Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 3 У (О 4 I Й ЛУГ ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, что еще за столетия - тысячелетия до Пятиде­ сятницы Нового Завета, этот день евреи отмечали как великий праз­ дник. Интересна его история. Этот пятидесятый день после еврейской Пасхи на Востоке всегда почитался, он знаменовал нечто новое вжизни людей. В глубокой древности этот день назывался «праздником седь- миц», или «праздником жатвы» (по- еврейски «Шавуот»). Еврейский на­ род вместе с плодами, жертвенными приношениями являлся перед лицо изошло вдень Пятидесятницы, т.е. в известный еврейский праздник, что именно все («разделяющиеся язы­ ки») были причастны этому собы­ тию, появился общий язык —язык веры во Христа. В сошествии благо­ дати особенным образом проявил­ ся харизматический характер новой веры. Изобилие даров Святого Духа подчеркивается схождением огня и даром говорения на иных языках. Событие Пятидесятницы не окончилось в Иерусалимской гор­ нице после схождения Святого Духа Это делает ап. Павел, ввиду осо­ бой специфики своей миссии, Лу­ ка же просто, рассказывая об исто­ рии Церкви, сообщает об обильном действии благодати вверующих (Де- ян 2.43; 5.12). Помимо всего прочего апостолы совершают дивные чудеса (исцеление хромого — Деян. 3), и главный акцент Лукой делается не на самом чуде, но на словах пропо­ веди, последовавшей за чудом. Ма­ ло того, апостолы искренне недо­ умевают, увидев восхищенную ре- акциюлюдей(12ст.): «...мужи Изра- День Рождения христианской Церкви Основная идея Евангелий - подтвержде­ ние факта, что в мир во Христе пришло спасение, в книге Деяний Апостольских основная мысль - сошествие Святого Духа на апостолов, Святая Пятидесятни­ ца, начало Церкви. В это день сомнева­ ющиеся, слабые, неуверенные апостолы превратились в огненных провозвестни­ ков Христа, они приняли в свои глубины, в свое немощное существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле. Кроме того, именно со дня Пятидесятни­ цы в сердца всех христиан вкладывает­ ся сокровище Святого Духа и именно с этого дня христианство начинает тор­ жественное шествие по планете. Собы­ тие Пятидесятницы знаменует новую веху в истории человечества и открывает опыт новой жизни, жизни «в Духе Святом». Яхве, подтверждая верность Богу, открывшемуся народу (Пар. 8.13). Затем этот праздник был осмыс­ лен, как событие Союза Завета на горе Синай, ибо путь из Египетско­ го плена до горы длился около пяти­ десяти дней. При большом стечении народа Богу приносились жертвы, евреи пели псалмы, вкушали общую трапезу. В этот-то день и произошло, столь значимое для истории хрис­ тианства событие. Вместо торжес­ тва земного изобилия Новый Завет являет изобилие небесных даров. Книга Деяний насыщенно расска­ зывает о том, что произошло с апос­ толами на пятидесятый день после Воскресения Христова. «При наступлении дня Пятиде­ сятницы все они (апостолы) бы­ ли единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несу­ щегося сильного ветра, и наполнил весьдом, где они находились. И яви­ лись им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про- вещавать» (Деян. 2. 1-4). Рассказ апостола Луки является свидетельством самого раннего по­ коления христиан,вероятно,самих святыхапостолов, например, Петра. Евангелист Лука подчеркивает, что схождение Духа на апостолов про- на апостолов. Это был лишь первый и самый потрясающий для древних христиан факт. Уже позже излия­ ние «такого же дара», но только для язычников наблюдалось в Кесарии, в доме римлянина Корнилия (Де­ ян. 10.44-48). Некоторые богосло­ вы называют это излияние Святого Духа «единым процессом, но двук­ ратным событием», отныне приоб­ щившим всю полноту человечества к Богу. Пятидесятница - не такой дар, по­ лучив который можно успокоиться и жить в благодатном свете всю ос­ тавшуюся жизнь. Дар Духа подает­ ся нам и з -з а ... нашей немощи. «Дух Святой сходит на нас не только по­ тому, что мы уже непостижимым образом соединены со Христом, а и потому, что мы немощны, мы бес­ сильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти». Именно поэтому, прекрасно пони­ мая, что человек в одиночку ничего не сможет, только в Церкви и толь­ ко в общине Тела Христова он име­ ет силы творить чудеса и через не­ го будет действовать Дух Святой, апостол Лука так много места уделя­ ет описанию образа жизни первых христиан. Сам апостол Лука подробно не останавливается на харизмах, дан­ ных Богом разным членам церкви. ильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сде­ лали то,что он ходит?» Ощущение близости и действен­ ности силы Святого Духа не узурпи- ровалосьапостолами. Кэтойжизнив Духе призывались все окружающие и это тоже несомненный факт дейс­ твия Святого Духа. Так сразу после Пятидесятницы крестились около трех тысяч человек (Деян. 2.38-41), в дальнейшем о крещении многократ­ но говорится (Деян. 8.12,36; 9.18; 10.47-48). После того как Филипп крестил самарян, апостолы специ­ ально послали к самарянам Петра и Иоанна, что бы низвести на них Святого Духа (Деян. 8.14-17). Пятидесятница — это не когда- то бывшее и прошедшее событие, действие Святого Духа не закончи­ лось там, в Сионской горнице или в Палестине апостольских вре­ мен, о которых повествует книга Деяний. Пятидесятница не только начало Церкви, но и ее постоян­ но продолжающееся бытие. Д ей с ­ твие Святого Духа приходит и в на­ шу современность, когда человек входит в сакраментальную, таинс­ твенную жизнь Церкви, т.е. участ­ вует в Таинствах, когда живет так, как это заповедано в Евангелии. Кандидат богословия игумен Александр (Болдовский) н ю н п н я в н в н н в ш ш Икона «Святая Троица» «Святая Троица» - самая известная древнерус­ ская икона, написанная преподобным Андреем Рублевым (1360-1430). Ветхозаветный сюжет гостеприимства Авра­ ама превращается в иконографию Святой Троицы, которая впоследствии на Стоглавом Соборе была представлена как образец для подражания. Кто есть кто на иконе? Можно ли здесь каждого изображенного ангела соотносить с ипостасями Троицы или это неправомочно? Толкований может быть много, и иногда бывают крайности. Профессор церковного искусства Успенский просто пишет:«.. .как в Символе веры, так и здесь мы можем говорить слева направо о каждой ипостаси». Это не единственная интерпретация, но она находит наибольшее число подтверждений. В древности, если иудеи говорили об Ангеле Господнем и двух Ангелах, его сопровождавших, то раннехристианские авторы толковали: Христос и два ангела, т.к. эти два ангела символизируют присутствие других ипостасей. Незримая ипостась Бога Отца присутствует в иконном образе, и ее олицетворяет один из ангелов, другой ангел символизирует Духа Святого. Не противоречит толкованию, и то, что Христос во плоти, имеет антропоморфные (человекоподобные) черты. Средний Ангел имеет клав - царственную золотую ленту на плече. Мы видим повороты голов. На заднем плане три изображения: домик, деревце и холм. Дом - образ божественного домостроительства, дерево - образ крестного древа, горка - восхождение вверх, горе. Идейным и композиционным центром иконы является Чаша с агнцем - прообраз агнца новозаветного, жертвы. Для Преподобного Андрея и для христиан эта Чаша - начало новой вечной жизни, заключение Нового завета с человечеством. На трапезе (стол) по центру спереди - некое отверстие. В древнерусских храмах сзади в престолах находилось отверстие, куда вкладывались священные сосуды. Получается, что мы смотрим на престол с горнего места алтаря храма, и это - как бы ангелы, сослужащие Христу. Это сослужение Вселенской Литургии. На иконе у всех трех ангелов чистые нимбы, без крестов, но это, скорее всего результат реставрации. Иван Грозный впоследствии задаст два вопроса Стоглавому Собору 1551 г.: один из них, как правильно изображать Ангелов: всех ли троих с крестчатыми нимбами, или только центрального. Собор ответит, что правильнее всех троих. Более древние изображения встречаются с одним крестчатым нимбом. Сегодня подлинник иконы находится в Третьяковской галерее Москвы, а на ее историческом месте вТроице-Сергиевой Лавре - копия художника-реставратора Баранова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz