Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
12 № 5-6, ИЮНЬ 2009 _____ щ и тттттш • * U i 1 И ‘ -Г-.. «Л *5 ' — « -& -г г»'- • МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П Р И К О С Н О В Е Н И Е К В Е Ч Н О С Т И СЕРГИЕНКО Анатолий Александрович Заслуженный работник культуры Рф, заслуженный художник России, создатель и руководитель флотской изостудии. Его работы хранятся вмузеях Санкт- , Петербурга, Запорожья, Вологды, Тампере и Рованиеми, Кеми (Финляндия)... Всобраниях президентов России и Белоруссии, короля Норвегии. Вмузеях Клюева вВытегре, Есенина вМурманске, вмузее саамской литературы и письменности вРевде. толием Сергиенко, выставку четырех художников закрыли. И двери вы ставочных залов Запорожья оказа лись для Сергиенко закрытыми. Вот он и поехал к брату на Север. Думал на некоторое время, оказалось надо лго, сердцем прижился. И вот выстав ка картин по библейским сюжетам. Год 2009-й. Не отказался художник от библейской темы не смотря ни на что. Разумеется, он не схимник, не книжник в библейском смысле сло ва. Все и сверкает полными краска- Предтеча» и другие... На выставке ра бот шестнадцать, а у художника этих работ гораздо больше. В полотнах Сергиенко нет детали зации. Написаны по принципу сов ременного «авангарда». Цветовое ре шение картин воспринимается как ощущение света. По выставке про шла —заряд бодрости получила. По сетители между собой переговарива ются, многим решение картин не по нятно. Североморский поэт подошел к художнику: «Что такое «Пьета»?» Библейские сюжеты в творчестве художника «В мировом искусстве на века остают ся произведения, в которых поднята и решается вечная тема —борьба добра со злом, стремление к идеалу духов ной красоты. Почти вся история мирового искус ства —это попытка постижения и зоб разительными средствами библейс ких истин, создание образов, которые могут стать примером для духовного совершенствования человека», —ут верждает Анатолий Сергиенко в про спекте выставки картин на библейс кие сюжеты «Прикосновение к веч ности», прошедшей в выставочном зале г. Североморска. Я прохожу по выставочному залу от картины к картине, вглядываясь в изображения, а в голове —призна ние Сергея Есенина звучит: «Школу я кончил церковно-приходскую, и нас там этой Библией, как кашей, корми ли и какая прекрасная книжища, если глазами поэта прочесть! Мне понра вилось, что там все так громадно и ни на что другое в жизни не похоже. Бы ло мне лет 12 —и я все думал: вот бы стать пророком и говорить такие сло ва, чтобы было и страшно, и непонят но, и за душу брало...» Есенин изучал Библию в церковно-приходской шко ле и во второклассной учительской школе. Откуда у художника Сергиен ко знание Библии? Ведь, вглядываясь в картины на выставке, чувствуешь: и страшно, и непонятно, и за душу бе рет. И вечное передано современной живописью. Да, художник предлагает каждому зрителю выставки быть с о участником созданного на полотне образа. Картину надо ощущать, само му дорисовывать события. А с Библией Анатолий Алек сандрович знаком с детства — Биб лия у бабушки была. И с детства книга притягивала, тянуло рисовать ее. Это сегодня в моду вошло и говорить, и писать на библейские темы. А для ху дожника Сергиенко писать библей ские сюжеты —это прикосновение к вечности. Он, украинец, родившийся 13 июня 1946 года в Запорожье, закончивший художественное училище в Днепро петровске, участвующий в художес твенных выставках на родине, вдруг переехал на Север: с 1972 года живет и работает в Североморске. Причи на —гобелен «Начало». «Сложный по композиции: Адам и Ева образуют од но лицо, чуть поодаль змей, яблоко, деревья. И как уж так случилось —не понятно, но главный организатор вы ставки — обкомовский чиновник — неожиданно увидел в них буденовца. То, что это не рубака из Первой конной, а первые на земле мужчина и женщина открылось только на вы ставке. Один из партийных работни ков, знакомившийся с экспозицией, вдруг разглядел очевидное: «Какой буденовец? Да это же Адам и Ева...» Партиец, которому так приглянулся псевдобуденовец, тут же, побагровев, сорвал гобелен со стены. Принялись искать крамолу и в остальных рабо тах Сергиенко», —об этом Анатолий Александрович рассказал Дмитрию Коржову. А я здесь повествую об этом потому, что на выставке нет этого го- Благовещение белена, но есть автопортрет молодого художника, написанный в 70-х годах времени той запорожской поры. Пор трет художника дан на фоне образа святого князя Владимира. Так что эта выставка —не дань сегодняшней мо де писать о религиозном. Об этой вы ставке мечталось еще в ту давнюю по ру. Художник признается: «Библия — это огромное пространство, огромная глубина, которую я уже десятилетия для себя открываю. Это настольная книга жизни, и меня притягивает в ней не внешняя канва событий, а пси хологизм образов, общечеловеческие ценности, борьба добра со злом. Мне кажется, это книга — для очищения души человека». Сейчас, когда церковь, религия за нимают все большее место в жизни общества, даже становятся «модой» и на выставках —это воспринимается сегодня естественно и вызывает ин терес. А в 1971 году за изображение Христа с чашей, выполненное Ана- Тайная вечеря Ангел ми, все одухотворено в полотнах ху дожника. Только картины по биб лейским сюжетам, выполненные североморским художником, в совре менной манере и неожиданно, и сме ло. В выставочном зале представлено 16 работ: «Народ собирает манну не бесную», «Святой Георгий Победо носец», «Тайная вечере», «Убийство Авеля», «Сошествие во ад», «Спаси тель», «Вход в Иерусалим», «Иоанн - Художник объясняет: «Пьета — Пи- ета, от итальянского слова, означает милосердие, а в изобразительном и с кусстве это сцена оплакивания Хрис та Богоматерью». Подходим к карти не, разглядываем изображение —го рестную объемную слезу Богоматери. Изображение символично, но энер гия плача передана и цветом краски, и линией потока слез, и объемом слезы. Уверена, не забудет этого библейско го сюжета поэт, ведь художник своей картиной призвал его к сотворчеству: дорисовать в воображении само со бытие —трагедию оплакивания Хрис та Богоматерью. Открывая выставку, Анатолий Александрович сказал: «Это выставка КАРТИН на библейские сюжеты, а не ИКОНЫ. Для написания икон нужно благословение священника. Здесь же свободное творчество художника со здает картины на библейские сюжеты. Художник не рассказывает библейс кие сюжеты, он берет библейский об раз и свободно творит его так, как он сам его принимает, вот так его и созда ет, предлагая и тем, кто смотрит на эти картины домыслить, дорисовать, до- вообразить решение этого образа. «На моих картинах интерпретация не уви-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz