Миссионерская православная газета. 2014 г. № 5. Май.
М иссионерская православная газета № 5 , МАЙ 2014 Л У Г Д У Х О В Н Ы Й Кандидат богословия игумен Александр (БОЛДОВСКИЙ) НА СОРОКОВОЙ день после Пасхи Христос совершает свое Божествен ное Восхождение к Отцу Небесному. Вот как описывает это Святое Еван гелие: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, бла гословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возно ситься на небо» (Лк. 24:50—51). «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:19). Господь уходит туда, откуда некогда пришел, уходит, возвращается к Своему Бо- каивая апостолов, как детей, скор бящих при разлучении с любимым отцом, Христос открывает им, что скоро увидится с ними опять. Теперь же Он идет приготовлять Им место в минается рассказ из жизни старца Силуана. Его посетил русский мис сионер из Китая, который говорил о том, что китайцев обратить невоз можно —они совершенно закрыты и безнадежны. И Силуан его спраши вает: «Ачто вы делаете для того, что бы их обратить?» «Я иду к ним в капи ще, выжидаю момент, когда тихо, и начинаю кричать: чтоже вы молитесь на этих истуканов?! Разве вы не види те, что это просто дерево и камень? Разбейте их и обратитесь к истинно му Богу!» «А что дальше бывает?» — спросил старец. «Меня выкидывают вон с пинками». Силуан говорит: «А знаете что, вы пойдите как-нибудь в храм, постойте и посмотрите, с ка кой верой и доверием они молятся, и когда это дойдет до вашего сердца, попросите одного из жрецов выйти с Последнее благословение жественному Родителю. Апостолы запечатлели восхождение Христа от земли на небо. Небо и земля в своей онтологической сущности суть осно ва мироздания, совокупность всего творения, видимого и невидимого, познаваемого и непознаваемого. Мы слышали, что космонавты, летавшие в космос в советское время, не видели там никакого Бога. Телескоп «Хаббл» тоже не нашел пока ничего похожего. Но куда же тогда вознесся Христос, о каком «небе» идет речь в Евангелии? Или это просто фантазии малообра зованных рыбаков-апостолов? Для наивного религиозного со знания небо казалось и кажется «ме стом» обитания Божества. Но по скольку Бог в представлениях любой достаточно развитой религии всегда мыслился бесплотным, невеще ственным и вездесущим, то религи озное мышление Ветхого Завета от брасывало наивное представление о видимом небе как «месте», где обита ет Бог. Это видно на примере молитвы царя Соломона (974—934 гг. до Р.Х.), которую он произнес на освящении храма, который должен был быть ме стом особого присутствия (но не пре бывания) Божества: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который постро ил я» (2 Пар. 6:18). В понимании истинной религии видимое небо не может быть «местом» обитания Бога. И лишь условно оно может быть на звано престолом Божьим —в том же символическом смысле, как и «Зем ля —подножием ног Его» (Ис. 66:1). Поэтому в контексте нынешнего праздника мы понимаем Вознесение Господне как возвращение Спаси теля в мир невещественный, в небо духовное, к Богу Отцу. Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия челове ку Неба как нового и вечного дома, Неба — как подлинной родины. В Евангелии от Иоанна мы читаем предсмертную беседу с апостолами: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И, когда пойду, и приготовлю вам место, при ду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.1:2—3). Успо- доме Отца Своего. Христос даёт им понять, что идёт домой, к Отцу, и ободряет их, обещая, что и они будут с Ним там в должное время, потому что там обителей много. Там была го това обитель не только для Него, но и для них всех; и не только для них, но и для всех тех, кто когда-либо поверит в Него, до края земли. И хотя Он и отправился раньше, Он пошёл толь ко для того, чтобы приготовить место тем, кто последует за Ним. Последним деянием Христа на земле, после смерти и Воскресения, перед возвращением к Отцу, было то, что Он благословил Своих учеников: «...идите, научите все народы, кре стя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я по велел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19—20). Вот оно последнее благословение, последняя Заповедь: научить все на роды, каждого человека привести к Богу. В этом смысле, каждый из нас обязывается повелением Божьим привести к пониманию «неба» хотя бы одного человека. Поручение Спа сителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христадо конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ — дело только руко положенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, до верено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудить ся во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа. «И Дух и невеста говорят: прии- ди! и слышавший да скажет: прииди!» (Откр. 22:17). Каждый услышавший этот призыв должен повторять его. Какое бы ни было у человека призва ние в жизни, он прежде всего должен направлять души ко Христу. Иной не способен произносить речи в собра нии, но может послужить отдельным людям, растолковав им наставления, полученные от Господа. Служение заключается не в одной лишь про поведи. Богу служат и те, которые облегчают страдания больных, под держивают нуждающихся, утешают упавших духом и маловерных. Вспо вами посидеть на ступеньках и рас сказать вам о своей вере. И каждый раз, когда он будет говорить нечто, что вам дает возможность, прибавьте: «Ах, как то, что вы говорите, прекрас но, если только к этому прибавить то- то —какая бы была полнота». Очень важно для православного тонко чув ствовать и понимать других людей, жалеть и любить их, как жалеет и лю бит нас Сам Господь. Не насилием, не оскорблением, не превозношением, что часто делается нами. Апостолы являли Христа своей жизнью, и Бог трудился вместе с ними, подкрепляя «слова последующими знамениями» (Мк. 16:20). Эти ученики готовились к служению: перед наступлением дня Пятидесятницы они покончили со всеми разногласиями и стали еди ны. Веруя обещанию Христа о том, что они получат благословение, они молились с верою. Они молились не только о благословении себе, но чув ствовали свою ответственность и за спасение других. Евангелие должно было распространиться по всей зем ле, и они желали обрести силу, ко торую обещал им Христос. Тогда на них снизошел Святой Дух, и тысячи обратились в один день. Все, кто посвятил душу, тело и дух Богу, будут постоянно получать физическую и духовную поддержку, будут приобщаться к неисчерпаемым сокровищам Неба. Христос наделя ет их Своим Духом. Святой Дух во всей полноте воздействует на разум и сердце. Благодать Божья умножает их способности, и всякое совершен ство Божеского естества помогает им спасать души людей. Сотрудничая со Христом, они достигают совер шенства в Нем, и, несмотря на свою человеческую слабость, исполняют дела Всемогущего. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, пропо ведующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!” ...Тор жествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь на род Свой, искупил Иерусалим. Об нажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все кон цы земли увидят спасение Бога наше го» (Ис. 52:7, 9, 10). Выспросили, мыответили.... Объясните значение праздника Троицы. Почему этот праздник считается великим? День Святой Троицы Протоиерей Василий ВОЛЬСКИЙ, настоятель Свято-Троицкой церкви г Полярные Зори В ПЯТИДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ после Сво его Воскресения Господь Иисус Христос, исполняя Свое обеща ние, данное ученикам накануне Крестных страданий, ниспослал им от Отца Духа Святого. Это со бытие явилось завершающим и в откровении миру Трех Лиц Еди ного Бога и последним звеном в Божественном плане нашего спасения. Ибо никакой пользы не было бы нам ни от Рождества Хри стова, ни от славного Его Воскре сения, - как однажды выразился один из наших русских святых, - если бы не сошел на человечество Дух Святой. Вот почему так велик, так славен нынешний праздник. Господь, даруя людям прощение ценою Своих Крестных страданий, возвращает им утраченную в гре хопадении благодать и начинает снова жить в Своем народе. Это поистине день рождения Святой Христовой Церкви, кото рая, по определению известного русского богослова А. С. Хомяко ва, представляет собой единство Божией благодати, обитающей во множестве разумных тварей. В Церкви мы призваны к единству по подобию единства Самого Бога —так, как едины Лица Свя той Троицы —Отец, Сын и Святой Дух. Такое единство есть таинство будущей жизни, где святые небо жители сольются в единой вечной любви и славословии Бога. Цер ковь —это новый народ Божий, руководимый Святым Духом, Ко торый наставляет на всякую исти ну, очищает от грехов, наполняет нас новыми мыслями, чувствами, переживаниями, делает нас наро дом Божиим. Вот почему тот, кто хочет спа сения, должен принадлежать к Церкви, но эта принадлежность должна быть не внешней, не фор мальной, а живой. Жизнь Церкви должна быть нашей жизнью, опыт Церкви — нашим личным опы том —и не только рассудочно, а практически. Грех отделяет нас друг отдруга, от Бога и от Церкви, а покаяние уврачевывает это раз деление. При нынешних бесчис ленных соблазнах, при той страш ной сатанинской лжи, которая сеется в современном мире, мы особенно нуждаемся в водитель стве Святого Духа —Духа Жизни, Духа Истины, чтобы не отпасть нам от истинной Церкви и не лишиться вечного блаженства, которое есть жизнь в единстве со Святой Троицей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz