Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

12 № 5-6, ИЮНЬ 2009 _____ щ и тттттш • * U i 1 И ‘ -Г-.. «Л *5 ' — « -& -г г»'- • МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П Р И К О С Н О В Е Н И Е К В Е Ч Н О С Т И СЕРГИЕНКО Анатолий Александрович Заслуженный работник культуры Рф, заслуженный художник России, создатель и руководитель флотской изостудии. Его работы хранятся вмузеях Санкт- , Петербурга, Запорожья, Вологды, Тампере и Рованиеми, Кеми (Финляндия)... Всобраниях президентов России и Белоруссии, короля Норвегии. Вмузеях Клюева вВытегре, Есенина вМурманске, вмузее саамской литературы и письменности вРевде. толием Сергиенко, выставку четырех художников закрыли. И двери вы­ ставочных залов Запорожья оказа­ лись для Сергиенко закрытыми. Вот он и поехал к брату на Север. Думал на некоторое время, оказалось надо­ лго, сердцем прижился. И вот выстав­ ка картин по библейским сюжетам. Год 2009-й. Не отказался художник от библейской темы не смотря ни на что. Разумеется, он не схимник, не книжник в библейском смысле сло­ ва. Все и сверкает полными краска- Предтеча» и другие... На выставке ра­ бот шестнадцать, а у художника этих работ гораздо больше. В полотнах Сергиенко нет детали­ зации. Написаны по принципу сов­ ременного «авангарда». Цветовое ре­ шение картин воспринимается как ощущение света. По выставке про­ шла —заряд бодрости получила. По­ сетители между собой переговарива­ ются, многим решение картин не по­ нятно. Североморский поэт подошел к художнику: «Что такое «Пьета»?» Библейские сюжеты в творчестве художника «В мировом искусстве на века остают­ ся произведения, в которых поднята и решается вечная тема —борьба добра со злом, стремление к идеалу духов­ ной красоты. Почти вся история мирового искус­ ства —это попытка постижения и зоб­ разительными средствами библейс­ ких истин, создание образов, которые могут стать примером для духовного совершенствования человека», —ут­ верждает Анатолий Сергиенко в про­ спекте выставки картин на библейс­ кие сюжеты «Прикосновение к веч­ ности», прошедшей в выставочном зале г. Североморска. Я прохожу по выставочному залу от картины к картине, вглядываясь в изображения, а в голове —призна­ ние Сергея Есенина звучит: «Школу я кончил церковно-приходскую, и нас там этой Библией, как кашей, корми­ ли и какая прекрасная книжища, если глазами поэта прочесть! Мне понра­ вилось, что там все так громадно и ни на что другое в жизни не похоже. Бы­ ло мне лет 12 —и я все думал: вот бы стать пророком и говорить такие сло­ ва, чтобы было и страшно, и непонят­ но, и за душу брало...» Есенин изучал Библию в церковно-приходской шко­ ле и во второклассной учительской школе. Откуда у художника Сергиен­ ко знание Библии? Ведь, вглядываясь в картины на выставке, чувствуешь: и страшно, и непонятно, и за душу бе­ рет. И вечное передано современной живописью. Да, художник предлагает каждому зрителю выставки быть с о ­ участником созданного на полотне образа. Картину надо ощущать, само­ му дорисовывать события. А с Библией Анатолий Алек­ сандрович знаком с детства — Биб­ лия у бабушки была. И с детства книга притягивала, тянуло рисовать ее. Это сегодня в моду вошло и говорить, и писать на библейские темы. А для ху­ дожника Сергиенко писать библей­ ские сюжеты —это прикосновение к вечности. Он, украинец, родившийся 13 июня 1946 года в Запорожье, закончивший художественное училище в Днепро­ петровске, участвующий в художес­ твенных выставках на родине, вдруг переехал на Север: с 1972 года живет и работает в Североморске. Причи­ на —гобелен «Начало». «Сложный по композиции: Адам и Ева образуют од­ но лицо, чуть поодаль змей, яблоко, деревья. И как уж так случилось —не понятно, но главный организатор вы­ ставки — обкомовский чиновник — неожиданно увидел в них буденовца. То, что это не рубака из Первой конной, а первые на земле мужчина и женщина открылось только на вы­ ставке. Один из партийных работни­ ков, знакомившийся с экспозицией, вдруг разглядел очевидное: «Какой буденовец? Да это же Адам и Ева...» Партиец, которому так приглянулся псевдобуденовец, тут же, побагровев, сорвал гобелен со стены. Принялись искать крамолу и в остальных рабо­ тах Сергиенко», —об этом Анатолий Александрович рассказал Дмитрию Коржову. А я здесь повествую об этом потому, что на выставке нет этого го- Благовещение белена, но есть автопортрет молодого художника, написанный в 70-х годах времени той запорожской поры. Пор­ трет художника дан на фоне образа святого князя Владимира. Так что эта выставка —не дань сегодняшней мо­ де писать о религиозном. Об этой вы­ ставке мечталось еще в ту давнюю по­ ру. Художник признается: «Библия — это огромное пространство, огромная глубина, которую я уже десятилетия для себя открываю. Это настольная книга жизни, и меня притягивает в ней не внешняя канва событий, а пси­ хологизм образов, общечеловеческие ценности, борьба добра со злом. Мне кажется, это книга — для очищения души человека». Сейчас, когда церковь, религия за­ нимают все большее место в жизни общества, даже становятся «модой» и на выставках —это воспринимается сегодня естественно и вызывает ин­ терес. А в 1971 году за изображение Христа с чашей, выполненное Ана- Тайная вечеря Ангел ми, все одухотворено в полотнах ху­ дожника. Только картины по биб ­ лейским сюжетам, выполненные североморским художником, в совре­ менной манере и неожиданно, и сме­ ло. В выставочном зале представлено 16 работ: «Народ собирает манну не­ бесную», «Святой Георгий Победо­ носец», «Тайная вечере», «Убийство Авеля», «Сошествие во ад», «Спаси­ тель», «Вход в Иерусалим», «Иоанн - Художник объясняет: «Пьета — Пи- ета, от итальянского слова, означает милосердие, а в изобразительном и с­ кусстве это сцена оплакивания Хрис­ та Богоматерью». Подходим к карти­ не, разглядываем изображение —го­ рестную объемную слезу Богоматери. Изображение символично, но энер­ гия плача передана и цветом краски, и линией потока слез, и объемом слезы. Уверена, не забудет этого библейско­ го сюжета поэт, ведь художник своей картиной призвал его к сотворчеству: дорисовать в воображении само со ­ бытие —трагедию оплакивания Хрис­ та Богоматерью. Открывая выставку, Анатолий Александрович сказал: «Это выставка КАРТИН на библейские сюжеты, а не ИКОНЫ. Для написания икон нужно благословение священника. Здесь же свободное творчество художника со ­ здает картины на библейские сюжеты. Художник не рассказывает библейс­ кие сюжеты, он берет библейский об ­ раз и свободно творит его так, как он сам его принимает, вот так его и созда­ ет, предлагая и тем, кто смотрит на эти картины домыслить, дорисовать, до- вообразить решение этого образа. «На моих картинах интерпретация не уви-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz