Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА яаШ Г № 9 -10, ОКТЯБРЬ 2009 _______ М О Л О Д Е Ж Н Ы Й С Л ЕТ Доклад Архиепископа Симона на Епархиальном слете проавославной гражданской и военной молодежи . и . г ‘ ‘ Ш Щ fgjSifi щі| #гт(|Ь Критерии и духовные основы зрелости молодежи МОЛОДОЙ возраст, моло­ дость, юность. Приходится она на 14-30 лет и характери­ зуется, прежде всего, высо­ ким уровнем страстей, кото­ рые сопровождаются актив­ ным гормональным развити­ ем и развитием собственного «Эго». Отсюда склонность мо­ лодёжи к самовыражению, самоутверждению и вообще к самости во всех вариантах ее проявления. Потому она и универсальна. Человек выступает на данном этапе своей жизни как субъ­ ект формирующийся, стано­ вящийся, созревающий и, в то же время, уже отдающий себя в смысле физическом, социаль­ ном, духовном. При этом он усваи вает всебя и развивает все свойства и способности, необ­ ходимые ему для полноценной жизни как духовно-космичес­ кого существа, созданного по образу Божью и подобию. Та­ ким образом, молодость мар­ гинальна, от латинского слова «margo» - граница. Этот этап — конец тому, что было рань­ ше. Но это и начало совершен­ но новой дальнейшей жизни. И самое важное то, что в ней, вмолодости, заложен и сокрыт огромнейший и удивитель­ нейший физический и духов­ ный потенциал, задатки для будущего человека здесь, на земле, а затем и на небе. Мо­ лодость для человека —это как бы форпост и трамплин. Что же нужно молодому че­ ловеку для, так сказать, успеш­ ного и полного вступления его во взрослую жизнь? Речь идет здесь о критериях духов­ ной зрелости молодежи для взрослой жизни. Оказывается, эти критерии назвать доволь­ но трудно, так как у каждого молодого человека они свои. Можно говорить о решающем критерии, о совокупности критериев, о наиболее общих из них. Например, хорошее общее физическое развитие и здоровье или достаточные и качественные знания, эруди­ рованность. При приеме во все вузы, прежде всего, обычно ориентируются именно на эти качества... Материальная состоятель­ ность — немаловажный фак­ тор, в определённой ситуации он может быть решающим. Не в последних стоят проис­ хождение человека и положе­ ние в обществе его родителей. А вот нравственность, духов­ ность — их конкретно и офи­ циально учитывают разве что в духовных учебных заведени­ ях. В светском обществе о них принято говорить мало, хотя, думается, даже среди, так ска­ зать, «официально» недухов­ ных людей на самом первом месте всегда ставится вопрос о том, какого же духа человек, какой он духовной направлен­ ности? Молодежи нужна сама жизнь, такая, какая есть —ре­ альная, без подтасовок, испол­ нена духа и материальных благ. И, конечно же, готовность и способности к такой жизни, чтобы пройти все испытания. Жизнь, а не тлен имеется в ви­ ду. Перед молодежью все время трепещут соблазны: будь кру­ тым, будь успешным, богатым, красивым, бери от жизни все и т.д. И молодежь попадается на эти уловки: берет, тратит и ис­ трачивается. При этом моло­ дая человеческая душа оскуде­ вает, в ней образуется пустота. Очередная цель —семья, дети, карьера, власть, деньги. И это всё не приносит радости или приносит ее мимолетно, не­ прочно. И снова нужно бегать за очередной приманкой, ибо не насыщается душа тленом, не может брать она в нём силы. Мы вырастаем в бездуховных семьях, мы получаем образо­ вание у бездуховных учителей. В университетах мы изучаем знания о материальном мире, чтобы иметь работу, творить, или заниматься научной де­ ятельностью. Душа в забве­ нии. Самое главное и вечное в забвении. Воспринятая человеком от Бога сила —разумная, «духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благо­ честия» называют ее (Ис.11, 2). В ней собственно и сосре­ доточен образ Божий и подо­ бие. По свойству родства с Бо­ гом сия сила связывает чело­ века с Богом и устремляет его к Богу.... Но ведь живем мы не толь­ ко этим духом, как не только чистым воздухом дышим. Че­ ловеческое существо с самого момента (и даже в сам момент) своего зачатия вместе с духом, усвоенным от Бога, подверга­ ется воздействию различных положительных и отрицатель­ ных внешних (по отношению к себе) факторов: духовно­ го, физического, техническо­ го, наследственного, эффекта пассионарности, называемого своего рода аномалией энер­ гии живого вещества биосфе­ ры (по учению Вернадского и J1.H. Гумилева)... Дух века сего обнаруживает себя в людской заботе и попе­ чении о том, как лучше устро­ ить свое земное существование и получить одни только удо­ вольствия всеми подручными средствами, своими силами и способностями, семейством, имением, всем бытом и по­ рядками его, даже порядками и делами веры и Церкви. В об ­ щем —течением всех событий, зависящих и независящих от нас, — устроить, полагаясь в этом на себя, на свои способы, на людей, но не на Бога, хотя живущие по таким принципам и «Верую» и «Отче наш» чита­ ют и даже разглагольствуют о Промысле Божьем и уповании на него. Эти люди помыщляют о Боге, знают, что есть другой мир и другая жизнь, но серд­ цем живут в сем веке и тем, что он дает, вкуса не имея ни к че­ му, что выше его, и стремления не испытывая никакого к тому, что не чувственно, не плотски, не земное. Дух века не озна­ чает непременно бесстыдную порочность и необузданную страстность. Да, человек тако­ го духа грехолюбив и страстен, самоугодие в грехах и страстях составляет характерную черту его, хотя явного зла и греха он не выносит... Однако, не все чада духа «ве­ ка сего» именно таковы. Мно­ гие в их среде стремятся жить по примеру и заповедям Хрис­ та и одуховляться Духом Хрис­ та —Сына Божьего, усвоивше­ го человеческую природу, но без греха. Дух Христов зарождается в человеке тогда, когда благо­ дать Божья, имея вход в серд­ це человека, пробуждает в нем страх Божий и совесть, и при­ водит человека сначала к чувс­ твованию опасности пребыва­ ния в совершенно противном, противоположном духе —«ду­ хе века сего» или «духе мира сего»... Мне думается, что молодые люди начинают действитель­ но, по-настоящему созревать именно тогда, когда в них оп ­ ределится их личностный дух, и они сами окажутся способ­ ными понимать, что этот дух сообразный «духу века се­ го». Стремится жить молодой человек в Духе Христовом, Божьем или же захватывает, пленяет его «дух мира сего»? Именно с этой позиции, д о ­ сконально просматривает­ ся зрелость молодых людей —совершенная она, еще несо­ вершенная или же пагубная. Именно с этой позиции от­ крываются и выбор молодого человека, и его дорога жизни, а также и состоятельность его эту дорогу пройти. Молодость думает, что ищет правильный путь в жизни. Она всегда бур­ лит, она не может быть спо­ койной и вдумчивой только потому, что она —молодость. Ей нужно постигать верши­ ны, лететь вперёд, добываться и проявляться. На самом же деле человек всегда ищет са­ мого себя. Нам не хватает се­ бя самих, поскольку не хвата­ ет Бога. Это все равно, как не хватает воздуха. И мы не ус­ покоимся, пока не задышим, пока не откроется в нас на­ ша «полнота» и Бог. Претер­ певать этот поиск и одновре­ менно это созревание —труд всей жизни... Принять Бога или не при­ нять—дело личное и каждого. Путь к Богу у каждого свой. Вера в Бога должна быть жи­ вой, как и любовь, она не бы­ вает по принуждению. Относительно понимания и согласия с молодыми и во­ обще со всеми людьми, хочу сказать, что суть как одного, так и другого не социальная, а духовная: дай дышать дру­ гому человеку, он ведь тоже Богом создан! Сознание наше экспансионистское. Детям нашим мы очень часто прос­ то-напросто не даем свободно вырастать и созревать. Мы их чрезмерно опекаем, взращи­ ваем и готовим целенаправ­ ленно, лепим из них кого-то или что-то, делая это по на­ шим понятиям, как нам хочет­ ся, то ли в выборе, например, профессии, то ли при их же­ нитьбе, и т.д., тогда как нужно им помочь именно свободно вырасти и занять свое место в жизни. Побуждение к внут­ ренней сдержанности, утес­ нение себя, своих амбиций, обуздание самости — вот что может побудитьунас попытку понять другого. Ей способс­ твует также и замена нашего упрямства, осуждения на доб ­ рожелательность. «Будь тем, кем хочешь быть!» — так мы должны отвечать своим детям. Сегодня — это хулиганистый парень, а через время — это национальный герой. Следует уважать будущих героев с дет­ ских лет, с молодого возраста и самым серьезным образом понимать, воспринимать, це­ нить их, а не сопровождать косыми взглядами, проклять­ ями, матерными словами типа «да пошел...», не развращать куреньем, пьянством, нарко­ тиками, деньгами, порочной жизнью и ее примером. При­ чем уважать должно не изби­ рательно и «эгоистически», а всех вместе, поставляя на ноги, выравнивая и подни­ мая до определенного уровня, способствуя правильно опре­ делиться в системе жизнен­ ных сфер и ценностей. Не д е ­ кларировать свою любовь, не притеснять, не принуждать, не навязывать, но любить ре­ ально, уважая, проявляя тер­ пеливость, заботу, оказывая поддержку и подавая добрый пример, научая жить так, что­ бы наших детей жизнь сама и всегда вдохновляла, несмотря ни на что. В этом, так сказать, объективно нуждается моло­ дежь, как нуждались когда-то и мы, ныне взрослые.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz