Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА N° 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 И ПИШУТ НАШИ ДРУЗЬЯ «Сокровенный мир Православия» ТАК НАЗВАНА книга Вале­ рия Духанина, известного пуб­ лициста, выпускника Московс­ кой Духовной академии, канди­ дата богословия, преподавателя Николо-Угрешской Духовной Семинарии, постоянного авто­ ра радиопрограммы «Радонеж». Словомможноубить и воскресить. Произнесение имени Божия способно спасти и погубить человека — в зависимости от того, как мы его произносим. Вистории известномного случаев, когдаропот илихула на Бога мгновенно наказывались жестокой болезнью или даже смертью!» Книга вышла уже вторым из­ данием в Издательстве Москов­ ской Патриархии и имеет боль­ шой успех. Повествует об удиви­ тельной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значе­ нии православной веры. Начи­ ная с одного из главных вопро­ сов, волнующих душу — в чем смысл жизни —книга ведет чи­ тателя по пути познания высших ценностей, венец которых— об­ щение с Богом. В ней можно найти ответы на самые насущ­ ные вопросы. Есть ли Бог, и как Его увидеть? Почему существу­ ет неверие и что таит в себе ате­ изм? Что Господь открыл о Себе людям, и каков смысл Его запо­ ведей?Для чего существуют хра­ мы, и возможно ли еще в земной жизни достичь счастья?.. Автор ненавязчиво раскрыва­ ет множество интересных тем: чудеса и поучительные случаи из жизни, Ноев ковчег и все­ мирный потоп, исторические свидетельства о Христе и не­ обыкновенные случаи с уче­ ными, писателями и поэтами, любовь молодых людей друг к другу и особенности жизни в современном мире. Все под­ тверждается примерами стихов, отрывками из прозы, притчами и сказками. Язык книги живой и увлекательный, она будет ин­ тересна самому широкому кругу читателей. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕН ИЕ Из книги Вдадимирва Николаева «Вы все, конечно, помните...» Пусть это миф... «В архивах КГБ найдено стихотворе­ ние С.Есенина» — под таким заголов­ ком в областной газете «Красное зна­ мя» в 1991 году появилась публика­ ция, взволновавшая многие умы?»,- сообщал сотрудник Управления АФБ РСФСР по Томской области В.Уйманов. ...учитывая наличие разных точек зре­ ния специалистов на авторство (одни признают авторство за С. Есениным, другие отрицают), мы решили предста­ вить эти стихи к публикации. «Ответ Есенина Демьяну Бедно­ му» — в статье под таким названи­ ем в одном из последующих номеров «Красного знамени» было опублико­ вано размышление Владимира Ива­ новича Николаева по поводу найден­ ного стихотворения. Весной 1925 года «Союз безбожни­ ков» в 11 номерах «Правды» и одно­ временно в газете «Беднота» напеча­ тал стихотворение «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Автор этого стихотворного издевательства над Священным писанием был Ефим Алексеевич Придворов, он же Демьян Бедный, — по собственной характе­ ристике, «мужик вредный». Вскоре эта пародия вышла отдельным изда­ нием. Это было «достойным венцом» беспрецедентной кампании травли и репрессий против православной цер­ кви, других религий. Сегодня даже стыдно и жутко об этом вспоминать. Авторы статьи о жизни и творчестве Демьяна Бедно­ го в прекрасном библиографическом словаре «Русские писатели», вышед­ шем в 1990 году в издательстве «Про­ свещение», очевидно, по этим сооб­ ражениям ни словом не обмолвились об этих позорных страницах жизни и творчества Демьяна Бедного. В газете «Беднота» в это время рабо­ тала Галина Бениславская, у которой тогда Есенин жил. Самую свежую ин­ формацию он получал из первых уст. Творение Демьяна Бедного вызвало резкое неприятие Есенина, который к этому времени, по меткому выра­ жению Георгия Иванова, очнулся от угара революции. Благодаря певцу Малинину сегодня каждый знает есе­ нинские слова, написанные после возвращения из-за границы: «Стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь». Новые взгляды Есенина отлича­ лись от господствующей идеологии. «Я перестаю понимать, какой рево­ люции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к ок­ тябрьской, по-видимому. В нас скры­ вался и скрывается какой-нибудь но ­ ябрь», — писал он Кусикову. Есенину было что скрывать. Потомки Есенина считают, что социально-политичес­ кие мотивы в стихах Есенина после возвращения его из-за границы были направлены на сокрытие истинных взглядов поэта. В середине 25-го года среди литера­ турного мира России в списках стали распространяться стихи «Ответ Еван­ гелисту Демьяну». Все знали их как стихи Есенина. Через три месяца пос­ ле трагической и загадочной до се­ годняшнего дня смерти Есенина, его сестра Катя поторопилась без убеди­ тельных доводов публично отречься от есенинского авторства «Ответа...». Поторопилась или ее поторопили? В 1927 году в Париже «Ответ...» был опубликован в есенинском сборнике с пропусками строчек и опять с выра­ жением сомнения в авторстве. Имажинист Матвей Ройзман радос­ тно сообщил всем в начале 70-х годов, что автор этих стихов Н.Н. Горбачев — «графоман с контрреволюционным душком» — был найден и наказан. Но живы еще люди, которые пом­ нят то время, слышали и сохранили списки этого стихотворения. Некото­ рые знали Есенина лично и не сомне­ ваются в его авторстве. Живут они в Москве и Подмосковье, в Ленингра­ де, в Витебске, Ростове, в Севастопо­ ле и других городах. В прошлом году лично знавшая Есенина и весь поэ­ тический мир 20-30-х годов поэтесса из Истры Екатерина Холина, напря­ гая уже уставшую от долгой нелегкой жизни память, пыталась для членов есенинского общества «Радуница» восстановить его звучание: * * * Я часто думаю, за что его казнили! За то ль, что, враг субботы, Он против всякой гнили Отважно поднял голос свой; За то ли, что в стране проконсула Пилата, Где культом Кесарю полны и свет, и тень,- 0н с кучкой небольшой из бедных рыбаков За Кесарем признал лишь силу злата; За то ли, что себя, на части разорвав, Он к горю каждого был милосерд и чуток, И всех благословлял, мучительно любя, И маленьких детей, и грязных проституток. Не знаю я, Демьян, в «Евангельи» твоем Я не нашел правдивого ответа. В нем много бойких слов (ах, как их много в нем). Но слова нет, достойного поэта. Я не из тех, кто признает попов, Кто безотчетно верит в Бога, Кто лоб свой расшибить готов, Молясь у каждого церковного порога. Я не люблю религии раба, Покорного от века и до века, И вера в чудеса моя слаба — Я верю в знание и силу человека. Я знаю, что, стремясь по нужному пути, Здесь, на Земле, не расставаясь с телом, Немы, так кто-нибудь ведь должен же дойти Воистину к божественный пределам. И все-таки, когда я в «Правде» прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна - Мне стало стыдно так, как будто я попал В блевотину, изверженную спьяна. Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос - Далекий миф; мы это понимаем. Но все-таки нельзя ж, как годовалый пес, Я знаю: жизнь не так проста, И ты всего лишьтолстый боров. Ты только хрюкнулна Христа, ЕфимЛакеевич Придворов. Наверное, именно хлесткость фра­ зы и смелость образа сохраняют у них уверенность в принадлежности этих строк Есенину. Некоторые утверждают, что участие Есенина ограничивалось лишь прав­ кой стихотворения, написанного дру­ гим автором. И это,очевидно, потому, что Есенин, занявшись стихотворной конспирацией, применив’ не свойс­ твенный размер и отдельные слова, не мог не остаться самим собою. Да ему и не очень хотелось отдавать кому-то свое авторство. Нет-нет, да и мелькнет есенинское словечко или образ: «к божественным пределам», «годовалый пес», «захле­ бывался лаем», «на смертном ложе» и др. Главное же — стихотворение зву­ чит от 1-го лица, сохраняет есенинс- куюжизненную позицию, отношение к православию и его непримиримость к автору пародии, ранее выраженную строчкой: «Я вам не кенар! Я поэт! И нечета каким-то там Демьянам». К сожалению, серьезного исследо­ вания постихотворению«Ответ Еван­ гелисту Демьяну» еще не сделано. На всех и вся захлебываться лаем. Христос — сын плотника, когда-то был казнен — Пусть это миф, но все ж, когда прохожий Спросил Его: «Кто Он?» Ему ответил он: «Сын человеческий», а не сказал: «сын Божий». Пусть миф Христос, как мифом был Сократ. Так что ж! От этого и надобно подряд Плевать на то, что в человеке свято? Ты испытал, Демьян, всего один арест, А уж скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый.» А что, когда б тебе Голгофский дали крест Иль чашу с едкою цикутой? Хватило б у тебя величья до конца В последний час, по их примеру тоже Иль о бессмертии учить на смертном ложе? Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил, Ты не задел его нимало; Разбойник был, Иуда был, Тебя лишь только не хватало! Ты сгустки крови у креста копнул ноздрей, Как толстый боров, Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов. Но ты свершил двойной тяжелый грех — Своим дешевым балаганным вздором — Ты оскорбил поэтов вольный цех И малый свой талант покрыл позором. Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи, Небось, злорадствуют российские кликуши: «Еще тарелочку Демьяновой ухи, Соседушка, мой свет, покушай!» А русский мужичок, читая «Бедноту», Где образцовый стих печатался дуплетом, Еще отчаянней потянется к Христу, А «коммунизму» «мать» пошлет при этом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz