Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

----------------------------------------------------- ---------------------------------- t-------------- МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 5 _ _ — ...... архиепископ Новгородский, благословил Антония на том месте, где пристал к берегу плывущий камень, основать монастырь. Позже колокол преподобного Антония хра­ нился у его святых мощей. В середине XI века коло­ кола уже висели при храме святой Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининс­ кой церквах в Киеве, а также во Владимире, на Клязьме, в Полоцке, Новгороде-Се- верском и некоторых других русских городах. Из древ­ нейших сохранившихся ко­ локолов начала XII века най­ ден колокол, привезенный, по преданию, основателем его из Рима, в новгородский Антониев монастырь. Из первых летописных свиде­ тельств о литье колоколов на Руси является свидетельство 1259 года, когда князь Дани ­ ил Галицкий перевез колоко­ ла и иконы из Киева в Холм: «Колоколы принесе ис Кие­ ва, другие ту солье» (Пухна- чевЮ. 1991. С. 11). Значительную роль на Руси в распространении колоко­ лов сыграли особенности ее географического расположе­ ния с огромными пространс­ твами. При значительной удаленности поселений ост­ ро возникала необходимость в быстром и доступном сп о ­ собе оповещения народа о различных событиях (Кова- ливВ .В . 2003. С. 19). Имел особую заботу о ко­ локольном звоне Троицкого Сергиева монастыря и пре­ подобный Никон Радонеж­ ский. При основании о би ­ тели Сергием Радонежским в обители использовались только била и клепала, а при Никоне отливались уже ко­ локола. Один никоновский или «Чудотворцев» около 40 пудов сохранился и до наших дней. Колокола отливались с разным значением: набат­ ные, чтобы вызвать у людей чувство тревоги — «Началь­ ник всем полкам велел/ Сби­ раться к б ою ./ Зазвенел/ На­ батный колокол» или «От- куда-то издалека доносился звон набатного колокола»; благовесты —для умиротво­ ренного воздействия надушу человека, от чего в России их и считали символами едине­ ния, покоя и преображения. Кроме набатных и благовес­ тов имелись вестовые, пода­ ющие сообщения о прибли­ жении врага — «...да над во­ рота де надобеть для всполо­ хов по колоколу вестовому» (Тосин С. 2002. С. 234); цар­ ские — жертвованные царс­ твенными особами монасты­ рям и церквам; золотые, зо­ лоченые — шесть подобных колоколов от 16 до 720 кило­ граммов известны в городе Таре в Сибири, при церкви Казанской Божьей Матери, вызолоченные татарским ме­ щанином Семеном Можаи- тиновым. Легенда гласит, что любим ый брат этого мещани­ на попал в степи по торговым делам в плен к киргизам. Уз­ нал брат об этом и зарок дал, что если пленник благопо­ лучно из плена возвратится, то он позолотит колокола. И когда брат вернулся, брат вы­ полнил данный обет. «Среди прочих предметов перед о с ­ новным погребением (сарко­ фагом) найдено 5 золотых ко­ локолов...» (Тосин С. 2002. С. 238) и «...възгремеша своими златыми колоколы...» (Ска­ зание о Мамаевом побоище. С .238.); хрустальные —тако­ вой весом семь килограммов передан городу Тобольску, как символ всероссийского форума туристических орга­ низаций; лыковые — опаль­ Анатолий Сергиенко. Набат ные, разбитые и связанные лыком; осадные —эти пред­ назначались для оповещения горожан о нападении непри­ ятеля —«Стражие же увидев- ше с церкви заводных людей во вратах стоящих, начяшя бити в осадный колокол» (Тосин С. 2002. С. 244); крас­ ные —с красным (красивым) звоном — «Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный пе­ реходи, с перезвону на трез­ вон, без задержки... верти и верти все!» (Тосин С. 2002. С. 244); а также вечевые, ссыльные, пленные и даже разбитые... По этому пово­ ду у М. И. Пыляева в книге «Старое житье» приводится Мария М ельникова. Колокольный звон. зависит от формы чаши, тол­ щины стенок, веса. Чем он тяжелее, тем ниже его голос. Существует легенда, о цар­ ском серебряном колоколе. М. И. Пыляев сообщает о крушение императорского поездамежду станциями Бор- ки и Тарановка близ Харько­ ва, которое состоялось 17 ок­ тября 1888 года. Последствия были крайне тяжелые: погиб­ л о —21 человек, ранены —24- е, но, как чудо —из царской семьи никто не пострадал. И по мысли архиепископа Ам­ вросия и инициативе духо­ венства Харьковской епар­ хии в память об этом чудес­ ном спасении царственных особ было принято решение отлить колокол из чистого серебра. 14 октября 1890 го­ да двадцатипудовый коло­ кол был поднят и укреплен на первом ярусе колокольни Харьковского Успенского кафедрального собора. Известен трехсотлетний деревянный колокол из цер­ кви святого Власия в немец­ ком городе Брауншвейге и каменный колокол Соловец­ кого монастыря. Отливали колокола и из чугуна. Один из чугунных колоко­ лов находился в Досифеевой пустыне на берегу Шексны. Предание гласит, что коло­ кол сей подарен старцу До- сифею самим Иоанном Гроз­ ным. Известен чугунный ко­ локол и в Женеве, отлитый в 1610 году. В Эфиопии были глиняные. В Швеции в начале XIX века появились стеклян­ ные колокола, а в 1929 году в Германии в городе Мейсене немецким мастером в 1929 году был изготовлен целый набор из 37 фарфоровых ко­ локолов от самого маленько­ го до большого, и каждый из них издавал определенный тон музыкального звукоряда. Некоторые церкви Европы имеют и стальные колокола, у которых для мягкости зву­ ка железные языки снабже­ ны бронзовыми накладками. Известны также колокола берестяные и кожаные... Надежда Большакова член Союза писателей России Александр Косничев. У Сысоя. 1970 Петр Козорезенко (мл). Звонарь. Петр. Оссовский. Набатный колокол России рассказ о разбитом колоколе села Мошка Муромского уез­ да Владимирской губернии, в древности вотчины князей Воротынских. «На колоколь­ не этой церкви есть колокол с надписью, что он пожертво­ ван в 1546 году князем Алек­ сеем Ивановичем Воротынс­ ким. Колокол этот давно раз­ бит, но народ бережет его как святыню, и каждый из стари­ ков этого села во время Пас­ хи хоть один раз побывает на колокольне, чтоб ударить в разбитый колокол. Народное предание почему-то почита­ ет этот колокол за святость» (Пыляев М.И. 2000. С. 472). Были «колокола» и полити­ ческие... Однако вернемся к мед­ ным глашатаям, которым приписывались сп о собн о с ­ ти говорить и слышать че­ ловеческую речь, чувство­ вать и переживать. И не муд­ рено, ведь колокол имеет свою голову, шейку, тулово, оплечье, голос, язык, губы, уши, плащ, юбку, рубашку, колпак. Многие имеют свои прозвища и даже свою судь­ бу. Голос колокола несет в себе гармоничное сочетание сразу нескольких звуков, что Н.Большакова. Малиновый звон. 2006. -ф- '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz