Миссионерская православная газета. 2014 г. № 5. Май.

М иссионерская православная газета ^ Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О №5, МАЙ2014 5 ВОЗНОСЯ МОЛИТВЫ к Богу и святым небесным силам, мы чаще всего обращаемся к ико­ нам. И в храме, и дома для нас они —олицетворение того са­ мого, невидимого, но реально­ го мира, который слышит, лю­ бит и помогает нам.К которому мы прибегаем как к единствен­ ному утешению, когда сердце разрывается от горя и боли. Отсюда и наше благоговейное отношение к иконе как к свя- ТАТЬЯНА АЛМАКАЕВА, преподаватель черчения и рисования, окончила Петербургское художественное училище имени Н. Рериха (прежде им. В.Серова). Более 30 лет вместе с мужем, Андреем Алмакаевым, рабо­ тала в художественной школе г. Ковдора, была её директором. Сейчас преподает на эстетическом отделении детской музыкальной школы. Заслуженный работник культуры РФ. Свенской (Печерской) Бого­ родицы. Татьяне Анатольевне вообще близки образы Бого­ родицы. Не один раз писала её — Казанскую, Владимир- унылый —унылое выражение лика получается и на иконе. Ты глумливый —то же самое уви­ дишь нарисованным. Всё твое несовершенство проступит. У дорогих ликов скую, Донскую, «Умиление». Тихвинскую... Многие иконы написаны специально для хра­ ма в Ковдоре: царские и дья­ конские врата, трехметровая икона Пантократора (Господа Вседержителя) в куполе храма. тыне, две с лишним тысячи лет почитаемой на земле. В Христово Воскресение ручейки прихожан стекают­ ся в храм, чтобы всем вместе встретить главный христиан­ ский праздник. Пламя свечей озаряет дорогие сердцу лики — Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, Серафи­ ма Саровского, Ксении Петер­ бургской. Для прихожанки Свято-Упенского храма Татья­ ны Анатольевны Алмакаевой некоторые из них особенно до­ роги. Просто потому, что она — их автор. — Я крестилась поздно, в 40 лет, —рассказывает она. —По­ сле этого церковный староста Александр Шилов (храм тогда размещался в бараке на улице Сухачева) попросил расписать икону. Я отнекивалась —ниче­ го не знала, не умела. Начала изучать литературу по иконо­ писи. Потом по благослове­ нию владыки Симона училась в иконописной мастерской Александро-Невской Лавры. Каждое лето на протяжении 8—10 лет ездила, по крупицам собирала знания. В Лавре это­ му мастерству обучают про­ фессиональные художники. Тогда, в начале 2000-ых, по заказу отца Димитрия Смолия для Свято-Успенского храма в Лавре храмовую икону «Успе­ ние Божией Матери» писала Ольга Ивлиева. Мне довелось ей помогать: растирала краски, делала левкас (грунт), полиро­ вала, переносила рисунок на доску. Ольга—хороший мастер, глубоко верующий человек, вместе с мужем они вырасти­ ли в вере троих детей. Кроме того, она —профессиональный архитектор, училась на ико­ нописных курсах, перенимала опыт удругих мастеров. Так Татьяна и начала пи­ сать: «Воскресение Христово» (прихожане храма могут уви­ деть её слева от амвона), лики Иоанна Кронштадтского, — Когда начинаешь писать, полное ощущение бессилия. Потом чувствуешь, что ты не сама пишешь —работа получа­ ется будто помимо тебя, и по­ нимаешь, что все это —по воле Божьей. Когда пишу портрет, натюрморт, всегда знаю, на что я способна, все предсказуемо. А в иконе —нет. Ведь иногда пишешь со списков, а иногда приходится придумывать об­ разы фигур самой. Как-то отец Димитрий заказал написать икону Пузовских святых —че­ тырех женщин, живших и по­ страдавших в Нижегородской губернии в 1919-ом. Батюшке подарили их мощи, требова­ лась икона с их изображени­ ем. Как они выглядели, неиз­ вестно. Нет их фотографий, крестьянки погибли мучени­ ческой смертью. Если нет ка­ нона, помогают общие советы, как пишутся женские образы, мужские, но иногда бывает очень сложно. Работа над иконой начи­ нается задолго до того, как на доску лягут первые мазки краски. К этой работе гото­ вятся с постом и молитвой, с просьбой к святым о помощи. Татьяна Анатольевна объясня­ ет смысл этого просто: «Если живешь сыто и бездумно, вме­ сто образа из-под пера выхо­ дят гримасы. Ты сам себя не­ вольно воплощаешь. Если ты Именно поэтому к работе нуж­ но духовно готовиться. Хотя, как и любое творчество, это увлекательно: порой забываю, сколько времени. Пишу после работы в школе, до часу-двух ночи, а иногда гляну на часы, а уже семь утра», —улыбается художник. Кто-то из современных ико­ нописцев сказал, что написа­ ние икон —занятие «вкусное». В сложном, многоступенчатом процессе подготовки досок и создания икон до сих пор все делается вручную и только из натуральных материалов: со­ сны, липы, притом из самой сердцевины ствола, где волок­ на расположены близко друг к другу. Используются винный уксус, пиво, квас. А ещё лазу­ рит, почвы Сиены, Умбрии, охра, киноварь. Производство икон настолько непросто, что в старину одни мастера дела­ ли левкас, дощаники готовили доски, личники писали лики. Сейчас иконописец всю работу выполняет в одиночку. Иконы Татьяны Алма- каевой сегодня находятся в разных храмах: в Ковдоре, Полярных Зорях, в Пикале- ве Ленинградской области, в Чагоде под Вологдой. Не у всех её работ оказалась счаст­ ливая судьба. В огне сгорели расписанные её рукой храмы Тихвинской Божьей Матери и Преображения Господня, построенные одним состоя­ тельным человеком для пра­ вославной общины под Пе­ тербургом. На вопрос, чьи иконы мечтает написать, она отвечает, что мечта наполо­ вину уже сбылась. Несколько лет назад ей заказали боль­ шую, в человеческий рост, икону Ксении Петербургской в качестве пожертвования для храма в Полярных Зорях. Кстати говоря, небольшую икону блаженной Ксении для нашего храма также написала Татьяна Анатольевна. Но есть ещё один образ, о работе над которым она думает —святого благоверного князя Алексан­ дра Невского. «Мы все пере­ живаем нашу историю, пыта­ емся осмыслить её. Без того подвига, который он совер­ шил, история нашей страны была бы совсем другой». Инна КОПТЕВА, фото Татьяны АЛМАКАЕВОЙ С Ч И С Т ЫМ С Е Р Д Ц Е М Конкурс детского творчества «Пасхальная радость» ОТДЕЛ ОБРАЗОВА­ НИЯ администрации Кольского района и Благовещенский Храм провели V конкурс дет­ ского творчества «Пас­ хальная радость». В Конкурсе приняли уча- стопластика и др. В ка­ ждой работе чувствова­ лось тепло сердец, тех, кто работал над этими скромными шедеврами. Жюри особо отме­ тило педагогов, трудив­ шихся вместе с детьми: стие воспитанники из 37 образовательных учреждений Кольско­ го района, учреждений дополнительного об­ разования и двух Вос- Руденко Ольгу Алек­ сандровну (Дом детско­ го творчества), Хильчук Ольгу Николаевну (ДК «Мурмаши») и Ерофее­ ва Павла Михайловича кресных школ. Всего было представлено 212 работ в номинаци­ ях: «Рисунок», «Деко­ р ати в н о -п р и к л ад н о е творчество» и «Семей­ ное творческое дело». В уютном холле Кольского районного Центра культуры раз­ вернулась замечатель­ ная выставка работ, представленная мно­ гими техниками: вы­ шивка, рисунок, батик, декупаж, квилинг, те- (Кольская СОШ № 2). Настоятель Храма Благовещения Пресвя­ той Богородицы прото­ иерей Андрей Разинков вручил сорока шести воспитанникам в воз­ расте от 6 до 17 лет ди­ пломы и подарочные сертификаты на приоб­ ретение материалов для рукоделия и пожелал всем творческих успе­ хов и преумножения Пасхальной радости. Яна ПЕТРОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz