Миссионерская православная газета. 2014 г. № 5. Май.
М иссионерская православная газета ^ Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О №5, МАЙ2014 5 ВОЗНОСЯ МОЛИТВЫ к Богу и святым небесным силам, мы чаще всего обращаемся к ико нам. И в храме, и дома для нас они —олицетворение того са мого, невидимого, но реально го мира, который слышит, лю бит и помогает нам.К которому мы прибегаем как к единствен ному утешению, когда сердце разрывается от горя и боли. Отсюда и наше благоговейное отношение к иконе как к свя- ТАТЬЯНА АЛМАКАЕВА, преподаватель черчения и рисования, окончила Петербургское художественное училище имени Н. Рериха (прежде им. В.Серова). Более 30 лет вместе с мужем, Андреем Алмакаевым, рабо тала в художественной школе г. Ковдора, была её директором. Сейчас преподает на эстетическом отделении детской музыкальной школы. Заслуженный работник культуры РФ. Свенской (Печерской) Бого родицы. Татьяне Анатольевне вообще близки образы Бого родицы. Не один раз писала её — Казанскую, Владимир- унылый —унылое выражение лика получается и на иконе. Ты глумливый —то же самое уви дишь нарисованным. Всё твое несовершенство проступит. У дорогих ликов скую, Донскую, «Умиление». Тихвинскую... Многие иконы написаны специально для хра ма в Ковдоре: царские и дья конские врата, трехметровая икона Пантократора (Господа Вседержителя) в куполе храма. тыне, две с лишним тысячи лет почитаемой на земле. В Христово Воскресение ручейки прихожан стекают ся в храм, чтобы всем вместе встретить главный христиан ский праздник. Пламя свечей озаряет дорогие сердцу лики — Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, Серафи ма Саровского, Ксении Петер бургской. Для прихожанки Свято-Упенского храма Татья ны Анатольевны Алмакаевой некоторые из них особенно до роги. Просто потому, что она — их автор. — Я крестилась поздно, в 40 лет, —рассказывает она. —По сле этого церковный староста Александр Шилов (храм тогда размещался в бараке на улице Сухачева) попросил расписать икону. Я отнекивалась —ниче го не знала, не умела. Начала изучать литературу по иконо писи. Потом по благослове нию владыки Симона училась в иконописной мастерской Александро-Невской Лавры. Каждое лето на протяжении 8—10 лет ездила, по крупицам собирала знания. В Лавре это му мастерству обучают про фессиональные художники. Тогда, в начале 2000-ых, по заказу отца Димитрия Смолия для Свято-Успенского храма в Лавре храмовую икону «Успе ние Божией Матери» писала Ольга Ивлиева. Мне довелось ей помогать: растирала краски, делала левкас (грунт), полиро вала, переносила рисунок на доску. Ольга—хороший мастер, глубоко верующий человек, вместе с мужем они вырасти ли в вере троих детей. Кроме того, она —профессиональный архитектор, училась на ико нописных курсах, перенимала опыт удругих мастеров. Так Татьяна и начала пи сать: «Воскресение Христово» (прихожане храма могут уви деть её слева от амвона), лики Иоанна Кронштадтского, — Когда начинаешь писать, полное ощущение бессилия. Потом чувствуешь, что ты не сама пишешь —работа получа ется будто помимо тебя, и по нимаешь, что все это —по воле Божьей. Когда пишу портрет, натюрморт, всегда знаю, на что я способна, все предсказуемо. А в иконе —нет. Ведь иногда пишешь со списков, а иногда приходится придумывать об разы фигур самой. Как-то отец Димитрий заказал написать икону Пузовских святых —че тырех женщин, живших и по страдавших в Нижегородской губернии в 1919-ом. Батюшке подарили их мощи, требова лась икона с их изображени ем. Как они выглядели, неиз вестно. Нет их фотографий, крестьянки погибли мучени ческой смертью. Если нет ка нона, помогают общие советы, как пишутся женские образы, мужские, но иногда бывает очень сложно. Работа над иконой начи нается задолго до того, как на доску лягут первые мазки краски. К этой работе гото вятся с постом и молитвой, с просьбой к святым о помощи. Татьяна Анатольевна объясня ет смысл этого просто: «Если живешь сыто и бездумно, вме сто образа из-под пера выхо дят гримасы. Ты сам себя не вольно воплощаешь. Если ты Именно поэтому к работе нуж но духовно готовиться. Хотя, как и любое творчество, это увлекательно: порой забываю, сколько времени. Пишу после работы в школе, до часу-двух ночи, а иногда гляну на часы, а уже семь утра», —улыбается художник. Кто-то из современных ико нописцев сказал, что написа ние икон —занятие «вкусное». В сложном, многоступенчатом процессе подготовки досок и создания икон до сих пор все делается вручную и только из натуральных материалов: со сны, липы, притом из самой сердцевины ствола, где волок на расположены близко друг к другу. Используются винный уксус, пиво, квас. А ещё лазу рит, почвы Сиены, Умбрии, охра, киноварь. Производство икон настолько непросто, что в старину одни мастера дела ли левкас, дощаники готовили доски, личники писали лики. Сейчас иконописец всю работу выполняет в одиночку. Иконы Татьяны Алма- каевой сегодня находятся в разных храмах: в Ковдоре, Полярных Зорях, в Пикале- ве Ленинградской области, в Чагоде под Вологдой. Не у всех её работ оказалась счаст ливая судьба. В огне сгорели расписанные её рукой храмы Тихвинской Божьей Матери и Преображения Господня, построенные одним состоя тельным человеком для пра вославной общины под Пе тербургом. На вопрос, чьи иконы мечтает написать, она отвечает, что мечта наполо вину уже сбылась. Несколько лет назад ей заказали боль шую, в человеческий рост, икону Ксении Петербургской в качестве пожертвования для храма в Полярных Зорях. Кстати говоря, небольшую икону блаженной Ксении для нашего храма также написала Татьяна Анатольевна. Но есть ещё один образ, о работе над которым она думает —святого благоверного князя Алексан дра Невского. «Мы все пере живаем нашу историю, пыта емся осмыслить её. Без того подвига, который он совер шил, история нашей страны была бы совсем другой». Инна КОПТЕВА, фото Татьяны АЛМАКАЕВОЙ С Ч И С Т ЫМ С Е Р Д Ц Е М Конкурс детского творчества «Пасхальная радость» ОТДЕЛ ОБРАЗОВА НИЯ администрации Кольского района и Благовещенский Храм провели V конкурс дет ского творчества «Пас хальная радость». В Конкурсе приняли уча- стопластика и др. В ка ждой работе чувствова лось тепло сердец, тех, кто работал над этими скромными шедеврами. Жюри особо отме тило педагогов, трудив шихся вместе с детьми: стие воспитанники из 37 образовательных учреждений Кольско го района, учреждений дополнительного об разования и двух Вос- Руденко Ольгу Алек сандровну (Дом детско го творчества), Хильчук Ольгу Николаевну (ДК «Мурмаши») и Ерофее ва Павла Михайловича кресных школ. Всего было представлено 212 работ в номинаци ях: «Рисунок», «Деко р ати в н о -п р и к л ад н о е творчество» и «Семей ное творческое дело». В уютном холле Кольского районного Центра культуры раз вернулась замечатель ная выставка работ, представленная мно гими техниками: вы шивка, рисунок, батик, декупаж, квилинг, те- (Кольская СОШ № 2). Настоятель Храма Благовещения Пресвя той Богородицы прото иерей Андрей Разинков вручил сорока шести воспитанникам в воз расте от 6 до 17 лет ди пломы и подарочные сертификаты на приоб ретение материалов для рукоделия и пожелал всем творческих успе хов и преумножения Пасхальной радости. Яна ПЕТРОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz