Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ;ф . № 9-10, ОКТЯБРЬ 2009 И ЛУГ ДУХОВНЫЙ Толкование на Евангелие от Матфея, (глава 24, стих 28). «Где будет труп, там соберутся орлы» «Ибо, где будет труп, там со берутся орлы» (М а тф .24:28). Эти слова сказал Спаси тель Своим ученикам на го ре Елеонской, подготавливая их к грядущей Своей крест ной смерти и к апостольско му служению. Это пророчес тво, идущее от Самого Бога, которое должно исполниться непреложно , как Он Сам о том сказал: «небо и земля прей дут, но слова Мои не прейдут» (М а тф .24:35). Смысл данного пророчества раскрывается тем же ключом, который используется для объ яснения Откровения Иоанна Богослова и других новозавет ных апокалиптических мест (М атф . 24; Мар. 13; Лук. 17: 22- 37; 21: 5-36; 2 Петр.З: 3-13). В толковании указанных мест можно выделить три главных направления: 1) историко аллегорическое, 2) типоло гическое, 3) эсхатологичес кое. Первое в аллегорической форме указывает на конкрет ные события истории (пре жде всего связанные с истори ей еврейского народа). Второе представляет некий духовный закон, справедливый в любые времена, для любого народа в любой точке земного шара. Третье возвещает о конце све та, втором пришествии Хрис товом и Страшном суде. Применительно к рассмат риваемому отрывку истори- ко-аллегорическое толкование дает прямое указание на па дение Иерусалима под натис ком Римских войск, на знаме нах которых были изображены орлы. Здесь следует обратить внимание на смысл греческого слова to ptoma, переведенного на церковнославянский и рус ский языки словом «труп», но более соответствующего значе нию «падение» (в переносном смысле —«несчастье», «ошиб ка»), Впрочем, слово «труп» здесь также уместно, т.к. оно символизирует духовное раз ложение обезумевшего в своей гордыне, распявшего Христа еврейского народа. Толкуя это место Евангелия, св. Ефрем Сирин пишет: «Орлами же Гос подь назвал неприятелей, кои придут против этого города (Иерусалима), который обоз начается под именем трупа, как и говорится: кони его быстрее орлов (Иер.4:13)». Приведен ные св. Ефремом слова проро ка Иеремии, использовавшего образ «орла», каксимвол силы, мощи и стремительности1, от носятся к нашествию Халде ев, но вполне применимы и к Римским легионерам, вторич но разрушившим Иерусалим в 70-ом году. Несколько в другом смыс ле употребляется слово «орел» при типологическом толкова нии рассматриваемого отрыв ка: здесь он представляет со бой образ не столько сильного и могущественного, сколько безжалостного, ничем не брез гующего хищника, летящего на падаль. В таком толкова нии слова: «где будет труп, там соберутся орлы», звучит, как четко сформулированный ду ховный закон: если падение нравов в обществе достигнет критической точки, так что это общество духовно умрет, то на этот «труп» мгновенно слетят ся стервятники для его оконча тельного разграбления и унич тожения. В этом законе акцент делается на слове «труп», т.к. именно духовное разложение народа есть основная причи на того, что тело его начинают терзать хищники, и не так уж важно, насколько они сильны, дело в том, что тело —уже труп. Этот закон есть общий закон истории, и частным проявле нием его является рассмот ренный выше пример. Заме тим, что в Апокалипсисе ис пользуется образ летящего ор ла, как символ вестника конца (Откр.8.13)1. Перейдем теперь к эсха тологическому толкованию рассматриваемого текста. Оно наиболее естественно для объ яснения указанных слов, если брать их не изолированно, как некий афоризм, а в контекс те всей 24-ой главы и прежде всего —стиха 27-го, в котором прямо возвещается о втором пришествии Сына Человечес кого. По толкованию св. От цов (Иоанна Златоуста, блаж. Феофилакта), «во второе при шествие не так будет, как в первое, когда Господь перехо дил с места на место: тогда Он явится в мгновение ока. И как на мертвый труп скоро соби раются хищные орлы, так и ту да, где явится Христос, придут скоро все святые, парящие на высоте добродетелей, и возне сутся на облака, подобно ор лам. Христос иносказательно именуется «трупом», потому что Он умер за нас». Приве денное толкование представ ляет оба слова — и «труп» и «орлы» —в высоком положи тельном смысле. Заметим, что в параллельном месте Еванге лия от Луки (Л ук .17:37) нега тивный оттенок, связанный со словом to ptoma (труп, па дение), вообще отсутствует, т.к. вместо него использова но слово «тело» —tosoma (см. греческий текст, а также цер ковнославянскую Библию). В толковании на это место блаж. Эти слова Спасителя взятые Им из книги Иова (Иов. 39:27-30) и обращенные к ученикам, звучат, как афоризм в тексте 24-ой, «апокалиптической» главы Евангелия от Матфея. Главная мысль приведенных слов - краткое, алле горическое по форме выражение духовного закона, относящегося ко времени кончины века и Славного второго пришествия Христова. На примере духовного осмысления данного афоризма врабо те рассмотрены различные направления святоотеческого и современного православного толкования Новозаветных текстов, которые могут быть поняты только на духовном уровне. Феофилакт пишет: «Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии3, Он от вечал: где труп, там и орлы; т.е. где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоко летающие, тогда как грешни ки тяжелы и потому остаются на низу... Когда явится Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, собе рутся все святые и самые Ан гелы. Ибо с ними придет Он во славе Отца и в несказанном блистании». Указание на Ан гелов, которых олицетворяют «орлы», приводит нас к пони манию данного отрывка, как пророчества о Страшном су де Божием (см. М а т ф .13:49; 25:31-33; Мар. 13:26, 27; 14:62; О ткр . 1:7). В этой связи можно упомянуть и другой, менее из вестный, вариант эсхатологи ческого толкования: Ангелы, посланные Мессией («орлы»), отделят всех духовно мертвых (собирательное понятие — «труп») и ввергнут их в пещь огненную (М а тф . 13:41-42). Наконец, существует еще один вариант эсхатологичес кого толкования, представля ющий собой частный случай типологического (см. выше). Превосходный анализ рас сматриваемого отрывка с этой точки зрения дает епископ Михаил Грибановский. При ведем его слова. «Где труп, там соберутся и орлы, т.е. кризис произойдет там, где будет под готовлена к этому почва; как запах трупа привлекает к се бе орлов, которые довершают уничтожение; так и состояние человеческогомира,когдадой- дет до известного предела мер твенности, когда не будет уже надежды на его жизнь, — вы зовет окончательный кризис. Можно еще глубже прояснить мысль Христа: когда организм умирает, разлагается, — новая жизнь поглощает его элементы и возрождает их в себе: части цы трупа возрождаются орлом, пожравшим его. Так и в миро вом кризисе: когда организм мира одряхлеет внутренне, но вая жизнь пожрет и возродит в себе все, что только в нем ос талось годного». Итак, конец мира произойдет тогда, когда этот мир будет расшатан безза кониями людей настолько,что дальнейшее существование его уже не будет иметь смысла. На смену ему придет новый мир, воссияет новая, вечная жизнь праведников (1 Фесс.4: 16, 17; 2 Петр.З: 7, 13; 1 Кор. 15: 51- 54; О т кр .21: 1,5). Когда это бу дет? Господь не зря воспретил ученикам любопытствовать «о дне и часе том», ибо для конца мира сего нет заранее заплани рованного срока —он зависит от свободной воли тварных су ществ. Обращаясь к рассужде ниям еп. Михаила, мы видим в образе «орлов» новую во Хрис те тварь. И Самого Христа Ев севий Кесарийский уподоб ляет орлу, царственной птице, высоко парящей и открыто смотрящей на свет солнца. Итак, мы рассмотрели не сколько возможностей объяс нения предложенной аллего рии в русле толкований апо калиптических мест. На этом можно было бы поставить точ- ку; однако, нам видится еще один возможный пласт пони мания данного стиха, который мы назовем экклезиологичес- ким 4 голкование м. Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель говорит им не только о пред стоящем разрушении Иеруса лима и не только о конце вре мен. Он говорит о том, что бу дет через несколько дней — о предстоящей Ему крестной смерти. Свое пречистое Тело и Свою честную Кровь Он отдаст в брашно и питие «орлам» — этому ветхому миру, чтобы он обновился (Пс. 102:5) в свя тых Таинствах созданной Им Церкви. И не случайно Спа ситель использует образ орла, приводя несколько перефра зированную цитату из книги Иова5. Как пишет Евфимий Зигабен, разъясняя Пс. 102:5, «орел обновляется и юнеет, роняя старые перья и пуская новые; так и душа человечес кая обновляется, сбрасывая с себя греховное бремя страстей и приобретая через покаяние новые добродетели». Блажен ный Иероним в толковании на рассматриваемое место пи шет следующие, весьма при мечательные строки: «Таинс тву Христову мы научаемся из примера, ежедневно наблюда емого в природе. Говорят, что орлы и коршуны даже из-за моря ощущают запах трупов и собираются на пищу этого ро да. Таким образом, если не разумные птицы, отделенные таким пространством земли и водами моря, распознают ес тественным чувством малый труп, то насколько больше мы и все множество верующих должны устремляться к Тому, молниеносное сияние Кото рого исходит на Востоке и бы вает видно даже на Западе!» И далее: «Под мертвым телом мы можем понимать страдания Христовы, к которым мы при виваемся, чтобы, где только в Священном Писании ни чита ется о них, мы согласно соби рались и чрез них могли при ходить к Слову Божию». Итак, мы видим, что в приведенных словах явственно просвечи вает образ Церкви Христовой и ее спасительных Таинств, прежде всего — Таинства Те ла и Крови Христовых, как Он Сам сказал: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос крешу его в последний день» (И оан .6:54-56). В заключение хочется обра тить внимание православно го читателя на описание ор ла, приведенное в книге Иова (Иов.39:27-30), откуда Спаси тель взял цитату (М атф . 24:28). В строках ветхозаветного тек ста, если понимать их в ду ховном смысле, ясно видится прообраз христианина. Эти ми словами Господь призыва ет его парить высоко, подоб но орлу (ст. 27), иметь духов ную зоркость (ст. 29) и строить свою жизнь на Камне Веры и в Таинствах Христовой Церкви (ст.28, 30). Н.П. Борисова С.-Петербург, март 1998 г. * Символика «орла» относилась не только к Римской империи, но и к Персидскому царству, сменившему Вавилонское. 2 В лучших греческих рукописях (а также в греческом тексте Нестле-Аланда) стоит не «Ангела», а «орла» (aetou), и это важно: гриф, пожирающий падаль, считался в Из раиле нечистой силой, а здесь он вестник Божественных слов. 3 Те, которые будут спасены (см. Лук. 17: 34-37). 4 Экклезиология —учение о Церкви. 5 Вкниге Иова эти словазвучаттак: «Птен цы его пьют кровь, и где труп, там и он» (Иов.39:30).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz