Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
----------------------------------------------------- ---------------------------------- t-------------- МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 5 _ _ — ...... архиепископ Новгородский, благословил Антония на том месте, где пристал к берегу плывущий камень, основать монастырь. Позже колокол преподобного Антония хра нился у его святых мощей. В середине XI века коло кола уже висели при храме святой Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининс кой церквах в Киеве, а также во Владимире, на Клязьме, в Полоцке, Новгороде-Се- верском и некоторых других русских городах. Из древ нейших сохранившихся ко локолов начала XII века най ден колокол, привезенный, по преданию, основателем его из Рима, в новгородский Антониев монастырь. Из первых летописных свиде тельств о литье колоколов на Руси является свидетельство 1259 года, когда князь Дани ил Галицкий перевез колоко ла и иконы из Киева в Холм: «Колоколы принесе ис Кие ва, другие ту солье» (Пухна- чевЮ. 1991. С. 11). Значительную роль на Руси в распространении колоко лов сыграли особенности ее географического расположе ния с огромными пространс твами. При значительной удаленности поселений ост ро возникала необходимость в быстром и доступном сп о собе оповещения народа о различных событиях (Кова- ливВ .В . 2003. С. 19). Имел особую заботу о ко локольном звоне Троицкого Сергиева монастыря и пре подобный Никон Радонеж ский. При основании о би тели Сергием Радонежским в обители использовались только била и клепала, а при Никоне отливались уже ко локола. Один никоновский или «Чудотворцев» около 40 пудов сохранился и до наших дней. Колокола отливались с разным значением: набат ные, чтобы вызвать у людей чувство тревоги — «Началь ник всем полкам велел/ Сби раться к б ою ./ Зазвенел/ На батный колокол» или «От- куда-то издалека доносился звон набатного колокола»; благовесты —для умиротво ренного воздействия надушу человека, от чего в России их и считали символами едине ния, покоя и преображения. Кроме набатных и благовес тов имелись вестовые, пода ющие сообщения о прибли жении врага — «...да над во рота де надобеть для всполо хов по колоколу вестовому» (Тосин С. 2002. С. 234); цар ские — жертвованные царс твенными особами монасты рям и церквам; золотые, зо лоченые — шесть подобных колоколов от 16 до 720 кило граммов известны в городе Таре в Сибири, при церкви Казанской Божьей Матери, вызолоченные татарским ме щанином Семеном Можаи- тиновым. Легенда гласит, что любим ый брат этого мещани на попал в степи по торговым делам в плен к киргизам. Уз нал брат об этом и зарок дал, что если пленник благопо лучно из плена возвратится, то он позолотит колокола. И когда брат вернулся, брат вы полнил данный обет. «Среди прочих предметов перед о с новным погребением (сарко фагом) найдено 5 золотых ко локолов...» (Тосин С. 2002. С. 238) и «...възгремеша своими златыми колоколы...» (Ска зание о Мамаевом побоище. С .238.); хрустальные —тако вой весом семь килограммов передан городу Тобольску, как символ всероссийского форума туристических орга низаций; лыковые — опаль Анатолий Сергиенко. Набат ные, разбитые и связанные лыком; осадные —эти пред назначались для оповещения горожан о нападении непри ятеля —«Стражие же увидев- ше с церкви заводных людей во вратах стоящих, начяшя бити в осадный колокол» (Тосин С. 2002. С. 244); крас ные —с красным (красивым) звоном — «Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный пе реходи, с перезвону на трез вон, без задержки... верти и верти все!» (Тосин С. 2002. С. 244); а также вечевые, ссыльные, пленные и даже разбитые... По этому пово ду у М. И. Пыляева в книге «Старое житье» приводится Мария М ельникова. Колокольный звон. зависит от формы чаши, тол щины стенок, веса. Чем он тяжелее, тем ниже его голос. Существует легенда, о цар ском серебряном колоколе. М. И. Пыляев сообщает о крушение императорского поездамежду станциями Бор- ки и Тарановка близ Харько ва, которое состоялось 17 ок тября 1888 года. Последствия были крайне тяжелые: погиб л о —21 человек, ранены —24- е, но, как чудо —из царской семьи никто не пострадал. И по мысли архиепископа Ам вросия и инициативе духо венства Харьковской епар хии в память об этом чудес ном спасении царственных особ было принято решение отлить колокол из чистого серебра. 14 октября 1890 го да двадцатипудовый коло кол был поднят и укреплен на первом ярусе колокольни Харьковского Успенского кафедрального собора. Известен трехсотлетний деревянный колокол из цер кви святого Власия в немец ком городе Брауншвейге и каменный колокол Соловец кого монастыря. Отливали колокола и из чугуна. Один из чугунных колоко лов находился в Досифеевой пустыне на берегу Шексны. Предание гласит, что коло кол сей подарен старцу До- сифею самим Иоанном Гроз ным. Известен чугунный ко локол и в Женеве, отлитый в 1610 году. В Эфиопии были глиняные. В Швеции в начале XIX века появились стеклян ные колокола, а в 1929 году в Германии в городе Мейсене немецким мастером в 1929 году был изготовлен целый набор из 37 фарфоровых ко локолов от самого маленько го до большого, и каждый из них издавал определенный тон музыкального звукоряда. Некоторые церкви Европы имеют и стальные колокола, у которых для мягкости зву ка железные языки снабже ны бронзовыми накладками. Известны также колокола берестяные и кожаные... Надежда Большакова член Союза писателей России Александр Косничев. У Сысоя. 1970 Петр Козорезенко (мл). Звонарь. Петр. Оссовский. Набатный колокол России рассказ о разбитом колоколе села Мошка Муромского уез да Владимирской губернии, в древности вотчины князей Воротынских. «На колоколь не этой церкви есть колокол с надписью, что он пожертво ван в 1546 году князем Алек сеем Ивановичем Воротынс ким. Колокол этот давно раз бит, но народ бережет его как святыню, и каждый из стари ков этого села во время Пас хи хоть один раз побывает на колокольне, чтоб ударить в разбитый колокол. Народное предание почему-то почита ет этот колокол за святость» (Пыляев М.И. 2000. С. 472). Были «колокола» и полити ческие... Однако вернемся к мед ным глашатаям, которым приписывались сп о собн о с ти говорить и слышать че ловеческую речь, чувство вать и переживать. И не муд рено, ведь колокол имеет свою голову, шейку, тулово, оплечье, голос, язык, губы, уши, плащ, юбку, рубашку, колпак. Многие имеют свои прозвища и даже свою судь бу. Голос колокола несет в себе гармоничное сочетание сразу нескольких звуков, что Н.Большакова. Малиновый звон. 2006. -ф- '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz