Елиза вета родила сына, все родствен ники и друзья радовались вместе с ней. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему», —и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Заха рия, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес проро ческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа. После Рождества Господа на шего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, свя тая Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как свя щ енник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием от крыть местопребывание младен ца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Правед ная Елизавета с сыном продолжа ла жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Анге лом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился кре стить пришедшего в мир Господа. Сами события этого рожде ства, как предшествующие, так и последующие, заставляют сердце замереть в страхе благоговейном и восхищенном. Постичь умом, и тем паче построить какую-то ло гическую цепочку в череде еван гельского повествования об этом событии невозможно, и поэтому невоцерковленный испытывает смущение, атеист скептически машет рукой, прибавляя свой стандартный эпитет: «Сказки все это...», а верующий... верующий просто лоб крестит, да молитву, какую сердце подсказывает, по вторяет. Ведь для него: «Ты еси Бог, творяй чудеса», — вполне естественно и жизненно. Тут не только удивительность самого рождения у престарелых родителей, но и вся радуга со мнений и вопросов, столь харак терных для человека нынешнего времени при проявлениях Божье го промысла. Ведь мы знаем, что священник Захария был правед ным, и в то же время, когда ему возвестил архангел Гавриил, что родится от него Предтеча, Захария не поверил. Не поверил, хотя был полон веры в Бога. До самого рождения Иоанна Предтечи наказывается его отец немотой. Праведник наказывает ся! И хотя близко удивительное избавление от наказания, неволь но задумываешься: ежели правед ника наказал Господь, то как же он меня, любимого, терпит? Вот тут и становится понятным евангель ское восклицание: верую, Госпо ди! Помоги моему неверию. Вера укрепляется на примерах тех, кто, имея ее, достиг пажитей Небесных, и здесь Иоанн Предте ча, которого Сам Господь называл Ангелом, и есть идеал праведно сти в теле человеческом, носитель ангельского духа, чистоты и со вершенства. В Н А Ч А Л Е Б Ы Л О С Л О В О . . . «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно». Св. Амвросий Медиоланский 17 мая 2014 года в зале православ ного информационно-просвети тельского центра «Благовещение» города Колы для воспитанников воскресной школы состоялся пер вый конкурс чтецов на церков нославянском языке «Раскрою я Псалтирь Святую, свечой лампаду затеплю». Организаторы конкурса опреде лили основную цель в привлечении внимания воспитанников к богат ствам церковнославянского языка, к важности церковного служения. При этом обязательным было ре шение следующих задач: совер шенствование навыков чтения церковнославянских текстов; фор мирование потребности церков нославянского чтения и, конечно, развитие у воспитанников навыков публичного выступления. Конкурс начался с совместной молитвы, а затем всех гостей и участников поприветствовал свя щенник Благовещенского храма иерей Роман Новрузов, возглавив ший жюри конкурса. Вкачестве слу шателей присутствовали родители, бабушки воспитанников, учащиеся Воскресной школы, которые пока делают первые шаги в изучении цер ковнославянского языка. Один за другим выходили к ана лою юные чтецы. Неторопливо, ровно, лились слова молитвы 102 псалма. Многие из участников чи тали не только без ошибок в уда рениях слов, но и интонационно выразительно, тем самым проде монстрировав понимание смысла псалма. Жюри определило победите лей конкурса и приняло решение о присуждении специальных призов. Победителем конкурса признана Исаева Екатерина, второе место за няла Кривошеева Ангелина, а тре тье место разделили две подружки Искакова Алина и Хруцкая Юлия. Всем остальным участникам кон курса вручены замечательные кни ги «Псалтирь для детей». Лю бовь МЕЛЬНИК Выспросили, мы ответили.... О б ъ я с н и т е , имеет ли праздник Ивана Купала что-то общее с праздником Иоанна Предтечи, и можно ли его отмечать как право славный праздник? Что он вообще обозначает? «Купала» —не церковный празд ник! 7 июля православные христи ане празднуют Рождество честно го славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ку пала —один из главных праздников древних язычников-славян. Он не случайно отмечается в день летнего солнцеворота. Купала — праздник Ярилы — божества солнца. Язы ческих культов солнца не счесть. Обожествлять солнце —это не про сто традиция всех язычников, это их незыблемое правило. Солнышко начинает идти на убыль —«умирает», и надо его «по кормить». Во всех солярных куль тах в этот день обязательно прино сились жертвы. Птицы, животные, а подчас и люди сжигались в виде приношения обожествленному солнцу, чтобы их энергией оно «подпиталось» и не «умерло» (древ ние ацтеки убивали для этого людей ежедневно). Дым жертвенного костра, соглас но языческим поверьям, —кратчай ший способ доставки энергии жертв на «небо». Именно поэтому в ночь Купалы принято жечь костры —это остаточное явление древних куль тов, смысл которого уже не помнят и сами язычники. С этим же связан обычай прыгать через костер. Выбрать человеческую жертву иногда не решался дажежрец. Поэтому юноши и девушки прыгали через костер до тех пор, пока кто-ни будь не падал в него. Считалось, что таким образом «боги» избирали себе жертву. Интересно, знают ли те, кто сейчас прыгает через костер, о том, что они изображают потенциально го мертвеца? Тут невольно вспоминаются слова летописца псковского Пам филова монастыря, который, опи сывая эти «празднества» «во градех и в селех» еще в ХУ1 веке, находил возможным сказать, что «в годину ту сатана красуется, яко же сущий древний идолослужителие бесов ский праздник сей празднуют». К сожалению в современное неоязычество вовлекаются дети, которым за яркими одеждами, ко страми и игрищами не видим тот, кто управляет языческим игрищем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz