Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ;ф . № 9-10, ОКТЯБРЬ 2009 И ЛУГ ДУХОВНЫЙ Толкование на Евангелие от Матфея, (глава 24, стих 28). «Где будет труп, там соберутся орлы» «Ибо, где будет труп, там со­ берутся орлы» (М а тф .24:28). Эти слова сказал Спаси­ тель Своим ученикам на го­ ре Елеонской, подготавливая их к грядущей Своей крест­ ной смерти и к апостольско­ му служению. Это пророчес­ тво, идущее от Самого Бога, которое должно исполниться непреложно , как Он Сам о том сказал: «небо и земля прей­ дут, но слова Мои не прейдут» (М а тф .24:35). Смысл данного пророчества раскрывается тем же ключом, который используется для объ­ яснения Откровения Иоанна Богослова и других новозавет­ ных апокалиптических мест (М атф . 24; Мар. 13; Лук. 17: 22- 37; 21: 5-36; 2 Петр.З: 3-13). В толковании указанных мест можно выделить три главных направления: 1) историко­ аллегорическое, 2) типоло­ гическое, 3) эсхатологичес­ кое. Первое в аллегорической форме указывает на конкрет­ ные события истории (пре­ жде всего связанные с истори­ ей еврейского народа). Второе представляет некий духовный закон, справедливый в любые времена, для любого народа в любой точке земного шара. Третье возвещает о конце све­ та, втором пришествии Хрис­ товом и Страшном суде. Применительно к рассмат­ риваемому отрывку истори- ко-аллегорическое толкование дает прямое указание на па­ дение Иерусалима под натис­ ком Римских войск, на знаме­ нах которых были изображены орлы. Здесь следует обратить внимание на смысл греческого слова to ptoma, переведенного на церковнославянский и рус­ ский языки словом «труп», но более соответствующего значе­ нию «падение» (в переносном смысле —«несчастье», «ошиб­ ка»), Впрочем, слово «труп» здесь также уместно, т.к. оно символизирует духовное раз­ ложение обезумевшего в своей гордыне, распявшего Христа еврейского народа. Толкуя это место Евангелия, св. Ефрем Сирин пишет: «Орлами же Гос­ подь назвал неприятелей, кои придут против этого города (Иерусалима), который обоз­ начается под именем трупа, как и говорится: кони его быстрее орлов (Иер.4:13)». Приведен­ ные св. Ефремом слова проро­ ка Иеремии, использовавшего образ «орла», каксимвол силы, мощи и стремительности1, от­ носятся к нашествию Халде­ ев, но вполне применимы и к Римским легионерам, вторич­ но разрушившим Иерусалим в 70-ом году. Несколько в другом смыс­ ле употребляется слово «орел» при типологическом толкова­ нии рассматриваемого отрыв­ ка: здесь он представляет со­ бой образ не столько сильного и могущественного, сколько безжалостного, ничем не брез­ гующего хищника, летящего на падаль. В таком толкова­ нии слова: «где будет труп, там соберутся орлы», звучит, как четко сформулированный ду­ ховный закон: если падение нравов в обществе достигнет критической точки, так что это общество духовно умрет, то на этот «труп» мгновенно слетят­ ся стервятники для его оконча­ тельного разграбления и унич­ тожения. В этом законе акцент делается на слове «труп», т.к. именно духовное разложение народа есть основная причи­ на того, что тело его начинают терзать хищники, и не так уж важно, насколько они сильны, дело в том, что тело —уже труп. Этот закон есть общий закон истории, и частным проявле­ нием его является рассмот­ ренный выше пример. Заме­ тим, что в Апокалипсисе ис­ пользуется образ летящего ор­ ла, как символ вестника конца (Откр.8.13)1. Перейдем теперь к эсха­ тологическому толкованию рассматриваемого текста. Оно наиболее естественно для объ­ яснения указанных слов, если брать их не изолированно, как некий афоризм, а в контекс­ те всей 24-ой главы и прежде всего —стиха 27-го, в котором прямо возвещается о втором пришествии Сына Человечес­ кого. По толкованию св. От­ цов (Иоанна Златоуста, блаж. Феофилакта), «во второе при­ шествие не так будет, как в первое, когда Господь перехо­ дил с места на место: тогда Он явится в мгновение ока. И как на мертвый труп скоро соби­ раются хищные орлы, так и ту­ да, где явится Христос, придут скоро все святые, парящие на высоте добродетелей, и возне­ сутся на облака, подобно ор­ лам. Христос иносказательно именуется «трупом», потому что Он умер за нас». Приве­ денное толкование представ­ ляет оба слова — и «труп» и «орлы» —в высоком положи­ тельном смысле. Заметим, что в параллельном месте Еванге­ лия от Луки (Л ук .17:37) нега­ тивный оттенок, связанный со словом to ptoma (труп, па­ дение), вообще отсутствует, т.к. вместо него использова­ но слово «тело» —tosoma (см. греческий текст, а также цер­ ковнославянскую Библию). В толковании на это место блаж. Эти слова Спасителя взятые Им из книги Иова (Иов. 39:27-30) и обращенные к ученикам, звучат, как афоризм в тексте 24-ой, «апокалиптической» главы Евангелия от Матфея. Главная мысль приведенных слов - краткое, алле горическое по форме выражение духовного закона, относящегося ко времени кончины века и Славного второго пришествия Христова. На примере духовного осмысления данного афоризма врабо те рассмотрены различные направления святоотеческого и современного православного толкования Новозаветных текстов, которые могут быть поняты только на духовном уровне. Феофилакт пишет: «Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии3, Он от­ вечал: где труп, там и орлы; т.е. где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоко­ летающие, тогда как грешни­ ки тяжелы и потому остаются на низу... Когда явится Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, собе­ рутся все святые и самые Ан­ гелы. Ибо с ними придет Он во славе Отца и в несказанном блистании». Указание на Ан­ гелов, которых олицетворяют «орлы», приводит нас к пони­ манию данного отрывка, как пророчества о Страшном су­ де Божием (см. М а т ф .13:49; 25:31-33; Мар. 13:26, 27; 14:62; О ткр . 1:7). В этой связи можно упомянуть и другой, менее из­ вестный, вариант эсхатологи­ ческого толкования: Ангелы, посланные Мессией («орлы»), отделят всех духовно мертвых (собирательное понятие — «труп») и ввергнут их в пещь огненную (М а тф . 13:41-42). Наконец, существует еще один вариант эсхатологичес­ кого толкования, представля­ ющий собой частный случай типологического (см. выше). Превосходный анализ рас­ сматриваемого отрывка с этой точки зрения дает епископ Михаил Грибановский. При­ ведем его слова. «Где труп, там соберутся и орлы, т.е. кризис произойдет там, где будет под­ готовлена к этому почва; как запах трупа привлекает к се­ бе орлов, которые довершают уничтожение; так и состояние человеческогомира,когдадой- дет до известного предела мер­ твенности, когда не будет уже надежды на его жизнь, — вы­ зовет окончательный кризис. Можно еще глубже прояснить мысль Христа: когда организм умирает, разлагается, — новая жизнь поглощает его элементы и возрождает их в себе: части­ цы трупа возрождаются орлом, пожравшим его. Так и в миро­ вом кризисе: когда организм мира одряхлеет внутренне, но­ вая жизнь пожрет и возродит в себе все, что только в нем ос ­ талось годного». Итак, конец мира произойдет тогда, когда этот мир будет расшатан безза­ кониями людей настолько,что дальнейшее существование его уже не будет иметь смысла. На смену ему придет новый мир, воссияет новая, вечная жизнь праведников (1 Фесс.4: 16, 17; 2 Петр.З: 7, 13; 1 Кор. 15: 51- 54; О т кр .21: 1,5). Когда это бу­ дет? Господь не зря воспретил ученикам любопытствовать «о дне и часе том», ибо для конца мира сего нет заранее заплани­ рованного срока —он зависит от свободной воли тварных су­ ществ. Обращаясь к рассужде­ ниям еп. Михаила, мы видим в образе «орлов» новую во Хрис­ те тварь. И Самого Христа Ев­ севий Кесарийский уподоб­ ляет орлу, царственной птице, высоко парящей и открыто смотрящей на свет солнца. Итак, мы рассмотрели не­ сколько возможностей объяс­ нения предложенной аллего­ рии в русле толкований апо­ калиптических мест. На этом можно было бы поставить точ- ку; однако, нам видится еще один возможный пласт пони­ мания данного стиха, который мы назовем экклезиологичес- ким 4 голкование м. Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель говорит им не только о пред­ стоящем разрушении Иеруса­ лима и не только о конце вре­ мен. Он говорит о том, что бу­ дет через несколько дней — о предстоящей Ему крестной смерти. Свое пречистое Тело и Свою честную Кровь Он отдаст в брашно и питие «орлам» — этому ветхому миру, чтобы он обновился (Пс. 102:5) в свя­ тых Таинствах созданной Им Церкви. И не случайно Спа­ ситель использует образ орла, приводя несколько перефра­ зированную цитату из книги Иова5. Как пишет Евфимий Зигабен, разъясняя Пс. 102:5, «орел обновляется и юнеет, роняя старые перья и пуская новые; так и душа человечес­ кая обновляется, сбрасывая с себя греховное бремя страстей и приобретая через покаяние новые добродетели». Блажен­ ный Иероним в толковании на рассматриваемое место пи­ шет следующие, весьма при­ мечательные строки: «Таинс­ тву Христову мы научаемся из примера, ежедневно наблюда­ емого в природе. Говорят, что орлы и коршуны даже из-за моря ощущают запах трупов и собираются на пищу этого ро­ да. Таким образом, если не­ разумные птицы, отделенные таким пространством земли и водами моря, распознают ес­ тественным чувством малый труп, то насколько больше мы и все множество верующих должны устремляться к Тому, молниеносное сияние Кото­ рого исходит на Востоке и бы­ вает видно даже на Западе!» И далее: «Под мертвым телом мы можем понимать страдания Христовы, к которым мы при­ виваемся, чтобы, где только в Священном Писании ни чита­ ется о них, мы согласно соби ­ рались и чрез них могли при­ ходить к Слову Божию». Итак, мы видим, что в приведенных словах явственно просвечи­ вает образ Церкви Христовой и ее спасительных Таинств, прежде всего — Таинства Те­ ла и Крови Христовых, как Он Сам сказал: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­ крешу его в последний день» (И оан .6:54-56). В заключение хочется обра­ тить внимание православно­ го читателя на описание ор­ ла, приведенное в книге Иова (Иов.39:27-30), откуда Спаси­ тель взял цитату (М атф . 24:28). В строках ветхозаветного тек­ ста, если понимать их в ду­ ховном смысле, ясно видится прообраз христианина. Эти­ ми словами Господь призыва­ ет его парить высоко, подоб­ но орлу (ст. 27), иметь духов­ ную зоркость (ст. 29) и строить свою жизнь на Камне Веры и в Таинствах Христовой Церкви (ст.28, 30). Н.П. Борисова С.-Петербург, март 1998 г. * Символика «орла» относилась не только к Римской империи, но и к Персидскому царству, сменившему Вавилонское. 2 В лучших греческих рукописях (а также в греческом тексте Нестле-Аланда) стоит не «Ангела», а «орла» (aetou), и это важно: гриф, пожирающий падаль, считался в Из­ раиле нечистой силой, а здесь он вестник Божественных слов. 3 Те, которые будут спасены (см. Лук. 17: 34-37). 4 Экклезиология —учение о Церкви. 5 Вкниге Иова эти словазвучаттак: «Птен­ цы его пьют кровь, и где труп, там и он» (Иов.39:30).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz