Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
----------------------------------------------- ------------------------------------------------------ № 5-6, ИЮНЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА М о л о д е ж н а я д у х о в н о - п р о с в е т и т е л ь с к а я э к с п е д и ц и я «На звон колоколов» МУРМАНСК-КЕМЬ-ВЫТЕГРА-БЕЛОЗЕРСК -ВОЛОГДА-ТУТАЕВ-ЯРОСЛАВЛЬ-СУЗДАЛЬ-ВЛАДИМИР - МУРОМ-МОСКВА-СЕРГИЕВПОСАД-ПЕРЕСЛАВЛЬЗАЛЕССКИЙ-РОСТОВВЕЛИКИЙ-УГЛИЧ-ТВЕРЬ - ВАЛДАЙ - ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД - ВЫРИЦА-ТИХВИН - ПЕТРОЗАВОДСК- МЕДВЕЖЕГОРСК - МУРМАНСК НА МУРМАНЕ уже стало доброй и утвердив шейся традицией проводить духовно-просве тительские славянские ходы и экспедиции, организованные совместно Епархией, Прави тельством Мурманской области итворческой интеллигенцией. Целями духовно просвети тельской деятельности является: обогащение участников духовной культурой русского на рода, воспитание патриотизма, общение, оз накомление людей с культурой нашего Коль ского края. Все это затем находит отражение вжурналах, альманахах, книгах посвященных этим поездкам, которые пользуются большим интересом по всей России. В программе запланировано посещение храмов, монастырей, мест культурного зна чения, встречи с представителями админис траций этих городов, творческой интелли генцией, посещение колокололитейных за водов. Заводы планируется посетить вТутае- ве и Москве. ВТутаеве колокола льют с 1992 года. В 1998-м предприятие реорганизуется, и сегодня это уже крупный завод с несколь кими специализированными, полностью оборудованными цехами. В настоящее вре мя здесь отливаются колокола в 700 пудов. Это единственное колокольное производс тво в современной России, где сохранена старинная ручная технология изготовления колокола по кружальным лекалам с литьем в глину. Директор завода литейщик Николай Шувалов. В Москве участники познакомятся с про изводством колокольного завода «ЛИТЭКС», оборудованного на базе литейного цеха ВНИИ металлургического машиностроения также с 1992 года канд. технических наук Ар темом Энгояном. Главная особенность тех нологии «ЛИТЭКС» - выполнение колоколов по выплавляемым моделям в керамическую форму. «ЛИТЭКС» изготовляет любые набо ры колоколов с массой большого колокола в500 пудов. Директор - Константин Володин. Надеемся услышать и знаменитые Ростовс кие колокольные звоны, звоны Великого Нов города, Ярославля идругих городов. ---- -------------------------------- Многообразие звуков, рожденных из круга Колокол! В этом слове музы ка звука, удар медного языка «кол о кол», в котором зву коподражательное слово с ударением корня kol являет ся производным от общесла вянского коікоіъ? Родствен но литовскому слову kalkalas того же значения; древнеин дийскому — kalakalah (шум, крики, звуки); французско му — cloche, немецкому — clocke от среднелатинско го —сіосса с одним обозна чением — колокол, или от греческого «калкун», в пере воде на русский «било». Если обратиться к генеа логии слова «колокол» или проще сказать его родослов ной, то увидим, что оно ухо дит к индоевропейскому язы ку и состоит из двух корней: коло — круг (отсюда и новое уменьшительное слово «коль цо»). Отсюда коло-бок, коло ворот, коло-солнца, коло-лу- ны, коло-кол — окружность (круг) в круге. Читаем над пись на колоколе Новоиеру салимского монастыря: «На чало коло, не имущее конца, безначального Отца, собез- начальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхож- дение от кола-венца исхож- дение Св. Духа от Отца, не раздельное Троицы всенераз- дельное бытие» (В. Горохов 2006. С. 37). Кол —глухой вариант кор ня гол («глагол» - совокуп ность звуков, возникающих в результате колебания голо совых связок). В соединении эти два понятия произво дят новый смысл слова «ко локол» — звук, рожденный из круга, что в свою очередь определяет и новый сим вол явления «колокол», как женского и мужского начал. Колокол — женское начало, язык — мужское, звук —ди тя, рожденное этими начала ми. То же самое происходит с кольцом. Кольцо — женс кое начало, палец —мужское. Кольцо, надетое на палец — символ нарождения нового начала —семьи. Известный карильонер из Бельгии ЙоХаазен указывает на сравнение структуры ко локола со структурой солнеч ной вселенной: «точка в сре дине (язык, солнце) и пери ферия по окружности (край, планеты), где рождаются зву ки или жизни» (Музыка ко локолов. 1999. С. 113). Йо Хаазен сообщает, что хороший колокол имеет еще более глубинный смысл, где речь идет уже о «равносто роннем треугольнике дух — душа — тело, силы которого в равновесном взаимодейс твии делают жизнь человека гармоничной и счастливой». И далее рассматривает это триединство, уже как могу щество - мудрость - любовь, которыми и определяется Божественность. В христи- ансве это триединство обо з начено как Отец, Сын и Дух Святой. Отец — могущест во (жизнь), Сын — мудрость (свет), Дух Святой —любовь (тепло) (Музыка колоколов. 1999. С. 117). На церковном языке коло кол именуется «кампан» —от названия римской провин ции Кампании, где из меди и были отлиты первые коло кола, с развалистым растру бом, ушами для подвески и с привешенным внутри би лом — языком. Что касается распространения колоколов на Западе, то произошло это благодаря папе Сабиану (604- 606). Именно он ввел офици альное колокольное звучание в церковную практику Римс кой церкви. После этого ко локола получили окончатель ное признание на территории Западной Европы и уже с VII века стали неотъемлемой час тью повседневной жизни ев ропейского города, а с XI ве ка — и села (Ковалив В.В. 2003. С. 14). Обряд освящения коло колов на Западе известен со времен Григория Великого (около 540—604). В Римском требнике по этому поводу су ществовала даже специаль ная молитва: «И когда звон его услышат сыны христиан, да возрастет в них вера, что бы, спеша на лоно благочес тивой матери, они воспели тебе в церкви новую песнь святых, разнеся в звуках глаз трубы, стройность струнных инструментов, приятность органа, услаждение кимва ла...» (Музыка колоколов. 1999. С. 26). А вот обычай крещения колоколов существует толь ко с конца X века и припи сывается папе Иоанну XIII, освятившему в 968 году для Лютеранской церкви боль шой колокол и давшему ему имя Иоанн. Позднее во вре мя совершения этого обряда колоколу полагались еще и восприемники, то есть крес тный отец и крестная мать. Крестили колокола в точнос ти, как младенцев, окропляя святой водой. На Руси первое упомина ние о колоколах найдено в Новгородской летописи 1066 года: «Приде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима» (Пухначев Ю. 1991. С. 11). А в житии преподобного святого Антония Римляни на, приплывшего чудесным образом на камне в Новгород в 1106 году из Италии также отмечается, что он «услыхал великий звон» к утреннему пению. Святитель Никита, - колокол! Это осознание пришло вдруг, свыше, и уже покидает меня. Я - колокол! Зовущий людей к миру, , Богу. Я - колокол! Я понимаю теперь, что душа моя может посылать в мир звуки набата, если она чем- то встревожена; разливаться малиновым звоном, если наполнена благодатью; смеяться озорным колокольчиком, если ей радостно; глухо постукивать боталом. в раздумьях о мире. Я - колокол! И душа моя открыта миру... Я - колокол! Ты - колокол! Он - колокол! Какой звон несем мы в мир? Благозвучный или дребезжащий; резкий или мелодичный. Все зависит он каждого из нас. Надежда Большакова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz