Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА яаШ Г № 9 -10, ОКТЯБРЬ 2009 _______ М О Л О Д Е Ж Н Ы Й С Л ЕТ Доклад Архиепископа Симона на Епархиальном слете проавославной гражданской и военной молодежи . и . г ‘ ‘ Ш Щ fgjSifi щі| #гт(|Ь Критерии и духовные основы зрелости молодежи МОЛОДОЙ возраст, моло дость, юность. Приходится она на 14-30 лет и характери зуется, прежде всего, высо ким уровнем страстей, кото рые сопровождаются актив ным гормональным развити ем и развитием собственного «Эго». Отсюда склонность мо лодёжи к самовыражению, самоутверждению и вообще к самости во всех вариантах ее проявления. Потому она и универсальна. Человек выступает на данном этапе своей жизни как субъ ект формирующийся, стано вящийся, созревающий и, в то же время, уже отдающий себя в смысле физическом, социаль ном, духовном. При этом он усваи вает всебя и развивает все свойства и способности, необ ходимые ему для полноценной жизни как духовно-космичес кого существа, созданного по образу Божью и подобию. Та ким образом, молодость мар гинальна, от латинского слова «margo» - граница. Этот этап — конец тому, что было рань ше. Но это и начало совершен но новой дальнейшей жизни. И самое важное то, что в ней, вмолодости, заложен и сокрыт огромнейший и удивитель нейший физический и духов ный потенциал, задатки для будущего человека здесь, на земле, а затем и на небе. Мо лодость для человека —это как бы форпост и трамплин. Что же нужно молодому че ловеку для, так сказать, успеш ного и полного вступления его во взрослую жизнь? Речь идет здесь о критериях духов ной зрелости молодежи для взрослой жизни. Оказывается, эти критерии назвать доволь но трудно, так как у каждого молодого человека они свои. Можно говорить о решающем критерии, о совокупности критериев, о наиболее общих из них. Например, хорошее общее физическое развитие и здоровье или достаточные и качественные знания, эруди рованность. При приеме во все вузы, прежде всего, обычно ориентируются именно на эти качества... Материальная состоятель ность — немаловажный фак тор, в определённой ситуации он может быть решающим. Не в последних стоят проис хождение человека и положе ние в обществе его родителей. А вот нравственность, духов ность — их конкретно и офи циально учитывают разве что в духовных учебных заведени ях. В светском обществе о них принято говорить мало, хотя, думается, даже среди, так ска зать, «официально» недухов ных людей на самом первом месте всегда ставится вопрос о том, какого же духа человек, какой он духовной направлен ности? Молодежи нужна сама жизнь, такая, какая есть —ре альная, без подтасовок, испол нена духа и материальных благ. И, конечно же, готовность и способности к такой жизни, чтобы пройти все испытания. Жизнь, а не тлен имеется в ви ду. Перед молодежью все время трепещут соблазны: будь кру тым, будь успешным, богатым, красивым, бери от жизни все и т.д. И молодежь попадается на эти уловки: берет, тратит и ис трачивается. При этом моло дая человеческая душа оскуде вает, в ней образуется пустота. Очередная цель —семья, дети, карьера, власть, деньги. И это всё не приносит радости или приносит ее мимолетно, не прочно. И снова нужно бегать за очередной приманкой, ибо не насыщается душа тленом, не может брать она в нём силы. Мы вырастаем в бездуховных семьях, мы получаем образо вание у бездуховных учителей. В университетах мы изучаем знания о материальном мире, чтобы иметь работу, творить, или заниматься научной де ятельностью. Душа в забве нии. Самое главное и вечное в забвении. Воспринятая человеком от Бога сила —разумная, «духом премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благо честия» называют ее (Ис.11, 2). В ней собственно и сосре доточен образ Божий и подо бие. По свойству родства с Бо гом сия сила связывает чело века с Богом и устремляет его к Богу.... Но ведь живем мы не толь ко этим духом, как не только чистым воздухом дышим. Че ловеческое существо с самого момента (и даже в сам момент) своего зачатия вместе с духом, усвоенным от Бога, подверга ется воздействию различных положительных и отрицатель ных внешних (по отношению к себе) факторов: духовно го, физического, техническо го, наследственного, эффекта пассионарности, называемого своего рода аномалией энер гии живого вещества биосфе ры (по учению Вернадского и J1.H. Гумилева)... Дух века сего обнаруживает себя в людской заботе и попе чении о том, как лучше устро ить свое земное существование и получить одни только удо вольствия всеми подручными средствами, своими силами и способностями, семейством, имением, всем бытом и по рядками его, даже порядками и делами веры и Церкви. В об щем —течением всех событий, зависящих и независящих от нас, — устроить, полагаясь в этом на себя, на свои способы, на людей, но не на Бога, хотя живущие по таким принципам и «Верую» и «Отче наш» чита ют и даже разглагольствуют о Промысле Божьем и уповании на него. Эти люди помыщляют о Боге, знают, что есть другой мир и другая жизнь, но серд цем живут в сем веке и тем, что он дает, вкуса не имея ни к че му, что выше его, и стремления не испытывая никакого к тому, что не чувственно, не плотски, не земное. Дух века не озна чает непременно бесстыдную порочность и необузданную страстность. Да, человек тако го духа грехолюбив и страстен, самоугодие в грехах и страстях составляет характерную черту его, хотя явного зла и греха он не выносит... Однако, не все чада духа «ве ка сего» именно таковы. Мно гие в их среде стремятся жить по примеру и заповедям Хрис та и одуховляться Духом Хрис та —Сына Божьего, усвоивше го человеческую природу, но без греха. Дух Христов зарождается в человеке тогда, когда благо дать Божья, имея вход в серд це человека, пробуждает в нем страх Божий и совесть, и при водит человека сначала к чувс твованию опасности пребыва ния в совершенно противном, противоположном духе —«ду хе века сего» или «духе мира сего»... Мне думается, что молодые люди начинают действитель но, по-настоящему созревать именно тогда, когда в них оп ределится их личностный дух, и они сами окажутся способ ными понимать, что этот дух сообразный «духу века се го». Стремится жить молодой человек в Духе Христовом, Божьем или же захватывает, пленяет его «дух мира сего»? Именно с этой позиции, д о сконально просматривает ся зрелость молодых людей —совершенная она, еще несо вершенная или же пагубная. Именно с этой позиции от крываются и выбор молодого человека, и его дорога жизни, а также и состоятельность его эту дорогу пройти. Молодость думает, что ищет правильный путь в жизни. Она всегда бур лит, она не может быть спо койной и вдумчивой только потому, что она —молодость. Ей нужно постигать верши ны, лететь вперёд, добываться и проявляться. На самом же деле человек всегда ищет са мого себя. Нам не хватает се бя самих, поскольку не хвата ет Бога. Это все равно, как не хватает воздуха. И мы не ус покоимся, пока не задышим, пока не откроется в нас на ша «полнота» и Бог. Претер певать этот поиск и одновре менно это созревание —труд всей жизни... Принять Бога или не при нять—дело личное и каждого. Путь к Богу у каждого свой. Вера в Бога должна быть жи вой, как и любовь, она не бы вает по принуждению. Относительно понимания и согласия с молодыми и во обще со всеми людьми, хочу сказать, что суть как одного, так и другого не социальная, а духовная: дай дышать дру гому человеку, он ведь тоже Богом создан! Сознание наше экспансионистское. Детям нашим мы очень часто прос то-напросто не даем свободно вырастать и созревать. Мы их чрезмерно опекаем, взращи ваем и готовим целенаправ ленно, лепим из них кого-то или что-то, делая это по на шим понятиям, как нам хочет ся, то ли в выборе, например, профессии, то ли при их же нитьбе, и т.д., тогда как нужно им помочь именно свободно вырасти и занять свое место в жизни. Побуждение к внут ренней сдержанности, утес нение себя, своих амбиций, обуздание самости — вот что может побудитьунас попытку понять другого. Ей способс твует также и замена нашего упрямства, осуждения на доб рожелательность. «Будь тем, кем хочешь быть!» — так мы должны отвечать своим детям. Сегодня — это хулиганистый парень, а через время — это национальный герой. Следует уважать будущих героев с дет ских лет, с молодого возраста и самым серьезным образом понимать, воспринимать, це нить их, а не сопровождать косыми взглядами, проклять ями, матерными словами типа «да пошел...», не развращать куреньем, пьянством, нарко тиками, деньгами, порочной жизнью и ее примером. При чем уважать должно не изби рательно и «эгоистически», а всех вместе, поставляя на ноги, выравнивая и подни мая до определенного уровня, способствуя правильно опре делиться в системе жизнен ных сфер и ценностей. Не д е кларировать свою любовь, не притеснять, не принуждать, не навязывать, но любить ре ально, уважая, проявляя тер пеливость, заботу, оказывая поддержку и подавая добрый пример, научая жить так, что бы наших детей жизнь сама и всегда вдохновляла, несмотря ни на что. В этом, так сказать, объективно нуждается моло дежь, как нуждались когда-то и мы, ныне взрослые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz