Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 7 м п аан м ам а ЛУГ Д У ХОВНЫЙ заре: «Я иду разбудить его» (ст. 11) и да лее: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы выуверовали; но пойдем к нему» (ст. 14, 15) —Господь подготавливает учеников к чуду его воскрешения и к еще более великому чуду —к Своему Воскресению. Итак, духовное содержание слов Спасителя, приведенных евангелистом Иоанном, заключается в следующем: истинная жизнь —во свете Христовом; там, где Христос, свет миру, там жизнь; там ис тина —живущий во Христе не спотк нется; Он может и спящего разбудить, и умершего воскресить. Он дает жизнь вечную, спасение миру. Как же воспринимают Его слова уче ники? Смысл их до них не доходит, они видят только внешнюю сторону и пы таются выдвигать свои плоские, зем ные аргументы. Возражения их по- своему логичны: идти в Иудею Спаси телюопасно (ст.8), Лазарь, «если уснул, то выздоровеет» (ст. 12); но это логика приземленно мыслящих людей. Сер дцем своим они тянутся к Учителю, а «здравый смысл» велит им быть осто рожными. Ситуация была критическая, надо было на что-то решиться. В этих условиях слова апостола Фомы (ст. 16), именно они, положили конец всяким колебаниям учеников. Эти слова —как бы вершина человеческих возможнос тей: в них и до конца доведенная чело веческая логика (если пойдем, то и мы умрем), и в то же время —продикто ванный сердечной любовью к Учителю призыв следовать за Ним (давайте пой дем). Таким образом, данный диалог показывает нам два уровня понимания: земной, человеческий (учеников) и не бесный, духовный (Господа). Если идти путем земных рассуждений, то вфинале получим только одно —бессмысленную и безобразную смерть. Духовный путь во Христе —это путь к вечной жизни (Иоан.10:28; 14:6). «Азесмь путь и истина ижизнь», - эти слова Спасителя обращены опять-таки к Фоме, как ответ на его недоумение: «Господи, не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Иоан.14: 5). Слу чайно ли это? Разумеется, нет. Фигура апостола Фомы является центральной при рассмотрении важнейшего вопро са —о значении веры в человеческом познании. В рассмотренном диалоге стоит обратить внимание на слова Спа сителя: «И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (ст. 15). О Своем Божественном достоинстве, о цели Своего прихода в мир Господь говорил неоднократно (см. например, Иоан.6:35; 8:25,58; 9:5; 10:7,9), свиде тельствоват об этом совершаемыми Им чудесами и исцелениями. И все же уче ники не воспринимали Его, как Бога, для них Он был только любимым Учи телем. «Чтобы они уверовали», Ему по надобилось совершить не только чудо воскрешения Лазаря, но пройти через Голгофу и воскреснуть, и выйти из гро ба. Любимый ученик уверовал только после того, как увидел (Иоан.20: 8), а Мария Магдалина, узнав воскресшего Господа, обратилась к Нему: «Раввуни» (20: 16). Только один апостол Фома, промыслительно отсутствовавший во время явления Иисуса ученикам, узнав Его голос и осязав Его пречистое тело2, воскликнул с глубокой верой: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20: 28). Вот уж воистину: да положит святой апостол Фома десницу свою на уста на ши. Так называемые «неверие» и «сом нение» его, ставшие притчей воязыцех, суть не что иное, как проявление его исследовательского характера, стремя щегося все осмыслить и лично во всем удостовериться. Фома —натура глубо кая, щедро одаренная Богом, имеющая аналитический ум и любящее сердце. Он представляется нам первым в хрис тианской эре естествоиспытателем. И Господь дает ему возможность испы тать реальность Своего нового воскрес шего тела, ибо вера, укрепленная опы том, становится неколебимой. Свя тые Отцы справедливо замечают, что апостол Фома «впоследствии сделался сильнее всех и был непобедим». Идалее св. Иоанн Златоуст, поясняя эту мысль, пишет: «И вот то-то и удивительно, что апостола, столь слабого прежде крес та, - после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пла меннее всех прочих. Так велика си ла Христова». Впоследствии апостол Фома проповедовал учение Христово в Месопотамии, Персии и Индии, где принял мученическую кончину. Как отмечает священник ГригорийДьячен ко, «ни одному из апостолов, исключая Петра, Павла и, может быть, Андрея, не воздавались такие почести, как Фоме, прежде, нежели учредился праздник в честь его». Как же следует понимать слова Спа сителя, обращенные к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим» (20: 27) и далее: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверо вавшие» (ст.29). Смысл их нам пред ставляется несколько иным, чем обыч но толкуемый. При всей своей одарен ности и глубине переживаний (Фома особенно тяжело переживал смерть Спасителя, чем, возможно, и объясня ется его отказ верить ученикам на сло во ) Фома в большей степени, чем дру гие ученики, держался плоскостного, земного уровня. Это и не удивительно: люди исследовательского склада, типа Фомы, обычно лишены мистических даров. Вспомним Божественные оза рения апостола Петра (Деян.Ю: 10), Павла (2Кор.12: 2), Иоанна Богослова (Откр.I: 1) —ничего подобного мы не находим в отношении Фомы. Но поз нать Божественные истины, человек может, только оторвавшись от земного уровня и поднявшись над ним. Слова Спасителя: «Не будь неверен, но ве рен», —это ласковое, любовное обра щение Его к несколько прямолиней ному и слишком рассудочному чаду. И смысл.этих слов такоіі: «Доверься Мне, вера поднимет тебя над плоскос тью человеческого N+удрования». Да, блаженны, т.е. счастливы, не видев шие, но веровавшие, но таких мало. Вера нуждается в пище —в укрепле нии Божественною благодатию и лич ным опытом. А Господь пришел спасти всех. Поэтому Он радуется, что учени ки Его будут укреплены в вере пред стоящим чудом воскрешения Лазаря (11: 15), поэтому Он дает возможность Фоме опытно убедиться в еще боль шем чуде. И происходит полное пре ображение Фомы: он увидел больше, чем ранее уверовавшие ученики, он увидел в воскресшем Христе Бога. «О доброе неверие Фомино, верных сер дца в познание приведе, и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой», - по ется в стихире на Фомину неделю. Вера и логические исследования, вера и опыт —это взаимно дополняю- шиеорудия познания мира Божия, ко торые дал человеку Бог. Опыт апосто ла Фомы бесценен: по специальному Промыслу Божиюему попущено было особое испытание веры, «чтобылюдям последующих времен не оставлять ни малейшего повода к неверию». Свя- тый апостоле Фомо, моли Бога о нас! Н.П. Борисова. Санкт-Петербург, май 1998 г. •Оба имени, еврейское — Фома, и греческое Didimos, означают: близнец. Существует преда ние, что у Фомы был брат-близнец (Иуда, назы ваемый Фаддеем). 2Дерзнул ли апостол Фома вложить свою де сницу в раны гвоздиные и осязать тело Господа на этот счет мнения богословов расходятся. I Іер- ковные песнопения, однако, говорят нам, что это действительно имело место. «НОРВЕЖЦЫ и русские со седствуют тысячу лет, имежду этими народами и их странами не было серьезных конфлик тов» - так начинает свой труд по истории российско-норвеж ских отношений норвежский ученый К. Селнес. Новгород ская Русь и Норвегия издрев ле и традиционно имели доб рососедские и уважительные отношения. Великий покрови тель христианской Норвегии XI века король Олав II Святой приходился ^векром Велико му князю Ярославу Мудрому. Важнейшие духовные реше ния Олава и укрепление его христианской веры произош ли в период его пребывания в Великом Новгороде, где он совершил свои первые чудеса исцелений. В дальнейшем почитание Святого Олава нарастало, пос кольку Ганзейский союз из брал его покровителем всех торговых мореплавателей. Во всех городах Союза были воз двигнуты церкви его имени. Не был исключением и Великий Новгород, где, по свидетельс тву епископа города Або (ныне Турку), в XIV веке еще сущест вовала церковь Святого Олава, Святой благоверный князь Александр Невский и Кольский Север и почитание его новгородцами было весьма велико. Два последующих короля, уже христианской Норвегии, —Магнус IДобрый (сын Олава) и Харальд III Суровый (свод ный брат Олава) были связа ны с Новгородскими князьями династическими браками и с жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христиан ских Церквей Востока и Запада в 1054 году тесные династичес кие связи между правителями Руси и Норвегии стали ослабе вать, но взаимная заинтересо ванность и традиции дружбы остались. Политику всемер ного укрепления и развития этих связей наиболее активно проводил святой благоверный князь Александр Невский. Стремясь кстабильному и про чному миру вЛапландии Алек сандр Ярославович предла гал династический союз коро лю Норвегии Хокону IV через Александр Невский брак своего сына князя Васи лия с принцессой Кристиной. Однако король Хокон, види мо, первоначально считал этот брак мало полезным для укреп ления положения Норвегии. Русь страдала под гнетом Золо той Орды, и Запад пытался ис пользовать эту ситуацию, дабы склонить непокорных «схиз матиков» к принятию католи чества, в обмен на обещание военной помощи против татар. Однако в 1251 году Алек сандр Ярославич, казалось бы. неожиданно окончательно от казывается от «ласковых» пред ложений папы Иннокентия, и, более того, заключает крайне важный договор между Новго родом и Норвегией, узаконив ший русский сбордани с саамов по всему Кольскому полуостро ву и во всем Финмарке, вплоть до норвежского Гологаланда (нынешний округ Тромсе). Этот Новгородско-Норвеж ский договор стал возможен лишь потому, что ему предшес твовала серьезная подготов ка. Отечественные историки, вслед за Н. М. Карамзиным, говорят о княжеском посоль стве в норвежский Дронтгейм (ныне — Тронхейм] к коро лю Хокону IV, где в самых лю безных выражениях предла гают ему: «чтобы он запретил финмаркским своим подан ным грабить нашу Лопь и Ко- релию». «Король изъявил са мые миролюбивые намерения, не прочь был породниться со славным русским князем и в свою очередь прислал послов в Новгороддля заключения дого вора. Послы были встречены, с почетом и отправлены обратно с богатыми подарками». Однако скандинавские ис точники свидетельствуют о иной картине. К упомянутому 1251 г. князь Киевский и Нов городский Александр Яросла вович совершил масштабный поход по северным землям и твердой рукой привел в под данство все местные народнос ти, населявшие тогда Крайний Север Европы. «Достойный всяческого ува жения ОлофДалин всвоей Ис тории Шведского государства, ссылаясь на историков Торфея и Петра Клавдия , утверждает, что князь Апександр Невский покорил всю Биармландию и беспокоил даже Норвежские границы, проходя коным через Лапландию и Финмаркен. Продолжение на стр. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz