Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

16 № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 I I шА ш "9" “f Ж*-. ТЧУг ' !i!;'ia' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ИСТОРИЯ Начало на стр. 7 КОРОЛЬ Норвежский Хокон IV Ста­ рый (Хокон Хоконссон) в то время повелел принимать всех бежавших от княжеской дружины». «В то время, — рассказывает одна норвежская сага, —жители Биармии обратились с просьбой о защите к ко­ ролю Хокону. Он позволил им посе­ литься у Малангена [в районе нынеш­ него Тромсе —и. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали». Это зафиксированное в норвежских источниках масштабное перемещение народов, массовое бегство абориге­ нов, населявших земли Крайнего Се­ вера историки связывают с монголо­ татарским нашествием. Думается, что эта связь вполне очевидна, но с одним уточнением. Именно в это время , в 1249 году, князь Александр Ярославович добился осо­ бого расположения Ордынского Хана и получил от него княжение в Киеве и Новгороде. Поселившись в Новгоро­ де, Великий князь в полной мере реа­ лизовал удивительные возможности своей практически абсолютной влас­ ти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой, пока что неодолимой силе, может при­ нести Рѵси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не меч­ тал. Прп этом, что важно подчеркнуть, благоверный князь всегда оставался христианином и патриотом своей зем­ ли. В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к Великому хану. Зная язы­ ческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбож­ ного царя, якоже и сродники мои. кус­ ту же и огню и идолам не поклонюся». И свое слово Князь сдержал. Союз с Золотой Ордой завещал кре­ пить ему отец, князь Ярослав, как ус­ ловие предотвращения нового раз­ грома Руси. Сын хана Батыя Сартак, заведующий русским направлением Орды, после принятия христианства стал другом и побратимом Алексан­ дра.. Обещав свою поддержку, святой Александр обеспечил хану Батыю воз­ можность выступить в поход против ■ " " " " ■ " ■ " " " ■ ■■Н М Н И Н Н Н Н И И И И И И Монголии и стать главным повелите­ лем всей Великой Степи. Более того, на престол Монголии был возведен вождь татар-христиан, хан Мункэ. Позже, в 1261 году при содействии ве­ ликого князя Александра в Сарае бы­ ла образована православная епархия. Именно эта, стоящая за Великим князем сила Золотой Орды, и позволи­ ла привести к покорности земли Коре- лии, Лапландии и Норвежского Фин- маркена. И более того, с властию вой­ ти в пределы Норвежского Королевс­ тва, тем самым, обусловив успешное заключение крайне необходимого для Руси договора 1251 года. Важность этого деяния благоверного князя безмерна, ибо, та дань, которую Русь теперь могла беспрепятственно взимать с богатой мехами Лапландии, спасала русский народ от рабства. Зо­ лотоордынских сборщиков «салыги» (подушной подати) на Руси интересо­ вала исключительно пушнина («мяг­ кая рухлядь»). Монах-францисканец Плано Карпини, оказавшийся на Руси вэти годы, оставил свои воспоминания о тех порядках: «каждый, как малый, так и большой, бедный или богатый, платил монголам дань: одну шкуру медведя, одного черного бобра, одно­ го черного соболя, одну черную шкуру дохорь(ильтиса) [черный лесной хорек —и. М.], и одну чернуюлисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть обращен в их раба». Решительные действия мудрого пра­ вителя Руси святого князя Александ­ ра спасли великое множество русского народа от страшного рабства в Золотой Орде и заложили принципиальные ос­ новы для датьнейшего развития торго- во-политпческихсвязей с Норвегией. В 1 256 году вответ на попытку шведов ифиннов заложить крепость на берегах реки Нарвы, князь Александр вновь ходил походом і! Финскую землю. Ле­ тописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». Шведы бежали, не достроив крепости. Границы Русско го С ев ера В дальнейшем, в русле Северной по­ литики святого Александра Невского в 1326 году был подписан еще один не­ обычайно важный для истории Край­ него Севера договор о мире, границе и торговле в Заволочье и Лапландии. «Согласно древним означениям и ру­ бежам» северная граница между стра­ нами была определена в районе реки Паз. При этом, так называемый, об­ щий Северный дистрикт, территория сбора дани с саамов, по-прежнему, простирался от Белого моря до города Тромсе, занимая всю русскуюЛаплан­ дию, шведский Лапмаркен и весь нор­ вежский Финмарк. Договор 1326 внес и необходимые уточнения: «Русские взимают дань вдоль моря [берега нынешнего Ба­ ренцева и Норвежского морей — и. М.] до Lungstuen [местечко в 45 км на восток от г. Тромсе —и. М.], а на фи­ ельдах [«полях», то есть на материке —и. М.] вдоль Моеіе-реки [сейчас ре­ ка Муониэльвен], лежащей несколь­ ко выше Lungstuen, к востоку от Ки- елена [Kjolen —цепь горных хребтов вдоль побережья Норвегии к северу от Тронхейма —и. М.]. Норвежский же король берет дань на востоке от нача­ ла Trjanema [Кольского полуострова— и. М.] до Gandvik, [Белого моря —и. М.], там, где течет Ѵеіа-река [река Вя­ ла (Vlijoki) на Белом море (Vilgeshpi), приток реки Умбы —и. М.]. Везде, где живут полукарелы или полуфинны [полусаамы —и. М.], происходящие от финской матери». «Таковы границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов». (См. Схематичес­ кая карта территорий Севера Европы) Упомянутые «полукарелы или полу­ финны» —следствие специфики тор­ говых контактов корелов и лопарей в условиях перманентных столкнове­ ний и конфликтов в то время. Необ­ ходимое «торговое перемирие» сопро­ вождалось обменом заложниками, а так же приходом саамских женщин в стан к карельским купцам с целью за­ беременеть. «Таким образом, с помо­ щью обычая гостеприимного гетериз­ ма саами обновляли свой генофонд». Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для ее дальней­ шей отправки на Большую землю со времен Александра Невского бы­ ли определены поселения Варзуга и район нынешней Кандалакши. Пер­ вая отвечала за дань с корелы и лопа­ рей Кольского полуострова, вторая с земель на запад от Кольского зали­ ва и в Норвежском Финмаркене. Из­ начально формировать сопровождать обозы с собранной данью, обеспечи­ вая их безопасность, входило в обя­ занность «детей корельских», за что им назначалась «празга», то есть про­ цент от собранной дани. «В Лаплан­ дии не было бояр, а страной управля­ ли сборщики податей». С падением Новгородской самосто­ ятельности Великие князья Московс­ кие оставили эту заведенную Новго­ родскими князьями схему сбора дани без изменений. » 1г і /мен ' 1итра фа н ( БАДАН И Н) Святой благоверный князь Александр Невский и Кольский Север По благословению Высокопреосвяіценнейшего архиепископа Мурманского и Мончегорского СИМОНА Русская Православная Церковь. Московский патриархат. Мурманская и Мончегорская епархия ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мастер-класс автора выставки ‘Весна света» художника Татьяны Шороховой 20марта (суббота) 14.00 Встреча в клубе «Паломник- 26 марта (пятница) 16.00 День памяти писателя Николая Скромного 2Sмарта (воскресенье) 15.00 ул. Траловая, дом 22 Телефон: 2,4-75-22, 23-96-03, 8-911-301-15-02 православный оаюн Духовная литература, иконы, свечи, ладан и другие предметы церковной утвари Мурманск, пр. Ленина, 77. Пн,-ср. 11.00-18.00, сб. вс. 12.00-17.00, чт., пт ,- выходной. II ідатель с і но Мурманской и Мончегорском епархии Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «М и с с и о н е р с к у ю Московскою Патриархата. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. православную газету» для х о зя й с т в е н н ы х целей. Адрес: 183010. Мурманск, уд. Зеленая. I і. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса. 18. Ьсли она Вам больше нс н уж н а. дай те ее п о ч т а т ь Ответственный редактор - Надежда Большакова. Тираж 7 000 дкз. Заказ 838 " другому или верните в п р аво сл авн ы й храм II Р м п е р е и е ч а г к е с с ы л к а н а <■ М и с с и о н е р с к у ю и р а в о с л а в н у ю г а з е т у ■> о 6 я з а т е л ь н а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz