Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ' № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 — I В ГОСТЯХ У ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Надежда Большакова о новых спектаклях Мурманского драматического театра Сами не ведаем, что творим, Господи Когда я шла смотреть спектакль Мур­ манского драматического театра «Се­ мейный портрет с дензнаками» С. Ло- бозерова, его название мне ни о чем не говорило. Действие началось с обыч­ ных новостей по радио, вводя зрителей в атмосферу спектакля: «...Выросла плата за жилищно-коммунальные ус­ луги, подорожали лекарства, сахар...». На сцене комната деревенского дома. За столом два мужика - Тимофей и его сват, выпивают, говорят о жизни, в их разговор то и дело с криками встре­ вает, уставшая от постоянных пьянок мужа, Катерина. Стук в дверь - и в ее руках оказывается перевод на сумму в 300 тысяч рублей в благодарность от племянника, выросшего в их семье. И вот —экстремальная ситуация на лицо. Суета, паника. Что за деньги, от­ куда? Вот, кажется, теперь заживут!!! По сумка денег оборачивается для них но­ чью, полной страхов, ссор и обид. И все это могло бы превратиться в трагедий­ ный фарс, если бы не загадочная рус­ ская душа. В поведении героев, попав­ ших в экстремальную ситуацию, вдруг появляются комизм и ирония, их пос­ тупки нелепы и смешны, но подкупают зрителя своей искренностью, добротой, мудростью. И напугавший всех зять, требующий деньги иод маской бандита, выглядит нелепо, особенно, когда начинает кла­ няться сумке с деньгами... Точно в увеличительном стекле перед нами предстает Россия со всеми сноп- ми вывихами и бездуховностью. И ес­ ли бы не Бабка в исполнении Народ­ ной актрисы Марины Скоромниковой. сыгранная ею с тонким юмором, жи­ тейской смекалкой и мудростью, мож­ но было бы подумать, что будущего у этой страны нет. Случившееся обнажа­ ет чувства всех героев, высвечивает и\ то одной, то дрѵгоіі гранью, заставляет подумать о смысле жизни п ценностях. И вот она прописная истина - не в де­ ньгах счастье. Как луч прозрения, молитва Бабки в конце спектакля, от которой перехва­ тывает горло и сжимается сердце: «Гос­ поди! Прости ты нас грешных, окаян­ ных. Сами не ведаем, что творим, Гос­ поди, а по дурости нашей. Не давай ты нам пока. Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом разума Твое­ го. А уж как вразумишь, да войдем в ум и возьмем каждый крест свой, вот тог­ да и пытай нас, Господи, и золотом и голодом». По молитве женщины, легко достав­ шиеся деньги, легко и уходят, и не один из героев об этом не сожалеет, потому как без излишеств прожить можно, а вот без веры, оказывается, не так-то и просто. Главное — вера и любовь к ближнему своему. Советую всем посмотреть этот спек­ такль, он дает хорошую пищу для раз­ мышления, а кому-то и возможность взглянуть на себя со стороны. Единственное решение у жизни - это жить тью, но и ребенок помогает ей до конца поверить в Бога. Недаром в последнем письме она признается: «Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперед». Спектакль отличает атмосфера ис­ кренности и камерности. Думаю, он многим поможет пересмотреть свое отношение к жизни, научит ценить каждый день, час, каждую мину­ ту нашего скоротечного бытия. Как оказывается, полноценную жизнь можно прожить и всего за двенад­ цать дней. Если быть с Богом, вера придает жизни неизмеримую глуби­ ну, и физическое время перестает иг­ рать уже большую роль. Протоиерей Александр Степанов отметил «Оскара и Розовая даму» как большую удачу Шмитта. Он пишет: «...западный автор, но его пьеса про­ должает великую традицию хрис- Спектакль, по пьесе Эрика-Эмману­ ила Шмитта «Оскар и Розовая дама», поставленный Мурманским драма­ тическим театром, несмотря на то, что рассказывает о смерти десяти­ летнего мальчика - мощно утверж­ дает жизнь. У поклонников таланта Народной артистки России МариныСкоромни­ ковой не возникало и тени сомнения, что моноспектакль, вкотором она иг­ рает роль маленького мальчика, будет актрисе не под силу. Опытная и та­ лантливая Скоромникова с палитрой ролей от простой деревенской стару­ хи в спектакле «Семейный портрет с дензнаками» до короля Лира вШекс­ пировской пьесе, потрясающе сыгра­ ла десятилетнего Оскара, умирающе­ го от рака крови! Марина Петровна не ищет легких путей, не играет от име­ ни Розовой дамы, она —актриса, при­ мерив на публике шапочку мальчика, как бы входит в его мир, становится частью его, им самим, и превосходно справляется с труднейшей задачей — не опуститься до сентйментальности. Ее герой на сцене —хоть и больной мальчик, но не изможденный неду­ гом и ожиданием неизбежного, ско­ рого конца. Рядом с ним Розовая ма­ ма—медсестра-волонтер, немолодая женщина, которой ничто человечес­ кое не чуждо, становится мальчику близким человеком, с ней он делится своими впечатлениями и пережива­ ниями, по ее совету начинает писать письма Богу. Доктор Дюссельдорф «дает» ему всего двенадцать дней жизни... И каждый из них для Оска­ ра длится десятилетие. Он взрослеет, влюбляется, символически женится, усыновляет игрушку-медведя и Ро­ зовую маму —пока силы не оставля­ ют его. За короткое время он пред­ ставляет нам, зрителям, целый мир, со своими иллюзиями, радостями, несправедливой беспощадностью. В медицинском словаре Оскар ищет значение слов Жизнь, Смерть, Вера, Бог —и не находит. «Как такое может быть?»,— спрашивает он Розовую маму. Та поясняет: «Самые интерес­ ные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. ...Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы. —Вы хотите сказать, что у «Жизни» нет решения? —Я хочу сказать, что у «Жизни» - множество решений, а, следователь­ но, нет единого решения. — А я думаю, Розовая мама, что единственное решение у жизни - это жить». И к своим «110-ти годам» на две­ надцатый день Оскар уже объясняет родителям, что «...жизнь —странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное поль­ зование. Затем недооцениваем, нахо­ дя жизнь слишком короткой и несо­ вершенной, и чутьли не готовы от нее отказаться. Наконец, осознаем, что это был вовсе не дар, а только кредит. И тогда пытаемся его заслужить. Мне столет, ия знаю, о чем говорю. Чем ты старше, тем лучше должен быть твой вкус, чтобы оценить жизнь». Розовая дама учит мальчика при­ мирению с жизнью, болезнью, смер­ тианской литературы, и русской, и западной. Далеко не всех русских классиков мы назвали бы церков­ ными людьми —к примеру, Тургенев или Чехов никак не декларирова­ ли свое православие, их творчество не вращается вокруг «церковных» тем — но их литература изнутри христианская, она светится светом Христовым, нежностью и любовью к человеку, к жизни. «Оскар и Розо­ вая дама» — глубоко христианское произведение, как по сюжету, так и по мироощущению». Спектакль- откровение Мурманского драмати­ ческого театра —есть путь к Богу. И дело не в том, что человек поверил в него по рассказу верующего. Здесь мы видим открытие мальчиком Бо­ га как Личности, с Которой можно установить доверительные отноше­ ния. Мальчик обращается к нему и тут же через события своей жизни получает реальный ответ. В каждом письме к Богу он просит Его прий­ ти, посетить его в мыслях, и, нако­ нец, благодарит за то, что Тот при­ ходит. Когда конец был уже близок, Оскар повесил над своей кроватью табличку: «Только Богу дано право разбудить меня».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz