Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 ОБРАЗОВАНИЕ Ежегодными для нашей епархии и области стали Трифоновские образова тельные чтения, проводимые в рамках сотрудничества Министерства образования и Мурманской и Мончегорс кой епархией. Чтения начались со встречи Архиепископа Симона и ми нистра образования и науки Мурманской области В. Ф. Кос- тюкевича. В третий раз было подписано Соглашение и план о взаі 1 модействии Министерства образования и науки Мурман ской области и Мурманскоіі и Мончегорской епархией. История Кольского края - основа его возрождения «Отрадно, что государствен ная система образования со трудничает с РПЦ. Эти согла шения являются наработкой, это начало чего-то большего, что осуществится, дай Бог, впе реди», —сказал Высопреосвя- щенный владыка. В. Ф. Костюкевич заявил, что соглашения предусматри вают взаимное общение и обо гащение материалами и опы том. Все пункты выполняются. Воспитательная работа и изу чение религиозной этики де лают большой шаг во взаимо действии Церкви и образова тельных структур. Тема Пятых Трифоновских чтений — «Православная ис тория Кольского края, как ос нова возрождения духовно нравственных ценностей». По словам владыки Симона, воз рождение —это животрепещу щая тема, очень интересная и, вместе с тем, важная. Основа духовно-нравственного воз рождения —это любовь. А лю бовь начинается прежде всего с принятия друг друга. В наше сложное время люди чрезвы чайно разобщены. В своем выступлении игумен Митрофан указал на разобщен ность с нашим великим насле дием, которое нам оставили святые земли Кольской. А это наследие —высокие нравствен ные идеалы и непреложные ис тины и ценности. С рассказом об И.Ф. Ушакове, знаменитом мурмановеде, о его вкладе в изучении Кольского края, вы ступил А.А. Киселев. Профес сор отметил, что история За полярья неотъемлема от вы сочайших духовных подвигов Кольских святых. В чтениях помимо историков принимали участие препода ватели общеобразовательных и воскресных школ, ими бы ли предложены разработки по проведению внеклассных за нятий на религиозные темы. Ярослав ГЛАГОЛЕВ Интервью с наместником Трифонов Печенгского монастыря игуменом Даниилом (Топоевым) 10 лет у Престола Божия 30 декабря 2009 г. архиеписко пом Симоном была совершена Божественная литургия в Три фонов Печенгском монасты ре. Служба приурочена памя ти святого пророка Даниила и празднованию 10-летия мона шеского пострига и священни ческой хиротонии наместника монастыря игумена Даниила (Топоева). На Север он приехал из Украины. В 1985 году его отец был переведен на службу в Мурманск. - До приезда на мурманскую землю Вы были верующим че ловеком? — Мой путь к вере начался именно здесь, на Севере. Про ходя срочную службу в армии, во время отпуска, по совету от ца я крестился, но в церковь фактически не ходил. И только в 1997 году я попал на клирос церкви вмч. Пантелеймона, и тогда в моей душе стало что-то меняться. Я почувствовал, что мое место вовсе не на клиросе, а в притворе, вместе с кающи- Игумен Даниил (Топоев) мися и оглашенными. Я рабо тал и ходил в храм, но полно стью еще посвятить себя церк ви не мог. - И когда же пришло осознание, что церковь - это и есть ваш путь? — Раньше я часто менял место работы (это был своеобразный поиск себя). И вот, за два дня до выхода на новую, я оказался на подворье Трифонов Печенг ского монастыря. На работу не вышел, а поехал в Печенгу, в монастырь, где через некоторое время и состоялся мой постриг в честь пророка Даниила. - Выходит, что Вы нашли се бя? — Да, именно так. В конце 1999-го я был рукоположен в сан иеромонаха, но служить поставлен в Мурманске, на мо настырском подворье. В 2004 году владыка назначил меня на местником нашего мужского монастыря, что явилось для ме ня полной неожиданностью. - Сейчас в монастыре много послушников? — Послушников, к сожале нию, нет. Есть трудники, что тоже радует. Много людей при езжает, но остаются только еди ницы, о чем мы и молимся. Дай Бог, чтобы восстановленный монастырь привлек еще больше подвижников и паломников. Беседовал Илья МЕЛЬНИКОВ СЛОВО АРХИПАСТЫРЯ «Любовь - Божественное свойство, любовь Сам Бог» Возрождение духовно-нравственных.качеств в совре менном обществе — животрепещущая задача. Потому что именно эти ценности должны полагаться в основу всех проявлений и принципов жизни нашего общества, включающих в себя, прежде всего, принципы взаимо отношения между людьми и не те, которые стоят в руб рике всякой неправды, зла и ненависти. Дерзну сразуже определитьего предмет какфокусс ущ ность, сердцевину того, что составляет весь перечень под линных духовно-нравственных ценностей, т.е. того, что мы хотели бы возрождать и относительно чего хотели бы предпринимать свои усилия и действия. Вхристианском (евангельском)понимании —этолюбовь. Почемуречьо любви в понимании евангельском, а не каком-то другом, ныне популярном? Но ведь к евангельской исходной по зиции вжизни, вотличиеотуже испробованных нами, мы как раз сейчас склоняемся и воз вращаемся. Лучшего для пол ноценной жизни мы ведь ниче го не нашли. Взращивание, воз делывание, культивирование чистой любви в самом широ ком, разнообразном и сущнос тном понимании этого качес тва и средства Божественной и человеческой жизни —вот что надлежало бы поставлять нам как смысл, как краеугольный камень-основу нашей деятельности-работы «во время и не во время, со всяким долготерпением и назиданием», как говорит Апостол (Тим. 4,2). Субъектами приложения такой деятельности-работы должны быть, прежде всего, дети, молодежь, тот самый контингент, который педагоги призваны готовить кжизни. Любовь —это Божественное свойство. Сам Бог, и мы беремся вочередной раз Его родить, создать?! Пробудить любовь, которая у нас от Бога, можно. Она же еще живет в нас и ею мы живы. Взращивать, культивировать и даже стимулировать и в себе, и в детях ее мы тоже можем, со здавая возможности и благоприятные условия, образцы, очаги, пространство для ее проявления. В этом смысле мы—почва. Уважительность, чуткость, заботливость, ус тупчивость, терпеливость, доброе внимание, доброе сло во и дело, благодарение, соболезнование, помощь —все это настоящая любовь. Доселе и всегда Бог создает, творит, рождает, живит. Мы —пользователи у Него и иждивенцы, причем чаще всего неверные и нерадивые. Кто-то еще у Бога и сора- ботник. Так вот, наша человеческая общность и родство состоят, между прочим, еще и в ответственности относи тельно пользования тем, что дается нам Богом для жизни и ее полноты, счастья. И правильнее будет нам думать и стараться в своей деятельности-работе не об очередном «возрождении» духовно-нравственных качеств жизни, а об изменении себя, каждого из нас, наших детей, всего общества как почвы, всмысле не безответственного отно шения к ним, этим Божественным качествам. Православная история Кольского края не может быть именноосновой возрождения духовно-нравственных ка честв в реальном смысле, ибо это всего лишь надстройка своего времени. Хотя, думаю, всем понятно, что это пре красный опыт, урок, образец и еще предстательство на ших замечательных Кольских святых. Не история, а Бо жественное Откровениедает нам реальные и незыблемые основы духовно-нравственных устоев нашей человечес кой жизни. Отрадно констатировать, что на Кольской земле меж ду Православной Церковью и Министерством образова ния и науки Мурманской области происходит понима ние, сближение, взаимодействие и имеются уже добрые успехи. И это совершается не только по принципу наших личных интересов. Мы объединяемся для решения весь ма актуальных и созидательных задач нашего общества, государства. Архиепископ Мурманский и Мончегорский СИМОН Доселе и всегда Бог создает, творит, рождает, живит. Не история, а Божественное Откровение дает нам реальные и незыблемые основы духовно-нравственных устоев нашей человеческой жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz