Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 7 м п аан м ам а ЛУГ Д У ХОВНЫЙ заре: «Я иду разбудить его» (ст. 11) и да­ лее: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы выуверовали; но пойдем к нему» (ст. 14, 15) —Господь подготавливает учеников к чуду его воскрешения и к еще более великому чуду —к Своему Воскресению. Итак, духовное содержание слов Спасителя, приведенных евангелистом Иоанном, заключается в следующем: истинная жизнь —во свете Христовом; там, где Христос, свет миру, там жизнь; там ис­ тина —живущий во Христе не спотк­ нется; Он может и спящего разбудить, и умершего воскресить. Он дает жизнь вечную, спасение миру. Как же воспринимают Его слова уче­ ники? Смысл их до них не доходит, они видят только внешнюю сторону и пы­ таются выдвигать свои плоские, зем­ ные аргументы. Возражения их по- своему логичны: идти в Иудею Спаси­ телюопасно (ст.8), Лазарь, «если уснул, то выздоровеет» (ст. 12); но это логика приземленно мыслящих людей. Сер­ дцем своим они тянутся к Учителю, а «здравый смысл» велит им быть осто­ рожными. Ситуация была критическая, надо было на что-то решиться. В этих условиях слова апостола Фомы (ст. 16), именно они, положили конец всяким колебаниям учеников. Эти слова —как бы вершина человеческих возможнос­ тей: в них и до конца доведенная чело­ веческая логика (если пойдем, то и мы умрем), и в то же время —продикто­ ванный сердечной любовью к Учителю призыв следовать за Ним (давайте пой­ дем). Таким образом, данный диалог показывает нам два уровня понимания: земной, человеческий (учеников) и не­ бесный, духовный (Господа). Если идти путем земных рассуждений, то вфинале получим только одно —бессмысленную и безобразную смерть. Духовный путь во Христе —это путь к вечной жизни (Иоан.10:28; 14:6). «Азесмь путь и истина ижизнь», - эти слова Спасителя обращены опять-таки к Фоме, как ответ на его недоумение: «Господи, не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» (Иоан.14: 5). Слу­ чайно ли это? Разумеется, нет. Фигура апостола Фомы является центральной при рассмотрении важнейшего вопро­ са —о значении веры в человеческом познании. В рассмотренном диалоге стоит обратить внимание на слова Спа­ сителя: «И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали» (ст. 15). О Своем Божественном достоинстве, о цели Своего прихода в мир Господь говорил неоднократно (см. например, Иоан.6:35; 8:25,58; 9:5; 10:7,9), свиде­ тельствоват об этом совершаемыми Им чудесами и исцелениями. И все же уче­ ники не воспринимали Его, как Бога, для них Он был только любимым Учи­ телем. «Чтобы они уверовали», Ему по­ надобилось совершить не только чудо воскрешения Лазаря, но пройти через Голгофу и воскреснуть, и выйти из гро­ ба. Любимый ученик уверовал только после того, как увидел (Иоан.20: 8), а Мария Магдалина, узнав воскресшего Господа, обратилась к Нему: «Раввуни» (20: 16). Только один апостол Фома, промыслительно отсутствовавший во время явления Иисуса ученикам, узнав Его голос и осязав Его пречистое тело2, воскликнул с глубокой верой: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20: 28). Вот уж воистину: да положит святой апостол Фома десницу свою на уста на­ ши. Так называемые «неверие» и «сом­ нение» его, ставшие притчей воязыцех, суть не что иное, как проявление его исследовательского характера, стремя­ щегося все осмыслить и лично во всем удостовериться. Фома —натура глубо­ кая, щедро одаренная Богом, имеющая аналитический ум и любящее сердце. Он представляется нам первым в хрис­ тианской эре естествоиспытателем. И Господь дает ему возможность испы­ тать реальность Своего нового воскрес­ шего тела, ибо вера, укрепленная опы­ том, становится неколебимой. Свя­ тые Отцы справедливо замечают, что апостол Фома «впоследствии сделался сильнее всех и был непобедим». Идалее св. Иоанн Златоуст, поясняя эту мысль, пишет: «И вот то-то и удивительно, что апостола, столь слабого прежде крес­ та, - после креста и после того, как он поверил воскресению, мы видим пла­ меннее всех прочих. Так велика си­ ла Христова». Впоследствии апостол Фома проповедовал учение Христово в Месопотамии, Персии и Индии, где принял мученическую кончину. Как отмечает священник ГригорийДьячен­ ко, «ни одному из апостолов, исключая Петра, Павла и, может быть, Андрея, не воздавались такие почести, как Фоме, прежде, нежели учредился праздник в честь его». Как же следует понимать слова Спа­ сителя, обращенные к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим» (20: 27) и далее: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверо­ вавшие» (ст.29). Смысл их нам пред­ ставляется несколько иным, чем обыч­ но толкуемый. При всей своей одарен­ ности и глубине переживаний (Фома особенно тяжело переживал смерть Спасителя, чем, возможно, и объясня­ ется его отказ верить ученикам на сло­ во ) Фома в большей степени, чем дру­ гие ученики, держался плоскостного, земного уровня. Это и не удивительно: люди исследовательского склада, типа Фомы, обычно лишены мистических даров. Вспомним Божественные оза­ рения апостола Петра (Деян.Ю: 10), Павла (2Кор.12: 2), Иоанна Богослова (Откр.I: 1) —ничего подобного мы не находим в отношении Фомы. Но поз­ нать Божественные истины, человек может, только оторвавшись от земного уровня и поднявшись над ним. Слова Спасителя: «Не будь неверен, но ве­ рен», —это ласковое, любовное обра­ щение Его к несколько прямолиней­ ному и слишком рассудочному чаду. И смысл.этих слов такоіі: «Доверься Мне, вера поднимет тебя над плоскос­ тью человеческого N+удрования». Да, блаженны, т.е. счастливы, не видев­ шие, но веровавшие, но таких мало. Вера нуждается в пище —в укрепле­ нии Божественною благодатию и лич­ ным опытом. А Господь пришел спасти всех. Поэтому Он радуется, что учени­ ки Его будут укреплены в вере пред­ стоящим чудом воскрешения Лазаря (11: 15), поэтому Он дает возможность Фоме опытно убедиться в еще боль­ шем чуде. И происходит полное пре­ ображение Фомы: он увидел больше, чем ранее уверовавшие ученики, он увидел в воскресшем Христе Бога. «О доброе неверие Фомино, верных сер­ дца в познание приведе, и со страхом возопи: Господь мой и Бог мой», - по­ ется в стихире на Фомину неделю. Вера и логические исследования, вера и опыт —это взаимно дополняю- шиеорудия познания мира Божия, ко­ торые дал человеку Бог. Опыт апосто­ ла Фомы бесценен: по специальному Промыслу Божиюему попущено было особое испытание веры, «чтобылюдям последующих времен не оставлять ни малейшего повода к неверию». Свя- тый апостоле Фомо, моли Бога о нас! Н.П. Борисова. Санкт-Петербург, май 1998 г. •Оба имени, еврейское — Фома, и греческое Didimos, означают: близнец. Существует преда­ ние, что у Фомы был брат-близнец (Иуда, назы ваемый Фаддеем). 2Дерзнул ли апостол Фома вложить свою де­ сницу в раны гвоздиные и осязать тело Господа на этот счет мнения богословов расходятся. I Іер- ковные песнопения, однако, говорят нам, что это действительно имело место. «НОРВЕЖЦЫ и русские со­ седствуют тысячу лет, имежду этими народами и их странами не было серьезных конфлик­ тов» - так начинает свой труд по истории российско-норвеж­ ских отношений норвежский ученый К. Селнес. Новгород­ ская Русь и Норвегия издрев­ ле и традиционно имели доб­ рососедские и уважительные отношения. Великий покрови­ тель христианской Норвегии XI века король Олав II Святой приходился ^векром Велико­ му князю Ярославу Мудрому. Важнейшие духовные реше­ ния Олава и укрепление его христианской веры произош­ ли в период его пребывания в Великом Новгороде, где он совершил свои первые чудеса исцелений. В дальнейшем почитание Святого Олава нарастало, пос­ кольку Ганзейский союз из­ брал его покровителем всех торговых мореплавателей. Во всех городах Союза были воз­ двигнуты церкви его имени. Не был исключением и Великий Новгород, где, по свидетельс­ тву епископа города Або (ныне Турку), в XIV веке еще сущест­ вовала церковь Святого Олава, Святой благоверный князь Александр Невский и Кольский Север и почитание его новгородцами было весьма велико. Два последующих короля, уже христианской Норвегии, —Магнус IДобрый (сын Олава) и Харальд III Суровый (свод­ ный брат Олава) были связа­ ны с Новгородскими князьями династическими браками и с жизнью Великого Новгорода в целом. После разделения христиан­ ских Церквей Востока и Запада в 1054 году тесные династичес­ кие связи между правителями Руси и Норвегии стали ослабе­ вать, но взаимная заинтересо­ ванность и традиции дружбы остались. Политику всемер­ ного укрепления и развития этих связей наиболее активно проводил святой благоверный князь Александр Невский. Стремясь кстабильному и про­ чному миру вЛапландии Алек­ сандр Ярославович предла­ гал династический союз коро­ лю Норвегии Хокону IV через Александр Невский брак своего сына князя Васи­ лия с принцессой Кристиной. Однако король Хокон, види­ мо, первоначально считал этот брак мало полезным для укреп­ ления положения Норвегии. Русь страдала под гнетом Золо­ той Орды, и Запад пытался ис­ пользовать эту ситуацию, дабы склонить непокорных «схиз­ матиков» к принятию католи­ чества, в обмен на обещание военной помощи против татар. Однако в 1251 году Алек­ сандр Ярославич, казалось бы. неожиданно окончательно от­ казывается от «ласковых» пред­ ложений папы Иннокентия, и, более того, заключает крайне важный договор между Новго­ родом и Норвегией, узаконив­ ший русский сбордани с саамов по всему Кольскому полуостро­ ву и во всем Финмарке, вплоть до норвежского Гологаланда (нынешний округ Тромсе). Этот Новгородско-Норвеж­ ский договор стал возможен лишь потому, что ему предшес­ твовала серьезная подготов­ ка. Отечественные историки, вслед за Н. М. Карамзиным, говорят о княжеском посоль­ стве в норвежский Дронтгейм (ныне — Тронхейм] к коро­ лю Хокону IV, где в самых лю­ безных выражениях предла­ гают ему: «чтобы он запретил финмаркским своим подан­ ным грабить нашу Лопь и Ко- релию». «Король изъявил са­ мые миролюбивые намерения, не прочь был породниться со славным русским князем и в свою очередь прислал послов в Новгороддля заключения дого­ вора. Послы были встречены, с почетом и отправлены обратно с богатыми подарками». Однако скандинавские ис­ точники свидетельствуют о иной картине. К упомянутому 1251 г. князь Киевский и Нов­ городский Александр Яросла­ вович совершил масштабный поход по северным землям и твердой рукой привел в под­ данство все местные народнос­ ти, населявшие тогда Крайний Север Европы. «Достойный всяческого ува­ жения ОлофДалин всвоей Ис­ тории Шведского государства, ссылаясь на историков Торфея и Петра Клавдия , утверждает, что князь Апександр Невский покорил всю Биармландию и беспокоил даже Норвежские границы, проходя коным через Лапландию и Финмаркен. Продолжение на стр. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz