Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

-i № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Л У Г Д У Х О В Н Ы Й ------------------- Тол кование на Евангелие от И о а н н а , глава 11, стих 16, «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним». (Иоан.11:16). Эти слова апостола Фомы следует рассматривать в контексте всей 11-ой главы Евангелия от Иоанна, повест­ вующей о чуде воскрешения Лазаря. Ими заканчивается 1-я часть главы 11 (введение —ст. 1—5, и разговор Иисуса мысль, но приспосабливая ее кпервому варианту толкования (т.е. имея в виду: умереть с Ним, со Христом), бл. Фео- филакт Болгарский подвергает апосто­ ла Фому наиболее жестокому и вряд ли заслуженному осуждению. По его мне­ нию, «более прочих боявшийся Фома» своими словами (ст. 16) пытается при­ остановить других учеников следовать Попробуем теперь взглянуть на нашу проблемуподдругимугломзрения. Из­ вестно, что буквальное, историческое понимание евангельских событий яв­ ляется отнюдь не достаточным и даже не главным для раскрытия их смысла. Главное —это духовный уровень про­ чтения евангельских текстов, не исто­ рической хроники времен Понтия Пи- страстями, потерявшего духовную чут­ кость — с другой стороны. Не только Фома, но и другие апостолы проявляли человеческие слабости, непонимание духовной сути слов и поступков Учи­ теля, прямо впадали в грехи (вспом­ ним хотя бы спор о первенстве, их сон в Гефсиманском саду, честолюбивые мысли сыновей Зеведеевых, отречение Апология апостола Фомы Христа с учениками —ст. 6 -16) и далее говорится уже непосредственно о со­ бытиях в Иудее. Обычно на пропове­ дях на Фоминой неделе слова эти при­ водятся, как некий дополнительный штрих к характеристике апостола Фо­ мы /1 ,с. 122; 2/, однако, нам видится в них более глубокий смысл. Но начнем по порядку. Проследим сначала разго­ вор Спасителя с учениками (ст. 6 - 16), каким он представляется с внешней, событийной стороны, и попытаемся на этой основе понять заключительные слова (ст. 16) и изрекшего их. Узнав о болезни Своего друга Лазаря, по прошествии двух дней, Иисус обра­ щается к ученикам с призывом идти в Иудею, в местечко Вифанию, где жил Лазарь и его сестры (ст.6, 7). Ученики понимают, что Спасителю очень опас­ но появляться в Иудее, где первосвя­ щенники и фарисеи настраивают на­ род против Него, ищут побить Его кам­ нями (ст.8). Поэтому ученики всячески отговаривают Господа, показывая этим не только опасение за Его жизнь, но и страх за себя —так толкуют это место св. Отцы. Спаситель иносказательны­ ми словами пытается их ободрить (ст.9, 10) и объясняет им необходимость идти в Вифанию: Лазарь уснул, и Он должен идти «разбудитьего» итемукрепить веру учеников (ст.11, 13-15). Ученики слабо сопротивляются (ст. 12), смысл иноска­ заний Учителя до них не доходит; когда же Он говорит им прямо: «Лазарьумер... но пойдем к нему», —то на этот призыв откликается только один Фома своими знаменательными словами: «пойдем и мыумремс Ним»(ст.14-16). Эти слова апостола Фомы в приве­ денном написании уже содержат тол­ кование: он готов умереть со своим Гос­ подом и призывает ктому и других уче­ ников. Именно так понимает это место епископ Кассиан Безобразов и многие другие толкователи. Однако, из гречес­ кого, латинского и церковнославянс­ кого текстов отнюдь не следует такой однозначный вывод. На кого указыва­ ет местоимение met autou (сънимъ) — на Иисуса или на только что умершего Лазаря? Если принять последнее, то слова Фомы приобретают совсем дру­ гой оттенок: они указывают на челове­ ка слабого, маловерного, «более всех других апостолов потрясаемого стра­ хом». Таким рисуют нам апостола Фо­ му в ряду еще не укрепленных Святым Духом учеников Христовых столь авто­ ритетные толкователи, как св. Иоанн Златоуст и Кирилл Александрийский. Последний, в частности, пишет: «Речь Фомы обнаруживает добрую волю, но заключает всебе иробость, она исходит из боголюбезного настроения, но сме­ шивается с маловерием». Развивая эту за Христом, так мало ценящим Свою жизнь. При таком толковании слова апостола Фомы приобретают смысл, прямо противоположный тому, кото­ рый следует непосредственно из текс­ та (русского и церковнославянского). Вместо преданного и любящего учени­ ка Христова, готового идти с Ним даже на смерть, толкователи предлагают нам образ «человека с двоящимися мысля­ ми», не верящего всилу Учителя и даже способного, ради спасения своей жиз­ ни, в любой момент бросить Его. Пос­ леднее представляется нам, как грубая карикатура на апостола, доведенный до абсурда тезис о «неверии» Фомы. Уместен, однако, вопрос: что навело св. Отцов на мысль о малодушии и робос­ ти, звучащих в словах апостола Фомы? Ответ дает нам греческий текст, тон­ кости которого, известные св. Отцам, ускользают впереводе. Глаголыagomen (пойдем) и apothanomen (умрем) со­ ответствуют сослагательному наклоне­ нию, которое и имеет оттенок услов­ ности: если пойдем, то умрем. Именно так звучали слова апостола Фомы, и так передал их Иоанн Богослов. Что стояло за этими словами, какие чувства владели изрекавшим их? Что­ бы ответить на этот вопрос, нужно за­ глянуть в сердце апостола Фомы, кото­ рое открыто было только Возлюблен­ ному Учителю. Нам же это знать не да­ но. Мы не имеем права рассуждать на тему, чего больше было у Фомы —жела­ ния идти за Христом или страха смер­ ти, естественного чувствалюбого чело­ века. Сам вопрос, так поставленный, некорректен и, следовательно, не мо­ жет быть решен на уровне человечес­ ких чувств и рассуждений. Из всего сказанного следует вывод: сами по себе приведенные слова апос­ тола Фомы могут быть истолкованы в двух прямо противоположных смыс­ лах. Меру истинного их понимания на человеческом уровне, основанном на внешней, событийной стороне Еван­ гелия, определить принципиально не­ возможно. Наилучшим с этой точки зрения толкованием нам представля­ ются слова св. Кирилла Александрий­ ского, лишенные крайностей и тон­ ко улавливающие нюансы греческого текста. Приведем их. «Итак, он (Фома) говорит, что не подобает отделяться от Учителя, хотя и предлежит несомнен­ ная опасность. Как бы подсмеиваясь некоторым образом, говорит Фома это: «идем», т.е. «умрем». Или говорит так: если пойдем, то без сомнения ум­ рем, однако ж не будем отказываться от страдания, ибо не подобает так любить жизнь. Ведь если воздвигает мертвого, то излишен страх, ибо мы имеем Могу­ щего воскрешать после смерти». лата, а богодухновенного Откровения Божия о Спасителе и Его Царствии. Сказанное в наибольшей степени от­ носится к Евангелию от Иоанна, кото­ рое недаром названо духовным: в нем особенно четко прослеживаются мис­ тические закономерности и своеобраз­ ная символика. Рассмотрим с этой точ­ ки зрения диалог Спасителя с ученика­ ми (гл. 11, ст. 6 - 16) на фоне общего по­ вествования о воскрешении Лазаря. Каков духовный смысл этого собы­ тия? Смерть и воскрешение Лазаря —в широком смысле это смерть и воскре­ шение всего человечества, которое со­ вершить может только Бог. Это послед­ нее и самое знаменательное чудо Спа­ сителя, совершенное Им пред лицом многих иудеев, непосредственно ука­ зывает на то, что должно произойти с Ним во исполнение воли Отца Небес­ ного, —на предстоящую Ему, для спа­ сения мира, крестную смерть и вос­ кресение. Само имя Лазарь (или Елеа- зар) —помощь Божия —символично: оно указывает на связь человечества с Богом, которою только оно и живет (Деян.17: 28). В этом плане беседа Ии­ суса Христа с учениками представля­ ет собой необходимый пролог к дейс­ твиям Спасителя, в которых Он являет Свою славу, открывая Свое Божествен­ ное достоинство. В данном диалоге заключительным аккордом служит рассматриваемый нами стих 16, который можно считать ключом к пониманию этого места. Прежде всего, стоит обратить внима­ ние на то, что только у евангелиста Ио­ анна в трех местах из четырех, где упо­ минается имя Фомы, неизменно при­ совокуплено: «Близнец» (Иоан.11: 16; 20: 24; 21: 2). Что это —случайность? Через 70 лет Иоанн Богослов вспом­ нил прозвище апостола Фомы, тог­ да как синоптики нигде его не приво­ дят. Случайного в духовном Евангелии ничего нет: имя Didimos означает не только «близнец»1, но и «человек дво­ ящейся природы». Этот перевод неко­ торые толкователи пытались привязать к характеру Фомы, рисуя его челове­ ком колеблющимся, двоедушным (см. выше). Но если внимательно присмот­ реться к апостолу Фоме, подойти к не­ му без предвзятого мнения, то в его ха­ рактере менее всего видны упомянутые качества, напротив того, в нем чувс­ твуется некая прямолинейность, пыт­ ливый исследовательский ум, столь свойственные людям рационального склада. О какой же двойственности го­ ворит тогда его имя? Это двойственная природа всего падшего человечества, сохранившего образ Божий и способ­ ность к богоуподоблению — с одной стороны, и загрязненного греховными Петра), притом, что все они по перво­ му Его зову последовали за Ним, пре­ зрев свои мирские дела и человеческие привязанности. Об этой двойственнос­ ти человеческой природы замечатель­ но сказал апостол Павел: «Доброго, ко­ торого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7: 19). Таким об­ разом, Фома, «называемый Близнец», есть некий символ несовершенной че­ ловеческой природы. Каковы ее воз­ можности? На это указывает рассмат­ риваемый отрывок. Диалог Спасителя с учениками (ст. 7- 16) имеет в Евангелии от Иоанна мно­ го параллелей. Здесь можно указать на беседу Христа с Никодимом (гл.З), бе­ седу с Самарянкой (гл.4) —все эти бе­ седы построены примерно по одной схеме: слова вопрошающих — таинс­ твенный ответ Иисуса —непонимание, новый вопрос —слова Иисуса —полное непонимание. Затем следует разъясне­ ние сказанного: это либо речь Спаси­ теля (Иоан.З: 10-21; 4: 21-24), либо Его деяние, как в данном случае —воскре­ шение Лазаря. Можно сравнить еще по смыслу и по композиции данный от­ рывок с чудом исцеления слепорож­ денного (Иоан.9: 1-7); в обоих случаях Спаситель использует одинаковый об­ раз: «Я свет миру» (ср.9:4, 5 и 11:9, 10). Все приведенные примеры (а их можно было бы продолжить) имеют одну об­ щую особенность: в этих беседах четко прослеживаются две линии: земные, человеческие рассуждения учеников (Никодима, Самарянки и др.) и духов­ ная, символическая речь Учителя. В Евангелии от Иоанна приводится много мест, где Спаситель свидетель­ ствует о Себе, как о Мессии, пришед­ шем спасти весь мир: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8: 12). Тема света и жизни про­ ходит через все Евангелие, как его ос­ новной мотив (см.1: 9; 3: 19; 8: 12; 9: 4, 5; 11:9,10; 12: 35,46 —о свете; 1:4; 3:36; 6: 33, 51; 10: 10, 28; 14: 6 —о жизни). И эта тема сфокусирована в рассматрива­ емом диалоге. Он происходит уже пос­ ле того, как Спаситель отверз очи сле­ порожденному, на деле показав, что Он свет миру, освещающий путь жизни и ведущий ко спасению. Слова Господа: «кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего, а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (ст.9, 10), —казалось бы, должны быть совершенно ясны ученикам и отсекать у них дальнейшие возражения. Однако, они продолжают спорить, показывая этим полную свою духовную слепоту (ст. 12, 16). Другая мысль, звучащая в словах Спасителя, - это тема жизни. Своими словами о Ла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz