Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 11 І I О 3 Н А І і И Е Начало на стр. 1 Во второй половине 60-х годов Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву. Пе чатники нашли приют в Заблудове, в имении Григория Александрови ча Ходкевича, наивысшего гетма на Великого княжества Литовско го, одного из богатейших и знатней ших магнатов. В 1569 году Иван Ф е доров вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем завершили печатание Учительного евангелия — сборника «бесед и поучений» с толкованием евангельских текстов. Вскоре Петр Тимофеев Мстиславец уехал в Виль ну, а Иван Федоров остался в Заблу дове, где в 1570 году напечатал Псал тырь с Часословцем. И эта книга ис пользовалась в процессе обучения. Однако вскоре заблудовская типог рафия прекратиладеятельность, при чиной чему была старость Г. А. Ход и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена матери алу для чтения. Это не только молит вы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учи телям и ученикам. В послесловии о своей роли соста вителя он написал: «еже писах вам, не от себе, но от божествен ных апостол и богоносных святых отец уч ения ,... от грамматикии мало нечто ради скоро го младенческого научения». Некото рые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Иван Федоров проявил с е бя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантли вый педагог. В детском учебнике из ложены поучения о воспитании, ко торое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлю- ши друг друга и прощение дарующе». «...Семен духовная семена по вселенной» кевича. Гетман подарил первопечат нику деревню и предлагал остаться, но Иван Федоров отказался, проявив неукротимую силу духа и стремление отдать жизнь великому делу просве щения народа. Первопечатник пере носит типографскую деятельность во Львов, где и была в 1574 году напеча тана Азбука —первый печатный вос точнославянский учебник. Книга Ивана Федорова не имеет никакого заглавия, поэтому ее на зывают еще и азбукой, и граммати кой. Составлена она из пяти 8-лис тных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старо славянском языке. Первую страницу занимают 45 строчных букв кирил лицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероят но, такой прием повторения алфави та помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослага- тельный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Дальше идут три раздела, знакомящие учени ков с элементами грамматики. В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повели тельная и сказательная» дает сведе ния об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По ортографии» содержит отдельные слова для чте ния, записанные полностью или с о кращенно. Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. “край строки”), или азбучной молитве каж дая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начи нается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, Первые ростки гуманистической пе дагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством, а скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки и явилась на чалом целой эпохи, которую изучает букваристика. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник —выхо дец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воево ды князя Константина Константино вича Острожского. Здесь в 1578 году он печатает издание, которое позже выросло в знаменитую Острожскую Академию, Азбуку. Книга богаче украшена. Здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы — первые буквы абзаца высотой в одну или не сколько строк, выполненные в виде орнамента. Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в кон це ее Иван Федоров впервые опубли ковал великолепный памятник сла вянской литературы —«Сказание, ка- ко состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром. Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена, по его словам, тому, что бы «по свету рассеивать и всем раз давать духовную пищу». Острожская азбука еще раз подтверждает это —где бы Москвитин ни основывал типог рафию, везде издавал книги для обу чения чтению и письму. Важной вехой в истории буква- ристики стал иллюстрированный, так называемый Лицевой букварь КАРИОНА ИСТОМИНА, гравиро ванный Леонтием Буниным. Кари он Истомин — известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVI1 века. Для обучения цар ских детей ( в том числе и юного Пет ра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но глав ная его заслуга заключается в созда нии «Букваря в лицах», — лицевого (иллюстрированного) букваря, рабо та над которым продолжалась в тече ние несколькихлет. Сначала был подготовлен рукопис ный экземпляр, расписанный золо том и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой эк земпляр получили двоюродные сест ры царевича, малолетние дочери ца ря Иоанна Алексеевича. Одновременно шла работа по под готовке к изданию «Букваря» для бо лее широкого его распространения. Но для издания типографским сп о собом «Букварь» представлял опре деленные трудности, так как был б о гато иллюстрирован. Для исполне ния своего замысла К. Истомин при влек известного гравера —печатника Леонтия Бунина, специалиста по гра вированию на медных пластинках. Роль Л. Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора. Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Мос ковском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Наверху изображен Христос, обу чающий детей. В руках у детей свит ки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу — посвящение в стихах, где упоминается имя соста вителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь сла вянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинс ких и польских со образованиями ве щей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых». От всех известных предыдущих букварей этот отличается и содержа нием, и структурой. Каждой букве от водится отдельная страница, на кото рой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур. За фигурным инициалом (заглавная буква)следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным зна кам. Целая строка посвящается изоб ражению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попыт ка одновременного постижения ал фавита славянского, греческого и ла тинского. Центральную часть стра ницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, назва ния которых начинаются с данной буквы. Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку, представлены мифологи ческие, библейские существа и пер сонажи (змей, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди раз ных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Амери ка, Африка, Азия), предметы, при меняемые в богослужении (потир, хоругвь, епитрахиль, митра, аналой и др.) Из церковных текстов в «Бук варь» включены краткие молитвы. Всего в букваре 400 рисунков. За канчивается каждая страница сти хами, в которых также называются предметы на нужную букву. Издание было значительным ша гом вперед в развитии книгопеча тания, в распространении русской гравюры на металле. На пороге XVIИ века был создан новый учебник, от ражающий педагогические идеи рус ского просветителя, новые тенден ции русского искусства, западноев ропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание является памятником книжной куль туры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития про свещения в XVI11веке. Виктория БАКУЛА Б укварь Кариона Ис томина можно счи тать своеобразной де тской энциклопеди ей, так как тексты книг вместе с иллюстраци ями, помимо обучения чтению, расширяли кру гозор учащихся. Таким образом составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педа гогом Яном Амосом Ко- .................. ..wKwuiijjj ^уш ш “ менским, с произведе- __ г ниями которого был знаком. В этом «Букваре», в отличие от предыдущих (напри мер, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов (брань, град и т.д.). Подобные приемы только через сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz