Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.
------------------------------------------------- ' ---------------------------------------------------------------- № 9 -10 , ОКТЯБРЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА 'L ^ЛОДЕЖНЫИ С Л Е Т Н Е ! Патриотизм в светском и религиозном понимании Что такое патриотизм в светском понимании этого слова? Ведь из начально, это нерелигиозное по нятие. Патриотизм - это любовь к Отечеству. Но что именно любить? Маму с папой? Место, где я родил ся? Город, где я живу, где живут мои родственники и жили мои пред ки? Родной язык? Отечественную культуру? Леса, реки и поля? Госу дарство, которое мало заботится о своем народе? Какую Россию нам любить - Россию преп. Сергия Радонежского и патриарха Тихона, Россию Пушкина, Менделеева и Шостаковича - или Россию Малю- ты Скуратова, Ленина, Ивана Гроз ного? Как тут быть? Как, наконец, к этому относится Церковь, что, с ее точки зрения, есть патриотизм? Протоиерей Андрей Амелин ТЕМА очень важная. О пат риотизме сейчас не говорит только ленивый. Сегодня нас призывают быть патриотами. Идея патриотизма зачастую эксплуатируется в различ ных предвыборных кампа ниях, раздаются листовки, в которых говорится о безмер ной любви к России того или иного кандидата. Они любят Отечество и везде об этом го ворят: и по радио, и по теле видению. А что тогда в пони мании христианина есть пат риотизм? Подобные вопросы часто ставят молодые люди, гото вящиеся вступить во взрос лую жизнь. Ребята, которым предстоит служба в Воору женных силах, и за которыми гоняются работники военко матов, меня зачастую спра шивают: «А почему мы долж ны служить в армии? Почему мы должны защищать Оте чество? И вообще, что такое Отечество?» Еще во время своей службы на флоте в 90-е годы я помню споры со сво им командиром на подобные темы. Он говорил, что Родина —это место, где человеку хо рошо и комфортно, и, что он был бы готов послужить и Со единенным Штатам Америки, но только никто не предлага ет. Тогда государство по шесть месяцев не выплачивало во енным зарплату, обрекая их семьи на нищенское сущест вование. Поэтому можно бы ло понять моральное состоя ние наших офицеров. Если Отечество включает в себя, помимо всего прочего, понятие государства, то, как любить государство, которое не любит свою Армию, Флот, свой народ. Государство в ли це нынешнего президента за являет о том, что народ спи вается и при этом не прово дит никаких мер по оздоров лению общества. Государство в лице предыдущего прези дента обозначает демографи ческий кризис, что, в общем, указывает на постепенное уничтожение России ее на рода, и при этом практичес ки ничего не делает для раз вития и укрепления семьи. А многодетность в нашем об ществе уже давно восприни мается как нечто не нормаль ное. У нас из четырех зача тых детей трое абортируют ся, и только один рождается. Для сравнения —в Штатах из четырех выживают трое. Это после того как Джордж Буш запретил аборты за счет госу дарственных средств. Буш - баптист сказал: «Если хотите убивать своих детей, то, по жалуйста, за свой счет». Что делать? Отмахнуться от всех этих вопросов? Сказать молодым людям — нашему будущему, нашей надежде: вас растлила западная пропа ганда!!! —Но ведь этим не ре шишь вопросов. Коль скоро они появляются, на них нуж но отвечать. Кстати, о западной пропа ганде, которая, конечно име ет место быть. Олицетворе нием Западного стиля жиз ни все же являются Соеди ненные Штаты. Я помню, в советские времена нам тал дычили о том, что в Амери ке нет патриотизма, что да же военные служат не в си лу любви к своей Родине, а являются наемниками, то есть служат исключительно за деньги. Мне в 2003 году довелось быть в Штатах, и я встречался с военными. Дол жен сказать, что с патриотиз мом у них все нормально. Да же над каждым домом разви вается государственный флаг, что у нас почему-то запреще но законом. Они не мучают ся вопросами, где разместить свои семьи и как их должным образом обеспечить. Этим занимается государство. И по телевидению не видел ни одой рекламы пива или си гарет. Нет, наоборот показы вают счастливые семьи, про пагандируют здоровый и да же спортивный образ жизни. США уже давно тратят мил лиарды долларов на возрож дение семейных ценностей. Это как раз то, чему можно и нужно поучиться. А у нас все говорильня о «величии России». А в чем, собственно, ее величие? Да, самая большая, самая богатая страна в мире. Но это не наша заслуга, это дал нам Бог, это все собрали наши предки. Так в чем величие? В атомной бомбе? В ракетных войсках стратегического на значения, в мощи, остатками которой мы пока еще наво дим ужас на весь мир? Один из «отцов» нашего отечества, св. князь Александр Невский сказал по этому поводу: «Не в силе Бог, а в правде». В чем же наша правда? В пьянстве? В нищете (это в самой-то бо гатой стране мира)? В безот ветственности? В воровстве? В «украшении» нашей ис тории — советскими конц лагерями? В традиционном пренебрежении к человеку? Мне, как пастырю Церкви, постоянно задают эти вопро сы наши молодые соотечест венники. Ответ есть. Посмотрим, как созидалась Российская держава. Святой князь Вла димир, святой князь Алек сандр Невский, святой князь Даниил Московский, святые митрополиты Петр и Алек сий, патриарх Гермоген, пре подобный Сергий Радонежс кий — вот кто основа наше го Отечества. Не потому они святые, что созидали и защи щали державу (как воспри нимает это мифологическое сознание); а наоборот, Рос сия созидалась и покрыва лась Богом потому, что они — святые. Вся жизнь этих, и многих других, не упомяну тых мною, праведных людей, при всех их государственных и церковных заботах, была посвящена одному — испол нению заповедей Божиих. И сбылось над ними слово Евангелия: они прежде все го искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), и приложилось им великое го сударство, да такое, идеалом которого долгое время было не земное благосостояние, но Христова святость. Потому и называли Россию — святой Русью. Вот в чем единствен ное истинное величие наше го Отечества. Преподобный Сергий не кричал подобно нашим сов ременным политикам, что Родину надо спасать. Он ушел в лес спасать свою душу, очи щать ее от греховной сквер ны. А когда в этом деле пре успел, к нему, как к святому, потянулся народ. И так пос тепенно выросла Троице-Се- ргиева Лавра, ставшая фор постом нашего государства. И уже потом он благослов ляет государственного мужа благоверного князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стя- жи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся». Благодаря преподобному Сергию, его молитве, спаслась и вся Русь. Потому как единственный путь к величию нашего Оте чества —это созидание его на Божественном фундаменте. Как же теперь нам, хрис тианам послужить нашему Отечеству? Может быть, воз можно возвращение идеала Святой Руси в нашу жизнь? Здесь нужно осознавать, что этот идеал — вовсе не когда все стройно ходят крестными ходами, круглосуточно читая акафисты, но именно понуж дение себя на исполнение за поведей Христовых, понужде ние себя на жизнь по совести. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, упо доблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули вет ры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что осно ван был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, ко торый построил дом свой на песке; и пошел дождь, и раз- лилисьреки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (МФ- 7, 24-27). Это основа всякого действия для христи анина. Но именно здесь есть слож ности. Христианство велит все начинать с себя, созидать святость в себе; а вот с этим как раз у нас проблема. У нас «святость Руси» проявляется в ностальгировании по дав но ушедшим временам, вос певании монархии и войн без трезвой и разносторонней их оценки, и в традицион ном поиске врагов. Почему так? Потому что искать вра гов и бороться с ветряными мельницами гораздо легче, чем быть нравственным и по рядочным человеком, хрис тиански созидающим свою жизнь. Подлинный патри отизм, подлинная любовь к родине должна проявляться в делах, не в словах. И дела эти не обязательно глобаль ные —«всех порвать на части, Господа хваля», как призы вает певица Жанна Бичевс- кая. Оглянемся вокруг себя. Вот наши подъезды — гряз ные, вонючие, изрисован ные, с выбитыми стеклами, сожженными кнопками лиф тов. Казалось бы, наш дом, чего уж ближе, а нам дела нет. Мы будем говорить о том, что Запад развращает нашу моло дежь... Простите, но эта мо лодежь — наши дети, откуда они научились гадить в своих же собственных подъездах? Руководитель Синодально го отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами всем известный протоиерей Дмитрий Смирнов как-то рассказывал о своей лекции на духовные темы в одном из военных училищ Москвы. После беседы один из кур сантов спросил: «Так с чего же, батюшка, начинать путь спасения?» Отец Дмитрий ему: «Куришь»? Тот: «Курю». — На тротуар, когда ку ришь, плюешь? —Плюю. —Перестань плевать. Давайте начнем любить ро дину с наших подъездов, с уборки мусора на улицах и во дворах, где мы живем, пере станем плевать на Матушку- землю!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz