Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
д ч . МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 7 выставки в Чикаго, а его кол лекция российского и западно европейского ткачества в 1883 году признана единственной в мире по полноте образцов. Бу- рылин много путешествовал, собирая редкости по всему ми ру. В 1901 он открыл культур ный центр и безвозмездно пере дал во владение родному городу всю свою коллекцию, а также большую свою библиотеку. ГАРЕЛИН Яков Петро вич — владелец Покровской мануфактуры в Иваново-Воз- несенске. Много занимался об разованием среди рабочих. На его средства были созданы об щегородское училище масте ровых и рабочих, поставлявшее кадры для текстильной про мышленности; публичная биб лиотека, в которую он передал 1,5 тысячи собственных редких изданий. Золотопромышленник из Нерчинска, БУТИН Михаил Дмитриевич спонсировал науч ные экспедиции и изыскания в Забайкалье. Наегоденьги пост роены женское училище, музы кальная школа, библиотека, ти пография, публичный музей. Сибирский предприни матель Н.М. ЧУКМАЛД ИН (торговля чаем, шерстью) так же известный благотворитель. Современников поражали его высказывания о роли честнос ти при ведении торговых дел, о служении богатства обществен ному благу. Он говорил: « Вы игрывает и богатеет в торговле только тот, кто оказывает услугу обществу. Жизненно и прочно одно добро». «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» — говорит Иисус Христос. Отсюда и иерархия ценностей. Актуальность воп роса в том, что современный мир извращает эту иерархию. Обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца. Расслоение общества привело к выделению в насто ящее время класса богатых лю дей, предпринимателей, боль шинство из которых, к сожа лению, стремятся обустроить свою земную жизнь без Бога. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. О с н о в ы с о ц и а л ь н о й ко н ц е п ц и и Р усс ко й П р а в о с л а в н о й Ц е р кв и . 2. С. К. Н икитина «И стория р о ссий ского пр е д пр ини м ате л ьств а» , 2001 г. 3. А р и с т о т е л ь « Н и ко м а х о в а этика» , 1983 г. 4 . Б е л о к р ы л ь ц е в а « Б и з н е с ,б л а го т в о р и т е л ь н о с т ь , о б щ е с т в е н н о е м н е ни е» , 2 0 0 5 г. 5 А. П .Б откина «П. М. Тр е тьяков» , 1995 г. 6. « С та р о о б р я д ч е с т в о в Р о сси и » , 20 0 4 г, в ы п уск 3. 7. « И с то р и я п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а в Р о сси и » , 2 0 0 0 г, книга 2. 8. С. В. Л у к и н « О с н о в о п о л а г а ю щ и й п р и н ц и п х р и с т и а н с ко й э ко н о м и и » 2 0 0 6 г. ■ ПЛОДЫ И К О Р НИ СПОСОБНОСТЬ к творчеству мно гими отцами воспринимается как проявление образа Божия в челове ке и отказ от творческой деятельнос ти означает прекращение духовного совершенствования и отпадение от Бога. Человеческое творчество — это прежде всего творение самого себя. Себя должен преобразить человек, чтобы потом, то что выйдет из-под его рук, было причастно не этой жиз ни, но вечной. «Возлюби Бога и делай, что хочешь», —говорил бл. Августин. Именно любовь к Создателю заклады вает начало преображения человека, век уже достаточно пожилои, хотя на родные легенды и предания сохраняют память о Григоре в образе нестарею щего странника, вечно молодого поэ- та-чудотворца. Те немногочисленные факты его биографии, известные науке агиографии, говорят о том, что жизнь его была непростой и неровной, он много страдал и как человек и как бо гослов. Дело втом, что мысль его и вос приятие жизни не всегда умещались в жесткие правовые нормы монофизи- тского канона. Возможно именно за приверженность ко вселенской право славной христианской истине его пре- Павел. Интересно, что в это же время в Византии пишет свои духовные гим ны другой святой поэт —преподобный Симеон Новый Богослов. Эти два ав тора удивительно близки друг другу высотой духовного самоанализа, бес пощадной диагностикой человеческо го греха и бесконечного доверия Хрис товой любви. Позже Достоевский вы скажет мысль: «Как только каждый осознает, что он за всех виноват, тогда и наступит рай, именно это сознание соделает рай на земле, совпадающий с небесным Царством Божиим». В этом смысле Григор Нарекаци и его «Кни- Григор Нарекаии Вера и творчество Се го дня многие дея те ли искусств, впрочем так же как некоторые пре д с тави те ли духовенства , с к ло н ны разделя ть творческую дея те льнос ть человека и его духовную жизнь. Причин д ля э того сущ е ствуе т множество, но тем не менее нам кажется, что э то не потому что «уже не себе живу, но Тебе, моему Владыке и Господу». Любовь к Богу заставляет человека меняться так, чтобы быть ближе к Нему, чтобы при лепиться к Нему, не терять Его никог да. Поэтому творчество человека —это прежде всего спасение души. Всякий святой до конца земной жиз ни не прекращал этого невидимого внутреннего делания — творения се бя самого в Духе Святом. Результатом этой творческой деятельности яви лись дивные образы чистой и непороч ной жизни святых, факт существова ния которых, сам по себе уже являет ся чудом, а святые угодники по праву могут именоваться как художниками, так и произведениями искусства. Вся кий святой продолжает писать Еванге лие Христа —втекстах свОих творений, своими поступками и делами, образом своей жизни, наконец, святой пред ставляет миру образ воплощенного Евангелия. В этом смысле перед веру ющим человеком открывается широ кое поле самой активной и разнооб разной творческой деятельности. Современность с жестокой беспо щадностью ставит перед человеком проклятые вопросы. Одиночество, за силье греха, неминуемость смерти — обстоятельства, превращающие дейс твительность в трагедию человечест ва. И обращение к древним символам и личностям удовлетворяют потреб ность человека в поиске благодатного и созидательного покоя. В этом смыс ле Григор Нарекаци (фильм о котором был представлен в Мурманске в рам ках миссионерско-просветительской акции «Лики святости») — образ че ловека, ценность которого безуслов на, масштаб его всекосмичен и близок каждому, ищущему выход из лабирин та времен в вечность. Житие Григора Нарекаци не вполне нам-известно. Даже дату его рождения мы не можем назвать точно. Середина X века и начало XI —вот те, достаточно размытые рамки, которыми опреде ляют период его жизни и деятельнос ти. Вполне возможно, что к моменту своего отхода ко Господу он был чело Григор Нарекаци следовала какое-то время армянская церковь. Он был значительно выше конфессиональных и национальных ограничений. Страдания и пытливый ум открыли в его сердце образ подлин ного Бога —страдающего и любящего людей Христа. Итак, Святой Григор Нарекаци —это поэт конца первого тысячелетия, на чала второго. Мыв той же ситуации. Мы только что пережили конец второ го тысячелетия и вступили в третье. А перелом тысячелетий для христиани на всегда означал какие то эпохальные потрясения и открытия. Чувства пере живаемые нами во многом рифмуют ся с тем, что чувствовал Григор. В этом смысле он чрезвычайно нам близок. Нарекаци в своей «Книге скорбных песнопений» выдвинул мысль, глубо ко таящуюся в Евангелии: каждый ви новат за всех. Как говорил об этом пргі. Силуан Афонский: «Каждый человек должен видеть в себе и оплакивать грех Адама». Впоследствии, это было сфор- мулированов России Достоевским. Че ловеку необходимо покаяться во всех грехах, которые совершены человечес твом на протяжении всей истории. По чему я там не был и не предотвратил. Это главная тема «Книги скорби» Гри гора Нарекаци. Когда автор описывает какой-либо грех, он считает его своим грехом и кается в нем. «Первый среди грешников —я», —как говорил апостол вполне правильно. Святоотеческая ли те ра тур а п р е д ла га е т нам соверш енно иной п о д хо д к п роб лем е и счи тае т эти две сферы бытия не только те сно связан ными м еж д у со б ою , но составляющими единое не разрывное це ло е . га скорбных песнопений» —это очень важный запев для мировой христиан ской культуры, не будем забывать, что лишь несколькими столетиями позже на западе появятся христианские мыс лители и философы, имена которых сейчас у всех на устах. К примеру та кие как блаженный Августин и Данте Алигьери. Они питались духовными истоками, которые впервые мы обна руживаем в творчестве святых мона- хов-аскетов, живших вХ-ХІ веках: Си меона Нового Богослова и Григора На рекаци. Из сказанного выше с необходимос тью можно утверждать, что подлинное творчество возможно лишь в недрах веры в Бога, с призванием имени Гос пода и ради Его святого имени, пото му что оно есть — Его удел. Человек, творящий для себя самого или покор но следующий страстям этого мира, не внесет в вечность ничего —его тво рение погибнет вместе с этим миром в последний день, когда создадутся но вое небо и новая земля. Господь сотворил мир из ничего и без помощников, будучи Всесильным. Человек нуждается в материале для своего творчества, а также в помощи свыше, его собственных сил явно не достаточно для творчества. «Без Меня не можете творить ничего»? —говорит Господь, а значит Он Сам направля ет руку человека, подчинившего Ему свое сердце, свою волю и свой разум. В порыве любви душа прилепляется Богу —и оказывается единомышлен- на с Ним, и одновременно совершен но свободна: любовь Божья не зна ет никакого принуждения. И тогда Создатель со своим созданием вмес те «творят все новое». Эту тайну под линного творчества открыл для себя Св. Григор Нарекаци. Суть ее в синте зе веры и искусства, в синергии —с о творчестве Бога и человека. Эту тай ну, как простую истину, он предлагает постичь и нам —сегодняшним читате лям «Книги скорбных песнопений», тысячелетний юбилей которой мы ра достно ныне празднуем. Игумен ДАНИИЛ (Ииіматов)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz