Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ' № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 — I В ГОСТЯХ У ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА Надежда Большакова о новых спектаклях Мурманского драматического театра Сами не ведаем, что творим, Господи Когда я шла смотреть спектакль Мур манского драматического театра «Се мейный портрет с дензнаками» С. Ло- бозерова, его название мне ни о чем не говорило. Действие началось с обыч ных новостей по радио, вводя зрителей в атмосферу спектакля: «...Выросла плата за жилищно-коммунальные ус луги, подорожали лекарства, сахар...». На сцене комната деревенского дома. За столом два мужика - Тимофей и его сват, выпивают, говорят о жизни, в их разговор то и дело с криками встре вает, уставшая от постоянных пьянок мужа, Катерина. Стук в дверь - и в ее руках оказывается перевод на сумму в 300 тысяч рублей в благодарность от племянника, выросшего в их семье. И вот —экстремальная ситуация на лицо. Суета, паника. Что за деньги, от куда? Вот, кажется, теперь заживут!!! По сумка денег оборачивается для них но чью, полной страхов, ссор и обид. И все это могло бы превратиться в трагедий ный фарс, если бы не загадочная рус ская душа. В поведении героев, попав ших в экстремальную ситуацию, вдруг появляются комизм и ирония, их пос тупки нелепы и смешны, но подкупают зрителя своей искренностью, добротой, мудростью. И напугавший всех зять, требующий деньги иод маской бандита, выглядит нелепо, особенно, когда начинает кла няться сумке с деньгами... Точно в увеличительном стекле перед нами предстает Россия со всеми сноп- ми вывихами и бездуховностью. И ес ли бы не Бабка в исполнении Народ ной актрисы Марины Скоромниковой. сыгранная ею с тонким юмором, жи тейской смекалкой и мудростью, мож но было бы подумать, что будущего у этой страны нет. Случившееся обнажа ет чувства всех героев, высвечивает и\ то одной, то дрѵгоіі гранью, заставляет подумать о смысле жизни п ценностях. И вот она прописная истина - не в де ньгах счастье. Как луч прозрения, молитва Бабки в конце спектакля, от которой перехва тывает горло и сжимается сердце: «Гос поди! Прости ты нас грешных, окаян ных. Сами не ведаем, что творим, Гос поди, а по дурости нашей. Не давай ты нам пока. Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом разума Твое го. А уж как вразумишь, да войдем в ум и возьмем каждый крест свой, вот тог да и пытай нас, Господи, и золотом и голодом». По молитве женщины, легко достав шиеся деньги, легко и уходят, и не один из героев об этом не сожалеет, потому как без излишеств прожить можно, а вот без веры, оказывается, не так-то и просто. Главное — вера и любовь к ближнему своему. Советую всем посмотреть этот спек такль, он дает хорошую пищу для раз мышления, а кому-то и возможность взглянуть на себя со стороны. Единственное решение у жизни - это жить тью, но и ребенок помогает ей до конца поверить в Бога. Недаром в последнем письме она признается: «Я полна любви, она сжигает меня, он столько дал мне, что этого хватит на многие годы вперед». Спектакль отличает атмосфера ис кренности и камерности. Думаю, он многим поможет пересмотреть свое отношение к жизни, научит ценить каждый день, час, каждую мину ту нашего скоротечного бытия. Как оказывается, полноценную жизнь можно прожить и всего за двенад цать дней. Если быть с Богом, вера придает жизни неизмеримую глуби ну, и физическое время перестает иг рать уже большую роль. Протоиерей Александр Степанов отметил «Оскара и Розовая даму» как большую удачу Шмитта. Он пишет: «...западный автор, но его пьеса про должает великую традицию хрис- Спектакль, по пьесе Эрика-Эмману ила Шмитта «Оскар и Розовая дама», поставленный Мурманским драма тическим театром, несмотря на то, что рассказывает о смерти десяти летнего мальчика - мощно утверж дает жизнь. У поклонников таланта Народной артистки России МариныСкоромни ковой не возникало и тени сомнения, что моноспектакль, вкотором она иг рает роль маленького мальчика, будет актрисе не под силу. Опытная и та лантливая Скоромникова с палитрой ролей от простой деревенской стару хи в спектакле «Семейный портрет с дензнаками» до короля Лира вШекс пировской пьесе, потрясающе сыгра ла десятилетнего Оскара, умирающе го от рака крови! Марина Петровна не ищет легких путей, не играет от име ни Розовой дамы, она —актриса, при мерив на публике шапочку мальчика, как бы входит в его мир, становится частью его, им самим, и превосходно справляется с труднейшей задачей — не опуститься до сентйментальности. Ее герой на сцене —хоть и больной мальчик, но не изможденный неду гом и ожиданием неизбежного, ско рого конца. Рядом с ним Розовая ма ма—медсестра-волонтер, немолодая женщина, которой ничто человечес кое не чуждо, становится мальчику близким человеком, с ней он делится своими впечатлениями и пережива ниями, по ее совету начинает писать письма Богу. Доктор Дюссельдорф «дает» ему всего двенадцать дней жизни... И каждый из них для Оска ра длится десятилетие. Он взрослеет, влюбляется, символически женится, усыновляет игрушку-медведя и Ро зовую маму —пока силы не оставля ют его. За короткое время он пред ставляет нам, зрителям, целый мир, со своими иллюзиями, радостями, несправедливой беспощадностью. В медицинском словаре Оскар ищет значение слов Жизнь, Смерть, Вера, Бог —и не находит. «Как такое может быть?»,— спрашивает он Розовую маму. Та поясняет: «Самые интерес ные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. ...Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы. —Вы хотите сказать, что у «Жизни» нет решения? —Я хочу сказать, что у «Жизни» - множество решений, а, следователь но, нет единого решения. — А я думаю, Розовая мама, что единственное решение у жизни - это жить». И к своим «110-ти годам» на две надцатый день Оскар уже объясняет родителям, что «...жизнь —странный дар. Вначале мы его переоцениваем: думаем, что получили в вечное поль зование. Затем недооцениваем, нахо дя жизнь слишком короткой и несо вершенной, и чутьли не готовы от нее отказаться. Наконец, осознаем, что это был вовсе не дар, а только кредит. И тогда пытаемся его заслужить. Мне столет, ия знаю, о чем говорю. Чем ты старше, тем лучше должен быть твой вкус, чтобы оценить жизнь». Розовая дама учит мальчика при мирению с жизнью, болезнью, смер тианской литературы, и русской, и западной. Далеко не всех русских классиков мы назвали бы церков ными людьми —к примеру, Тургенев или Чехов никак не декларирова ли свое православие, их творчество не вращается вокруг «церковных» тем — но их литература изнутри христианская, она светится светом Христовым, нежностью и любовью к человеку, к жизни. «Оскар и Розо вая дама» — глубоко христианское произведение, как по сюжету, так и по мироощущению». Спектакль- откровение Мурманского драмати ческого театра —есть путь к Богу. И дело не в том, что человек поверил в него по рассказу верующего. Здесь мы видим открытие мальчиком Бо га как Личности, с Которой можно установить доверительные отноше ния. Мальчик обращается к нему и тут же через события своей жизни получает реальный ответ. В каждом письме к Богу он просит Его прий ти, посетить его в мыслях, и, нако нец, благодарит за то, что Тот при ходит. Когда конец был уже близок, Оскар повесил над своей кроватью табличку: «Только Богу дано право разбудить меня».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz