Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
16 № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 I I шА ш "9" “f Ж*-. ТЧУг ' !i!;'ia' МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ИСТОРИЯ Начало на стр. 7 КОРОЛЬ Норвежский Хокон IV Ста рый (Хокон Хоконссон) в то время повелел принимать всех бежавших от княжеской дружины». «В то время, — рассказывает одна норвежская сага, —жители Биармии обратились с просьбой о защите к ко ролю Хокону. Он позволил им посе литься у Малангена [в районе нынеш него Тромсе —и. М.] с условием, чтобы они приняли христианство, что они и сделали». Это зафиксированное в норвежских источниках масштабное перемещение народов, массовое бегство абориге нов, населявших земли Крайнего Се вера историки связывают с монголо татарским нашествием. Думается, что эта связь вполне очевидна, но с одним уточнением. Именно в это время , в 1249 году, князь Александр Ярославович добился осо бого расположения Ордынского Хана и получил от него княжение в Киеве и Новгороде. Поселившись в Новгоро де, Великий князь в полной мере реа лизовал удивительные возможности своей практически абсолютной влас ти, опиравшейся на страшную силу Орды. Он понял, что покорность этой, пока что неодолимой силе, может при нести Рѵси такие выгоды, о каких ни один из правителей прежде и не меч тал. Прп этом, что важно подчеркнуть, благоверный князь всегда оставался христианином и патриотом своей зем ли. В 1250 году князю пришлось ехать в Монголию к Великому хану. Зная язы ческие обряды Орды, князь молился перед отъездом, обещая: «Аще и кровь свою пролию Христа ради от безбож ного царя, якоже и сродники мои. кус ту же и огню и идолам не поклонюся». И свое слово Князь сдержал. Союз с Золотой Ордой завещал кре пить ему отец, князь Ярослав, как ус ловие предотвращения нового раз грома Руси. Сын хана Батыя Сартак, заведующий русским направлением Орды, после принятия христианства стал другом и побратимом Алексан дра.. Обещав свою поддержку, святой Александр обеспечил хану Батыю воз можность выступить в поход против ■ " " " " ■ " ■ " " " ■ ■■Н М Н И Н Н Н Н И И И И И И Монголии и стать главным повелите лем всей Великой Степи. Более того, на престол Монголии был возведен вождь татар-христиан, хан Мункэ. Позже, в 1261 году при содействии ве ликого князя Александра в Сарае бы ла образована православная епархия. Именно эта, стоящая за Великим князем сила Золотой Орды, и позволи ла привести к покорности земли Коре- лии, Лапландии и Норвежского Фин- маркена. И более того, с властию вой ти в пределы Норвежского Королевс тва, тем самым, обусловив успешное заключение крайне необходимого для Руси договора 1251 года. Важность этого деяния благоверного князя безмерна, ибо, та дань, которую Русь теперь могла беспрепятственно взимать с богатой мехами Лапландии, спасала русский народ от рабства. Зо лотоордынских сборщиков «салыги» (подушной подати) на Руси интересо вала исключительно пушнина («мяг кая рухлядь»). Монах-францисканец Плано Карпини, оказавшийся на Руси вэти годы, оставил свои воспоминания о тех порядках: «каждый, как малый, так и большой, бедный или богатый, платил монголам дань: одну шкуру медведя, одного черного бобра, одно го черного соболя, одну черную шкуру дохорь(ильтиса) [черный лесной хорек —и. М.], и одну чернуюлисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть обращен в их раба». Решительные действия мудрого пра вителя Руси святого князя Александ ра спасли великое множество русского народа от страшного рабства в Золотой Орде и заложили принципиальные ос новы для датьнейшего развития торго- во-политпческихсвязей с Норвегией. В 1 256 году вответ на попытку шведов ифиннов заложить крепость на берегах реки Нарвы, князь Александр вновь ходил походом і! Финскую землю. Ле тописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». Шведы бежали, не достроив крепости. Границы Русско го С ев ера В дальнейшем, в русле Северной по литики святого Александра Невского в 1326 году был подписан еще один не обычайно важный для истории Край него Севера договор о мире, границе и торговле в Заволочье и Лапландии. «Согласно древним означениям и ру бежам» северная граница между стра нами была определена в районе реки Паз. При этом, так называемый, об щий Северный дистрикт, территория сбора дани с саамов, по-прежнему, простирался от Белого моря до города Тромсе, занимая всю русскуюЛаплан дию, шведский Лапмаркен и весь нор вежский Финмарк. Договор 1326 внес и необходимые уточнения: «Русские взимают дань вдоль моря [берега нынешнего Ба ренцева и Норвежского морей — и. М.] до Lungstuen [местечко в 45 км на восток от г. Тромсе —и. М.], а на фи ельдах [«полях», то есть на материке —и. М.] вдоль Моеіе-реки [сейчас ре ка Муониэльвен], лежащей несколь ко выше Lungstuen, к востоку от Ки- елена [Kjolen —цепь горных хребтов вдоль побережья Норвегии к северу от Тронхейма —и. М.]. Норвежский же король берет дань на востоке от нача ла Trjanema [Кольского полуострова— и. М.] до Gandvik, [Белого моря —и. М.], там, где течет Ѵеіа-река [река Вя ла (Vlijoki) на Белом море (Vilgeshpi), приток реки Умбы —и. М.]. Везде, где живут полукарелы или полуфинны [полусаамы —и. М.], происходящие от финской матери». «Таковы границы между владениями конунга Норвегии и конунга руссов». (См. Схематичес кая карта территорий Севера Европы) Упомянутые «полукарелы или полу финны» —следствие специфики тор говых контактов корелов и лопарей в условиях перманентных столкнове ний и конфликтов в то время. Необ ходимое «торговое перемирие» сопро вождалось обменом заложниками, а так же приходом саамских женщин в стан к карельским купцам с целью за беременеть. «Таким образом, с помо щью обычая гостеприимного гетериз ма саами обновляли свой генофонд». Центрами сбора дани с населения Великой Лапландии для ее дальней шей отправки на Большую землю со времен Александра Невского бы ли определены поселения Варзуга и район нынешней Кандалакши. Пер вая отвечала за дань с корелы и лопа рей Кольского полуострова, вторая с земель на запад от Кольского зали ва и в Норвежском Финмаркене. Из начально формировать сопровождать обозы с собранной данью, обеспечи вая их безопасность, входило в обя занность «детей корельских», за что им назначалась «празга», то есть про цент от собранной дани. «В Лаплан дии не было бояр, а страной управля ли сборщики податей». С падением Новгородской самосто ятельности Великие князья Московс кие оставили эту заведенную Новго родскими князьями схему сбора дани без изменений. » 1г і /мен ' 1итра фа н ( БАДАН И Н) Святой благоверный князь Александр Невский и Кольский Север По благословению Высокопреосвяіценнейшего архиепископа Мурманского и Мончегорского СИМОНА Русская Православная Церковь. Московский патриархат. Мурманская и Мончегорская епархия ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мастер-класс автора выставки ‘Весна света» художника Татьяны Шороховой 20марта (суббота) 14.00 Встреча в клубе «Паломник- 26 марта (пятница) 16.00 День памяти писателя Николая Скромного 2Sмарта (воскресенье) 15.00 ул. Траловая, дом 22 Телефон: 2,4-75-22, 23-96-03, 8-911-301-15-02 православный оаюн Духовная литература, иконы, свечи, ладан и другие предметы церковной утвари Мурманск, пр. Ленина, 77. Пн,-ср. 11.00-18.00, сб. вс. 12.00-17.00, чт., пт ,- выходной. II ідатель с і но Мурманской и Мончегорском епархии Газета зарегистрирована в Северо-Западном Комитете РФ по печати. Просим не использовать «М и с с и о н е р с к у ю Московскою Патриархата. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г. православную газету» для х о зя й с т в е н н ы х целей. Адрес: 183010. Мурманск, уд. Зеленая. I і. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г. Мурманск, ул. К. Маркса. 18. Ьсли она Вам больше нс н уж н а. дай те ее п о ч т а т ь Ответственный редактор - Надежда Большакова. Тираж 7 000 дкз. Заказ 838 " другому или верните в п р аво сл авн ы й храм II Р м п е р е и е ч а г к е с с ы л к а н а <■ М и с с и о н е р с к у ю и р а в о с л а в н у ю г а з е т у ■> о 6 я з а т е л ь н а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz