Миссионерская православная газета. 2014 г. № 6. Июнь.

2 М иссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2014 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я 26 мая в Мурманской областной научной библиотеке состоялась Конференция ко Дню славянской письменности и культуры «Подвижники благочестия Русского Севе­ ра - пример духовной стойкости на пере­ ломе истории». Организаторы конферен­ ции - Комиссия по канонизации и Отдел религиозного образования Мурманской и Мончегорской епархии совместно с Мурманской областной научной библио­ текой. В конференции приняли участие кли­ рики епархии, слушатели епархиальных Свято-Феодоритовских курсов, директо­ ра, педагоги и воспитанники воскресных школ, прихожане храмов, студенты-тео­ логи МГТУ, читатели библиотеки. С приветственным словом к участни­ кам конференции обратился Высокопре­ освященный Симон, митрополит Мурман­ ский и Мончегорский. С докладами выступили: к.и.н . ру­ ководитель отдела религиозного об­ разования и катехизации Мурманской Епархии А. И. Тучков, руководитель Епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Василий Вольский, краевед Лоскутов Дмитрий Сергеевич, выпуск­ ница Свято-Феодоритовских курсов Н. Б. Коржова, библиотекарь отдела крае­ ведения областной научной библиотеки С. А. Дячок. В докладах были рассмо­ трены вопросы, связанные с духовно­ исторической темой «Мученики XX века», подвигом Новомучеников и Исповедни­ ков Православной Церкви на Русском Се­ вере, выявлением мест массовых ссылок на Кольский Север, захоронений священ­ нослужителей и православных мирян. Участникам конференции был предло­ жен обзор изданий из фондов Областной научной библиотеки о Новомученниках и Исповедниках Церкви Русской. Наталия Вересова Подвиг новомученников и исповедников Кольской земли Павел КОНДРАТЬЕВ ЗА ГОДЫ репрессий про­ тив православной церкви в Советском Союзе было уничтожено четверть миллиона священнослу­ жителей. Ещё столько же прошли лагеря, пережили пытки и страшные болез­ ни. В 2000 году часть из них была причислена к лику святых, после чего их стали называть новомуче- никами и исповедниками российскими и поминать в церковных службах. На настоящий момент кано­ низировано более 2000 новомучеников. — Эту тему необходимо обсуждать по разным при­ чинам. Во-первых, среди нас ещё живут родствен­ ники новомучеников и свидетели совершенных ими подвигов. Кроме того, мы живем на Кольском се­ вере, который стал местом страдания сотен тысяч россиян, осужденных за веру. Они ссылались сюда на спецпоселение или от­ бывали сроки в концлаге­ рях. Ну, и самое главное, новомученики и исповед­ ники российские являют­ ся нравственным ориен­ тиром для современного христианина, — поясняет митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. Кроме тысяч замучен­ ных свящ енников и м она­ хов за веру страдали и про­ стые миряне. Они не были контрреволю ционерам и, а просто верили в Бога и отказывались принимать участие в том, что творила новая власть. По самым скромным подсчётам, в СССР было репрессиро­ вано более миллиона про­ стых верующих. И часть из них были высланы на нашу Кольскую землю, которая в тридцатые годы прошлого века практиче­ ски превратилась в боль­ шой концлагерь. — У нас создана кар­ та области, где красны ­ ми точками помечены места мучения христиан. Так вот там их более три­ дцати! В память об этих невинно убиенных лю ­ дях мы хотим поставить в тех местах поминальные кресты, — сообщил ру­ ководитель Комиссии по канонизации святых Мур­ манской митрополии, н а­ стоятель Свято-Троицкой церкви города Полярные Зори священник Василий Вольский. Конечно, были постра­ давшие за христову веру и среди местных жителей Кольского полуострова. Причем христианский подвиг пятнадцати из них был настолько ярок, что Комиссия по канониза­ ции святых Мурманской митрополии рассматри­ вала вопрос о прослав­ лении этих людей. Но в итоге Священный Синод посчитал возможным ка­ нонизацию только Федо­ ра Абросимова и Моисея Кожина. — Преподобномученик Федор был келейником последнего наместника Трифонов Печенгского монастыря, его арестова­ ли в 1940 году, пытали и расстреляли. А преподоб­ ный Моисей был монахом Соловецкого монастыря. Когда там стало невоз­ можно проводить церков­ ные службы, он вернулся в родное село Оленица на Белом море и восстановил закрытый больш евика­ ми приход. Отец Моисей служил в местной церкви, стойко перенося все н а­ падки властей, но потом был посажен в тюрьму. И как мученик Федор он тоже не отказался от веры и не признал себя преступ­ ником. Но расстрелять его не смогли — спустя пару месяцев батюшка умер в тюремной больнице, — продолжает отец Василий. К сожалению, процес­ су канонизации новому- чеников теперь мешают бюрократические препо­ ны. Два года назад был резко ограничен доступ к архивным делам НКВД, и сотрудники комиссий по канонизации потеряли возможность с ними ра­ ботать. А ведь реш ение о прославлении может быть принято только после са­ мого глубокого изучения жизни и смерти кандида­ та. Остается только искать информацию в доступных госархивах и просить о по­ мощи близких родствен­ ников мучеников, кото­ рым допуск к делам НКВД разрешен. Православная церковь всегда подчеркивает, что прославление новых свя­ тых это не самоцель. Ведь святыми они становятся по воле Бога, а не людей. Но дело в том, что через прославление о деяни­ ях нового святого узна­ ют верующие. А подви­ ги, соверш енные за веру, укрепляют дух простого человека, и жизнь святого становится для него нрав­ ственным ориентиром. Итоговый документ конференции «Подвижники благочестия Русского Севера — пример духовной стойкости на переломе истории» Участники конференции считают, что сохранение в па­ мяти народа своей собственной истории стало одной из важней­ ших проблем нашего времени. Общая дехристианизация мира, утрата нравственных критериев как правил и основ жизни наро­ да и каждого человека, исполь­ зование технологических воз­ можностей средств массовой информации в этих губительных целях привели к разрушению исторического сознания и рас­ пространению невежества. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедни­ ков. Русская Церковь пережи­ ла беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. При безбожной власти Северная Фиваида была превращена в зону концентра­ ционных лагерей. Тысячи пра­ вославных христиан (священ­ нослужители, монашествующие, миряне) прославили Господа мученичеством, исповедниче- ством, безропотным перенесе­ нием страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках Рус­ ского Севера. Их уничтожали как символ Православной Руси. Сегодня на местах массовых му­ чений православных христиан стоят города, поселки, извест­ ные своими промышленными объектами, где живут и трудятся потомки пострадавших за веру. Далеко не все сосланные на Север страдали за Христа: среди них были и гонители, и атеисты, и люди, боровшиеся с больше­ вистским режимом, и те, кто нес наказание за свои личные грехи. Для нас, членов Церкви, особую ценность представляют именно мученики и исповедни­ ки, люди, страдавшие за Христа, арестованные только за то, что они верны Богу и Церкви. Поэтому важно восстановить их имена, увековечить установ­ кой поклонных крестов и па­ мятных знаков места мучений, совершать там поминальные службы. К этой работе целесо­ образно привлекать педагогов и воспитанников воскресных школ, скаутов-разведчиков, кра­ еведов, историков. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской дает нам пример нравственно­ го совершенства, мужества в борьбе с грехом. Господь дает Церкви время осмыслить пе­ режитые страдания и усвоить их плоды. Страдания мучени­ ков и исповедников обязыва­ ет нас хранить память о них и, «взирая на скончание житель­ ства их, подражать вере их» (Евр. 13, 7). 26 мая 2014 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz