Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 3 У (О 4 I Й ЛУГ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что еще за столетия - тысячелетия до Пятиде сятницы Нового Завета, этот день евреи отмечали как великий праз дник. Интересна его история. Этот пятидесятый день после еврейской Пасхи на Востоке всегда почитался, он знаменовал нечто новое вжизни людей. В глубокой древности этот день назывался «праздником седь- миц», или «праздником жатвы» (по- еврейски «Шавуот»). Еврейский на род вместе с плодами, жертвенными приношениями являлся перед лицо изошло вдень Пятидесятницы, т.е. в известный еврейский праздник, что именно все («разделяющиеся язы ки») были причастны этому собы тию, появился общий язык —язык веры во Христа. В сошествии благо дати особенным образом проявил ся харизматический характер новой веры. Изобилие даров Святого Духа подчеркивается схождением огня и даром говорения на иных языках. Событие Пятидесятницы не окончилось в Иерусалимской гор нице после схождения Святого Духа Это делает ап. Павел, ввиду осо бой специфики своей миссии, Лу ка же просто, рассказывая об исто рии Церкви, сообщает об обильном действии благодати вверующих (Де- ян 2.43; 5.12). Помимо всего прочего апостолы совершают дивные чудеса (исцеление хромого — Деян. 3), и главный акцент Лукой делается не на самом чуде, но на словах пропо веди, последовавшей за чудом. Ма ло того, апостолы искренне недо умевают, увидев восхищенную ре- акциюлюдей(12ст.): «...мужи Изра- День Рождения христианской Церкви Основная идея Евангелий - подтвержде ние факта, что в мир во Христе пришло спасение, в книге Деяний Апостольских основная мысль - сошествие Святого Духа на апостолов, Святая Пятидесятни ца, начало Церкви. В это день сомнева ющиеся, слабые, неуверенные апостолы превратились в огненных провозвестни ков Христа, они приняли в свои глубины, в свое немощное существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле. Кроме того, именно со дня Пятидесятни цы в сердца всех христиан вкладывает ся сокровище Святого Духа и именно с этого дня христианство начинает тор жественное шествие по планете. Собы тие Пятидесятницы знаменует новую веху в истории человечества и открывает опыт новой жизни, жизни «в Духе Святом». Яхве, подтверждая верность Богу, открывшемуся народу (Пар. 8.13). Затем этот праздник был осмыс лен, как событие Союза Завета на горе Синай, ибо путь из Египетско го плена до горы длился около пяти десяти дней. При большом стечении народа Богу приносились жертвы, евреи пели псалмы, вкушали общую трапезу. В этот-то день и произошло, столь значимое для истории хрис тианства событие. Вместо торжес тва земного изобилия Новый Завет являет изобилие небесных даров. Книга Деяний насыщенно расска зывает о том, что произошло с апос толами на пятидесятый день после Воскресения Христова. «При наступлении дня Пятиде сятницы все они (апостолы) бы ли единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несу щегося сильного ветра, и наполнил весьдом, где они находились. И яви лись им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про- вещавать» (Деян. 2. 1-4). Рассказ апостола Луки является свидетельством самого раннего по коления христиан,вероятно,самих святыхапостолов, например, Петра. Евангелист Лука подчеркивает, что схождение Духа на апостолов про- на апостолов. Это был лишь первый и самый потрясающий для древних христиан факт. Уже позже излия ние «такого же дара», но только для язычников наблюдалось в Кесарии, в доме римлянина Корнилия (Де ян. 10.44-48). Некоторые богосло вы называют это излияние Святого Духа «единым процессом, но двук ратным событием», отныне приоб щившим всю полноту человечества к Богу. Пятидесятница - не такой дар, по лучив который можно успокоиться и жить в благодатном свете всю ос тавшуюся жизнь. Дар Духа подает ся нам и з -з а ... нашей немощи. «Дух Святой сходит на нас не только по тому, что мы уже непостижимым образом соединены со Христом, а и потому, что мы немощны, мы бес сильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти». Именно поэтому, прекрасно пони мая, что человек в одиночку ничего не сможет, только в Церкви и толь ко в общине Тела Христова он име ет силы творить чудеса и через не го будет действовать Дух Святой, апостол Лука так много места уделя ет описанию образа жизни первых христиан. Сам апостол Лука подробно не останавливается на харизмах, дан ных Богом разным членам церкви. ильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сде лали то,что он ходит?» Ощущение близости и действен ности силы Святого Духа не узурпи- ровалосьапостолами. Кэтойжизнив Духе призывались все окружающие и это тоже несомненный факт дейс твия Святого Духа. Так сразу после Пятидесятницы крестились около трех тысяч человек (Деян. 2.38-41), в дальнейшем о крещении многократ но говорится (Деян. 8.12,36; 9.18; 10.47-48). После того как Филипп крестил самарян, апостолы специ ально послали к самарянам Петра и Иоанна, что бы низвести на них Святого Духа (Деян. 8.14-17). Пятидесятница — это не когда- то бывшее и прошедшее событие, действие Святого Духа не закончи лось там, в Сионской горнице или в Палестине апостольских вре мен, о которых повествует книга Деяний. Пятидесятница не только начало Церкви, но и ее постоян но продолжающееся бытие. Д ей с твие Святого Духа приходит и в на шу современность, когда человек входит в сакраментальную, таинс твенную жизнь Церкви, т.е. участ вует в Таинствах, когда живет так, как это заповедано в Евангелии. Кандидат богословия игумен Александр (Болдовский) н ю н п н я в н в н н в ш ш Икона «Святая Троица» «Святая Троица» - самая известная древнерус ская икона, написанная преподобным Андреем Рублевым (1360-1430). Ветхозаветный сюжет гостеприимства Авра ама превращается в иконографию Святой Троицы, которая впоследствии на Стоглавом Соборе была представлена как образец для подражания. Кто есть кто на иконе? Можно ли здесь каждого изображенного ангела соотносить с ипостасями Троицы или это неправомочно? Толкований может быть много, и иногда бывают крайности. Профессор церковного искусства Успенский просто пишет:«.. .как в Символе веры, так и здесь мы можем говорить слева направо о каждой ипостаси». Это не единственная интерпретация, но она находит наибольшее число подтверждений. В древности, если иудеи говорили об Ангеле Господнем и двух Ангелах, его сопровождавших, то раннехристианские авторы толковали: Христос и два ангела, т.к. эти два ангела символизируют присутствие других ипостасей. Незримая ипостась Бога Отца присутствует в иконном образе, и ее олицетворяет один из ангелов, другой ангел символизирует Духа Святого. Не противоречит толкованию, и то, что Христос во плоти, имеет антропоморфные (человекоподобные) черты. Средний Ангел имеет клав - царственную золотую ленту на плече. Мы видим повороты голов. На заднем плане три изображения: домик, деревце и холм. Дом - образ божественного домостроительства, дерево - образ крестного древа, горка - восхождение вверх, горе. Идейным и композиционным центром иконы является Чаша с агнцем - прообраз агнца новозаветного, жертвы. Для Преподобного Андрея и для христиан эта Чаша - начало новой вечной жизни, заключение Нового завета с человечеством. На трапезе (стол) по центру спереди - некое отверстие. В древнерусских храмах сзади в престолах находилось отверстие, куда вкладывались священные сосуды. Получается, что мы смотрим на престол с горнего места алтаря храма, и это - как бы ангелы, сослужащие Христу. Это сослужение Вселенской Литургии. На иконе у всех трех ангелов чистые нимбы, без крестов, но это, скорее всего результат реставрации. Иван Грозный впоследствии задаст два вопроса Стоглавому Собору 1551 г.: один из них, как правильно изображать Ангелов: всех ли троих с крестчатыми нимбами, или только центрального. Собор ответит, что правильнее всех троих. Более древние изображения встречаются с одним крестчатым нимбом. Сегодня подлинник иконы находится в Третьяковской галерее Москвы, а на ее историческом месте вТроице-Сергиевой Лавре - копия художника-реставратора Баранова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz