Миссионерская православная газета. 2009 г. № 9-10. Октябрь.

10 № 9-10, ОКТЯБРЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА БИБЛЕИСТИКА В дополнение к написанному знаков, но и из языка, которому при­ надлежит. Грубо говоря, понимание предложения подразумевает пони­ мание языка»* древнего религиозно­ го текста. Как реалию жизни можно обозначить то, что среди протестан­ тов и православных практически нет людей, способных к подобному под­ ходу к диспутам. Чаще имеет место оголтелое желание «завалить» сопер­ ника ораторскими способностями или подтасовками, что, к сожалению, не приближает нас к цели —единству в единой и неделимой Церкви. Наша неспособность свободно пла­ вать в море библейской текстологии ценностных характеристик некоего предмета, причем, именуя его оди­ наково, и имея в виду одни и те же его свойства. Маленький пример из Витгенштейна: «популяризаторами науки нам было доказано, что пол, на котором мы стоим, не является твер­ дым, каким он представляется здра­ вому смыслу, поскольку было откры­ то, что дерево состоит из частиц, на­ полняющих пространство в столь ма­ лой степени, что его можно назвать почти пустым (элементарные части­ цы). Но это приводит нас к недоуме­ нию, ибо мы знаем, что пол является твердым, или что если он нетвердый. так легко после заброшенной кем-то словесной удочки попасться на крю­ чок своей ограниченности либо пе­ ренасыщенности позитивным зна­ нием. Наипаче это касается древних священных текстов и их переводов. Кстати, еврейская религиозная тра­ диция говорит о том, что после осу­ ществленного в III в. до P. X. перево­ да Пятикнижия Моисея с древнеев­ рейского языка на древнегреческий, среди иудейских книжников воцари­ лись плач и скорбь. Они прекрасно осознавали, что перевод — это, мяг­ ко говоря, другой текст, в русле кото­ рого затушевывается такой момент. Климент Александрийский: «Философия - служанка богословия» Игумен Силуан В одном из прошлых номеров «Пра­ вославной газеты» ( №3 - 4 за 2009 г.) вышла моя статья «О портных голого короля». Интересно, что достаточно спешно и не совсем аккуратно состав­ ленный материал, однако имеющий важную смысловую составляющую, вызвал интерес и пожелания чита­ телей дать некоторые пояснения. Из желания ответить на эти просьбы и родилась идея данной статьи. Недопонимание читателей воз­ никло из-за моей апелляции к фи ­ лософии JI. Витгенштейна в реше­ нии текстологических и иного рода затруднений при прочтении Библии. Напомню, что речь идет об имевших место в начале года моих встречах с горожанами в связи с проблемой ин­ терпретации библейского текста. Да­ леко не все знакомы с современной западной философской мыслью, по­ сему не сразу улавливается суть в мо­ ем невольно фрагментарном опусе. Теперь, собственно, сами пояснения в последовательном порядке. Библейское поле при дискуссии с инославием является наиболее вер­ ным, но для перехода в это поле не­ обходима единая база, коей является научный метод: непредвзятость, зна­ ние источников, умение вести кор­ ректную дискуссию. Рассуждая далее, необходимо сказать, что еще одним, более совершенным, уровнем куль­ туры дискуссии является осознание обеими сторонами того, что такие понятия, как: «доказательство», «зна­ ние», «значение», «смысл» и тому по­ добные непростые морфологические единицы, в употреблении разными людьми могут иметь различные мен­ тальные оттенки. Несомненно и то, что для понимания «к мертвым зна­ кам (буквам, словам) нужно добавить нечто нематериальное»*, т. е. ценить традицию толкования того или ино­ го текста или факта. Сторонам важно знать, что есть это «нечто нематери­ альное», что «предложение получает свое значение не только из системы и герменевтики, которую в силу мно­ гих причин отнюдь нельзя назвать нашим недостатком, побудила меня пойти альтернативным путем и об­ ратиться к современной философии. «Борьба против очарования, которое оказывает на нас форма выражения»* или вполне прикладная философия J1. Витгенштейна, дает массу инстру­ ментов для опровержения словесных выпадов против Православия, да и вообще полезна как сумма знаний, необходимых при анализе любо­ го текста или высказывания. По хо­ ду мысли замечу, что целью моих до ­ кладов было не обращение инослав- ных, а стремление дать объективную информацию о Православии инако­ мыслящим самого разного толка, а также самим православным. Да, далеко не все знакомы с насле­ дием Л. Витгенштейна, хотя «ака­ демическая философия в наши дни находится в таком же отношении к Витгенштейну, как интеллектуаль­ ная жизнь в Германии в первые де­ сятилетия прошлого века находилась к Канту. Кант изменил все, но никто не знал, что в Канте принимать все­ рьез, а что игнорировать. В те дни мыслить серьезно значило либо от­ сортировывать и выбирать из Канта, либо найти некоторый способ по­ вернуться к нему спиной. В анало­ гичной ситуации философы находят­ ся теперь, спустя двадцать лет после публикации «Философских исследо­ ваний»**. Большинство исследовате­ лей утверждают, что австро-англий- ский мыслитель в методике и стиле философствования был близок к ан­ тичным софистам, искусным масте­ рам аргументации и аналитики. Со­ фистика, как философская школа и направление, еще при «царе Горохе» показала миру .как мощь, так и пол­ ную несостоятельность наших вер­ бальных возможностей. Речь идет о глобальной недосказанности в мире при удивительном богатстве языков и уникальной способности языка ву­ алировать смысл слов и сентенций. В ходе прений по тем или иным вопро­ сам, люди часто обнаруживают ради­ кальное расхождение в определении то это возможно из-за того, что он прогнил»*. Затруднение здесь осно­ вывается на неверном подходе к сло­ ву «твердость». В пылу спора мы час­ то говорим об одном и том же, бази­ руясь на различной аксиоматической базе, что, к сожалению, ускользает от нашего внимания. В подтверж­ дение моих слов еще раз обращусь к Витгенштейну: «Несогласие некото­ рых не основано на более глубоком знании факта. Мы, следовательно, должны заняться поиском источни­ ка их замешательства. И мы обнару­ живаем, что замешательство и мен­ тальный дискомфорт имеют место не только тогда, когда не удовлетворено наше любопытство относительно оп ­ ределенных фактов, но также и тог­ да, когда нас не удовлетворяет сис­ тема обозначений —возможно, из-за различных ассоциаций, которые она вызывает»*. К примеру, исходная по­ зиция баптиста: Православие мерт­ во, ибо не способно к модернизации; протестантизм динамичен, поэтому доставляет адекватное реалиям зна­ ние о Боге и спасении в современ­ ном мире. И сколько здесь ни спорь в поле библейского текста, оппонен­ ты останутся при своем, т. к. про­ шлись по касательной к вопросу об аксиоматической базе, который про­ ясняется в скрупулезном обоюдном подготовительном к беседе процессе. В силу того, что культуры аргумента­ ции нам и нашим коллегам-протес- тантам недостает, то взаимное влия­ ние происходит часто не в богослов­ ском поле, а в поле демагогии. Отсю­ да предельно простой вывод: то, что мы услышали от верующей соседки или на религиозном собрании, как минимум требует критического отно­ шения. На основании вышесказанного, с достаточной очевидностью мож­ но говорить о вариативности в по­ ниманиях, интерпретации того или иного, пусть даже на первый взгляд и простого, библейского факта или высказывания. Согласно Витгенш­ тейну, мы имеем достаточно при­ митивное представление о способах функционирования языка*, поэтому как традиционное понимание. В заключение хочется сказать, что мой неоднозначный подход к про­ блеме интерпретации библейского текста не лишен недостатков, как, впрочем, и плюсов. Философия, по мнению свт. Климента Александрий­ ского, является служанкой богосло­ вия, но служанка эта при всей сво­ ей противоречивости мудра и краси­ ва. Понимая ограниченность данной статьи, снова прибегаю к моему фи­ лософу, который так говорил о «Фи­ лософских исследованиях» — глав­ ном своем произведении: «После не­ скольких неудачных попыток увязать мои результаты в целостность я по­ нял, что это мне никогда не удастся. Что лучшее из того, что я мог бы на­ писать, все равно осталось бы лишь заметками. Что как только я пытался принудить мои мысли идти в одном направлении вопреки их естествен­ ной склонности, они вскоре оскуде­ вали. И это было, безусловно, свя­ зано с природой самого исследова­ ния. Именно оно принуждает нас странствовать по обширному полю мысли, пересекая его вдоль и по­ перек в самых различных направ­ лениях. Моя книга — это как бы множество пейзажных набросков, созданных в ходе этих долгих и за­ путанных странствий»***. Я же все- таки надеюсь, что мне удалась по­ пытка дать пишу для размышления тем, кого действительно интересу­ ют проблемы прочтения Священно­ го Писания, других текстов, а также вызванных ими разделений, прису­ щих человеческой природе. * Витгенштейн J1. Голубая и корич­ невая книги. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008 г. ** Rorty R. Consequences o f pragmatism. — Minneapolis: University o f Minnesota Press, 1994. *** Витгенштейн JI. Философские исследования. — Электронная пуб­ ликация. http://www.philosophy.ru/ library/witt/phil.html Игумен Силуан (Николаев), настоятель Предтеченской церкви г. Кандалакша, благочинный Кандалакшского округа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz