Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.

------------------------------------------------- ' ---------------------------------------------------------------- № 9 -10 , ОКТЯБРЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 'L ^ЛОДЕЖНЫИ С Л Е Т Н Е ! Патриотизм в светском и религиозном понимании Что такое патриотизм в светском понимании этого слова? Ведь из­ начально, это нерелигиозное по­ нятие. Патриотизм - это любовь к Отечеству. Но что именно любить? Маму с папой? Место, где я родил­ ся? Город, где я живу, где живут мои родственники и жили мои пред­ ки? Родной язык? Отечественную культуру? Леса, реки и поля? Госу­ дарство, которое мало заботится о своем народе? Какую Россию нам любить - Россию преп. Сергия Радонежского и патриарха Тихона, Россию Пушкина, Менделеева и Шостаковича - или Россию Малю- ты Скуратова, Ленина, Ивана Гроз­ ного? Как тут быть? Как, наконец, к этому относится Церковь, что, с ее точки зрения, есть патриотизм? Протоиерей Андрей Амелин ТЕМА очень важная. О пат­ риотизме сейчас не говорит только ленивый. Сегодня нас призывают быть патриотами. Идея патриотизма зачастую эксплуатируется в различ­ ных предвыборных кампа­ ниях, раздаются листовки, в которых говорится о безмер­ ной любви к России того или иного кандидата. Они любят Отечество и везде об этом го­ ворят: и по радио, и по теле­ видению. А что тогда в пони­ мании христианина есть пат­ риотизм? Подобные вопросы часто ставят молодые люди, гото­ вящиеся вступить во взрос­ лую жизнь. Ребята, которым предстоит служба в Воору­ женных силах, и за которыми гоняются работники военко­ матов, меня зачастую спра­ шивают: «А почему мы долж­ ны служить в армии? Почему мы должны защищать Оте­ чество? И вообще, что такое Отечество?» Еще во время своей службы на флоте в 90-е годы я помню споры со сво­ им командиром на подобные темы. Он говорил, что Родина —это место, где человеку хо­ рошо и комфортно, и, что он был бы готов послужить и Со­ единенным Штатам Америки, но только никто не предлага­ ет. Тогда государство по шесть месяцев не выплачивало во­ енным зарплату, обрекая их семьи на нищенское сущест­ вование. Поэтому можно бы­ ло понять моральное состоя­ ние наших офицеров. Если Отечество включает в себя, помимо всего прочего, понятие государства, то, как любить государство, которое не любит свою Армию, Флот, свой народ. Государство в ли ­ це нынешнего президента за­ являет о том, что народ спи­ вается и при этом не прово­ дит никаких мер по оздоров­ лению общества. Государство в лице предыдущего прези­ дента обозначает демографи­ ческий кризис, что, в общем, указывает на постепенное уничтожение России ее на­ рода, и при этом практичес­ ки ничего не делает для раз­ вития и укрепления семьи. А многодетность в нашем об ­ ществе уже давно восприни­ мается как нечто не нормаль­ ное. У нас из четырех зача­ тых детей трое абортируют­ ся, и только один рождается. Для сравнения —в Штатах из четырех выживают трое. Это после того как Джордж Буш запретил аборты за счет госу­ дарственных средств. Буш - баптист сказал: «Если хотите убивать своих детей, то, по­ жалуйста, за свой счет». Что делать? Отмахнуться от всех этих вопросов? Сказать молодым людям — нашему будущему, нашей надежде: вас растлила западная пропа­ ганда!!! —Но ведь этим не ре­ шишь вопросов. Коль скоро они появляются, на них нуж­ но отвечать. Кстати, о западной пропа­ ганде, которая, конечно име­ ет место быть. Олицетворе­ нием Западного стиля жиз­ ни все же являются Соеди­ ненные Штаты. Я помню, в советские времена нам тал­ дычили о том, что в Амери­ ке нет патриотизма, что да­ же военные служат не в си ­ лу любви к своей Родине, а являются наемниками, то есть служат исключительно за деньги. Мне в 2003 году довелось быть в Штатах, и я встречался с военными. Дол­ жен сказать, что с патриотиз­ мом у них все нормально. Да­ же над каждым домом разви­ вается государственный флаг, что у нас почему-то запреще­ но законом. Они не мучают­ ся вопросами, где разместить свои семьи и как их должным образом обеспечить. Этим занимается государство. И по телевидению не видел ни одой рекламы пива или си­ гарет. Нет, наоборот показы­ вают счастливые семьи, про­ пагандируют здоровый и да­ же спортивный образ жизни. США уже давно тратят мил­ лиарды долларов на возрож­ дение семейных ценностей. Это как раз то, чему можно и нужно поучиться. А у нас все говорильня о «величии России». А в чем, собственно, ее величие? Да, самая большая, самая богатая страна в мире. Но это не наша заслуга, это дал нам Бог, это все собрали наши предки. Так в чем величие? В атомной бомбе? В ракетных войсках стратегического на­ значения, в мощи, остатками которой мы пока еще наво­ дим ужас на весь мир? Один из «отцов» нашего отечества, св. князь Александр Невский сказал по этому поводу: «Не в силе Бог, а в правде». В чем же наша правда? В пьянстве? В нищете (это в самой-то бо ­ гатой стране мира)? В безот­ ветственности? В воровстве? В «украшении» нашей ис­ тории — советскими конц­ лагерями? В традиционном пренебрежении к человеку? Мне, как пастырю Церкви, постоянно задают эти вопро­ сы наши молодые соотечест­ венники. Ответ есть. Посмотрим, как созидалась Российская держава. Святой князь Вла­ димир, святой князь Алек­ сандр Невский, святой князь Даниил Московский, святые митрополиты Петр и Алек­ сий, патриарх Гермоген, пре­ подобный Сергий Радонежс­ кий — вот кто основа наше­ го Отечества. Не потому они святые, что созидали и защи­ щали державу (как воспри­ нимает это мифологическое сознание); а наоборот, Рос­ сия созидалась и покрыва­ лась Богом потому, что они — святые. Вся жизнь этих, и многих других, не упомяну­ тых мною, праведных людей, при всех их государственных и церковных заботах, была посвящена одному — испол­ нению заповедей Божиих. И сбылось над ними слово Евангелия: они прежде все­ го искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), и приложилось им великое го­ сударство, да такое, идеалом которого долгое время было не земное благосостояние, но Христова святость. Потому и называли Россию — святой Русью. Вот в чем единствен­ ное истинное величие наше­ го Отечества. Преподобный Сергий не кричал подобно нашим сов­ ременным политикам, что Родину надо спасать. Он ушел в лес спасать свою душу, очи­ щать ее от греховной сквер­ ны. А когда в этом деле пре­ успел, к нему, как к святому, потянулся народ. И так пос­ тепенно выросла Троице-Се- ргиева Лавра, ставшая фор­ постом нашего государства. И уже потом он благослов­ ляет государственного мужа благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стя- жи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся». Благодаря преподобному Сергию, его молитве, спаслась и вся Русь. Потому как единственный путь к величию нашего Оте­ чества —это созидание его на Божественном фундаменте. Как же теперь нам, хрис­ тианам послужить нашему Отечеству? Может быть, воз­ можно возвращение идеала Святой Руси в нашу жизнь? Здесь нужно осознавать, что этот идеал — вовсе не когда все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но именно понуж­ дение себя на исполнение за­ поведей Христовых, понужде­ ние себя на жизнь по совести. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, упо­ доблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули вет­ ры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что осно­ ван был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, ко­ торый построил дом свой на песке; и пошел дождь, и раз- лилисьреки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (МФ- 7, 24-27). Это основа всякого действия для христи­ анина. Но именно здесь есть слож­ ности. Христианство велит все начинать с себя, созидать святость в себе; а вот с этим как раз у нас проблема. У нас «святость Руси» проявляется в ностальгировании по дав­ но ушедшим временам, вос­ певании монархии и войн без трезвой и разносторонней их оценки, и в традицион­ ном поиске врагов. Почему так? Потому что искать вра­ гов и бороться с ветряными мельницами гораздо легче, чем быть нравственным и по­ рядочным человеком, хрис­ тиански созидающим свою жизнь. Подлинный патри­ отизм, подлинная любовь к родине должна проявляться в делах, не в словах. И дела эти не обязательно глобаль­ ные —«всех порвать на части, Господа хваля», как призы­ вает певица Жанна Бичевс- кая. Оглянемся вокруг себя. Вот наши подъезды — гряз­ ные, вонючие, изрисован­ ные, с выбитыми стеклами, сожженными кнопками лиф­ тов. Казалось бы, наш дом, чего уж ближе, а нам дела нет. Мы будем говорить о том, что Запад развращает нашу моло­ дежь... Простите, но эта мо­ лодежь — наши дети, откуда они научились гадить в своих же собственных подъездах? Руководитель Синодально­ го отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами всем известный протоиерей Дмитрий Смирнов как-то рассказывал о своей лекции на духовные темы в одном из военных училищ Москвы. После беседы один из кур­ сантов спросил: «Так с чего же, батюшка, начинать путь спасения?» Отец Дмитрий ему: «Куришь»? Тот: «Курю». — На тротуар, когда ку­ ришь, плюешь? —Плюю. —Перестань плевать. Давайте начнем любить ро­ дину с наших подъездов, с уборки мусора на улицах и во дворах, где мы живем, пере­ станем плевать на Матушку- землю!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz