Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
-i № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Л У Г Д У Х О В Н Ы Й ------------------- Тол кование на Евангелие от И о а н н а , глава 11, стих 16, «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним». (Иоан.11:16). Эти слова апостола Фомы следует рассматривать в контексте всей 11-ой главы Евангелия от Иоанна, повест вующей о чуде воскрешения Лазаря. Ими заканчивается 1-я часть главы 11 (введение —ст. 1—5, и разговор Иисуса мысль, но приспосабливая ее кпервому варианту толкования (т.е. имея в виду: умереть с Ним, со Христом), бл. Фео- филакт Болгарский подвергает апосто ла Фому наиболее жестокому и вряд ли заслуженному осуждению. По его мне нию, «более прочих боявшийся Фома» своими словами (ст. 16) пытается при остановить других учеников следовать Попробуем теперь взглянуть на нашу проблемуподдругимугломзрения. Из вестно, что буквальное, историческое понимание евангельских событий яв ляется отнюдь не достаточным и даже не главным для раскрытия их смысла. Главное —это духовный уровень про чтения евангельских текстов, не исто рической хроники времен Понтия Пи- страстями, потерявшего духовную чут кость — с другой стороны. Не только Фома, но и другие апостолы проявляли человеческие слабости, непонимание духовной сути слов и поступков Учи теля, прямо впадали в грехи (вспом ним хотя бы спор о первенстве, их сон в Гефсиманском саду, честолюбивые мысли сыновей Зеведеевых, отречение Апология апостола Фомы Христа с учениками —ст. 6 -16) и далее говорится уже непосредственно о со бытиях в Иудее. Обычно на пропове дях на Фоминой неделе слова эти при водятся, как некий дополнительный штрих к характеристике апостола Фо мы /1 ,с. 122; 2/, однако, нам видится в них более глубокий смысл. Но начнем по порядку. Проследим сначала разго вор Спасителя с учениками (ст. 6 - 16), каким он представляется с внешней, событийной стороны, и попытаемся на этой основе понять заключительные слова (ст. 16) и изрекшего их. Узнав о болезни Своего друга Лазаря, по прошествии двух дней, Иисус обра щается к ученикам с призывом идти в Иудею, в местечко Вифанию, где жил Лазарь и его сестры (ст.6, 7). Ученики понимают, что Спасителю очень опас но появляться в Иудее, где первосвя щенники и фарисеи настраивают на род против Него, ищут побить Его кам нями (ст.8). Поэтому ученики всячески отговаривают Господа, показывая этим не только опасение за Его жизнь, но и страх за себя —так толкуют это место св. Отцы. Спаситель иносказательны ми словами пытается их ободрить (ст.9, 10) и объясняет им необходимость идти в Вифанию: Лазарь уснул, и Он должен идти «разбудитьего» итемукрепить веру учеников (ст.11, 13-15). Ученики слабо сопротивляются (ст. 12), смысл иноска заний Учителя до них не доходит; когда же Он говорит им прямо: «Лазарьумер... но пойдем к нему», —то на этот призыв откликается только один Фома своими знаменательными словами: «пойдем и мыумремс Ним»(ст.14-16). Эти слова апостола Фомы в приве денном написании уже содержат тол кование: он готов умереть со своим Гос подом и призывает ктому и других уче ников. Именно так понимает это место епископ Кассиан Безобразов и многие другие толкователи. Однако, из гречес кого, латинского и церковнославянс кого текстов отнюдь не следует такой однозначный вывод. На кого указыва ет местоимение met autou (сънимъ) — на Иисуса или на только что умершего Лазаря? Если принять последнее, то слова Фомы приобретают совсем дру гой оттенок: они указывают на челове ка слабого, маловерного, «более всех других апостолов потрясаемого стра хом». Таким рисуют нам апостола Фо му в ряду еще не укрепленных Святым Духом учеников Христовых столь авто ритетные толкователи, как св. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский. Последний, в частности, пишет: «Речь Фомы обнаруживает добрую волю, но заключает всебе иробость, она исходит из боголюбезного настроения, но сме шивается с маловерием». Развивая эту за Христом, так мало ценящим Свою жизнь. При таком толковании слова апостола Фомы приобретают смысл, прямо противоположный тому, кото рый следует непосредственно из текс та (русского и церковнославянского). Вместо преданного и любящего учени ка Христова, готового идти с Ним даже на смерть, толкователи предлагают нам образ «человека с двоящимися мысля ми», не верящего всилу Учителя и даже способного, ради спасения своей жиз ни, в любой момент бросить Его. Пос леднее представляется нам, как грубая карикатура на апостола, доведенный до абсурда тезис о «неверии» Фомы. Уместен, однако, вопрос: что навело св. Отцов на мысль о малодушии и робос ти, звучащих в словах апостола Фомы? Ответ дает нам греческий текст, тон кости которого, известные св. Отцам, ускользают впереводе. Глаголыagomen (пойдем) и apothanomen (умрем) со ответствуют сослагательному наклоне нию, которое и имеет оттенок услов ности: если пойдем, то умрем. Именно так звучали слова апостола Фомы, и так передал их Иоанн Богослов. Что стояло за этими словами, какие чувства владели изрекавшим их? Что бы ответить на этот вопрос, нужно за глянуть в сердце апостола Фомы, кото рое открыто было только Возлюблен ному Учителю. Нам же это знать не да но. Мы не имеем права рассуждать на тему, чего больше было у Фомы —жела ния идти за Христом или страха смер ти, естественного чувствалюбого чело века. Сам вопрос, так поставленный, некорректен и, следовательно, не мо жет быть решен на уровне человечес ких чувств и рассуждений. Из всего сказанного следует вывод: сами по себе приведенные слова апос тола Фомы могут быть истолкованы в двух прямо противоположных смыс лах. Меру истинного их понимания на человеческом уровне, основанном на внешней, событийной стороне Еван гелия, определить принципиально не возможно. Наилучшим с этой точки зрения толкованием нам представля ются слова св. Кирилла Александрий ского, лишенные крайностей и тон ко улавливающие нюансы греческого текста. Приведем их. «Итак, он (Фома) говорит, что не подобает отделяться от Учителя, хотя и предлежит несомнен ная опасность. Как бы подсмеиваясь некоторым образом, говорит Фома это: «идем», т.е. «умрем». Или говорит так: если пойдем, то без сомнения ум рем, однако ж не будем отказываться от страдания, ибо не подобает так любить жизнь. Ведь если воздвигает мертвого, то излишен страх, ибо мы имеем Могу щего воскрешать после смерти». лата, а богодухновенного Откровения Божия о Спасителе и Его Царствии. Сказанное в наибольшей степени от носится к Евангелию от Иоанна, кото рое недаром названо духовным: в нем особенно четко прослеживаются мис тические закономерности и своеобраз ная символика. Рассмотрим с этой точ ки зрения диалог Спасителя с ученика ми (гл. 11, ст. 6 - 16) на фоне общего по вествования о воскрешении Лазаря. Каков духовный смысл этого собы тия? Смерть и воскрешение Лазаря —в широком смысле это смерть и воскре шение всего человечества, которое со вершить может только Бог. Это послед нее и самое знаменательное чудо Спа сителя, совершенное Им пред лицом многих иудеев, непосредственно ука зывает на то, что должно произойти с Ним во исполнение воли Отца Небес ного, —на предстоящую Ему, для спа сения мира, крестную смерть и вос кресение. Само имя Лазарь (или Елеа- зар) —помощь Божия —символично: оно указывает на связь человечества с Богом, которою только оно и живет (Деян.17: 28). В этом плане беседа Ии суса Христа с учениками представля ет собой необходимый пролог к дейс твиям Спасителя, в которых Он являет Свою славу, открывая Свое Божествен ное достоинство. В данном диалоге заключительным аккордом служит рассматриваемый нами стих 16, который можно считать ключом к пониманию этого места. Прежде всего, стоит обратить внима ние на то, что только у евангелиста Ио анна в трех местах из четырех, где упо минается имя Фомы, неизменно при совокуплено: «Близнец» (Иоан.11: 16; 20: 24; 21: 2). Что это —случайность? Через 70 лет Иоанн Богослов вспом нил прозвище апостола Фомы, тог да как синоптики нигде его не приво дят. Случайного в духовном Евангелии ничего нет: имя Didimos означает не только «близнец»1, но и «человек дво ящейся природы». Этот перевод неко торые толкователи пытались привязать к характеру Фомы, рисуя его челове ком колеблющимся, двоедушным (см. выше). Но если внимательно присмот реться к апостолу Фоме, подойти к не му без предвзятого мнения, то в его ха рактере менее всего видны упомянутые качества, напротив того, в нем чувс твуется некая прямолинейность, пыт ливый исследовательский ум, столь свойственные людям рационального склада. О какой же двойственности го ворит тогда его имя? Это двойственная природа всего падшего человечества, сохранившего образ Божий и способ ность к богоуподоблению — с одной стороны, и загрязненного греховными Петра), притом, что все они по перво му Его зову последовали за Ним, пре зрев свои мирские дела и человеческие привязанности. Об этой двойственнос ти человеческой природы замечатель но сказал апостол Павел: «Доброго, ко торого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7: 19). Таким об разом, Фома, «называемый Близнец», есть некий символ несовершенной че ловеческой природы. Каковы ее воз можности? На это указывает рассмат риваемый отрывок. Диалог Спасителя с учениками (ст. 7- 16) имеет в Евангелии от Иоанна мно го параллелей. Здесь можно указать на беседу Христа с Никодимом (гл.З), бе седу с Самарянкой (гл.4) —все эти бе седы построены примерно по одной схеме: слова вопрошающих — таинс твенный ответ Иисуса —непонимание, новый вопрос —слова Иисуса —полное непонимание. Затем следует разъясне ние сказанного: это либо речь Спаси теля (Иоан.З: 10-21; 4: 21-24), либо Его деяние, как в данном случае —воскре шение Лазаря. Можно сравнить еще по смыслу и по композиции данный от рывок с чудом исцеления слепорож денного (Иоан.9: 1-7); в обоих случаях Спаситель использует одинаковый об раз: «Я свет миру» (ср.9:4, 5 и 11:9, 10). Все приведенные примеры (а их можно было бы продолжить) имеют одну об щую особенность: в этих беседах четко прослеживаются две линии: земные, человеческие рассуждения учеников (Никодима, Самарянки и др.) и духов ная, символическая речь Учителя. В Евангелии от Иоанна приводится много мест, где Спаситель свидетель ствует о Себе, как о Мессии, пришед шем спасти весь мир: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8: 12). Тема света и жизни про ходит через все Евангелие, как его ос новной мотив (см.1: 9; 3: 19; 8: 12; 9: 4, 5; 11:9,10; 12: 35,46 —о свете; 1:4; 3:36; 6: 33, 51; 10: 10, 28; 14: 6 —о жизни). И эта тема сфокусирована в рассматрива емом диалоге. Он происходит уже пос ле того, как Спаситель отверз очи сле порожденному, на деле показав, что Он свет миру, освещающий путь жизни и ведущий ко спасению. Слова Господа: «кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего, а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (ст.9, 10), —казалось бы, должны быть совершенно ясны ученикам и отсекать у них дальнейшие возражения. Однако, они продолжают спорить, показывая этим полную свою духовную слепоту (ст. 12, 16). Другая мысль, звучащая в словах Спасителя, - это тема жизни. Своими словами о Ла-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz