Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
§ № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Р ОЖД Е С Т В Е Н С К И Е Ч Т Е НИЯ 2010 Древо жизни и древо крестное В РАБОТЕ музейной секции, участникам была предложена экскурсия по Музею древнерусского искусства имени Андрея Рублева, о которой хочется рассказать подробнее. Но сначала несколько слов о самом Спасо-Андрониковом монастыре, основанном в 1357 году митрополитом Алексием (крестником Ивана Калиты, воспитателем Дмитрия Донского). Назван монастырь по имени его первого игумена - Андроника, причисленного к лику святых, ученика Сергия Радонежского. Место, где был основан мо настырь, вошло в историю. На берегу Яузы проходи ла дорога из Москвы в Орду. Здесь князь Всеволод Юрье вич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) высту пил великий князь Василий Дмитриевич. Дорога тогда на зывалась Болвановской, что, вероятно, также было связано с путем в Орду. Вглубь России дорога вела в Нижний Нов город, на Урал, в Сибирь, и в будущем стала именоваться знаменитой Владимиркой, начинавшейся чуть далее от Спасо-Андроньевского мо настыря, на площади у Рогож ской заставы (ныне —Шоссе энтузиастов). В настоящее время монас тырь находится в черте Моск выуАндроньевской площади, на которой стоит памятиикве ликому русскому иконописцу Андрею Рублеву. Созданный в Спасо-Андрониковом монас тыре Музей имени А.Рублева, в 1980-х годах был преобра зован в Центральный Госу дарственный Музей древне русской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В кол лекцию его входит огромное иконописное собрание: более 5 тысяч икон —шедевры ра боты художников круга прп. Андрея Рублева и Диони сия, мастерской московского митрополита Макария и царя Ивана Грозного, иконопис цев государевой Оружейной палаты. В собрание фондов музея входит также церковная утварь, старопечатные и ру кописные книги. На занима емой музеем территории на ходится и древнейший из со хранившихся храмов Москвы — белокаменный Соборный храм Спаса Нерукотворного Образа, расписанный в 1428 году монахами Андреем Руб левым и Даниилом Черным. Ныне экспозиция музея за нимает все отреставрирован ные помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. Подлинный шедевр мос ковской иконописи — об раз «Иоанна Предтечи» (XV в.). Считается, что этот образ принадлежит кисти совре менника прп. Андрея Рубле ва. Облик Иоанна захватыва ет выражением возвышенной одухотворенности и мило сердной любви, соединением утонченной красоты и небес ной просветленности. Более подробно сотрудник музея остановился на иконе «Троица» кисти Андрея Руб лева. Ипостаси Святой Тро ицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они ис поведуются в Символе Веры. Ангел слева — первая ипос тась —Бога Отца, в центре — Сына, и справа —Духа Свято го. Все три Ангела благослов ляют чашу — прообраз крес тной жертвы и напоминание об Евхаристии. Все три Ангела держат в ру ках жезлы в ознаменование их божественной власти. Ангел —Бог Отец облачен в светло-лиловое, синее одея ние, что говорит о его божес твенной, небесной природе, непостижимости и царствен ном достоинстве. Позади не го, над главою, возвышается дом, жилище Авраамово. В толковании этой иконы сим волическое значение домо строительства и Божествен ной благодати. Глава Ангела почти не наклонена, стан так же не склонен, взгляд обра щен к двум другим Ангелам, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ан гела склонены главами и об ращены взором к первому, как бы ведя беседу. Над главою Ангела в сред ней части иконы простира ет свои ветви дуб. Облачение Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Темно-багровый цвет — воплощение, синий хитон —Божественное досто инство, небесность Его при роды. Осеняющее Его дере во, как напоминание о древе жизни, бывшем посреди рая. и о древе крестном. Третий Ангел — ипостась Духа Святого: «Святым Ду хом всякая душа живится и чистотою возвышается, свет леется Троическим единс твом священнотайне». Цвета одежды этого Ангела темно го, прозрачно-синего и лег чайшего дымчато-зеленого цвета, является образом не иссякаемости Святого Духа, извечного животворения все го сущего: Возвышение чис тотою выражает осеняющая Его гора, как символ духовно го восхождения. Образ Троицы близок не только людям, никогда не по кидавшим Церковь, ноидале- коушедшим отнее, идаже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живонос ной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику не иссякаемой жизни... Можно нескончаемо долго рассказы вать обо всех иконах, пред ставленных в Музее, но лучше их хоть раз вжизни, ію увидеть собственными глазами. Надежда БОЛЬШАКОВА НАМ ПИШУТ Послушание выше поста и молитвы Моего мужа, Сергея В а си л ь евича Нерубенко, в нашем храме Успения Пресвятой Бо городицы знают многие. Че тырнадцать лет назад он при нимал личное участие в его строи тельстве , а все после дующие годы несёт в нем раз личные послушания. Но есть среди них одно главное - сла вить Бога. Вспоминаю: сразу после ос вящения храма отец настоя тель многих благословил петь на клиросе. Всем сразу при шлось столкнуться с новой суровой реальностью - долго жданные выходные дни после напряженной трудовой неде ли теперь тебе не принадлежат. Начались долгие годы учебы в школе любви, где надо было учиться жертвовать... силами, личным временем, своими ин тересами. Богослужения в на шем храме совершались обыч но в субботу и воскресенье, ут ром и вечером, не считая тех, которые выпадают на будни. Такое напряжение не все вы держивали. С тех пор многие люди приходили и уходили, но неизменно всегда оставался петь на клиросе мой муж. За эти годы он освоил еще послушания алтарника, чте ца, а также строителя всех хо зяйственных и прочих постро ек на территории храма, и был назначен владыкой Симоном председателем приходско го совета нашей церкви. При этом многие годы он занимал весьма ответственные долж ности на основной своей ра боте - в городском отделе внут- реннихдел г. Апатиты и Киров- ска. Не раз возвращался после суточного дежурства или оче редного вызова очень поздно, а то и под утро. Не раз я просила его пропустить богослужение и выспаться, но в ответ всег да слышала одну фразу: «Пос лушание выше поста и молит вы». И в девять часов утра мой муж неизменно был «на бое вом посту» —на клиросе, если в этот день была служба. При этом я не припомню ни одного случая, чтобы он пожаловался на усталость или по какой-то причине пропустил богослу жение. Я сама столько же лет несу послушание учителя Воскрес ной школы при храме. Призна юсь, что совмещать это с рабо той в светской школе, с обя занностями жены и матери не совершеннолетних детей было непросто. Не раз приходила в голову мысль оставить послу шание. Но посмотрю на свое го дорогого мужа, на то, как он после бессонной ночи или больной идет на службу, вспом ню его «Послушание выше пос та и молитвы»... и остаюсь. Сегодня я честно могу при знаться, что если бы не посто янный пример мужа перед гла зами, вряд ли я бы выдержала. Думаю, что не только для меня был он таким примером. В на шей семье растут дети, и такое отношение отца к послушанию их многому научило. Поэтому, когда в канун 50- летия моего супруга, архи епископ Симон наградил его грамотой, я от всей души по радовалась за свою вторую по ловинку — лучшего подарка человеку, который значитель ную часть жизни отдал на слу жение Господу, не придумать. Здесь, на грешной земле, труд моего мужа был замечен. Хочется надеяться, что и на не бесах Господь призрит на ра ба своего Сергия, не растра тившего талантов, данных ему Творцом, добросовестно вы полнившего Его послушание Раиса Н ЕРУБЕНКО г . Апат иты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz