Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

§ № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Р ОЖД Е С Т В Е Н С К И Е Ч Т Е НИЯ 2010 Древо жизни и древо крестное В РАБОТЕ музейной секции, участникам была предложена экскурсия по Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева, о которой хочется рассказать подробнее. Но сначала несколько слов о самом Спасо-Андрониковом монастыре, основанном в 1357 году митрополитом Алексием (крестником Ивана Калиты, воспитателем Дмитрия Донского). Назван монастырь по имени его первого игумена - Андроника, причисленного к лику святых, ученика Сергия Радонежского. Место, где был основан мо­ настырь, вошло в историю. На берегу Яузы проходи­ ла дорога из Москвы в Орду. Здесь князь Всеволод Юрье­ вич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) высту­ пил великий князь Василий Дмитриевич. Дорога тогда на­ зывалась Болвановской, что, вероятно, также было связано с путем в Орду. Вглубь России дорога вела в Нижний Нов­ город, на Урал, в Сибирь, и в будущем стала именоваться знаменитой Владимиркой, начинавшейся чуть далее от Спасо-Андроньевского мо­ настыря, на площади у Рогож­ ской заставы (ныне —Шоссе энтузиастов). В настоящее время монас­ тырь находится в черте Моск­ выуАндроньевской площади, на которой стоит памятиикве­ ликому русскому иконописцу Андрею Рублеву. Созданный в Спасо-Андрониковом монас­ тыре Музей имени А.Рублева, в 1980-х годах был преобра­ зован в Центральный Госу­ дарственный Музей древне­ русской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В кол­ лекцию его входит огромное иконописное собрание: более 5 тысяч икон —шедевры ра­ боты художников круга прп. Андрея Рублева и Диони­ сия, мастерской московского митрополита Макария и царя Ивана Грозного, иконопис­ цев государевой Оружейной палаты. В собрание фондов музея входит также церковная утварь, старопечатные и ру­ кописные книги. На занима­ емой музеем территории на­ ходится и древнейший из со­ хранившихся храмов Москвы — белокаменный Соборный храм Спаса Нерукотворного Образа, расписанный в 1428 году монахами Андреем Руб­ левым и Даниилом Черным. Ныне экспозиция музея за­ нимает все отреставрирован­ ные помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. Подлинный шедевр мос­ ковской иконописи — об­ раз «Иоанна Предтечи» (XV в.). Считается, что этот образ принадлежит кисти совре­ менника прп. Андрея Рубле­ ва. Облик Иоанна захватыва­ ет выражением возвышенной одухотворенности и мило­ сердной любви, соединением утонченной красоты и небес­ ной просветленности. Более подробно сотрудник музея остановился на иконе «Троица» кисти Андрея Руб­ лева. Ипостаси Святой Тро­ ицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они ис­ поведуются в Символе Веры. Ангел слева — первая ипос­ тась —Бога Отца, в центре — Сына, и справа —Духа Свято­ го. Все три Ангела благослов­ ляют чашу — прообраз крес­ тной жертвы и напоминание об Евхаристии. Все три Ангела держат в ру­ ках жезлы в ознаменование их божественной власти. Ангел —Бог Отец облачен в светло-лиловое, синее одея­ ние, что говорит о его божес­ твенной, небесной природе, непостижимости и царствен­ ном достоинстве. Позади не­ го, над главою, возвышается дом, жилище Авраамово. В толковании этой иконы сим­ волическое значение домо­ строительства и Божествен­ ной благодати. Глава Ангела почти не наклонена, стан так­ же не склонен, взгляд обра­ щен к двум другим Ангелам, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ан­ гела склонены главами и об­ ращены взором к первому, как бы ведя беседу. Над главою Ангела в сред­ ней части иконы простира­ ет свои ветви дуб. Облачение Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Темно-багровый цвет — воплощение, синий хитон —Божественное досто­ инство, небесность Его при­ роды. Осеняющее Его дере­ во, как напоминание о древе жизни, бывшем посреди рая. и о древе крестном. Третий Ангел — ипостась Духа Святого: «Святым Ду ­ хом всякая душа живится и чистотою возвышается, свет­ леется Троическим единс­ твом священнотайне». Цвета одежды этого Ангела темно­ го, прозрачно-синего и лег­ чайшего дымчато-зеленого цвета, является образом не­ иссякаемости Святого Духа, извечного животворения все­ го сущего: Возвышение чис­ тотою выражает осеняющая Его гора, как символ духовно­ го восхождения. Образ Троицы близок не только людям, никогда не по­ кидавшим Церковь, ноидале- коушедшим отнее, идаже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живонос­ ной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику не­ иссякаемой жизни... Можно нескончаемо долго рассказы­ вать обо всех иконах, пред­ ставленных в Музее, но лучше их хоть раз вжизни, ію увидеть собственными глазами. Надежда БОЛЬШАКОВА НАМ ПИШУТ Послушание выше поста и молитвы Моего мужа, Сергея В а си л ь ­ евича Нерубенко, в нашем храме Успения Пресвятой Бо­ городицы знают многие. Че­ тырнадцать лет назад он при­ нимал личное участие в его строи тельстве , а все после­ дующие годы несёт в нем раз­ личные послушания. Но есть среди них одно главное - сла ­ вить Бога. Вспоминаю: сразу после ос­ вящения храма отец настоя­ тель многих благословил петь на клиросе. Всем сразу при­ шлось столкнуться с новой суровой реальностью - долго­ жданные выходные дни после напряженной трудовой неде­ ли теперь тебе не принадлежат. Начались долгие годы учебы в школе любви, где надо было учиться жертвовать... силами, личным временем, своими ин­ тересами. Богослужения в на­ шем храме совершались обыч­ но в субботу и воскресенье, ут­ ром и вечером, не считая тех, которые выпадают на будни. Такое напряжение не все вы­ держивали. С тех пор многие люди приходили и уходили, но неизменно всегда оставался петь на клиросе мой муж. За эти годы он освоил еще послушания алтарника, чте­ ца, а также строителя всех хо­ зяйственных и прочих постро­ ек на территории храма, и был назначен владыкой Симоном председателем приходско­ го совета нашей церкви. При этом многие годы он занимал весьма ответственные долж­ ности на основной своей ра­ боте - в городском отделе внут- реннихдел г. Апатиты и Киров- ска. Не раз возвращался после суточного дежурства или оче­ редного вызова очень поздно, а то и под утро. Не раз я просила его пропустить богослужение и выспаться, но в ответ всег­ да слышала одну фразу: «Пос­ лушание выше поста и молит­ вы». И в девять часов утра мой муж неизменно был «на бое­ вом посту» —на клиросе, если в этот день была служба. При этом я не припомню ни одного случая, чтобы он пожаловался на усталость или по какой-то причине пропустил богослу­ жение. Я сама столько же лет несу послушание учителя Воскрес­ ной школы при храме. Призна­ юсь, что совмещать это с рабо­ той в светской школе, с обя­ занностями жены и матери не­ совершеннолетних детей было непросто. Не раз приходила в голову мысль оставить послу­ шание. Но посмотрю на свое­ го дорогого мужа, на то, как он после бессонной ночи или больной идет на службу, вспом­ ню его «Послушание выше пос­ та и молитвы»... и остаюсь. Сегодня я честно могу при­ знаться, что если бы не посто­ янный пример мужа перед гла­ зами, вряд ли я бы выдержала. Думаю, что не только для меня был он таким примером. В на­ шей семье растут дети, и такое отношение отца к послушанию их многому научило. Поэтому, когда в канун 50- летия моего супруга, архи­ епископ Симон наградил его грамотой, я от всей души по­ радовалась за свою вторую по­ ловинку — лучшего подарка человеку, который значитель­ ную часть жизни отдал на слу­ жение Господу, не придумать. Здесь, на грешной земле, труд моего мужа был замечен. Хочется надеяться, что и на не­ бесах Господь призрит на ра­ ба своего Сергия, не растра­ тившего талантов, данных ему Творцом, добросовестно вы­ полнившего Его послушание Раиса Н ЕРУБЕНКО г . Апат иты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz