Миссионерская православная газета. 2014 г. № 5. Май.

М иссионерская православная газета № 5 , МАЙ 2014 Л У Г Д У Х О В Н Ы Й Кандидат богословия игумен Александр (БОЛДОВСКИЙ) НА СОРОКОВОЙ день после Пасхи Христос совершает свое Божествен­ ное Восхождение к Отцу Небесному. Вот как описывает это Святое Еван­ гелие: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, бла­ гословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возно­ ситься на небо» (Лк. 24:50—51). «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:19). Господь уходит туда, откуда некогда пришел, уходит, возвращается к Своему Бо- каивая апостолов, как детей, скор­ бящих при разлучении с любимым отцом, Христос открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовлять Им место в минается рассказ из жизни старца Силуана. Его посетил русский мис­ сионер из Китая, который говорил о том, что китайцев обратить невоз­ можно —они совершенно закрыты и безнадежны. И Силуан его спраши­ вает: «Ачто вы делаете для того, что­ бы их обратить?» «Я иду к ним в капи­ ще, выжидаю момент, когда тихо, и начинаю кричать: чтоже вы молитесь на этих истуканов?! Разве вы не види­ те, что это просто дерево и камень? Разбейте их и обратитесь к истинно­ му Богу!» «А что дальше бывает?» — спросил старец. «Меня выкидывают вон с пинками». Силуан говорит: «А знаете что, вы пойдите как-нибудь в храм, постойте и посмотрите, с ка­ кой верой и доверием они молятся, и когда это дойдет до вашего сердца, попросите одного из жрецов выйти с Последнее благословение жественному Родителю. Апостолы запечатлели восхождение Христа от земли на небо. Небо и земля в своей онтологической сущности суть осно­ ва мироздания, совокупность всего творения, видимого и невидимого, познаваемого и непознаваемого. Мы слышали, что космонавты, летавшие в космос в советское время, не видели там никакого Бога. Телескоп «Хаббл» тоже не нашел пока ничего похожего. Но куда же тогда вознесся Христос, о каком «небе» идет речь в Евангелии? Или это просто фантазии малообра­ зованных рыбаков-апостолов? Для наивного религиозного со­ знания небо казалось и кажется «ме­ стом» обитания Божества. Но по­ скольку Бог в представлениях любой достаточно развитой религии всегда мыслился бесплотным, невеще­ ственным и вездесущим, то религи­ озное мышление Ветхого Завета от­ брасывало наивное представление о видимом небе как «месте», где обита­ ет Бог. Это видно на примере молитвы царя Соломона (974—934 гг. до Р.Х.), которую он произнес на освящении храма, который должен был быть ме­ стом особого присутствия (но не пре­ бывания) Божества: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который постро­ ил я» (2 Пар. 6:18). В понимании истинной религии видимое небо не может быть «местом» обитания Бога. И лишь условно оно может быть на­ звано престолом Божьим —в том же символическом смысле, как и «Зем­ ля —подножием ног Его» (Ис. 66:1). Поэтому в контексте нынешнего праздника мы понимаем Вознесение Господне как возвращение Спаси­ теля в мир невещественный, в небо духовное, к Богу Отцу. Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия челове­ ку Неба как нового и вечного дома, Неба — как подлинной родины. В Евангелии от Иоанна мы читаем предсмертную беседу с апостолами: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И, когда пойду, и приготовлю вам место, при­ ду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.1:2—3). Успо- доме Отца Своего. Христос даёт им понять, что идёт домой, к Отцу, и ободряет их, обещая, что и они будут с Ним там в должное время, потому что там обителей много. Там была го­ това обитель не только для Него, но и для них всех; и не только для них, но и для всех тех, кто когда-либо поверит в Него, до края земли. И хотя Он и отправился раньше, Он пошёл толь­ ко для того, чтобы приготовить место тем, кто последует за Ним. Последним деянием Христа на земле, после смерти и Воскресения, перед возвращением к Отцу, было то, что Он благословил Своих учеников: «...идите, научите все народы, кре­ стя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я по­ велел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19—20). Вот оно последнее благословение, последняя Заповедь: научить все на­ роды, каждого человека привести к Богу. В этом смысле, каждый из нас обязывается повелением Божьим привести к пониманию «неба» хотя бы одного человека. Поручение Спа­ сителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христадо конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ — дело только руко­ положенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, до­ верено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудить­ ся во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа. «И Дух и невеста говорят: прии- ди! и слышавший да скажет: прииди!» (Откр. 22:17). Каждый услышавший этот призыв должен повторять его. Какое бы ни было у человека призва­ ние в жизни, он прежде всего должен направлять души ко Христу. Иной не способен произносить речи в собра­ нии, но может послужить отдельным людям, растолковав им наставления, полученные от Господа. Служение заключается не в одной лишь про­ поведи. Богу служат и те, которые облегчают страдания больных, под­ держивают нуждающихся, утешают упавших духом и маловерных. Вспо­ вами посидеть на ступеньках и рас­ сказать вам о своей вере. И каждый раз, когда он будет говорить нечто, что вам дает возможность, прибавьте: «Ах, как то, что вы говорите, прекрас­ но, если только к этому прибавить то- то —какая бы была полнота». Очень важно для православного тонко чув­ ствовать и понимать других людей, жалеть и любить их, как жалеет и лю­ бит нас Сам Господь. Не насилием, не оскорблением, не превозношением, что часто делается нами. Апостолы являли Христа своей жизнью, и Бог трудился вместе с ними, подкрепляя «слова последующими знамениями» (Мк. 16:20). Эти ученики готовились к служению: перед наступлением дня Пятидесятницы они покончили со всеми разногласиями и стали еди­ ны. Веруя обещанию Христа о том, что они получат благословение, они молились с верою. Они молились не только о благословении себе, но чув­ ствовали свою ответственность и за спасение других. Евангелие должно было распространиться по всей зем­ ле, и они желали обрести силу, ко­ торую обещал им Христос. Тогда на них снизошел Святой Дух, и тысячи обратились в один день. Все, кто посвятил душу, тело и дух Богу, будут постоянно получать физическую и духовную поддержку, будут приобщаться к неисчерпаемым сокровищам Неба. Христос наделя­ ет их Своим Духом. Святой Дух во всей полноте воздействует на разум и сердце. Благодать Божья умножает их способности, и всякое совершен­ ство Божеского естества помогает им спасать души людей. Сотрудничая со Христом, они достигают совер­ шенства в Нем, и, несмотря на свою человеческую слабость, исполняют дела Всемогущего. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, пропо­ ведующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!” ...Тор­ жествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь на­ род Свой, искупил Иерусалим. Об­ нажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все кон­ цы земли увидят спасение Бога наше­ го» (Ис. 52:7, 9, 10). Выспросили, мыответили.... Объясните значение праздника Троицы. Почему этот праздник считается великим? День Святой Троицы Протоиерей Василий ВОЛЬСКИЙ, настоятель Свято-Троицкой церкви г Полярные Зори В ПЯТИДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ после Сво­ его Воскресения Господь Иисус Христос, исполняя Свое обеща­ ние, данное ученикам накануне Крестных страданий, ниспослал им от Отца Духа Святого. Это со­ бытие явилось завершающим и в откровении миру Трех Лиц Еди­ ного Бога и последним звеном в Божественном плане нашего спасения. Ибо никакой пользы не было бы нам ни от Рождества Хри­ стова, ни от славного Его Воскре­ сения, - как однажды выразился один из наших русских святых, - если бы не сошел на человечество Дух Святой. Вот почему так велик, так славен нынешний праздник. Господь, даруя людям прощение ценою Своих Крестных страданий, возвращает им утраченную в гре­ хопадении благодать и начинает снова жить в Своем народе. Это поистине день рождения Святой Христовой Церкви, кото­ рая, по определению известного русского богослова А. С. Хомяко­ ва, представляет собой единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных тварей. В Церкви мы призваны к единству по подобию единства Самого Бога —так, как едины Лица Свя­ той Троицы —Отец, Сын и Святой Дух. Такое единство есть таинство будущей жизни, где святые небо­ жители сольются в единой вечной любви и славословии Бога. Цер­ ковь —это новый народ Божий, руководимый Святым Духом, Ко­ торый наставляет на всякую исти­ ну, очищает от грехов, наполняет нас новыми мыслями, чувствами, переживаниями, делает нас наро­ дом Божиим. Вот почему тот, кто хочет спа­ сения, должен принадлежать к Церкви, но эта принадлежность должна быть не внешней, не фор­ мальной, а живой. Жизнь Церкви должна быть нашей жизнью, опыт Церкви — нашим личным опы­ том —и не только рассудочно, а практически. Грех отделяет нас друг отдруга, от Бога и от Церкви, а покаяние уврачевывает это раз­ деление. При нынешних бесчис­ ленных соблазнах, при той страш­ ной сатанинской лжи, которая сеется в современном мире, мы особенно нуждаемся в водитель­ стве Святого Духа —Духа Жизни, Духа Истины, чтобы не отпасть нам от истинной Церкви и не лишиться вечного блаженства, которое есть жизнь в единстве со Святой Троицей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz