Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 ОБРАЗОВАНИЕ Ежегодными для нашей епархии и области стали Трифоновские образова ­ тельные чтения, проводимые в рамках сотрудничества Министерства образования и Мурманской и Мончегорс­ кой епархией. Чтения начались со встречи Архиепископа Симона и ми­ нистра образования и науки Мурманской области В. Ф. Кос- тюкевича. В третий раз было подписано Соглашение и план о взаі 1 модействии Министерства образования и науки Мурман­ ской области и Мурманскоіі и Мончегорской епархией. История Кольского края - основа его возрождения «Отрадно, что государствен­ ная система образования со ­ трудничает с РПЦ. Эти согла­ шения являются наработкой, это начало чего-то большего, что осуществится, дай Бог, впе­ реди», —сказал Высопреосвя- щенный владыка. В. Ф. Костюкевич заявил, что соглашения предусматри­ вают взаимное общение и обо­ гащение материалами и опы­ том. Все пункты выполняются. Воспитательная работа и изу­ чение религиозной этики де­ лают большой шаг во взаимо­ действии Церкви и образова­ тельных структур. Тема Пятых Трифоновских чтений — «Православная ис­ тория Кольского края, как ос­ нова возрождения духовно­ нравственных ценностей». По словам владыки Симона, воз­ рождение —это животрепещу­ щая тема, очень интересная и, вместе с тем, важная. Основа духовно-нравственного воз­ рождения —это любовь. А лю­ бовь начинается прежде всего с принятия друг друга. В наше сложное время люди чрезвы­ чайно разобщены. В своем выступлении игумен Митрофан указал на разобщен­ ность с нашим великим насле­ дием, которое нам оставили святые земли Кольской. А это наследие —высокие нравствен­ ные идеалы и непреложные ис­ тины и ценности. С рассказом об И.Ф. Ушакове, знаменитом мурмановеде, о его вкладе в изучении Кольского края, вы­ ступил А.А. Киселев. Профес­ сор отметил, что история За­ полярья неотъемлема от вы­ сочайших духовных подвигов Кольских святых. В чтениях помимо историков принимали участие препода­ ватели общеобразовательных и воскресных школ, ими бы­ ли предложены разработки по проведению внеклассных за­ нятий на религиозные темы. Ярослав ГЛАГОЛЕВ Интервью с наместником Трифонов Печенгского монастыря игуменом Даниилом (Топоевым) 10 лет у Престола Божия 30 декабря 2009 г. архиеписко­ пом Симоном была совершена Божественная литургия в Три­ фонов Печенгском монасты­ ре. Служба приурочена памя­ ти святого пророка Даниила и празднованию 10-летия мона­ шеского пострига и священни­ ческой хиротонии наместника монастыря игумена Даниила (Топоева). На Север он приехал из Украины. В 1985 году его отец был переведен на службу в Мурманск. - До приезда на мурманскую землю Вы были верующим че­ ловеком? — Мой путь к вере начался именно здесь, на Севере. Про­ ходя срочную службу в армии, во время отпуска, по совету от­ ца я крестился, но в церковь фактически не ходил. И только в 1997 году я попал на клирос церкви вмч. Пантелеймона, и тогда в моей душе стало что-то меняться. Я почувствовал, что мое место вовсе не на клиросе, а в притворе, вместе с кающи- Игумен Даниил (Топоев) мися и оглашенными. Я рабо­ тал и ходил в храм, но полно­ стью еще посвятить себя церк­ ви не мог. - И когда же пришло осознание, что церковь - это и есть ваш путь? — Раньше я часто менял место работы (это был своеобразный поиск себя). И вот, за два дня до выхода на новую, я оказался на подворье Трифонов Печенг­ ского монастыря. На работу не вышел, а поехал в Печенгу, в монастырь, где через некоторое время и состоялся мой постриг в честь пророка Даниила. - Выходит, что Вы нашли се­ бя? — Да, именно так. В конце 1999-го я был рукоположен в сан иеромонаха, но служить поставлен в Мурманске, на мо­ настырском подворье. В 2004 году владыка назначил меня на­ местником нашего мужского монастыря, что явилось для ме­ ня полной неожиданностью. - Сейчас в монастыре много послушников? — Послушников, к сожале­ нию, нет. Есть трудники, что тоже радует. Много людей при­ езжает, но остаются только еди­ ницы, о чем мы и молимся. Дай Бог, чтобы восстановленный монастырь привлек еще больше подвижников и паломников. Беседовал Илья МЕЛЬНИКОВ СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ «Любовь - Божественное свойство, любовь Сам Бог» Возрождение духовно-нравственных.качеств в совре­ менном обществе — животрепещущая задача. Потому что именно эти ценности должны полагаться в основу всех проявлений и принципов жизни нашего общества, включающих в себя, прежде всего, принципы взаимо­ отношения между людьми и не те, которые стоят в руб­ рике всякой неправды, зла и ненависти. Дерзну сразуже определитьего предмет какфокусс ущ ­ ность, сердцевину того, что составляет весь перечень под­ линных духовно-нравственных ценностей, т.е. того, что мы хотели бы возрождать и относительно чего хотели бы предпринимать свои усилия и действия. Вхристианском (евангельском)понимании —этолюбовь. Почемуречьо любви в понимании евангельском, а не каком-то другом, ныне популярном? Но ведь к евангельской исходной по­ зиции вжизни, вотличиеотуже испробованных нами, мы как раз сейчас склоняемся и воз­ вращаемся. Лучшего для пол­ ноценной жизни мы ведь ниче­ го не нашли. Взращивание, воз­ делывание, культивирование чистой любви в самом широ­ ком, разнообразном и сущнос­ тном понимании этого качес­ тва и средства Божественной и человеческой жизни —вот что надлежало бы поставлять нам как смысл, как краеугольный камень-основу нашей деятельности-работы «во время и не во время, со всяким долготерпением и назиданием», как говорит Апостол (Тим. 4,2). Субъектами приложения такой деятельности-работы должны быть, прежде всего, дети, молодежь, тот самый контингент, который педагоги призваны готовить кжизни. Любовь —это Божественное свойство. Сам Бог, и мы беремся вочередной раз Его родить, создать?! Пробудить любовь, которая у нас от Бога, можно. Она же еще живет в нас и ею мы живы. Взращивать, культивировать и даже стимулировать и в себе, и в детях ее мы тоже можем, со­ здавая возможности и благоприятные условия, образцы, очаги, пространство для ее проявления. В этом смысле мы—почва. Уважительность, чуткость, заботливость, ус­ тупчивость, терпеливость, доброе внимание, доброе сло­ во и дело, благодарение, соболезнование, помощь —все это настоящая любовь. Доселе и всегда Бог создает, творит, рождает, живит. Мы —пользователи у Него и иждивенцы, причем чаще всего неверные и нерадивые. Кто-то еще у Бога и сора- ботник. Так вот, наша человеческая общность и родство состоят, между прочим, еще и в ответственности относи­ тельно пользования тем, что дается нам Богом для жизни и ее полноты, счастья. И правильнее будет нам думать и стараться в своей деятельности-работе не об очередном «возрождении» духовно-нравственных качеств жизни, а об изменении себя, каждого из нас, наших детей, всего общества как почвы, всмысле не безответственного отно­ шения к ним, этим Божественным качествам. Православная история Кольского края не может быть именноосновой возрождения духовно-нравственных ка­ честв в реальном смысле, ибо это всего лишь надстройка своего времени. Хотя, думаю, всем понятно, что это пре­ красный опыт, урок, образец и еще предстательство на­ ших замечательных Кольских святых. Не история, а Бо­ жественное Откровениедает нам реальные и незыблемые основы духовно-нравственных устоев нашей человечес­ кой жизни. Отрадно констатировать, что на Кольской земле меж­ ду Православной Церковью и Министерством образова­ ния и науки Мурманской области происходит понима­ ние, сближение, взаимодействие и имеются уже добрые успехи. И это совершается не только по принципу наших личных интересов. Мы объединяемся для решения весь­ ма актуальных и созидательных задач нашего общества, государства. Архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН Доселе и всегда Бог создает, творит, рождает, живит. Не история, а Божественное Откровение дает нам реальные и незыблемые основы духовно-нравственных устоев нашей человеческой жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz