Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 Р ОЖД Е С Т В Е Н С К И Е Ч Т Е НИЯ В одной руке - град, в другой - меч Перед открытием Рождественс ких чтений в Москве мы посети ли Николо-Угрешский мужской монастырь города Дзержинска, который хотя и не входит в чис ло московских обителей, но на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами свя зан со столицей. Подобно другим, располо женным близ Москвы, Нико ло-Угрешский монастырь ис- пытал немало бедствий втяже лые для нашего Отечества го ды: горел, разорялся, но затем вновь возрождался и благоук- рашался. Обитель по преданию осно вана в 1380 году великим кня зем Димитрием Ивановичем Донским на месте явления ему иконы святителя Нико лая, когда князь с дружиной шел в поход на хана Мамая. Обрадованный и ободрен ный чудесным проявлением Божественной благодати, он воскликнул, что «вся сия уг- реша (согрела) сердце мое». Поэтому место явления с тех пор стало называться Угреша. По проекту архитектора А.С. Каминского здесь сооруже на часовня Святителя Нико лая Чудотворца, дошедшая до нашего времени, полностью восстановленная к 1998 году и освященная Святейшим Пат риархом Московским и всея Руси Алексием II. Восхитил своим великоле пием высокий 24-х метровый пятиярусный резной иконос тас «Вятских кустарных мас терских» Спасо-Преображен ского собора, являющийся замечательным памятником архитектуры конца XIX века. Даже Святейший Патриарх Кирилл, побывав здесь, ска зал: «Я поражен всем тем, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота —святыня!». Игумен Иоанн (Рубин) по казывал нам Музей-ризницу Николо-Угрешского монас тыря, созданный здесь по со вету и благословению Святей шего Патриарха Алексия П. — Все иконы святителя Ни колая не монастырского про исхождения и собирались на ми в течение двадцати лет. Первыіі зал условно называет ся «Святитель Николай и его слава в России». Здесь пред ставлены уникальные иконы божественности святителя Николая, два типа ихвдревне- русском искусстве — Никола Можайский, где Николай Чу дотворец изображен в полный рост с мечом и градом, и Ни кола Зарайский, с благослов ляющим жестом и Евангели ем в руке — так называемая житейская икона. Ее клейма иллюстрирует жизнь свято го. Когда святитель Николай был участником Вселенского собора, он, не стерпев бого хульства Ария, ударил еретика по щеке, за что Отцы Собора сняли с него священный сан епископа, посчитав этот пос тупок недопустимым. Но той же ночью многим из них бы ло видение: явился Господь Иисус Христос и отдал Еван гелие Николаю, а Пресвятая Богородица возложила на не го омофор. Вот это предание и изображено на иконе Никей- ской Церкви, как напомина ние людям о том, что жизнь святого была засвидетельс твована самим Господом. — Понятно, почему святи тель Николай держит в руках град, как символ святой Руси, а почему меч? —спрашиваю я отца Иоанна. — Как символ заступничес тва. Можайск был рубежом Московского княжества на за паде. И его требовалось охра нять. А вот икона Николы За райского рассказывает о том, что Зарайск был воротами вор ду. Считается, что наши пред ки не столько воевали с ордой, сколько несли им учение Еван гелия, потому на иконе Нико лай святитель и держит вруках Священное Писание. Увидели мы в этом зале и коллекцию монет времени святителя Николая. Особое внимание обратили на золо той динарий, связанный с ле гендой, о споре Иисуса Хрис та с фарисеями, которые хоте ли обличить Христа, предать начальству и власти, подос лав к Нему лукавых людей, которые спросили Его: поз волительно ли давать подать кесарю, или нет? Спаситель, видя их лукавство, велел при нести Ему монету, которой платится подать. Те принесли динарий. Иисус спросил: «Чье это изображение...» Говорят: «Кесарево». Тогда Иисус ска зал: «Отдавайте кесарево ке сарю, а Божие Богу». Другая монета - серебряник, которым было заплачено Иу де за предательство Христа. Подлинной оказалась в му зее и книга Жития святителя Николая —факсимильное из дание 1877 года, воспроизве денное Николо-Угрешским монастырем, как изначальное Житие XVI века, а подлинник хранится в Государственной Российской библиотеке. В других залах можно уви деть древнейшие памятни ки археологических раско пок 2004 года, производимых в монастыре, детали первого белокаменного храма, датиру емого началом XV века; икону Угрешской Божией Матери «Взыграние Младенца» русс кого древнего письма, в кото рой младенец держит свиток; иконы Божией Матери «Всех скорбящих радостей» и «Яв ление иконы святителя Ни колая» Дмитрию Донскому; самую древнюю икону в кол лекции —икону XVI века Вла димирской Божией Матери. Здесь же находится и помеще ние, где принял свою кончину святой Пимен Угрешский, к мощам которого мы прикла дывались в Спасо-Преобра женском соборе. Я задаю еще один вопрос игумену монастыря Иоанну: —Впоследние годы Церковь настаивает о возвращение му зеями икон в храмы, а у вас по лучается, что иконы наоборот собираются в музейную кол лекцию, как это понимать? — Это уникальные иконы, которые монастырь старается сохранить, но это не значит, что мы не выносим их на бо гослужения. Они у нас все и в храмах на праздники выстав ляются. Одно другому не ме шает. И я думаю, это самый пра вильный подход, так иконам обеспечена полная сохран ность. Надежда БОЛЬШАКОВА Маслиничные гуляния в Русских традициях 13 февраля в школе № 38 города Мурманска прошли масленичные гуляния, на которые пришли ребята из воскресной школы храма Спас на Водах, ученики, родители. Масленица - один из самых любимых, веселых и озорных праздников. Хор воскресной школы воз вестил открытие Масленицы. Иеромонах Трифон в при ветственном обращении рас сказал детям о русских тради циях и гуляниях, раскрыл зна чение каждого дня масленич ной недели. Дети узнали, что такое Прощеный день, Вели кий пост. Звучали задорные частушки, прибаутки и стихи. Юные рукодельницы демонс трировали коллекцию одежды «Разноцветные уголки». Символ праздника — гос теприимная корова угощала каждый коллектив румяны ми, горячими, блинами. После блинной паузы праз дник переместился на школь ный двор. Всех гостей жда ли традиционные конкурсы. Взрослые были словно де ти — каждому хотелось по участвовать в состязаниях. Кидали валенки через пле чо — кто дальше, перетяги вали канаты, пели народные песни, водили хороводы, уст раивали поединки на подуш ках, танцевали в круге, и ко нечно же, блины были глав ной наградой победителям. Нужно отметить, что конкур сы помогли провести коллеги из дома детского творчества им. Торцева. Народный праздник! Каж дый из них неповторим и не забываем, каждый наполнен светом и жизнью, каждый не сет радость людям и земле, на которой они живут. Жива рус ская традиция, и это здорово! Галина БАРАНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz