Миссионерская православная газета. 2009 г. № 5-6. Июнь.

10 № 5 -6 , ИЮН Ь 20 0 9 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА (uufia . Ж ■- _ _ БЛАГОЧЕСТИЕ н а д е л е Всякий ли дар угоден Богу? «...Когда приносите вжертву слепое, не худо ли это? Или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (книга пророка Малахии) ...Говоря о жертве, следу­ ет начать с любви. Любовь — одно из самых загадочных явлений нашего мира, в ней нуждается каждый вне зави­ симости от пола, возраста, национальности, религиоз­ ной принадлежности, соци ­ ального статуса или матери­ ального положения. Каждый хочет, чтобы еголюбили. Же­ лание Любви — одно из са­ мых возвышенных стремле­ ний человека, но есть бла­ годетель, превосходящая его —это готовность любить. Людей, готовых и умеющих любить гораздо меньше, чем тех, кто ищет Любви. Существует множество оп ­ ределений того, что такое любовь. Чаще всего, гово­ ря о ней, мы имеем ввиду ее чувственную, эмоциональ­ ную составляющую. Сама же любовь гораздо сложней и многогранней. Прежде все­ го, если так можно выразить­ ся, любовь имеет направлен­ ность или выражаясь языком точных наук- вектор. Думая о любви большинство людей подсознательно подразуме­ вает ту любовь, вектор кото­ рой направлен в их сторону т.е. проще говоря, они хотят, чтобы их любили, любили та­ кими, какие они есть, со все­ ми их недостатками и изъ­ янами. Если учесть прагма­ тичность современного о б ­ щества —желание подобного рода вполне закономерно, но от этого оно не перестает быть эгоистичным. Некото­ рые психологи ,с подачи пя­ тидесятников новой волны , успешно пропагандируют, мягко говоря, весьма сомни ­ тельную с христианской точ­ ки зрения теорию: «прежде чем возлюбить ближнего, необходимо полюбить себя, ведь даже в Библии сказано: «...возлюби ближнего своего, как самого себя», поэтому до тех пор пока Вы не полюбите себя, вы не сможете любить и уважать своих ближних». Однако мы —христиане по­ нимаем, что следование по­ добному совету взращивает в человеке эгоизм и тщесла­ вие. Святой Апостол, говоря о Любви, в числе прочего го­ ворит так: «Любовь...не ищет своего» (1 Кор. 13.4). Это та самая, истинная Любовь- готовая отдавать и жертво­ вать собой ради другого. Лю ­ бовь, не ищущая для себя, но стремящаяся себя отдавать. А возможна ли любовь без жертвы и возможна ли жерт­ ва без любви? В Священном Писании есть примеры жертв без люб­ ви, жертв не угодных, а пото­ му и не принятых Господом. Однако, если человек лю ­ бит — он готов отдать самое лучшее и дорогое из того, что он имеет. Приходящие в храм люди и приносящие Господу свои пожертвования (при этом со ­ вершенно неважно в какой форме выражена их жертва, будь это или свеча, или д е ­ ньги, которые они опускают в церковную кружку, или целе­ вые пожертвования на строи­ тельство, ремонт и благоус­ тройство храма), приходят к Богу либо —как к Отцу, либо — как к Господину от благо­ расположения которого зави­ сит исход важного дела. Множество людей прихо­ дящих в храм, приходят для того, чтобы просить помо­ щи у Бога, но заходя в цер­ ковную лавку, некоторые из них ведут себя как на торжи­ ще, забывая о том, что це­ на свечи — это не стоимость труда, затраченного на ее из­ готовление — это цена того, насколько их сердце распо­ ложено к Богу. Если за самую тоненькую свечу мы пожер­ твуем свой дневной зарабо­ ток и сделаем это от чистого сердца, это будет угоднее Бо­ гу, чем самая большая свеча, купленная нами за монетку, которую поленился бы под­ нять даже нищий. Со скорбью сердца, прихо­ дится признать, что множес­ тво людей в нашей стране утратили понимание истин­ ного смысла жертвы, поэто­ му мы — христиане должны снизойти с любовью к людям забывшим о том, что храм — это не торговый дом и не сфера обслуживания рели­ гиозных потребностей, это дом Божий, место обитания Благодати, место, где жажду­ щая душа обретает единение с Творцом всего сущего. Испокон веков люди жер­ твовали Богу самое лучшее и дорогое из своего имения. Принося жертву, они делали это старательно и с усерди­ ем : «Я усердно принесу тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи» (Пс.53.8). В Храм приносились начатки пер­ вых плодов каждого ново­ го урожая, люди посвящали Богу перворожденное от лю ­ бого скота. Жертвуя ч ем -ли ­ бо Богу или отдавая на Храм, люди тщательно следили за тем, чтобы их приноше­ ние не имело никакого изъ­ яна, а уж тем более порока, не допускались даже пятна на шкуре животного. В Свя­ щенном Писании об этом сказано: «никакого животно­ го, на котором есть порок не приносите Господу, ибо это не принесет Вам благоволе­ ния» (Лев.22.20). Кроме того, десятая часть всех доходов, посвящалась Богу, либо ви­ де пожертвования на Храм, либо в виде помощи нужда­ ющимся. Закон обязывал че­ ловека заботиться о тех, кто лишен средств к существо­ ванию: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не д о ­ жинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградни­ ка твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в виног­ раднике не поднимай; оставь это бедному и пришельцу» (Лев. 19.9) Но кто из нас не наблюдал сцены, когда в ма­ газине, хорошо одетый чело­ век буквально начинал охоту за покатившейся двухрубле­ вой монеткой? И поймав ее, на глазах старушки сжима­ ющей в руке целлофановый пакет с пятью картофелина­ ми, с победным и несколько смущенным видом, опускал в свой карман. Когда царь Давид пере­ носил Ковчег Завета — ве­ личайшую святыню Изра­ иля — обиталище Бога из Кариафа Иарима (города расположенного примерно в 10 км на северо-запад от И е­ русалима) в Иерусалим, на всем пути следования ковче­ га, через каждые шесть шагов он приносил в жертву одно ­ го тельца и одного овна. Ког­ да ковчег завета вошел в го­ род и приношения Богу были окончены, всему народу И з­ раиля от Дана до Вирсавии, было роздано по одному хле­ бу, по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому человеку. Но сердце Дави­ да на этом не успокоилось, вот его слова, слова чело­ века почитающего Господа: «...я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром...» (2 Царств 7.2) И потому назвал Бог Давида — «муж по сердцу Моему». Вспомним Соломона —сы­ на Давидова. При освящении Храма он принес в жертву 22 тыс. крупного и 120 тыс. мел­ кого скота. По окончании строительства им был созван весь народ «от входа в Емаф до реки Египетской», и уст­ роил царь праздник и угощал всякого, вне зависимости от его достатка, в течении семи дней. Сейчас время, когда наш народ вновь обретает своего Бога, мы заново учимся тому, что было естественным для наших предков. Время, когда в стране Церковь заставляли молчать, принесло свои пло­ ды, и сейчас мы пожинаем их в себе и в своих детях. Имен­ но поэтому сейчас происхо­ дит то, что было бы немысли­ мо всего несколько десятков лет назад: в церковной круж­ ке оказываются порванные купюры, в храм приносят поврежденные или утратив­ шие свою пару ювелирные изделия, ковры, испорчен­ ные домашними животны­ ми, безнадежно устаревшую оргтехнику (которую не уда­ лось продать), отслужившую свой срок мебель и бытовые приборы... Одним словом, случается, что люди «жерт­ вуют» на храм то, что им уже не нужно, но жалко выбро­ сить. Это не жертва, а если называть вещи своими име­ нами, этот акт передачи иму­ щества в дар церкви называ­ ется —утилизация. Жертвой можно назвать лишь то, что отдавая, человек в чем- то ущемляет себя. У каждого из нас разные д о ­ ходы: то, что по силе работа­ ющему человеку —не под си ­ лу пенсионеру, а что незамет­ но для бюджета состоятель­ ного человека —совершенно невозможно для служащего средней руки. Основной, но при этом не главный, при­ нцип жертвы достаточно прост, и он универсален для каждого: уделяй Господу то, что по силе твоей, но подно ­ шение твое должно превы­ сить то, что ты поднес бы в дар важному для тебя чело­ веку, и не испытывал бы при этом стыда перед ним. С иврита слово «жертва» (корбан) переводится, как «приближающее», «соеди­ няющее» и основная цель любой жертвы- это установ­ ление или укрепление наше­ го единения с Творцом. Но, чтобы жертва была приня­ та и угодна Богу, она должна представлять ценность для приносящего ее. Уделяющий не от избытка своего достат­ ка, а от избытка своего серд­ ца приятен Господу. А потому главный мотив любой жерт­ вы — Любовь, та самая, и с­ тинная Любовь, которая го­ това жертвовать собой ради другого, Любовь — не ищу­ щая для себя, но стремящая­ ся себя отдавать... ВАНЮХИН Илья Владимирович Ш Н П Ж От Марк И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие бога­ тые клали много. Придя же, одна бедная вдова по­ ложила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им.истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу ибо, все клали от избытка своего. А она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz