Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

----------------------------------------------- ------------------------------------------------------ № 5-6, ИЮНЬ 2009 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА М о л о д е ж н а я д у х о в н о - п р о с в е т и т е л ь с к а я э к с п е д и ц и я «На звон колоколов» МУРМАНСК-КЕМЬ-ВЫТЕГРА-БЕЛОЗЕРСК -ВОЛОГДА-ТУТАЕВ-ЯРОСЛАВЛЬ-СУЗДАЛЬ-ВЛАДИМИР - МУРОМ-МОСКВА-СЕРГИЕВПОСАД-ПЕРЕСЛАВЛЬЗАЛЕССКИЙ-РОСТОВВЕЛИКИЙ-УГЛИЧ-ТВЕРЬ - ВАЛДАЙ - ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД - ВЫРИЦА-ТИХВИН - ПЕТРОЗАВОДСК- МЕДВЕЖЕГОРСК - МУРМАНСК НА МУРМАНЕ уже стало доброй и утвердив­ шейся традицией проводить духовно-просве­ тительские славянские ходы и экспедиции, организованные совместно Епархией, Прави­ тельством Мурманской области итворческой интеллигенцией. Целями духовно просвети­ тельской деятельности является: обогащение участников духовной культурой русского на­ рода, воспитание патриотизма, общение, оз­ накомление людей с культурой нашего Коль­ ского края. Все это затем находит отражение вжурналах, альманахах, книгах посвященных этим поездкам, которые пользуются большим интересом по всей России. В программе запланировано посещение храмов, монастырей, мест культурного зна­ чения, встречи с представителями админис­ траций этих городов, творческой интелли­ генцией, посещение колокололитейных за­ водов. Заводы планируется посетить вТутае- ве и Москве. ВТутаеве колокола льют с 1992 года. В 1998-м предприятие реорганизуется, и сегодня это уже крупный завод с несколь­ кими специализированными, полностью оборудованными цехами. В настоящее вре­ мя здесь отливаются колокола в 700 пудов. Это единственное колокольное производс­ тво в современной России, где сохранена старинная ручная технология изготовления колокола по кружальным лекалам с литьем в глину. Директор завода литейщик Николай Шувалов. В Москве участники познакомятся с про­ изводством колокольного завода «ЛИТЭКС», оборудованного на базе литейного цеха ВНИИ металлургического машиностроения также с 1992 года канд. технических наук Ар­ темом Энгояном. Главная особенность тех­ нологии «ЛИТЭКС» - выполнение колоколов по выплавляемым моделям в керамическую форму. «ЛИТЭКС» изготовляет любые набо­ ры колоколов с массой большого колокола в500 пудов. Директор - Константин Володин. Надеемся услышать и знаменитые Ростовс­ кие колокольные звоны, звоны Великого Нов­ города, Ярославля идругих городов. ---- -------------------------------- Многообразие звуков, рожденных из круга Колокол! В этом слове музы­ ка звука, удар медного языка «кол о кол», в котором зву­ коподражательное слово с ударением корня kol являет­ ся производным от общесла­ вянского коікоіъ? Родствен­ но литовскому слову kalkalas того же значения; древнеин­ дийскому — kalakalah (шум, крики, звуки); французско­ му — cloche, немецкому — clocke от среднелатинско­ го —сіосса с одним обозна­ чением — колокол, или от греческого «калкун», в пере­ воде на русский «било». Если обратиться к генеа­ логии слова «колокол» или проще сказать его родослов­ ной, то увидим, что оно ухо­ дит к индоевропейскому язы­ ку и состоит из двух корней: коло — круг (отсюда и новое уменьшительное слово «коль­ цо»). Отсюда коло-бок, коло­ ворот, коло-солнца, коло-лу- ны, коло-кол — окружность (круг) в круге. Читаем над­ пись на колоколе Новоиеру­ салимского монастыря: «На­ чало коло, не имущее конца, безначального Отца, собез- начальное рождение Сына от Отца, а звукогласное исхож- дение от кола-венца исхож- дение Св. Духа от Отца, не­ раздельное Троицы всенераз- дельное бытие» (В. Горохов 2006. С. 37). Кол —глухой вариант кор­ ня гол («глагол» - совокуп­ ность звуков, возникающих в результате колебания голо­ совых связок). В соединении эти два понятия произво­ дят новый смысл слова «ко­ локол» — звук, рожденный из круга, что в свою очередь определяет и новый сим­ вол явления «колокол», как женского и мужского начал. Колокол — женское начало, язык — мужское, звук —ди ­ тя, рожденное этими начала­ ми. То же самое происходит с кольцом. Кольцо — женс­ кое начало, палец —мужское. Кольцо, надетое на палец — символ нарождения нового начала —семьи. Известный карильонер из Бельгии ЙоХаазен указывает на сравнение структуры ко­ локола со структурой солнеч­ ной вселенной: «точка в сре­ дине (язык, солнце) и пери­ ферия по окружности (край, планеты), где рождаются зву­ ки или жизни» (Музыка ко­ локолов. 1999. С. 113). Йо Хаазен сообщает, что хороший колокол имеет еще более глубинный смысл, где речь идет уже о «равносто­ роннем треугольнике дух — душа — тело, силы которого в равновесном взаимодейс­ твии делают жизнь человека гармоничной и счастливой». И далее рассматривает это триединство, уже как могу­ щество - мудрость - любовь, которыми и определяется Божественность. В христи- ансве это триединство обо з­ начено как Отец, Сын и Дух Святой. Отец — могущест­ во (жизнь), Сын — мудрость (свет), Дух Святой —любовь (тепло) (Музыка колоколов. 1999. С. 117). На церковном языке коло­ кол именуется «кампан» —от названия римской провин­ ции Кампании, где из меди и были отлиты первые коло­ кола, с развалистым растру­ бом, ушами для подвески и с привешенным внутри би­ лом — языком. Что касается распространения колоколов на Западе, то произошло это благодаря папе Сабиану (604- 606). Именно он ввел офици­ альное колокольное звучание в церковную практику Римс­ кой церкви. После этого ко­ локола получили окончатель­ ное признание на территории Западной Европы и уже с VII века стали неотъемлемой час­ тью повседневной жизни ев­ ропейского города, а с XI ве­ ка — и села (Ковалив В.В. 2003. С. 14). Обряд освящения коло­ колов на Западе известен со времен Григория Великого (около 540—604). В Римском требнике по этому поводу су­ ществовала даже специаль­ ная молитва: «И когда звон его услышат сыны христиан, да возрастет в них вера, что­ бы, спеша на лоно благочес­ тивой матери, они воспели тебе в церкви новую песнь святых, разнеся в звуках глаз трубы, стройность струнных инструментов, приятность органа, услаждение кимва­ ла...» (Музыка колоколов. 1999. С. 26). А вот обычай крещения колоколов существует толь­ ко с конца X века и припи­ сывается папе Иоанну XIII, освятившему в 968 году для Лютеранской церкви боль­ шой колокол и давшему ему имя Иоанн. Позднее во вре­ мя совершения этого обряда колоколу полагались еще и восприемники, то есть крес­ тный отец и крестная мать. Крестили колокола в точнос­ ти, как младенцев, окропляя святой водой. На Руси первое упомина­ ние о колоколах найдено в Новгородской летописи 1066 года: «Приде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима» (Пухначев Ю. 1991. С. 11). А в житии преподобного святого Антония Римляни­ на, приплывшего чудесным образом на камне в Новгород в 1106 году из Италии также отмечается, что он «услыхал великий звон» к утреннему пению. Святитель Никита, - колокол! Это осознание пришло вдруг, свыше, и уже покидает меня. Я - колокол! Зовущий людей к миру, , Богу. Я - колокол! Я понимаю теперь, что душа моя может посылать в мир звуки набата, если она чем- то встревожена; разливаться малиновым звоном, если наполнена благодатью; смеяться озорным колокольчиком, если ей радостно; глухо постукивать боталом. в раздумьях о мире. Я - колокол! И душа моя открыта миру... Я - колокол! Ты - колокол! Он - колокол! Какой звон несем мы в мир? Благозвучный или дребезжащий; резкий или мелодичный. Все зависит он каждого из нас. Надежда Большакова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz