Миссионерская православная газета. 2014 г. № 6. Июнь.
2 М иссионерская православная газета № 6 , ИЮН Ь 2014 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я 26 мая в Мурманской областной научной библиотеке состоялась Конференция ко Дню славянской письменности и культуры «Подвижники благочестия Русского Севе ра - пример духовной стойкости на пере ломе истории». Организаторы конферен ции - Комиссия по канонизации и Отдел религиозного образования Мурманской и Мончегорской епархии совместно с Мурманской областной научной библио текой. В конференции приняли участие кли рики епархии, слушатели епархиальных Свято-Феодоритовских курсов, директо ра, педагоги и воспитанники воскресных школ, прихожане храмов, студенты-тео логи МГТУ, читатели библиотеки. С приветственным словом к участни кам конференции обратился Высокопре освященный Симон, митрополит Мурман ский и Мончегорский. С докладами выступили: к.и.н . ру ководитель отдела религиозного об разования и катехизации Мурманской Епархии А. И. Тучков, руководитель Епархиальной комиссии по канонизации протоиерей Василий Вольский, краевед Лоскутов Дмитрий Сергеевич, выпуск ница Свято-Феодоритовских курсов Н. Б. Коржова, библиотекарь отдела крае ведения областной научной библиотеки С. А. Дячок. В докладах были рассмо трены вопросы, связанные с духовно исторической темой «Мученики XX века», подвигом Новомучеников и Исповедни ков Православной Церкви на Русском Се вере, выявлением мест массовых ссылок на Кольский Север, захоронений священ нослужителей и православных мирян. Участникам конференции был предло жен обзор изданий из фондов Областной научной библиотеки о Новомученниках и Исповедниках Церкви Русской. Наталия Вересова Подвиг новомученников и исповедников Кольской земли Павел КОНДРАТЬЕВ ЗА ГОДЫ репрессий про тив православной церкви в Советском Союзе было уничтожено четверть миллиона священнослу жителей. Ещё столько же прошли лагеря, пережили пытки и страшные болез ни. В 2000 году часть из них была причислена к лику святых, после чего их стали называть новомуче- никами и исповедниками российскими и поминать в церковных службах. На настоящий момент кано низировано более 2000 новомучеников. — Эту тему необходимо обсуждать по разным при чинам. Во-первых, среди нас ещё живут родствен ники новомучеников и свидетели совершенных ими подвигов. Кроме того, мы живем на Кольском се вере, который стал местом страдания сотен тысяч россиян, осужденных за веру. Они ссылались сюда на спецпоселение или от бывали сроки в концлаге рях. Ну, и самое главное, новомученики и исповед ники российские являют ся нравственным ориен тиром для современного христианина, — поясняет митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. Кроме тысяч замучен ных свящ енников и м она хов за веру страдали и про стые миряне. Они не были контрреволю ционерам и, а просто верили в Бога и отказывались принимать участие в том, что творила новая власть. По самым скромным подсчётам, в СССР было репрессиро вано более миллиона про стых верующих. И часть из них были высланы на нашу Кольскую землю, которая в тридцатые годы прошлого века практиче ски превратилась в боль шой концлагерь. — У нас создана кар та области, где красны ми точками помечены места мучения христиан. Так вот там их более три дцати! В память об этих невинно убиенных лю дях мы хотим поставить в тех местах поминальные кресты, — сообщил ру ководитель Комиссии по канонизации святых Мур манской митрополии, н а стоятель Свято-Троицкой церкви города Полярные Зори священник Василий Вольский. Конечно, были постра давшие за христову веру и среди местных жителей Кольского полуострова. Причем христианский подвиг пятнадцати из них был настолько ярок, что Комиссия по канониза ции святых Мурманской митрополии рассматри вала вопрос о прослав лении этих людей. Но в итоге Священный Синод посчитал возможным ка нонизацию только Федо ра Абросимова и Моисея Кожина. — Преподобномученик Федор был келейником последнего наместника Трифонов Печенгского монастыря, его арестова ли в 1940 году, пытали и расстреляли. А преподоб ный Моисей был монахом Соловецкого монастыря. Когда там стало невоз можно проводить церков ные службы, он вернулся в родное село Оленица на Белом море и восстановил закрытый больш евика ми приход. Отец Моисей служил в местной церкви, стойко перенося все н а падки властей, но потом был посажен в тюрьму. И как мученик Федор он тоже не отказался от веры и не признал себя преступ ником. Но расстрелять его не смогли — спустя пару месяцев батюшка умер в тюремной больнице, — продолжает отец Василий. К сожалению, процес су канонизации новому- чеников теперь мешают бюрократические препо ны. Два года назад был резко ограничен доступ к архивным делам НКВД, и сотрудники комиссий по канонизации потеряли возможность с ними ра ботать. А ведь реш ение о прославлении может быть принято только после са мого глубокого изучения жизни и смерти кандида та. Остается только искать информацию в доступных госархивах и просить о по мощи близких родствен ников мучеников, кото рым допуск к делам НКВД разрешен. Православная церковь всегда подчеркивает, что прославление новых свя тых это не самоцель. Ведь святыми они становятся по воле Бога, а не людей. Но дело в том, что через прославление о деяни ях нового святого узна ют верующие. А подви ги, соверш енные за веру, укрепляют дух простого человека, и жизнь святого становится для него нрав ственным ориентиром. Итоговый документ конференции «Подвижники благочестия Русского Севера — пример духовной стойкости на переломе истории» Участники конференции считают, что сохранение в па мяти народа своей собственной истории стало одной из важней ших проблем нашего времени. Общая дехристианизация мира, утрата нравственных критериев как правил и основ жизни наро да и каждого человека, исполь зование технологических воз можностей средств массовой информации в этих губительных целях привели к разрушению исторического сознания и рас пространению невежества. XX век для России явился эпохой мучеников и исповедни ков. Русская Церковь пережи ла беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. При безбожной власти Северная Фиваида была превращена в зону концентра ционных лагерей. Тысячи пра вославных христиан (священ нослужители, монашествующие, миряне) прославили Господа мученичеством, исповедниче- ством, безропотным перенесе нием страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках Рус ского Севера. Их уничтожали как символ Православной Руси. Сегодня на местах массовых му чений православных христиан стоят города, поселки, извест ные своими промышленными объектами, где живут и трудятся потомки пострадавших за веру. Далеко не все сосланные на Север страдали за Христа: среди них были и гонители, и атеисты, и люди, боровшиеся с больше вистским режимом, и те, кто нес наказание за свои личные грехи. Для нас, членов Церкви, особую ценность представляют именно мученики и исповедни ки, люди, страдавшие за Христа, арестованные только за то, что они верны Богу и Церкви. Поэтому важно восстановить их имена, увековечить установ кой поклонных крестов и па мятных знаков места мучений, совершать там поминальные службы. К этой работе целесо образно привлекать педагогов и воспитанников воскресных школ, скаутов-разведчиков, кра еведов, историков. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской дает нам пример нравственно го совершенства, мужества в борьбе с грехом. Господь дает Церкви время осмыслить пе режитые страдания и усвоить их плоды. Страдания мучени ков и исповедников обязыва ет нас хранить память о них и, «взирая на скончание житель ства их, подражать вере их» (Евр. 13, 7). 26 мая 2014 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz