Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 Р ОЖД Е С Т В Е Н С К И Е Ч Т Е НИЯ В одной руке - град, в другой - меч Перед открытием Рождественс­ ких чтений в Москве мы посети­ ли Николо-Угрешский мужской монастырь города Дзержинска, который хотя и не входит в чис­ ло московских обителей, но на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами свя­ зан со столицей. Подобно другим, располо­ женным близ Москвы, Нико­ ло-Угрешский монастырь ис- пытал немало бедствий втяже­ лые для нашего Отечества го­ ды: горел, разорялся, но затем вновь возрождался и благоук- рашался. Обитель по преданию осно­ вана в 1380 году великим кня­ зем Димитрием Ивановичем Донским на месте явления ему иконы святителя Нико­ лая, когда князь с дружиной шел в поход на хана Мамая. Обрадованный и ободрен­ ный чудесным проявлением Божественной благодати, он воскликнул, что «вся сия уг- реша (согрела) сердце мое». Поэтому место явления с тех пор стало называться Угреша. По проекту архитектора А.С. Каминского здесь сооруже­ на часовня Святителя Нико­ лая Чудотворца, дошедшая до нашего времени, полностью восстановленная к 1998 году и освященная Святейшим Пат­ риархом Московским и всея Руси Алексием II. Восхитил своим великоле­ пием высокий 24-х метровый пятиярусный резной иконос­ тас «Вятских кустарных мас­ терских» Спасо-Преображен­ ского собора, являющийся замечательным памятником архитектуры конца XIX века. Даже Святейший Патриарх Кирилл, побывав здесь, ска­ зал: «Я поражен всем тем, что увидел в Угрешской обители. Из руин, из праха восстала не просто красота —святыня!». Игумен Иоанн (Рубин) по­ казывал нам Музей-ризницу Николо-Угрешского монас­ тыря, созданный здесь по со­ вету и благословению Святей­ шего Патриарха Алексия П. — Все иконы святителя Ни­ колая не монастырского про­ исхождения и собирались на­ ми в течение двадцати лет. Первыіі зал условно называет­ ся «Святитель Николай и его слава в России». Здесь пред­ ставлены уникальные иконы божественности святителя Николая, два типа ихвдревне- русском искусстве — Никола Можайский, где Николай Чу­ дотворец изображен в полный рост с мечом и градом, и Ни­ кола Зарайский, с благослов­ ляющим жестом и Евангели­ ем в руке — так называемая житейская икона. Ее клейма иллюстрирует жизнь свято­ го. Когда святитель Николай был участником Вселенского собора, он, не стерпев бого­ хульства Ария, ударил еретика по щеке, за что Отцы Собора сняли с него священный сан епископа, посчитав этот пос­ тупок недопустимым. Но той же ночью многим из них бы­ ло видение: явился Господь Иисус Христос и отдал Еван­ гелие Николаю, а Пресвятая Богородица возложила на не­ го омофор. Вот это предание и изображено на иконе Никей- ской Церкви, как напомина­ ние людям о том, что жизнь святого была засвидетельс­ твована самим Господом. — Понятно, почему святи­ тель Николай держит в руках град, как символ святой Руси, а почему меч? —спрашиваю я отца Иоанна. — Как символ заступничес­ тва. Можайск был рубежом Московского княжества на за­ паде. И его требовалось охра­ нять. А вот икона Николы За­ райского рассказывает о том, что Зарайск был воротами вор­ ду. Считается, что наши пред­ ки не столько воевали с ордой, сколько несли им учение Еван­ гелия, потому на иконе Нико­ лай святитель и держит вруках Священное Писание. Увидели мы в этом зале и коллекцию монет времени святителя Николая. Особое внимание обратили на золо­ той динарий, связанный с ле­ гендой, о споре Иисуса Хрис­ та с фарисеями, которые хоте­ ли обличить Христа, предать начальству и власти, подос­ лав к Нему лукавых людей, которые спросили Его: поз­ волительно ли давать подать кесарю, или нет? Спаситель, видя их лукавство, велел при­ нести Ему монету, которой платится подать. Те принесли динарий. Иисус спросил: «Чье это изображение...» Говорят: «Кесарево». Тогда Иисус ска­ зал: «Отдавайте кесарево ке­ сарю, а Божие Богу». Другая монета - серебряник, которым было заплачено Иу­ де за предательство Христа. Подлинной оказалась в му­ зее и книга Жития святителя Николая —факсимильное из­ дание 1877 года, воспроизве­ денное Николо-Угрешским монастырем, как изначальное Житие XVI века, а подлинник хранится в Государственной Российской библиотеке. В других залах можно уви­ деть древнейшие памятни­ ки археологических раско­ пок 2004 года, производимых в монастыре, детали первого белокаменного храма, датиру­ емого началом XV века; икону Угрешской Божией Матери «Взыграние Младенца» русс­ кого древнего письма, в кото­ рой младенец держит свиток; иконы Божией Матери «Всех скорбящих радостей» и «Яв­ ление иконы святителя Ни­ колая» Дмитрию Донскому; самую древнюю икону в кол­ лекции —икону XVI века Вла­ димирской Божией Матери. Здесь же находится и помеще­ ние, где принял свою кончину святой Пимен Угрешский, к мощам которого мы прикла­ дывались в Спасо-Преобра­ женском соборе. Я задаю еще один вопрос игумену монастыря Иоанну: —Впоследние годы Церковь настаивает о возвращение му­ зеями икон в храмы, а у вас по­ лучается, что иконы наоборот собираются в музейную кол­ лекцию, как это понимать? — Это уникальные иконы, которые монастырь старается сохранить, но это не значит, что мы не выносим их на бо­ гослужения. Они у нас все и в храмах на праздники выстав­ ляются. Одно другому не ме­ шает. И я думаю, это самый пра­ вильный подход, так иконам обеспечена полная сохран­ ность. Надежда БОЛЬШАКОВА Маслиничные гуляния в Русских традициях 13 февраля в школе № 38 города Мурманска прошли масленичные гуляния, на которые пришли ребята из воскресной школы храма Спас на Водах, ученики, родители. Масленица - один из самых любимых, веселых и озорных праздников. Хор воскресной школы воз­ вестил открытие Масленицы. Иеромонах Трифон в при­ ветственном обращении рас­ сказал детям о русских тради­ циях и гуляниях, раскрыл зна­ чение каждого дня масленич­ ной недели. Дети узнали, что такое Прощеный день, Вели­ кий пост. Звучали задорные частушки, прибаутки и стихи. Юные рукодельницы демонс­ трировали коллекцию одежды «Разноцветные уголки». Символ праздника — гос­ теприимная корова угощала каждый коллектив румяны­ ми, горячими, блинами. После блинной паузы праз­ дник переместился на школь­ ный двор. Всех гостей жда­ ли традиционные конкурсы. Взрослые были словно де­ ти — каждому хотелось по­ участвовать в состязаниях. Кидали валенки через пле­ чо — кто дальше, перетяги­ вали канаты, пели народные песни, водили хороводы, уст­ раивали поединки на подуш­ ках, танцевали в круге, и ко­ нечно же, блины были глав­ ной наградой победителям. Нужно отметить, что конкур­ сы помогли провести коллеги из дома детского творчества им. Торцева. Народный праздник! Каж­ дый из них неповторим и не­ забываем, каждый наполнен светом и жизнью, каждый не­ сет радость людям и земле, на которой они живут. Жива рус­ ская традиция, и это здорово! Галина БАРАНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz