Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2009 11 І I О 3 Н А І і И Е Начало на стр. 1 Во второй половине 60-х годов Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву. Пе­ чатники нашли приют в Заблудове, в имении Григория Александрови­ ча Ходкевича, наивысшего гетма­ на Великого княжества Литовско­ го, одного из богатейших и знатней­ ших магнатов. В 1569 году Иван Ф е­ доров вместе с Петром Тимофеевым Мстиславцем завершили печатание Учительного евангелия — сборника «бесед и поучений» с толкованием евангельских текстов. Вскоре Петр Тимофеев Мстиславец уехал в Виль­ ну, а Иван Федоров остался в Заблу­ дове, где в 1570 году напечатал Псал­ тырь с Часословцем. И эта книга ис­ пользовалась в процессе обучения. Однако вскоре заблудовская типог­ рафия прекратиладеятельность, при­ чиной чему была старость Г. А. Ход­ и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена матери­ алу для чтения. Это не только молит­ вы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учи­ телям и ученикам. В послесловии о своей роли соста­ вителя он написал: «еже писах вам, не от себе, но от божествен ных апостол и богоносных святых отец уч ения ,... от грамматикии мало нечто ради скоро­ го младенческого научения». Некото­ рые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Иван Федоров проявил с е ­ бя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантли­ вый педагог. В детском учебнике из­ ложены поучения о воспитании, ко­ торое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлю- ши друг друга и прощение дарующе». «...Семен духовная семена по вселенной» кевича. Гетман подарил первопечат­ нику деревню и предлагал остаться, но Иван Федоров отказался, проявив неукротимую силу духа и стремление отдать жизнь великому делу просве­ щения народа. Первопечатник пере­ носит типографскую деятельность во Львов, где и была в 1574 году напеча­ тана Азбука —первый печатный вос­ точнославянский учебник. Книга Ивана Федорова не имеет никакого заглавия, поэтому ее на­ зывают еще и азбукой, и граммати­ кой. Составлена она из пяти 8-лис­ тных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старо­ славянском языке. Первую страницу занимают 45 строчных букв кирил­ лицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероят­ но, такой прием повторения алфави­ та помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослага- тельный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Дальше идут три раздела, знакомящие учени­ ков с элементами грамматики. В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повели­ тельная и сказательная» дает сведе­ ния об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По ортографии» содержит отдельные слова для чте­ ния, записанные полностью или с о ­ кращенно. Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. “край строки”), или азбучной молитве каж­ дая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начи­ нается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, Первые ростки гуманистической пе­ дагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством, а скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки и явилась на­ чалом целой эпохи, которую изучает букваристика. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник —выхо­ дец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воево­ ды князя Константина Константино­ вича Острожского. Здесь в 1578 году он печатает издание, которое позже выросло в знаменитую Острожскую Академию, Азбуку. Книга богаче украшена. Здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы — первые буквы абзаца высотой в одну или не­ сколько строк, выполненные в виде орнамента. Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в кон­ це ее Иван Федоров впервые опубли­ ковал великолепный памятник сла­ вянской литературы —«Сказание, ка- ко состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром. Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена, по его словам, тому, что­ бы «по свету рассеивать и всем раз­ давать духовную пищу». Острожская азбука еще раз подтверждает это —где бы Москвитин ни основывал типог­ рафию, везде издавал книги для обу­ чения чтению и письму. Важной вехой в истории буква- ристики стал иллюстрированный, так называемый Лицевой букварь КАРИОНА ИСТОМИНА, гравиро­ ванный Леонтием Буниным. Кари­ он Истомин — известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVI1 века. Для обучения цар­ ских детей ( в том числе и юного Пет­ ра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но глав­ ная его заслуга заключается в созда­ нии «Букваря в лицах», — лицевого (иллюстрированного) букваря, рабо­ та над которым продолжалась в тече­ ние несколькихлет. Сначала был подготовлен рукопис­ ный экземпляр, расписанный золо­ том и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой эк­ земпляр получили двоюродные сест­ ры царевича, малолетние дочери ца­ ря Иоанна Алексеевича. Одновременно шла работа по под­ готовке к изданию «Букваря» для бо ­ лее широкого его распространения. Но для издания типографским сп о ­ собом «Букварь» представлял опре­ деленные трудности, так как был б о ­ гато иллюстрирован. Для исполне­ ния своего замысла К. Истомин при­ влек известного гравера —печатника Леонтия Бунина, специалиста по гра­ вированию на медных пластинках. Роль Л. Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора. Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Мос­ ковском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Наверху изображен Христос, обу­ чающий детей. В руках у детей свит­ ки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу — посвящение в стихах, где упоминается имя соста­ вителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь сла­ вянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинс­ ких и польских со образованиями ве­ щей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых». От всех известных предыдущих букварей этот отличается и содержа­ нием, и структурой. Каждой букве от­ водится отдельная страница, на кото­ рой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур. За фигурным инициалом (заглавная буква)следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным зна­ кам. Целая строка посвящается изоб­ ражению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попыт­ ка одновременного постижения ал­ фавита славянского, греческого и ла­ тинского. Центральную часть стра­ ницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, назва­ ния которых начинаются с данной буквы. Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку, представлены мифологи­ ческие, библейские существа и пер­ сонажи (змей, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди раз­ ных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Амери­ ка, Африка, Азия), предметы, при­ меняемые в богослужении (потир, хоругвь, епитрахиль, митра, аналой и др.) Из церковных текстов в «Бук­ варь» включены краткие молитвы. Всего в букваре 400 рисунков. За­ канчивается каждая страница сти­ хами, в которых также называются предметы на нужную букву. Издание было значительным ша­ гом вперед в развитии книгопеча­ тания, в распространении русской гравюры на металле. На пороге XVIИ века был создан новый учебник, от­ ражающий педагогические идеи рус­ ского просветителя, новые тенден­ ции русского искусства, западноев­ ропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание является памятником книжной куль­ туры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития про­ свещения в XVI11веке. Виктория БАКУЛА Б укварь Кариона Ис­ томина можно счи­ тать своеобразной де­ тской энциклопеди­ ей, так как тексты книг вместе с иллюстраци­ ями, помимо обучения чтению, расширяли кру­ гозор учащихся. Таким образом составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педа­ гогом Яном Амосом Ко- .................. ..wKwuiijjj ^уш ш “ менским, с произведе- __ г ниями которого был знаком. В этом «Букваре», в отличие от предыдущих (напри­ мер, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов (брань, град и т.д.). Подобные приемы только через сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz