Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА N° 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 И ПИШУТ НАШИ ДРУЗЬЯ «Сокровенный мир Православия» ТАК НАЗВАНА книга Вале рия Духанина, известного пуб лициста, выпускника Московс кой Духовной академии, канди дата богословия, преподавателя Николо-Угрешской Духовной Семинарии, постоянного авто ра радиопрограммы «Радонеж». Словомможноубить и воскресить. Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека — в зависимости от того, как мы его произносим. Вистории известномного случаев, когдаропот илихула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью!» Книга вышла уже вторым из данием в Издательстве Москов ской Патриархии и имеет боль шой успех. Повествует об удиви тельной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значе нии православной веры. Начи ная с одного из главных вопро сов, волнующих душу — в чем смысл жизни —книга ведет чи тателя по пути познания высших ценностей, венец которых— об щение с Богом. В ней можно найти ответы на самые насущ ные вопросы. Есть ли Бог, и как Его увидеть? Почему существу ет неверие и что таит в себе ате изм? Что Господь открыл о Себе людям, и каков смысл Его запо ведей?Для чего существуют хра мы, и возможно ли еще в земной жизни достичь счастья?.. Автор ненавязчиво раскрыва ет множество интересных тем: чудеса и поучительные случаи из жизни, Ноев ковчег и все мирный потоп, исторические свидетельства о Христе и не обыкновенные случаи с уче ными, писателями и поэтами, любовь молодых людей друг к другу и особенности жизни в современном мире. Все под тверждается примерами стихов, отрывками из прозы, притчами и сказками. Язык книги живой и увлекательный, она будет ин тересна самому широкому кругу читателей. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕН ИЕ Из книги Вдадимирва Николаева «Вы все, конечно, помните...» Пусть это миф... «В архивах КГБ найдено стихотворе ние С.Есенина» — под таким заголов ком в областной газете «Красное зна мя» в 1991 году появилась публика ция, взволновавшая многие умы?»,- сообщал сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области В.Уйманов. ...учитывая наличие разных точек зре ния специалистов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрицают), мы решили предста вить эти стихи к публикации. «Ответ Есенина Демьяну Бедно му» — в статье под таким названи ем в одном из последующих номеров «Красного знамени» было опублико вано размышление Владимира Ива новича Николаева по поводу найден ного стихотворения. Весной 1925 года «Союз безбожни ков» в 11 номерах «Правды» и одно временно в газете «Беднота» напеча тал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Автор этого стихотворного издевательства над Священным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, — по собственной характе ристике, «мужик вредный». Вскоре эта пародия вышла отдельным изда нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кампании травли и репрессий против православной цер кви, других религий. Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедно го в прекрасном библиографическом словаре «Русские писатели», вышед шем в 1990 году в издательстве «Про свещение», очевидно, по этим сооб ражениям ни словом не обмолвились об этих позорных страницах жизни и творчества Демьяна Бедного. В газете «Беднота» в это время рабо тала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин формацию он получал из первых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое неприятие Есенина, который к этому времени, по меткому выра жению Георгия Иванова, очнулся от угара революции. Благодаря певцу Малинину сегодня каждый знает есе нинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь». Новые взгляды Есенина отлича лись от господствующей идеологии. «Я перестаю понимать, какой рево люции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к ок тябрьской, по-видимому. В нас скры вался и скрывается какой-нибудь но ябрь», — писал он Кусикову. Есенину было что скрывать. Потомки Есенина считают, что социально-политичес кие мотивы в стихах Есенина после возвращения его из-за границы были направлены на сокрытие истинных взглядов поэта. В середине 25-го года среди литера турного мира России в списках стали распространяться стихи «Ответ Еван гелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три месяца пос ле трагической и загадочной до се годняшнего дня смерти Есенина, его сестра Катя поторопилась без убеди тельных доводов публично отречься от есенинского авторства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили? В 1927 году в Париже «Ответ...» был опубликован в есенинском сборнике с пропусками строчек и опять с выра жением сомнения в авторстве. Имажинист Матвей Ройзман радос тно сообщил всем в начале 70-х годов, что автор этих стихов Н.Н. Горбачев — «графоман с контрреволюционным душком» — был найден и наказан. Но живы еще люди, которые пом нят то время, слышали и сохранили списки этого стихотворения. Некото рые знали Есенина лично и не сомне ваются в его авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленингра де, в Витебске, Ростове, в Севастопо ле и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэ тический мир 20-30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напря гая уже уставшую от долгой нелегкой жизни память, пыталась для членов есенинского общества «Радуница» восстановить его звучание: * * * Я часто думаю, за что его казнили! За то ль, что, враг субботы, Он против всякой гнили Отважно поднял голос свой; За то ли, что в стране проконсула Пилата, Где культом Кесарю полны и свет, и тень,- 0н с кучкой небольшой из бедных рыбаков За Кесарем признал лишь силу злата; За то ли, что себя, на части разорвав, Он к горю каждого был милосерд и чуток, И всех благословлял, мучительно любя, И маленьких детей, и грязных проституток. Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем Я не нашел правдивого ответа. В нем много бойких слов (ах, как их много в нем). Но слова нет, достойного поэта. Я не из тех, кто признает попов, Кто безотчетно верит в Бога, Кто лоб свой расшибить готов, Молясь у каждого церковного порога. Я не люблю религии раба, Покорного от века и до века, И вера в чудеса моя слаба — Я верю в знание и силу человека. Я знаю, что, стремясь по нужному пути, Здесь, на Земле, не расставаясь с телом, Немы, так кто-нибудь ведь должен же дойти Воистину к божественный пределам. И все-таки, когда я в «Правде» прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна - Мне стало стыдно так, как будто я попал В блевотину, изверженную спьяна. Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос - Далекий миф; мы это понимаем. Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес, Я знаю: жизнь не так проста, И ты всего лишьтолстый боров. Ты только хрюкнулна Христа, ЕфимЛакеевич Придворов. Наверное, именно хлесткость фра зы и смелость образа сохраняют у них уверенность в принадлежности этих строк Есенину. Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничивалось лишь прав кой стихотворения, написанного дру гим автором. И это,очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотворной конспирацией, применив’ не свойс твенный размер и отдельные слова, не мог не остаться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство. Нет-нет, да и мелькнет есенинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захле бывался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение зву чит от 1-го лица, сохраняет есенинс- куюжизненную позицию, отношение к православию и его непримиримость к автору пародии, ранее выраженную строчкой: «Я вам не кенар! Я поэт! И нечета каким-то там Демьянам». К сожалению, серьезного исследо вания постихотворению«Ответ Еван гелисту Демьяну» еще не сделано. На всех и вся захлебываться лаем. Христос — сын плотника, когда-то был казнен — Пусть это миф, но все ж, когда прохожий Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он: «Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий». Пусть миф Христос, как мифом был Сократ. Так что ж! От этого и надобно подряд Плевать на то, что в человеке свято? Ты испытал, Демьян, всего один арест, А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый.» А что, когда б тебе Голгофский дали крест Иль чашу с едкою цикутой? Хватило б у тебя величья до конца В последний час, по их примеру тоже Иль о бессмертии учить на смертном ложе? Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил, Ты не задел его нимало; Разбойник был, Иуда был, Тебя лишь только не хватало! Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей, Как толстый боров, Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов. Но ты свершил двойной тяжелый грех — Своим дешевым балаганным вздором — Ты оскорбил поэтов вольный цех И малый свой талант покрыл позором. Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи, Небось, злорадствуют российские кликуши: «Еще тарелочку Демьяновой ухи, Соседушка, мой свет, покушай!» А русский мужичок, читая «Бедноту», Где образцовый стих печатался дуплетом, Еще отчаянней потянется к Христу, А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz