Миссионерская православная газета. 2010 г. № 1-2. Февраль.
10 № 1-2, ФЕВРАЛЬ 2010 ‘ МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ШШЯГ ДЕТИ И ЦЕРКОВЬ В рам ках программы «Дети Кольской земли» Рождественские приключения «Детей Кольской земли» 12 января участники програм мы «Дети Кольской земли» вернулись из поездки в Мос кву. Во время каникул ребята о тды хали в оздоровительном лагере «Дружба», где смогли не только поправить здоро вье, но и побывать на увлека т е л ьны х экскурсиях: посети ли Сэргиев-Посад, побывали в музее космоса в г. Королеве, подробнее узнали о до стоп римечательностях Кремля, загадали желание на нулевом километре, откуда ведется о т счет всех автомобильны х до рог Российской федерации. Вечерами, сидя полукру гом и передавая друг другу за жженную свечу, дети делились впечатлениями дня, в деталях описывая увиденное, обсуж дая планы на будущее. Главным событием этой по ездки была Рождественская елка в храме Христа Спасите ля. Праздник проходил в за ле Церковных Соборов, на ходившемся в нижней части храма. Здесь было прекрасно все: и великолепный рождес твенский спектакль, и радуш ное гостеприимство. Сюжет рождественских приключений полностью захватил внимание детей. Вместе с героями сказки они делали выбор между добром и злом, учились быть внима тельными к ближним. Прошло несколько дней, и мы снова оказались в хра ме Христа Спасителя, чтобы познакомиться с его истори ей полной величия и трагиз ма. Храм Христа Спасителя, построенный по завещанию Александра I во славу Христа и в честь победы русских солдат над Наполеоном возводили 44 года с 1839-гопо 1883-й. В1931 году его взорвали, чтобы пост роить на этом месте дворец Со ветов, но этому не суждено бы ло случиться. До войны успели уложить только фундамент и установить на несколько мет ров металлоконструкции, ко торые в 1941-м году использо вали для сооружения противо танковых заграждений. После войны на месте храма построили открытый бассейн «Москва». Но, слава Богу, все возвраща ется на круги своя. В 1995 году было решено вернуть столице, ее главный храм, и за пять лет он вновь встал в центре Мос квы. Строили его всем миром. Около храма возведена часов ня Державной иконы Божией Матери и памятник Алексан дру II. На прощанье мы еще раз бросили наши взгляды на ве ликолепное чудо храмострои- тельства. Мы бы еще раз хоте лось вернуться сюда и полюбо ваться Москвой со смотровой площадки храма. Галина БАРАНОВА К Н И Г О П Е Ч А Т А Н И Е День православной книги По предложению Патриарха Мос ковского и всея Руси Кирилла, 14 мар та определен, как День православной книги. Именно в этот день, 1 марта 1564 года по старому стилю, была из дана первая книга Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол». Московский Апостол 1564 года — произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык кни ги от архаизмов, неславянских выра жений и оборотов, улучшил орфогра фию. Текст изложен очень обдуман но, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апосто ле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги: впервые указывалось место и время напечата ния, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков, и даже исто рия выпуска издания: прославляются «благочестивый» царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением «начаша изыскавати мастерства печат ных книг» и просвещенный митропо лит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Мос кве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федо ровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным пуб лицистическим произведением висто рии русской литературы. Какие книги можно причислить к православной литературе? Прежде всего книги священного писания и священного предания: Библию, Ветхий и Новый заветы, святоотеческие книги, богослужебные, церковную и каноническую литературу, те книги, в которых выражена идея Православия, тексты духовного содержания. К ним можно отнести и художественные книги русских классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Тютчева и других. В начале 60-х царь «повелел устро ить на средства царской казны дом, где производить печатное дело», но где в Москве размещалось это первое госу дарственное предприятие, выполняю щее программу, согласованную с царем и митрополитом —не известно. Воз можно в Троице-Сергиевом монасты ре , где в 1551 году настоятелем сталАр темий, один из инициаторов печатно го дела. Не обнаружены и документы, показывающие, как была организова на работа в печатне, как она была обо рудована, сколько работало человек, кто выполнял такие сложные полигра фические процессы, как литье шриф тов, гравирование досок и т.д. Извест но только, что царь «не жалея давал от своих царских сокровищ делателям... Ивану Федорову да Петру Мстислав- цу на устройство печатногодела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению». Благодаря этому изданию, известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. В связи с распространением нека чественной церковной литературы в последние годы, Святейший Патриарх Кирилл предложил стимулировать из дательство высококачественной лите ратуры, создав, в частности, День пра вославной книги, для формирования у человека православного самосозна ния. Он сказал: «Вот появляется какая- то книга, которая опасна для духовной жизни человека, в которой достаточно много предрассудков, суеверий... Надо не стесняясь говорить, что такая книга не может распространяться через цер ковь». Необходимо распространять высококачественную церковную ли тературу и в интернете. «Издательский совет должен иметь современный из дательский ресурс и должен быть на вигатором в этой сфере», —подчеркнул первосвятитель. Предложил прово дить ежегодную олимпиадудля школь ников «по умению работать с печатной книгой». Любовь ГОЛУБЕВА -Ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz